45. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Педагогическое дело состоит из разных видов деятельности. Главный из них – это деятельность преподавателя, обучающего детей непосредственно. Педагог-предметник ограничен своим предметом, осуществляя заданные ему функции. Следующие виды деятельности предназначены для обслуживания главной из них. Обобщение опыта обучения заключается в сравнении процесса обучения и выделении самых эффективных методов обучения. Это задача методиста, создающего методы обучения. Третий вид деятельности – методическая, она обращена на конструирование учебных средств и учебных предметов. Четвертый вид деятельности заключается в обобщении учебных предметов в одно целое, т. е. программирование учебных программ.

Для программирования нужно иметь точное представление о целях обучения, хотя часто при построении программы ориентируются на общие цели. Эти цели были сделаны политиками или культурными деятелями, а не педагогами.

Сегодня социальная задача образования требует, чтобы проектированием целей обучения занимался специальный педагог-методолог. Во-первых, сегодня производственно-практическая деятельность задает определенные цели, которые могут найти лишь специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление успешно проектирует учебные процессы, однако это требует от заказчика четко поставленных целей. В-третьих, сегодня современное технологическое общество требует от системы образования надзора за профессиональным рынком сбыта, быстрого и регулярного описания свойств человека, нужного обществу, и быстрого проектирования согласно задаче учебных программ. В общем итогом этого телеологического мышления выступает проект человека, в частном смысле – проект специалиста, т. е. нужно описать и сравнить интеллектуальные функции, знания, способности, которые должен иметь человек будущего.

Обучение – это общение обучающего и обучаемого, после чего у обучаемого создаются определенные знания и умения на основе собственной активности. Моделью обучения является общение учителя и ученика, ученик стремится повторить деятельность учителя, учитель оценивает деятельность ученика как правильную или неправильную. Так проявляется непосредственность учебного процесса.

Учебные знания применяются, когда деятельность не передается напрямую, тогда занятия исполняют функцию передачи деятельности.

Развитие системы обучения состоит из анализа сложной деятельности и выделения ее составляющих.

Первый принцип педагогической рефлексии – это обозначение легких видов деятельности и их передачи. Второй принцип является проектированием передачи знаковых средств, разрешающих проектировать сложную деятельность из усвоенных элементов. Знаковые средства – это средства проектирования деятельности.

Система обучения является чередой технологических процессов, через которые проходит личность (с определенными качествами), и в итоге мы имеем личность, усвоившую все необходимые обществу социокультурные способности.

Важным в работе педагога является понимание состояния ученика. Понимание – работа с сознанием. Однако педагог обязан также доносить до ученика нечто важное. Но понимание можно достигнуть лишь на понимании личного опыта.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх