20. Понятие коммерческой деятельности и ее основные признаки

Коммерческая деятельность – это деятельность на рынке факторов производства, где предприятие выступает сначала как покупатель, и на рынке производимых предприятием товаров, где оно выступает как продавец.

Вся деятельность предприятия на рынках определяет область коммерческой деятельности, цель которой – получение прибыли. Коммерческая деятельность – это деятельность самостоятельная. Этот указывает на волевой источник коммерческой деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, т. е. своей властью и в своем интересе осуществляют коммерческую деятельность.

Коммерческая деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Она не управляется непосредственно каким-либо органом публичной власти, но это не исключает ее регулирования со стороны государства. Не предусмотренное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Коммерческая деятельность предприятий дифференцируется:

1) по объекту купли-продажи (факторы производства, необходимые для осуществления производственного процесса; произведенные товары и созданные технологии; свободные производственные активы; свободные денежные средства и бумажные активы);

2) по роли, которую играет предприятие процессе купли-продажи (в одних случаях оно выступает как покупатель, в других – как продавец);

3) по характеру изменения права собственности (право собственности переходит другому лицу – продажа, покупка; право собственности не переходит другому лицу – аренда, лизинг);

4) по характеру выгоды в результате сделки: непосредственное получение прибыли (реализация изготовленных товаров и разработанных технологий, выполнение работ и оказание услуг), создание условий для получения прибыли в будущем (приобретение факторов производства), снижение издержек производства (продажа и сдача в аренду свободных активов), капитализация свободных средств (инвестирование в ценные бумаги).

Разнообразны и рынки, на которых осуществляется коммерческая деятельность. Они делятся на:

1) по виду товаров (рынки: потребительских товаров, факторов производства, производственных активов, ценных бумаг);

2) по государственной принадлежности (внутренний рынок, внешний рынок);

3) по правам участников рынка (свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, оффшорные зоны).

Большое разнообразие коммерческой деятельности обусловливает адекватное ей разнообразие правовых норм регулирования этой деятельности.

Вместе с тем коммерческая деятельность предприятий является лишь составной частью производственно-хозяйственной деятельности. И ее успех зависит от потенциала предприятия. В свою очередь потенциал предприятия зависит от результатов коммерческой деятельности – прибыли, которая является основным источником инвестиций в развитие производства. В силу этого имеет место единый производственно-коммерческий процесс, отношения субъектов которого регулируются хозяйственным и коммерческим правом. Границы между хозяйственным правом и коммерческим условны.

Можно выделить четыре группы правоотношений субъектов коммерческой деятельности и правовых норм, регулирующих эти отношения:

1) нормы, регулирующие способы коммерческой деятельности предприятий и процессы их организации;

2) нормы, регулирующие правоотношения в процессах коммерческой деятельности;

3) нормы, регулирующие правоотношения с органами государственной власти управления;

4) нормы, регулирующие правоотношения при рассмотрении арбитражных спорах.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх