• Искусство освещения
  • Размещение картин, скульптур, ковров и других элементов
  • Оформление окон и дверных проемов
  • Комнатные растения в спальне
  • Глава 5. Оформление спальни

    Вы сделали ремонт в спальне, привели в порядок электропроводку, утеплили комнату, подобрали и расставили мебель. Однако для того, чтобы комната приобрела законченный вид, стала уютной, этого недостаточно. Для того чтобы завершить оформление, вам потребуется добавить еще несколько штрихов: подобрать и повесить шторы, выбрать люстры и бра и украсить комнату картинами, статуэтками и цветами.

    Искусство освещения

    Искусственное освещение очень важно для стильного и красивого современного интерьера спальни. Она имеет не только эстетическое, но и психологическое значение.

    При устройстве освещения и подсветок для каждой комнаты и всей квартиры в целом необходимо помнить о зрительном комфорте, который создает тот или иной источник света. Правильное освещение способствует благоприятной обстановке для отдыха или для выполнения домашней работы. Свет, падая на все предметы, объединяет их общим колоритом, создает определенное настроение.

    Необходимо помнить, что свет так же, как и цвет, способен зрительно увеличивать или уменьшать размеры комнаты. Например, для того чтобы спальня казалась меньше, при разработке свето-цветового решения нужно отдать предпочтение лампам с теплым свечением. Если же комната небольшая, то для ее зрительного увеличения при желании можно использовать люминисцентные лампы или обычные лампы накаливания с абажурами (плафонами) холодных оттенков.

    Эстетическая функция освещения состоит в том, чтобы подсветка соответствовала меблировке спальни, ее цветовому решению и другим элементам дизайна комнаты.

    Световое оформление жилого помещения способно влиять на состояние здоровья человека. Неправильное освещение может стать причиной головной боли, повышенной утомляемости, учащения пульса, повлиять на обмен веществ. Очень яркий свет вреден для глаз, он может вызвать психологический дискомфорт.

    Недостаточное освещение также отрицательно влияет на зрение. Кроме того, неправильно распределенные источники света в отдельных случаях способны вызвать некоторые аллергические реакции и даже конъюнктивит.

    Свет может влиять не только на восприятие цвета, но также и способствовать созданию рабочей обстановки, ощущению торжественности и т. д. Вместе с тем он может стать причиной болезненного состояния и психологической неудовлетворенности.

    Расположение источника света может быть центральным (как правило, светильники, подвешенные к потолку) и местным. Каждый из этих видов освещения имеет свое назначение. Центральный (или общий) светильник освещает все помещение, местные – зоны работы или отдыха.

    Следует отметить, что в светильники можно ставить лампы накаливания и люминесцентные лампы (лампы дневного света). Лампы накаливания различаются не только мощностью, но и цветом излучения, формой и т. д.

    Люминесцентные лампы имеют более ограниченное применение, нежели лампы накаливания. Они различаются по форме, характеру свечения, своему целевому назначению и чаще всего применяются для местного освещения. Люминесцентные лампы потребляют гораздо меньше энергии, чем лампы накаливания, поэтому их использование является более экономичным. Они почти не нагреваются, и их можно с успехом применять для подсветки комнатных растений.

    Освещение жилого помещения по целевому назначению разделяется на несколько видов: ориентирующее, рабочее и декоративное.

    Ориентирующее освещение. Этот вид предназначен для освещения всей площади жилого помещения. Используются лампы накаливания большей или меньшей мощности и лампы дневного света.

    Рабочее освещение. Этот вид освещения предназначен для рабочего места. Как правило, в качестве рабочего применяется местное освещение. В тех местах, где планируется создание рабочего освещения, в зависимости от характера работ можно применять лампы направленного освещения, чтобы поток света падал только на рабочее место.

    Декоративное освещение. Этот вид освещения предназначен для того чтобы с помощью подсветки или цвета светильника выделить в комнате какую-либо часть интерьера: угол, столик с красивой вазой, картину, портьеры и т. д. Иногда его называют экспозиционным (от лат. expositio – «выставлять напоказ»). В качестве декоративного освещения используются различные настольные лампы с цветными абажурами, настенные бра и другие светильники. Также можно использовать многоцветные вращающиеся светильники, которые создают в спальне уют и интимную атмосферу.

    Одной из главных составляющих оптимального светового решения является правильное распределение ярких участков света в комнате, а также интенсивность света в отдельных ее частях. Выразительность освещения заключается в сочетании степени освещенности и цвета освещаемого предмета или участка комнаты.

    Естественное психологическое восприятие уровней освещенности направлено от потолка к полу. Так, наиболее светлым участком комнаты должен быть потолок, который рекомендуется белить или оклеивать материалами светлых тонов. Стены могут быть темнее, в соответствии с размерами комнаты и ее интерьером.

    Самым темным местом спальни должен быть ее пол, выкрашенный краской более темного оттенка, покрытый линолеумом или паласом. Таким образом, большая или меньшая освещенность комнаты может зависеть не только от расположения и интенсивности источника света, но и от ее цветового решения, интерьера.

    При разработке светового решения жилого помещения используют способность различных предметов отражать свет, потому что световой поток делится на прямой и отраженный свет.

    Прямое освещение заключается в попадании луча на освещаемую поверхность. Отраженное освещение возможно благодаря светопреломлению. Оно заключается в отражении светового луча от какой-либо поверхности. Почти не отражают свет шероховатые, неполированные поверхности, а также ковры, паласы и т. д. Из всех предметов интерьера, пожалуй, только полированные изделия и зеркала способны наиболее ярко отражать падающий на них луч света. Поэтому они кажутся нам более светлыми, чем на самом деле.

    Кроме правильного распределения освещенных участков и использования свойства тех или иных предметов отражать свет, большое значение в световом решении жилого помещения имеет контраст между зонами со слабым и ярким освещением. Он особенно важен, если в спальне предусмотрено место для чтения или другой работы. Для того чтобы избежать зрительного и эмоционального переутомления, необходимо, чтобы в комнате доминировало центральное освещение, а место для чтения дополнительно освещалось лампой, свет которой падал бы непосредственно на книгу, рукопись и т. д. Для абажура лампы следует выбирать такие цвета, которые не раздражают глаза. Среди них наиболее благоприятным является зеленый цвет, т. к. он не вызывает усталости.

    Большая или меньшая яркость источника освещения зависит от степени мощности лампы накаливания. Если она имеет большую мощность, то может рассеивать более яркий свет, нежели лампа, имеющая низкую мощность.

    При оформлении спальни можно использовать различные цвета спектра. Например люстры и лампы, распространяющие желтый свет, подчеркивают цвет обоев или мебели, окрашенных в теплые тона (красный, оранжевый, желтый, коричневый и т. д.). Поверхности, окрашенные в холодные цвета, (синий, голубой, зеленый) при теплом освещении будут зрительно выгорать, обесцвечиваться. Поэтому при выборе цветового решения спальни необходимо заранее подумать об источниках освещения, чтобы все элементы интерьера гармонировали между собой.

    Еще одним немаловажным аспектом при разработке освещения спальни является способность предметов отбрасывать тень благодаря направленному свету. Прямое освещение с его свойством тенеобразования способствует выявлению четких линий, подчеркиванию рельефов и граней предметов интерьера.

    Основным достоинством отраженного света считается создание приглушенного освещения, которое, как правило, не образует теней. Такое освещение способствует отдыху, расслаблению, создает атмосферу уюта.

    Чтобы распределение световых и теневых участков было равномерным, рекомендуется использовать одновременно не более 2 источников освещения. При этом один из них должен давать прямой свет, а другой – отраженный. Кроме того, желательно, чтобы при дополнительном освещении (особенно при 3 и более источниках освещения), световые лучи не пересекались. В противном случае освещение будет вызывать раздражение.

    А теперь поговорим немного о светильниках, которым отводится важное место в дизайне интерьера и световом решении спальни.

    Все светильники подразделяются на несколько групп:

    – светильники общего освещения;

    – светильники местного освещения;

    – светильники комбинированного освещения.

    К светильникам общего освещения относятся различные многоламповые люстры или одноламповые светильники, снабженные 1 плафоном (рис. 20).

    Рис. 20. Светильники общего освещения


    Плафоны для светильников могут быть из различных материалов: хрусталя, прозрачного или матового стекла, термостойкой пластмассы и т. д. Их задача – равномерное рассеивание света по всему пространству комнаты.

    Форма светильников может быть самой разнообразной.

    По характеру рассеиваемого света все светильники общего освещения можно разделить на 5 категорий:

    – светильники прямого освещения;

    – светильники преимущественно прямого освещения;

    – светильники равномерно рассеянного освещения;

    – светильники преимущественно отраженного освещения;

    – светильники отраженного освещения.

    Осветительные приборы местного освещения могут иметь самую разнообразную форму (рис. 21).

    Рис. 21. Светильники местного освещения


    К ним относятся настольные лампы, одноламповые или двухламповые настенные бра, торшеры и т. д. Их задача – рассеивание света в конкретной функциональной зоне: на рабочем столе, месте для чтения.

    Достаточно удобны некоторые светильники, манипулируя которыми можно менять направление светового потока, в зависимости от настройки они могут распространять как прямой, так и отраженный свет (рис. 22).

    Рис. 22. Лампы


    Осветительные приборы комбинированного освещения могут одновременно использоваться как для общего, так и для местного освещения (рис. 23).

    Рис. 23. Светильник комбинированного освещения


    Они могут быть настольными и настенными и предполагают использование ламп накаливания высокой мощности и большого рассеивающего матово-белого или цветного абажура. Эти светильники очень декоративны, их зачастую делают из дорогих материалов.

    Так, например, промышленность выпускает светильники, основание которых делается из поделочных камней, оргстекла, особых сплавов пластмассы. Абажуры таких светильников могут быть из матового белого или цветного стекла, ситца, шелка и многих других тканей. Как правило, эти светильники имеют привлекательный вид, красивы. Их можно успешно использовать для оформления интерьера спальни.

    В отдельных случаях при разработке дизайна и организации света спальни можно прибегнуть к экспозиционному решению декоративного освещения комнаты. Для этого используют различные настенные или настольные комбинированные светильники.

    Кроме того, для подсветки отдельных участков комнаты существуют специальные низкие напольные светильники с передвижным или стационарным направлением светового потока.

    Вот пример светового решения комнаты. В зале вполне можно применять яркий свет, использовать многоламповые люстры и другие источники света. Зону для чтения и других видов отдыха рекомендуется оформить декоративной настольной лампой, бра. Такое же бра можно использовать для дополнительного освещения зеркала, трельяжа, его можно разместить над диваном или креслом.

    Таким образом, правильное сочетание центрального (общего) и местных источников освещения может создать уют, психологический комфорт, а также подчеркнуть достоинства интерьера спальни.

    Размещение картин, скульптур, ковров и других элементов

    Гармоничное сочетание формы и цвета мебели в общем колорите спальни, удачное светоцветовое решение, тщательный подбор предметов и аксессуаров интерьера в едином стиле способствует созданию благоприятной обстановки для отдыха и психологического комфорта. Как же наилучшим образом расположить в спальне предметы интерьера?

    Спальню не следует чрезмерно украшать. Психологи считают, что интерьер даже во сне продолжает воздействовать на человека. Можно поставить здесь один букет живых цветов с ненавязчивым запахом, повесить одну картину, написанную в спокойных тонах. Будут уместны также оригинальные светильники, настенные часы.

    Как уже говорилось, светильники могут быть как настенными, так и настольными и даже напольными. Они должны не только освещать комнату, но и придавать ей особый колорит, по желанию делая ее нарядно-праздничной, строгой или таинственной.

    Картину лучше всего повесить на стену, а не ставить на предметы мебели. Она должна находиться в поле зрения всех присутствующих в комнате. Если для картины не находится места, где бы она хорошо смотрелась, то не стоит вешать ее где-нибудь сбоку или в глубокой нише – лучше не вешать совсем. Кроме того, ее габариты должны соответствовать размерам спальни.

    Для нормального обзора картины необходимо иметь возможность встать от нее на определенном расстоянии. Чем больше размеры полотна, тем большее расстояние для обзора должно быть предусмотрено. Поэтому не следует большую картину вешать в маленькой комнате.

    Чтобы правильно подобрать размер графического или живописного полотна (оно не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким), нужно правильно соотнести габариты картины со свободным участком стены и всем пространством комнаты.

    Колорит картины должен гармонировать с цветовой гаммой окружающих предметов мебели и спальни в целом. Это касается и оформления самой картины, т. е. ее рамы. Например, если мебель, предметы интерьера выдержаны в стиле с элементами барокко или классики, то и картина, включая раму, должна ему соответствовать.

    Вазы рекомендуется располагать на журнальном столике или декоративных полках, в нишах мебельной стенки. В них можно поставить живые цветы. Иногда вазы ставят на пол (крупные напольные вазы).

    Часто спальня украшается различными сувенирами, статуэтками и др. Ими вы можете украсить полки, сервант, туалетный столик и т. д. Следует помнить о том, что таких предметов не должно быть слишком много. Если полка большая, ее можно украсить с двух сторон одинаковыми предметами, например небольшими вазочками или комнатными растениями.

    Хорошим украшением спальной комнаты могут стать красивые настенные или напольные часы. Напольные часы рекомендуется поставить у стены или в углу, повернув их полуоборотом к центру спальни.

    Большой, мягкий ковер будет уместен на полу, в центре спальни. Не следует вешать ковер на стену, он будет смотреться громоздко и старомодно.

    Необходимо уделить внимание оформлению таких важных элементов интерьера спальни, как окна и дверные проемы. Для этого используются горизонтальные, вертикальные жалюзи, шторы, гардины и др.

    Оформление окон и дверных проемов

    В прошлом занавеси использовались для защиты комнаты от сквозняков и любопытных взглядов. Однако постепенно шторы и гардины стали играть важную роль в создании интерьера. С их помощью легко подчеркнуть стиль оформления комнаты и при минимальных затратах преобразить ее.

    При выборе способа оформления окон необходимо учитывать стилевые особенности спальни. Если ее интерьер решен в современном стогом стиле, то вместо штор вполне могут подойти и жалюзи. Их, цвет (иногда комбинации цвета) рекомендуется подбирать в соответствии с цветом, рисунком обоев и мебели.

    Современный интерьер спальни, стилизованный под старину, могут дополнить и украсить тяжелые шторы из дорогого материала, соответственно скроенные.

    Декорирование оконных и дверных проемов является завершающим этапом обустройства спальни.

    Способы оформления различаются в зависимости от общего стиля интерьера и формы окон.

    Различают собственно занавески, шторы, гардины, портьеры, жалюзи. Для того чтобы помещение имело законченный вид, важно правильно подобрать их, руководствуясь размерами комнаты. От этого зависит покрой занавесок и выбор материала, необходимого для их изготовления.

    Для пошива этих изделий можно использовать как натуральные, так и синтетические ткани. Культурные традиции разных стран оказывали влияние на конструкцию штор и гардин, их рисунок и способы украшения. Зная эти особенности, можно оформить окна в определенном стиле – английском, французском, восточном и т. д.

    Так, в Англии для портьерных тканей часто используется рисунок в виде букетов цветов, в Шотландии – классическая клетка, во Франции – узор в виде геральдических лилий. Интерьеры в восточном стиле предполагают применение богато украшенных тканей со сложным рисунком, широкое распространение имеют различные виды драпировок.

    В настоящее время дизайнеры по интерьерам используют наравне с классическими современные способы декорирования окон.

    Особый эффект достигается за счет применения тканей, изготовленных по новым технологиям (травление, резиновая накатка, лазерная перфорация, вплетение металлизированных нитей и многое другое). Кроме того, в гостиных иногда используют различные виды жалюзи, сочетая их с традиционными шторами, смело комбинируют ткани разной фактуры и расцветки.

    Сегодня практически в любом городе имеются специализированные салоны, сотрудники которых не только дадут советы по выбору ткани и конструкции штор, но и быстро изготовят их по вашему заказу. Однако гораздо интереснее сшить занавески самостоятельно.

    Прежде всего следует подобрать подходящую ткань.

    В спальне, оформленной в классическом стиле, уместны шторы из дорогого материала, отличающегося оригинальной фактурой – бархата, парчи, муара. Их цвет должен сочетаться с обоями и обивкой мебели. Прекрасным дополнением являются ламбрекены, изготовленные из той же ткани. Можно также использовать шторы на подкладке или драпировку.

    Гардины из полупрозрачной ткани (тюля, шифона, крепдешина), дополненные шторами из плотного материала, могут защитить комнату от яркого солнечного света, если окна ориентированы на южную сторону. Гардины можно красиво задрапировать, украсить фестонами, воланами, декоративной тесьмой.

    Портьеры используют для оформления дверных проемов. Их можно шить из тех же тканей, что и шторы.

    Жалюзи чаще всего используются в офисах, однако в последнее время их применяют и для оформления спален. Они могут быть как самостоятельным способом оформления оконного проема, так и сочетаться со шторами, обеспечивая дополнительную защиту от солнца и пыли.

    Шторы и гардины не только украшают комнату, но и позволяют визуально изменить размер помещения, подчеркнуть архитектурные особенности или скрыть недостатки стен и оконных проемов.

    Окна современных домов могут иметь различную форму: прямоугольную, круглую, арочную, стрельчатую и т. д. В зависимости от этого можно использовать различные виды занавесок. Окна неправильной формы проще всего украсить драпировкой.

    Размер спальни также имеет важное значение при выборе способа оформления окон. В комнате с высокими потолками можно использовать шторы и гардины со складками, ламбрекенами и другими декоративными элементами. В маленькой спальне лучше повесить на окно легкие занавески простого покроя, которые помогут зрительно расширить пространство.

    При выборе материала для занавесок рекомендуется обратить внимание на освещенность комнаты. Для окон, выходящих на южную или западную сторону, подойдут плотные ткани и многослойные занавески. Для темной спальни следует использовать шторы из полупрозрачных тканей светлых тонов.

    Для подвешивания занавесок необходимы карнизы. Они прикрепляются к стене над окном, к потолку или боковым стенам. Для того чтобы зрительно увеличить высоту комнаты, рекомендуется расположить карниз как можно ближе к потолку.

    Длина карниза может соответствовать ширине окна или выступать за его пределы, доходя до боковых стен. Последний вариант можно посоветовать в том случае, если необходимо зрительно расширить помещение.

    В настоящее время в продаже имеется широкий ассортимент карнизов различных стилей и размеров, поэтому можно без труда выбрать подходящий.

    Шторы и гардины можно приобрести в специализированных салонах, где их шьют, учитывая все требования заказчика. Однако при наличии некоторых навыков нетрудно сшить занавески самостоятельно. Занавески могут быть разного покроя, например, закрывающие только верхнюю часть окна или занавески с круглой выемкой, прямоугольные занавески.

    Края деталей обрабатывают подрубочным швом, боковые стороны часто украшают фестонами, вышитыми гладьевым валиком. Полотнища занавесок декорируют вышивкой в технике глади или рококо (используется цветочный орнамент).

    Шторы могут быть раздвижными или подъемными. Раздвижные шторы шьют, как правило, из плотных тканей различной фактуры и расцветки. Их ширина должна быть в 1,5–2 раза больше ширины карниза, а длина доходить до пола. Для того чтобы они выглядели красиво, полотнища драпируют складками различной формы или присборивают.

    Рекомендуется сшить два комплекта штор – летние и зимние, используя ткани разной плотности и расцветки. Летние занавески должны пропускать свежий воздух, поэтому для них подойдет материал, изготовленный из натуральных волокон.

    Зимние шторы, помимо декоративных качеств, часто выполняют защитную функцию, препятствуя проникновению холодного воздуха. Ткань для них должна быть теплых оттенков – это создаст в комнате ощущение уюта.

    Шторы к карнизам можно прикрепить несколькими способами. Самый распространенный – с помощью нашитой с изнаночной стороны специальной ленты с готовыми петлями. Они позволяют легко сдвигать и раздвигать занавеси, а при необходимости их очень просто снять с крючков карниза. Такой способ подходит практически для любых штор и гардин независимо от плотности и расцветки ткани, из которой они сшиты.

    Однако крепеж может не только выполнять утилитарную функцию, но и служить украшением занавесок. При этом используются различные дополнительные материалы – контрастные ткани, тесьма, шнур. Они придают занавескам современный вид и оригинальность. Следует отметить, что такие способы крепления больше подойдут для летних штор и легких занавесок, чем для изделий классического покроя.

    Зимние шторы рекомендуется шить на подкладке. Она может выполнять несколько функций одновременно: предохранять основную ткань от выгорания и преждевременного износа, придавать шторам дополнительный объем, а также служить своеобразной отделкой.

    Подкладочная ткань должна гармонировать с основной, совпадая с ней по тону. Это особенно важно, если основная ткань не слишком плотная и подкладка станет просвечивать сквозь нее. Кроме того, подкладочная ткань должна быть достаточно плотной, чтобы шторы лучше держали форму.

    Свои преимущества имеются у штор с контрастной подкладкой – двусторонних штор. Их можно вешать, обратив любой стороной внутрь спальни, важно только, чтобы обе поверхности по своему цвету и рисунку гармонировали с обстановкой комнаты.

    Многослойные шторы могут состоять из нескольких отдельных полотнищ, закрепленных на одном карнизе. Сшить их гораздо проще, чем шторы на подкладке. Слои можно менять местами или добавлять новые – таким образом без лишних затрат занавески будут выглядеть каждый раз по-новому.

    Подъемные шторы позволяют украсить оконный проем, существенно сократив при этом расход ткани. Они могут выполнять как декоративную, так и защитную функции, использоваться в сочетании с классическими портьерами и ламбрекенами. Существуют следующие разновидности подъемных штор: французские, римские и рулонные. Для их изготовления можно использовать ткани из натуральных или синтетических волокон различной расцветки.

    Французскиешторы, или маркизы, собираются крупными волнообразными складками. Чаще всего они применяются для оформления окон большого размера (раньше ими украшали концертные залы, рестораны, кинотеатры). Они хорошо сочетаются с классическим интерьером, придают помещению торжественный вид и подходят для оформления окон нетрадиционной формы, например арочных.

    Французские шторы шьются из тонкой полупрозрачной шелковой ткани. Обычно используется материал белого цвета, однако подойдут также бежевый, светло-голубой, светло-розовый и другие неяркие оттенки.

    Французские шторы достаточно декоративны сами по себе, но при желании можно дополнить их ламбрекеном или раздвижными шторами из плотной ткани длиной до пола.

    Римские шторы похожи на французские. Они представляют собой прямоугольное полотнище, собирающееся ровными горизонтальными складками, напоминающими гармошку. Такие шторы обычно шьются из более плотной ткани, но можно использовать также вуаль, тюль, органзу. Допускается использование материи с рисунком.

    Подъем штор может производиться вручную с помощью шнуров или с помощью механизма с электроприводом и дистанционным управлением. Римские шторы уместны практически в любом интерьере – от классического до современного. Ими можно закрыть нестандартные окна или дверные проемы, украсить выход на веранду или балкон.

    Рулонные шторы позволяют одновременно практично и функционально оформить оконный проем. Они изготавливаются из любой плотной ткани – льна, натурального или искусственного шелка, дамаста и т. д. Для дополнительной защиты помещения от солнца рекомендуется использовать материалы, обладающие светоотражающими свойствами. Их можно дополнить гардинами из тюля или других полупрозрачных тканей, подходящих по цвету.

    Рулонныешторы можно заказать в специализированных салонах, где предлагается широкий выбор тканей и механизмов управления (пружинных, цепных или кассетного типа).

    Гардинами называются занавески из прозрачной или полупрозрачной ткани. Для их пошива чаще всего используются тюль, сетка, кружево, тонкие ткани светлых тонов с рисунком или без него, с широкой каймой по нижнему краю.

    В дневное время гардины, в отличие от штор, обычно не раздвигаются. Они способны рассеивать солнечный свет, делая освещение более мягким, и придавать комнате уютный вид в любое время суток.

    Ткань для гардин должна хорошо драпироваться и сочетаться по цвету со шторами и обоями. По рекомендациям специалистов следует использовать материю, слегка отличающуюся по цвету от стен.

    В настоящее время в магазинах представлен широкий ассортимент гардинных тканей высокого качества. Сшитые из них занавески легко стираются, не выгорают на солнце и при надлежащем уходе могут прослужить много лет.

    Портьеры – занавеси из тяжелой материи, предназначенные для оформления дверных проемов. Они используются как в декоративных целях, так и для изоляции спальни от соседних помещений, защиты от света и сквозняков.

    Портьеры могут состоять из одного или двух вертикальных полотнищ, которые по желанию дополняются ламбрекеном.

    Обычно для изготовления портьер используют плотные тяжелые ткани – бархат, вельвет, тик. Их фактура и рисунок должны гармонировать со шторами и гардинами, которыми оформлены окна в той же комнате, с цветом стен и стилем мебели. Портьеры можно сшить на подкладке, которая придаст им дополнительный объем и защитит основную ткань от преждевременного изнашивания.

    Ламбрекеном называется горизонтальная драпировка, украшающая верхнюю часть оконного или дверного проема. Обычно длина ламбрекена составляет 1/5 высоты окна.

    Ламбрекены используются для различных целей: украшения штор и придания им завершенного вида, маскировки верхнего края жалюзи или деталей крепления занавесей. Они могут быть мягкими (свободно драпирующимися) или жесткими (с основой правильной геометрической формы). Для их изготовления используют те же ткани, что и для пошива штор, отделывая края бахромой, тесьмой, тканью контрастного цвета, оборками и воланами.

    Драпировки представляют собой альтернативу традиционным шторам и гардинам в оформлении спальни. Окно в данном случае украшают одним или несколькими полотнищами ткани, собирая их красивыми складками.

    В качестве драпировок можно использовать различные ткани: муслин, шелк, вуаль, органди. Особенно эффектно смотрятся муар или тафта, переливающиеся на солнце. В зависимости от выбранного материала окно можно оформить в богатом восточном или сдержанном современном стиле.

    Классическая драпировка представляет собой длинный отрез ткани, перекинутый через карниз и свободно ниспадающий по обе стороны оконного проема. Она подходит для комнат, оформленных в классическом стиле, и хорошо сочетается со стилизованными под старину коваными карнизами с декоративными наконечниками.

    Жалюзи – светозащитные устройства, состоящие из горизонтальных или вертикальных пластин. Они выполняют традиционную функцию защиты от солнца и посторонних взглядов, при этом не препятствуя циркуляции воздуха. В зависимости от конструкции они подразделяются на ламельные, рулонные и плиссированные жалюзи.

    Ламельные жалюзи, в свою очередь, могут быть горизонтальными или вертикальными. Они состоят из металлических, пластиковых или деревянных пластин (ламелей), нанизанных на основу. Поворачивая ручку, можно менять наклон пластин, регулируя уровень освещения.

    Горизонтальные жалюзи изготавливаются из дерева, пластика, алюминия. Они чаще всего применяются для декорирования окон офисных помещений, хотя благодаря современным материалам и широкой цветовой гамме с успехом могут использоваться в квартире и, в частности, в спальне. Горизонтальные жалюзи рекомендуется вешать на окнах, выходящих на южную сторону, и маскировать при желании тонкими гардинами, раздвижными шторами или ламбрекеном. Они хорошо подходят для оконных проемов небольшого размера.

    Вертикальные жалюзи, в отличие от горизонтальных, больше подходят для спальни. Для их изготовления, наряду с пластиком, используется ткань, причем последняя может иметь различные цвет, плотность и фактуру. Это позволяет подобрать жалюзи, гармонирующие с обоями и обстановкой комнаты.

    В последнее время в моду вошли мультифактурные жалюзи, элементы которых изготавливаются из нескольких материалов (наиболее часто встречается комбинация ткани и пластика). Они могут иметь различную форму, имитировать гардины и ламбрекены.

    Вертикальные жалюзи великолепно выглядят и успешно заменяют традиционные занавески. Поворот ламелей регулируется так же, как и у горизонтальных жалюзи, а сдвигание полотен производится от одного края к противоположному или от центра к краям.

    Рулонные жалюзи изготавливаются из соломки и тонких деревянных реек. Обычно их размещают в проеме окна и сочетают с занавесками из легкой ткани. Данный вариант оформления не подходит для спальни.

    Необходимо использовать современные материалы и средства обстановки, грамотно осуществляя выбор и расстановку мебели, предметов бытовой техники для создания уюта, гармонии и психологического равновесия. Все это поможет создать уютный интерьер, соответствующий не только требованиям хорошего вкуса, но и отражающий индивидуальность обитателей дома. Не последнюю роль здесь играет фантазия хозяев.

    Комнатные растения в спальне

    Цветы – важная составляющая современной спальни. Они великолепно оживляют интерьер жилища, способны улучшать кислородный баланс в квартире, поглощать вредные вещества, выделять фитонциды, уничтожающие болезнетворные бактерии. Растения оказывают гармонизирующее действие на психику, наблюдение за ними помогает сбросить напряжение после рабочего дня. С их помощью легко достигается ощущение уюта, состояние психологического комфорта. Кроме того, они способствуют гармонизации, лучшей сочетаемости различных элементов обстановки.

    Выбор и расположение растений зачастую говорят о характере и вкусах хозяев квартиры. С их помощью можно выразить разное настроение, образ мыслей, а также отношение людей друг к другу.

    При решении вопроса о том, как и каким образом расположить цветы в той или иной комнате, следует учитывать некоторые правила.

    1. Комнатные растения и композиции из них должны сочетаться с интерьером и составлять с ним единое целое.

    2. Растения нельзя размещать далеко от окна, т. к. при недостатке освещения или без специальной подсветки они быстро утрачивают декоративность и гибнут. Исключение составляет размещение выносливых видов растений в очень светлых солнечных комнатах с большими окнами или использование подсветки.

    3. При планировании интерьера спальни необходимо заранее подумать о размерах декоративного букета, его композиции, о том, из каких цветов он будет составлен, в какой вазе он будет размещен.

    4. Разрабатывая проект размещения комнатных растений, необходимо учитывать размеры спальни.

    5. Следует располагать комнатные цветы и букеты так, чтобы они способствовали положительному эстетическому и психологическому настрою.

    6. Необходимо поддерживать растения в хорошем состоянии. При плохом уходе они быстро утрачивают свои декоративные качества, их вид начинает оказывать отрицательное воздействие на общее впечатление от интерьера.

    Ассортимент комнатных растений

    Какие же комнатные растения лучше всего использовать при оформлении спальни? Существует множество представителей флоры, подходящих для украшения спальни, которые обладают разными достоинствами.

    В качестве крупного одиночного напольного растения (солитер) можно использовать пальму, монстеру, разные виды фикусов, цитрусовые и др.

    Чтобы композиция выглядела эстетично, красиво, поставьте цветы в напольные вазы или кашпо. Для этого можно использовать и корзины из ивовых прутьев. Дно корзин необходимо предварительно застелить пленкой, тогда во время полива вода не будет вытекать. Землю в цветочных горшках украсьте мхом, высадите почвопокровные растения. Такой цветник лучше всего расположить не в центре, а с той стороны окна, где больше света.

    Не исключаются и совершенно оригинальные решения. Например, можно поставить на металлическую опору торшера любое пышное растение.

    Сочетание света и зелени придаст всей комнате неповторимую оригинальность.

    Необходимо решить, какие растения особенно подойдут к интерьеру спальни. Эффектно, по-летнему выглядит сочетание вечнозеленых тропических и субтропических растений – таких, как фикус, кротон, лимон, лавр, пальмы, папоротники, аспарагус, агава.

    Коллекцию цветов можно подобрать так, что цветение будет продолжаться в течение всего года. Первой начинает цвести паунсеттия (на Рождество), затем наступает время луковичного амариллиса, розана китайского, бегонии. Бальзамины и герань цветут летом.

    Все комнатные растения разделяются на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Некоторые растения не выносят жару, поэтому зимой их следует располагать на подоконнике ближе к стеклу, подальше от батареи центрального отопления.

    При размещении цветов не рекомендуется применять многоярусные полки (лестницы), т. к. они громоздки, растениям на них обычно не хватает света. Разрастаясь, они затеняют друг друга. Вьющееся раскидистое растение, поставленное на верхнюю полку, будет заслонять солнечный свет цветам, стоящим на нижних полках.

    При достаточном освещении и пространстве в спальне можно отвести для цветов часть стены, предусмотрев прочные опоры для выращивания такой мощной лианы, как тетрастигма. Она способна очень быстро покрыть всю отведенную ей поверхность крупными декоративными листьями, образуя сплошной настенный ковер.

    Своеобразие и оригинальность могут придать интерьеру композиции из суккулентных растений в широких декоративных вазонах.

    Большего вкуса и умения требует составление декоративной группы из горшечных растений с разной окраской листьев, различных размеров и с разными требованиями к произрастанию.

    Наиболее популярные красивоцветущие растения способны не просто украсить интерьер спальни, но даже преобразить его (глоксинии, фиалки, фуксии, бегонии, розы, гибискусы, бальзамины и многие другие).

    Если опыта по выращиванию тропических комнатных растений недостаточно, следует обратиться к использованию наиболее неприхотливых представителей флоры. Это хлорофитум, алоэ, сингониум, циссус и другие распространенные комнатные растения.

    Необходимо принять к сведению, что комнатные растения могут быть отнесены к суккулентам, лианам, эпифитам, к ампельным растениям, древовидным, кустарникам, травянистым и т. д.

    Каждое растение требует определенных условий выращивания, и если таковых нет, то приобретать его не рекомендуется. Следует остановить свой выбор на растениях, которые будут хорошо себя чувствовать при данных влажности воздуха, освещении, температурном режиме.

    Суккулентные растения имеют толстые сочные стебли, в которых долгое время сохраняется большой запас влаги. К основным суккулентам относятся алоэ, кактусы, агавы и некоторые другие.

    Для нормального развития лиан необходима опора, позволяющая побегам обвиваться вокруг нее. Эти растения цепляются за натянутые прочные нити или специальные столбики с помощью щупалец-усиков или воздушных корней. Чтобы помочь растению, время от времени побеги лиан рекомендуется обвивать вокруг опоры, что облегчит им дальнейший путь наверх.

    Эпифитные растения развиваются на стволах и ветках деревьев. Поглощение влаги у них происходит с помощью специальных воздушных корней, через поверхность листовых пластинок. Часто они требуют опоры (для нее подойдет дубовая или сосновая кора). При посадке эпифита в горшок необходимо заранее позаботиться о том, чтобы почва была очень легкая и рыхлая. Основными разновидностями эпифитов являются бромелии, орхидеи, некоторые виды папоротников и др.

    Ампельные растения – растения, образующие каскад побегов, спадающих из цветочного горшка, у некоторых ампельных эти побеги достигают 1 м и более. Как правило, их подвешивают на стены, окна и т. д. К ампельным растениям относятся традесканция, аспарагус, хлорофитум, некоторые виды папоротников и многие другие.

    Не следует заставлять весь подоконник высокими цветами. Лучше всего там разместить низкорослые, например кактусы или фиалки. Удобно использовать подвесные керамические и пластиковые кашпо, небольшие деревянные или металлические решетки для вьющихся растений.

    Выбор растений, которые можно использовать для оформления спальни, достаточно широк.

    Аспарагус — многолетнее светолюбивое растение с гибкими стеблями, длина которых достигает 1 1/2 м. Его следует подкармливать не менее 1 раза в 10 дней. Размножается высеванием семян, а также делением куста во время пересадки. Невзрачные белые цветки появляются в конце весны или в начале лета. После цветения завязываются небольшие ягоды, которые при созревании становятся красными. Они очень декоративны. При составлении земляной смеси нужно использовать листовую землю, дерн, перегной, песок.

    Нефролепис возвышенный (папоротник) — тенелюбивое розеточное растение. Его следует содержать в прохладном помещении. Плохо переносит сухой микроклимат и нуждается в опрыскивании. Размножается делением куста. При ежегодной перевалке рекомендуется использовать торф, перегной, листовую землю с добавлением песка. Поливать папоротник нужно 3–7 раз в неделю, не допуская пересушивания земляного кома. Кроме того, его следует ежедневно опрыскивать прохладной водой.

    Амариллис – многолетнее луковичное светолюбивое растение. При высаживании в землю надо следить, чтобы его луковица заглублялась лишь наполовину. Пересадку рекомендуется делать 1 раз в 2,5 года. Ему необходимы небольшой горшок, рыхлая земляная смесь, хороший дренаж. Поливать растение нужно 1 раз в 2 дня небольшим количеством воды (не заливать). При составлении земляной смеси следует использовать листовую почву, торф, дерн и небольшое количество песка. В период цветения амариллис выбрасывает мощные цветоносы, на которых распускается по 5–6 цветков оранжевого или красного цвета.

    Герань – многолетнее растение. Хорошо растет и цветет на солнечном окне. Размножается черенками. Поливать герань нужно часто (каждый день или 1 раз в 2 дня). Цветет в течение нескольких месяцев. Цветки красного, розового или белого цвета. В феврале, после окончания цветения, нужно срезать стебель, оставив на нем 2–4 почки в пазухах листьев. При посадке растения следует использовать дерновую почву с добавлением песка.

    Филлокактус – многолетнее светолюбивое растение. Время цветения – март, апрель, май, октябрь, ноябрь. Цветки розового, красного или белого цвета. Поливать растение нужно 1 раз в 2–3 дня. Для его посадки используют дерновую землю с добавлением древесного угля, перегноя и песка.

    Кротон – многолетнее, теплолюбивое, эффектное, декоративно-лиственное растение. Имеет толстые, кожистые, красно-желто-зеленые листья разнообразной формы. Ему требуется умеренный полив. Время цветения – весна и лето, при этом образуются желто-белые цветки кистевидной формы. В летнее время кротон необходимо подкармливать и время от времени опрыскивать водой.

    Глоксиния — красивоцветущее клубневое растение, листья которого покрыты тонким бархатным пушком. Цветки очень крупные, колокольчатой формы всевозможных цветов. Существуют сорта с махровыми цветками, которые необыкновенно красивы. Размножается семенами, но чаще с помощью черенков, клубней и листьев. Поливать растение лучше в поддон чуть теплой водой. В период развития и цветения его необходимо подкармливать минеральными удобрениями. После того как растение отцветет, его следует выкопать из земли, очистить корни и хранить в полиэтиленовом пакете в прохладном месте до середины зимы. В январе клубень нужно посадить в свежую земляную смесь, не заглубляя, и осторожно поливать, избегая переувлажнения почвы, которое может привести к загниванию.

    Филодендрон – многолетнее теплолюбивое вечнозеленое декоративно-лиственное растение, лиана. Некоторые виды филодендронов имеют крупные листья. В качестве опоры можно использовать декоративные решетки. Размножается растение верхушечными черенками. Пересаживать его рекомендуется 1 раз в 2 года, однако верхний слой земли желательно менять 1 раз в год. При посадке следует использовать непросеянную листовую, дерновую землю, смешанную с древесным углем и песком, торф и немного мха.

    Плющ – теневыносливое вечнозеленое растение, лиана. При его разрастании требуется опора. Размножается весной черенкованием. Имеет способность надежно прикрепляться к опоре. Поливать растение следует 1 раз в 2–3 дня. Кроме того, оно требует регулярного опрыскивания. При посадке и пересадке рекомендуется использовать дерновую и листовую землю с добавлением песка и перегноя.

    Камнеломка – вечнозеленое многолетнее тенелюбивое ампельное растение. Его небольшие округлые листья собраны в розетки. Размножается с помощью отпрысков, появляющихся на длинных усах. Цветет в любое время года. При цветении образуется много мелких невзрачных цветков. Поливать растение рекомендуется каждый день или 1 раз в 2 дня. Опрыскивать камнеломку нельзя. При посадке и пересадке следует использовать дерновую и листовую землю с добавлением песка и торфа.

    Алоэ – вечнозеленое растение, суккулент. Хорошо переносит сухой климат. Легко размножается, как правило, весной с помощью черенков, укореняемых в воде. Рекомендуется подкормка минеральными удобрениями слабой концентрации. Летом цветок следует обильно поливать 3 раза в неделю, зимой – 1 раз в неделю. Некоторые виды алоэ используются в медицине в качестве лекарственного растения.

    Камелия – тенелюбивое, кустарниковое, очень декоративное растение, требует большого количества влаги и влажного воздуха. При цветении покрывается красными, розовыми или белыми цветками. В жаркий период лета растение рекомендуется выносить на балкон, притеняя его. Размножается черенкованием. Черенки следует сажать в почву с нижним подогревом, в микропарник. При посадке и пересадке камелии рекомендуется использовать смесь из торфяной, листовой и дерновой почвы с добавлением небольшого количества песка. Камелия очень хорошо растет при добавлении вересковой почвы.

    Бегония рекс влаголюбивое и теплолюбивое растение. Обладает очень красивыми крупными листьями изумрудно-зеленого, багряного, серебристого или медного цвета. Размножается зимой и весной листовыми черенками, укореняемыми в микропарнике (под банкой или прозрачным полиэтиленовым пакетом). Весной, летом и осенью растение следует поливать 1 раз в 2 дня, а зимой – 1 раз в 3 дня. При посадке бегонии рекс рекомендуется использовать смесь из перегноя, листовой и торфяной земли с небольшим количеством песка.

    Веерная пальма – растение, обладающее крупными веерообразными листьями зеленого цвета. В летнее время пальму следует поливать каждый день, а зимой – редко и умеренно. Вода для полива должна быть слегка подогретой. Следует поливать так, чтобы вода появилась в поддоне. Она не должна там застаиваться. Летом требуется делать подкормку растения навозной жижей, разведенной водой 1: 10, раз в месяц. Веерная пальма очень боится сквозняков. Летом рекомендуется выносить ее на балкон в защищенное от ветра место. При посадке или пересадке веерной пальмы следует использовать листовую и дерновую землю с добавлением песка.

    Фиалка – небольшое красивоцветущее растение. Размножается с помощью листовых черенков, пасынков, укореняемых в воде. Цветет почти круглый год. В период цветения образует цветки синего, темно-сиреневого, розового, белого и других цветов. Поливать фиалку требуется не чаще 1 раза в 2 дня, зимой – еще реже.

    При посадке и пересадке рекомендуется использовать легкую листовую землю с добавлением небольшого количества дерновой земли, песка и торфа.

    Это далеко не полный перечень комнатных растений, которые можно использовать для оформления спальни.

    Общие сведения по выращиванию комнатных растений

    Осенью и зимой растения следует поливать редко, 1–2 раза в неделю, а подкормку и вовсе прекратить до наступления весны, потому что растения в это время находятся в состоянии покоя.

    Пересаживать цветы желательно, в конце февраля – начале марта. В холодное время года необходимо следить, чтобы в помещении не было сквозняков, т. к. это отрицательно сказывается на росте и развитии цветов. Во время проветривания комнаты горшки с цветами следует отодвинуть подальше от форточки или перенаправить поток холодного воздуха с помощью полиэтиленовой пленки. Для нормального развития растениям необходимо обеспечить достаточное количество света.

    Многие представители флоры лучше переносят зиму, если в помещении достаточно прохладно. Так, например, аспарагус, аукуба, агава, зигокактус, кливия, комнатный клен, герань, примула, восковой плющ, розы, филлокактус, цикламен любят температуру 6–12° С. Поэтому в зимнее время эти растения можно поставить рядом с балконной дверью или рамой окна.

    Бальзамин, колокольчик, лантана, жасмин, розан китайский, седум, фикус хорошо зимуют при температуре 12–18° С.

    Любят тепло (18–25° С) амазонская лилия, антуриум, бегония рекс, диффенбахия, колеус, маранта, сансевьера, узамбарская фиалка, сциндапсус.

    Очень опасен для растений и горячий воздух, который идет от батареи, поэтому, если цветы стоят у края подоконника, их следует отгородить бумажной ширмочкой.

    Плохо переносят комнатные растения и сухой воздух, поэтому следует позаботиться о его увлажнении. Для этого можно использовать фонтанчики или навесные баллоны, но лучше всего поставить растения на какой-нибудь поднос или алюминиевый противень, положить на него мох и постоянно поддерживать его во влажном состоянии. Испаряющаяся с подноса вода создаст достаточное для цветов увлажнение воздуха. Есть и другой вариант: поставить под отопительную батарею ванночку с водой.

    Для цветов лучше всего использовать глиняные или пластмассовые горшки. Фаянсовая или металлическая посуда, а также посуда, окрашенная масляной краской, не годится для растений. Перед посадкой или пересадкой растения цветочные горшки нужно как следует вымыть горячей водой.

    Кадки или ящики для цветов должны быть сделаны из сосны или дуба, т. к. они более прочные. Внутреннюю поверхность желательно обжечь с помощью паяльной лампы – эта мера позволит им прослужить гораздо дольше. Чтобы во время полива избыток воды стекал, чтобы был достаточный доступ воздуха, кадки следует делать с ножками, а ящики – с планками.

    Следует иметь в виду, что если в семье есть маленькие дети, то при разработке фитодизайна спальни не рекомендуется включать в оформление ядовитые растения, например олеандры, у которых очень ядовитый сок. После контакта с растением необходимо вымыть руки. Нельзя допускать попадания сока олеандра в глаза. Если это произошло, глаза необходимо быстро промыть, а затем безотлагательно обратиться к врачу.

    Искусство составления декоративных композиций из цветов

    На протяжении многих столетий цветы являлись символами различных качеств и чувств человека. Красная роза символизировала любовь, белая лилия – чистоту и непорочность, красная лилия – кровь Иисуса Христа, ландыши – слезы Девы Марии, незабудки – память и т. д.

    В разные времена существовали разные правила составления букетов. Они были продиктованы направлениями моды, стилями, религиозными мотивами и другими культурно-историческими факторами. Так, с середины IX века и до середины XIII века были популярны пышные букеты, поставленные в оловянные или железные вазы, горшки и кувшины. Любимыми цветами в этот период были лилии, розы, маки, ландыши, ирисы и некоторые другие цветы.

    Для Средневековья были характерны удлиненные формы вазонов и кувшинов с граненой поверхностью. Они были сделаны из стекла и специально обработанной глины, получившей название керамики (от греч. keramike – «гончарное искусство», от keramos – «глина») и известной еще в Древней Греции. Это были годы, проходившие под влиянием католической церкви, поэтому основное предпочтение отдавалось лилии как символу целомудренности и чистоты.

    Для эпохи Возрождения было характерно использование ваз и кувшинов в греческом стиле (с одной или двумя ручками). Как правило, они были невысокими и симметричными. Букеты составляли из роз и многих других цветов, причем они размещались в вазе на разных уровнях – одни цветы имели длинные стебли, другие – короткие.

    Творческие поиски в различных видах искусства привели к появлению нового направления в европейской культуре – стилю барокко. Он развивался с середины XVII и до последней трети XVIII века. Для него были характерны пышные букеты, в которых органично сочетались цветы, различные фрукты и иногда даже засушенные яркие бабочки. Растения помещали в высокие сосуды из стекла и фарфора в виде вазонов и ребристых чаш на длинной ножке.

    Почти одновременно со стилем барокко (начиная с 20-х годов XVIII века) развивался и другой стиль европейского искусства – рококо. Для букета в стиле рококо использовались разные цветы, помещенные в невысокую круглую вазу, выполненную из хрупкого фарфора или хрусталя изысканного литья. Высота букета должна была быть в несколько раз больше, чем сама ваза.

    Эпоха классицизма принесла новые требования к составлению букетов. Теперь это был большой букет, поставленный в вазу с узким горлом. Особое предпочтение отдавалось классическим красным розам без листьев, которые сочетались с целомудренными лилиями или утонченными нарциссами. Признаком хорошего вкуса считалось сочетание роз с несколькими пшеничными колосьями.

    Формы ваз и материалы, из которых они изготавливались, оставались такими же, как и в эпоху барокко и рококо.

    Шли годы, на смену одному направлению приходило другое. В XIX веке было принято делать большие пышные букеты, в которых цветы сочетались с различными аранжировочными элементами: павлиньими перьями, высушенными пальмовыми листьями и экзотическими растениями. Такие букеты обычно украшались лентами, кружевами и другими элементами. Они выглядели очень торжественно и даже несколько неестественно.

    XX век открыл новые перспективы в развитии фитодизайна – искусства оформления интерьеров с помощью цветов и декоративных растений, составления композиций из срезанных цветов. Начало XX столетия было ознаменовано многочисленными модернистскими течениями в европейской культуре. Они не могли не повлиять на искусство составления букетов, причем во многих европейских странах оно развивалось по-разному.

    Кроме классических роз, ирисов, лилий и других цветов, стали применяться ярко-розовые цикламены, белые каллы, гладиолусы и др. Изменилась и форма ваз. Теперь они могли быть разной высоты, однако их объединяли гибкие обтекаемые формы. Стали применяться вазы из однотонного цветного стекла.

    Мировую известность приобрело японское искусство составления композиций из растений – икебана. В ней все элементы композиции (растительные материалы, ваза и аксессуары), их величина и объем должны были особым образом сочетаться и гармонировать друг с другом.

    Каждую композицию, как правило, составляют 3 основных элемента, три ветки, символизирующие главные стихии мира: небо – «син», человека – «соэ» и землю – «хикаэ». Ветка, символизирующая небо, должна быть самая большая, символизирующая человека – немного меньше, а землю – очень маленькой. Эти элементы должны сочетаться с размерами вазы.

    Если сосуд маленький, то основная ветка – «син» – должна быть одной величины с ним. При составлении букета в вазе средней величины «син» должна в полтора раза превышать ее размер.

    Если же для создания композиции используется большой сосуд, то ветка «син» должна быть больше его в 2 раза. Размер ветви, олицетворяющей человека («соэ»), составляет 3/4 величины 3/4 ветки «син». Самая маленькая ветвь – «хикаэ» – должна равняться 3/4 ветви «соэ».

    Ветви следует опустить в воду, предварительно наискось подрезав концы.

    Цветы, которые будут использоваться в композиции, так же следует подготовить. Их подготовка также заключается в обрезании концов стеблей под углом.

    При составлении икебаны большое внимание уделяется углу наклона цветов и веток. Его величина может колебаться от 15–75° к горизонтали.

    Если для составления композиции используется низкая ваза, то общий силуэт икебаны может быть как наклонным, так и вертикальным. При наклонной форме ветвь «син» должна быть отклонена вправо под углом 45°. Ветвь «соэ» следует направить влево под углом 15°, а самую маленькую – «хикаэ» – нужно расположить рядом с «син» под углом 75°.

    В том случае, если композиция задумана в виде вертикальной формы, то ветвь «син» должна быть отклонена влево на 15°, «соэ» – также влево на 45°, а «хикаэ» – вправо на 75°. При этом все элементы икебаны должны быть направлены вперед.

    В низких вазах композицию укрепляют, накалывая ее элементы на основу. Если же композиция располагается в высокой вазе, то ее можно закрепить, используя различные приемы. Так, можно укрепить внутри вазы или корзины в виде креста 2 палочки, представляющие собой отрезки гибких веток. Такие крепления очень хорошо помогают удержать всю композицию.

    В отдельных случаях к палочкам можно прикрепить (привязать) одну из веток и после этого поставить в вазу. Существует и еще один способ: ветка подрезается и вставляется в вазу таким образом, чтобы поверхность наклонного среза плотно прижималась к ее стенке.

    При выполнении икебаны следует придерживаться некоторых правил.

    1. Перед тем как составить композицию, нужно заблаговременно приготовить все необходимые предметы.

    2. При освоении искусства икебаны сначала следует научиться правильно устанавливать ветви и лишь после этого – цветы и другие элементы букета.

    3. Главную роль в композиции, как правило, играет ветка «син». Она должна быть самой высокой и красивой. Следует заранее продумать, как она будет расположена, под каким углом, с чем будет сочетаться и т. д.

    4. Если для работы выбраны слишком густые ветви, то их следует проредить, оставив самые красивые и изящные.

    5. Цветки, листья и ветки не должны заслонять друг друга.

    6. Чтобы полый стебель не сломался, в него рекомендуется вставить тонкую палочку или проволоку.

    7. Когда икебана готова, необходимо проследить за тем, чтобы ваза стояла так, как было задумано.

    8. При составлении композиции не рекомендуется использовать большое количество цветов. Необходимо помнить, что главное в икебане – смысл и асимметричность формы.

    9. Чтобы травянистые стебли не рассыпались, их можно связать толстой ниткой.

    10. Для того чтобы крупные и толстые ветки были устойчивы стояли в вазе, перед началом работы их следует обрезать, заострить и слегка раздробить их концы.

    11. При составлении композиции рекомендуется следить, чтобы листья не были залиты водой. Они должны быть обращены к зрителю только своей лицевой стороной.

    12. Чтобы композиция была устойчивой, самую большую ветку можно прибить гвоздями к дощечке или крестовине, а с помощью наколки прикрепить более мелкие элементы.

    Русские, европейские и восточные традиции составления композиций из садовых, полевых и комнатных цветов в наше время широко используются при оформлении современных квартир. Однако следует помнить, что живые садовые срезанные цветы быстро увядают. Поэтому при фитодизайне спальни основное предпочтение следует отдавать комнатным растениям, которые живут в течение нескольких лет. Из садовых цветов рекомендуется для срезки выбирать такие, которые могут долгое время стоять в воде, не теряя своих декоративных свойств. Это, например, различные виды хризантем, астры, гвоздики, розы и некоторые другие.

    Нужно понять, под каким углом зрения, на каком уровне цветы и аранжировки будут выглядеть наилучшим образом. Их следует размещать так, чтобы они смотрелись наиболее выразительно. Поэтому необходимо точно направить на них световой поток искусственного освещения.

    Очень важно также выбрать правильный фон. Контрастный фон будет привлекать внимание к композиции в целом, а нюансный даст возможность подробно ее рассмотреть. Не менее важно подобрать подставки и вазы для цветов.

    Рассматривая ту или иную композицию из цветов или комнатных растений, можно невольно задуматься о значении, которое придавал ей автор. Она вызовет у вас определенные ассоциации и чувства, воскресит в памяти какие-либо события вашей жизни и т. д. Такие композиции способны отражать внутренний мир человека, его мировосприятие и эстетические чувства.

    При оформлении растениями отдельной комнаты или всей квартиры в целом желательно руководствоваться не только личным вкусом и жизненным опытом, который включает в себя интуитивное умение красиво и правильно расставить цветы или создать гармоничную растительную композицию, но и знанием законов аранжировки.

    Так или иначе, каждый может попытаться выразить свои чувства через творчество и создать, например, из сухих трав своеобразную композицию, которая в течение долгого времени будет украшать гостиную и придавать ей неповторимый вид.

    При разработке проекта украшения спальни можно создать такие композиции и аранжировки, которые будут соответствовать определенным темам.

    Существует много универсальных тем, которые могут быть отображены в цветочных композициях. Они должны выражать состояние человека, его настроение, вызвать определенные чувства: радость, надежду, ожидание, скорбь, грусть и др.

    Это могут быть темы, посвященные временам года: зимний, весенний, летний и осенний этюды, имеющие каждый свое поэтическое название. Особенно кстати всегда бывают праздничные аранжировки («Новый год», «День Победы», «День рождения» и др.).

    Название композиции может зависеть от материалов и предметов, которые использовались при ее создании, например «Хрустальная сказка», «Керамический этюд» и др.

    Вот некоторые примерные названия-темы растительных аранжировок, которые можно использовать при оформлении спальни.

    «Юрский период»

    Аранжировка на доисторическую тему, в которую могут входить комнатные папоротники, полевой хвощ, кипрей с оригинальными сиреневыми мелкими цветками, мхи и др.

    «Утро Победы»

    Аранжировка способна создать торжественное настроение, соответствующее празднованию Дня Победы – 9 мая. Такую композицию можно составить из алых роз или гвоздик, лавра, аспарагуса, иглицы. Ее можно украсить золотыми лентами и свечами.

    «Новогодняя сказка»

    В эту композицию следует обязательно внести пушистые веточки хвойных деревьев, переливающиеся гирлянды, елочные игрушки, искусственные или живые цветы. Если проявить фантазию, то самые привычные вещи могут зазвучать по-новому. Яблоки, груши, орехи можно покрыть снегом из пенопласта, позолотить или посеребрить. Главное условие – все элементы аранжировки должны гармонично сочетаться. В таком букете будут эффектно смотреться веточки с красными ягодами рябины.

    «Осеннее чудо»

    Это сезонная композиция. В ней рекомендуется использовать разноцветные осенние листья, веточки рябины, подсушенного хмеля, оранжевые фонарики физалиса, фрукты, сухие травы и т. д. Такой букет может быть очень декоративным и будет напоминать о богатстве осени.

    «Горный пейзаж»

    Композиция, которая может быть выполнена в пастельных тонах. Среди них должны преобладать нежно-сиреневый, бледно-розовый, нежно-голубой и белый цвета. В такой аранжировке будут хорошо выглядеть мелкие разноцветные цветочки гипсофилы, покрашенные гуашью, сухие листья рогоза, олицетворяющие альпийские луга, и другие аксессуары, напоминающие о красивой местности.

    «Детство»

    Пестрая композиция совершенно неожиданных цветов, символизирующая самый светлый и прекрасный период человеческой жизни.

    Можно придумать много интересных и необыкновенных композиций, способных привнести в интерьер спальни своеобразие и уют.

    Как сохранить живые цветы

    Для того чтобы продлить жизнь растений, необходимо знать, как и когда можно срезать цветы. Делать это необходимо утром или вечером, в прохладное время. Цветы, срезанные днем, на солнцепеке, быстро завянут. Не рекомендуется собирать букет сразу после дождя.

    Такие цветы, как розы, гвоздики, тюльпаны, необходимо срезать, пока они еще не совсем распустились. Астры, сирень, анютины глазки, маргаритки, ноготки, георгины следует срезать только после того, как они распустятся.

    Надо иметь в виду, что цветы лучше всего срезать острым ножом или специальным дачным инструментом – секатором, а не ножницами, т. к. они при надавливании разрушают ткани стебля, что в дальнейшем приводит к загниванию, и растение очень быстро погибает. При этом почти все цветы, за исключением растений с травянистыми стеблями, рекомендуется срезать наискось.

    Срезанные или купленные цветы рекомендуется нести домой головками вниз, чтобы под тяжестью бутонов не поломались стебли. Если цветы куплены зимой, их нельзя распаковывать сразу. Следует дать им согреться в течение часа и лишь затем ставить в воду.

    Свежие цветы можно ставить в вазы из стекла, пластмассы и других материалов, однако помещать их в металлические вазы не рекомендуется, т. к. это неблагоприятно сказывается на сохранности растений. В таких вазах они вянут гораздо быстрее, чем в вазах из других материалов.

    Чтобы цветы дольше оставались свежими, их надо ставить в кипяченую или дистиллированную воду. Особенно благотворно влияет на цветы снеговая или дождевая вода, в ней они сохраняются особенно долго.

    У пионов, сирени, роз, мимоз, жасмина и некоторых других цветов очень плотные стебли, в которые плохо проникает влага. Для того чтобы эти растения преждевременно не увядали и стояли как можно дольше, концы веток следует слегка раздробить с помощью молотка или расщепить плоскогубцами.

    У георгинов и некоторых других цветов имеются полые стебли. В них, перед тем как поставить в вазу, рекомендуется залить воду. В противном случае в полый стебель проникнет воздух и образуется воздушная пробка, препятствующая поступлению влаги. Такое растение быстро увянет.

    В том случае, если цветы необходимо сохранить до следующего дня (например, планируется подарить их на день рождения), их следует аккуратно завернуть в бумагу и положить в холодильник.

    Чтобы розы сохранились в течение суток, их рекомендуется поместить в ванну, наполненную холодной водой.

    Чтобы освежить слегка увядший букет, нужно приготовить пакет из белой бумаги, тщательно пропитать его водой и положить в него цветы. Через несколько часов они снова будут выглядеть свежими и красивыми.

    Для того чтобы лепестки тюльпана не осыпались раньше времени, на еще закрытый бутон рекомендуется надеть тонкую резинку.

    Известно, что добавление сахара в воду, в которой стоят срезанные растения, продлевает срок их жизни. Но это относится не ко всем растениям, для многих сахар вреден. Среди них клематисы, ландыши.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх