23. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Всегда учитель осознавал свою деятельность как особенную миссию – быть духовным наставником юношества, учителем жизни.

Если воспитывать и образовывать, т. е. учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не может сам жить стихийно, не меняя себя.

В гуманистических педагогических воззрениях всех времен особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении персоны учителя. К.Д. Ушин-ский говорил, что стремление к поиску человеком своего места в жизни является врожденной потребностью человека, признавая, что учитель и вся воспитательная система определяют характер и результаты этого поиска.

Достижение человеком счастья связывается им с выбором и определением учителем главной цели, смысла жизни, которым должно быть то главное дело его жизни, тот труд, в котором обретается человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь». Такое высокое значение в жизни имеет лишь свободный труд, такой, который является результатом осознанного выбора, произведенного в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своего места в жизни, своей роли на земле. Работа учителя пронизана его убеждением в том, что помочь развивающейся личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может лишь воспитатель, который сам прошел подобный путь.

Л.Н. Толстой видел суть воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в образовании той атмосферы, той среды, в которой молодой человек развивается, поэтому им упраздняется вопрос воспитания и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в том, что самым главным является личностное совершенствование, а не профессиональное, и в том, что необходима разработка целой области науки, ориентированной на самосовершенствование воспитателя, проявляется в таком высказывании Л.Н. Толстого: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего – работы каждого человека над своей душой, – может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать... думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детей».

Известный педагог конца XIX в. П.Ф. Каптерев видел главное условие становления учителя как свободного и самостоятельного деятеля в его работе над собственным развитием и усовершенствованием. Он считал, что учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному совершенствованию, не развивающийся сам, не может способствовать развитию других и в личностном плане находится значительно ниже ученика, постоянно ищущего себя и работающего над собой.

Нельзя полагаться на то, что высшее педагогическое образование автоматически сделает студента личностью.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх