2. Предмет и метод коммерческого права

Коммерческая деятельность – вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом, осуществляющаяся с помощью определенных методов по поводу определенного предмета.

В российской теории права выработана отраслевая квалификация норм права по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования – относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права.

Предмет коммерческого права – реальные коммерческие отношения, т. е. отношения по купле-продаже объектов торгового оборота, складывающиеся:

1) между субъектами хозяйственной деятельности и непосредственно направленные на получение прибыли или иной выгоды;

2) между субъектами коммерческой деятельности, с одной стороны, и органами власти и управления – с другой.

Метод правового регулирования, применяемым в той или иной отрасли права – совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предметов правового регулирования.

Метод правового регулирования коммерческих отношений раскрывается в четырех основных признаках:

1) характере правового положения участников регулируемых отношений;

2) особенностях возникновения правовых связей между ними;

3) специфике разрешения возникающих конфликтов;

4) особенностях мер принудительного воздействия на правонарушителей.

Для коммерческих отношений справедливы методы правового регулирования, характерные для хозяйственных правоотношений в целом. Правовое регулирование носит характер дозволения, предписания, запрета. Это воздействие может быть:

1) властное – правовая норма определена каким-либо правовым актом и обязательна к исполнению;

2) рекомендательным – не обязательная к исполнению норма применяется субъектом коммерческой деятельности в случае эффективности ее в этом случае;

3) договорным – коммерческие отношения (права и обязанности сторон) определяются договором участников этих отношений.

Для метода правового регулирования характерна разнообразная природа взаимодействия. На коммерческие отношения влияют управляющие воздействия экономической и организационной ситуациях характер правового воздействии, его режим и природа являются комплексными.

Метод правового регулирования призван обеспечивать:

1) трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационной, административной, политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;

2) различные режимы воздействия: властное и диспозитивное. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;

3) правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, предписания, запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методам правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в коммерческих правоотношений.

Возможность выбора метода правового регулирования особенно привлекательна для коммерческих отношений стратегического характера, осуществляемых в условиях неопределенности внешней среды компании.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх