АПКРРК пр. 949 и пр. 949А – 13 () ед.

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– надводное 12 500, 14 700 39*

– подводное 16 500, 19 400 39*

Длина наибольшая, м . 144, 155 39*

Ширина корпуса наибольшая, м … 18,2

Осадка средняя, м . 9,2

Архитектурно-конструктивный тип . двухкорпусный

Запас плавучести, % . 32

Глубина погружения, м

– рабочая… 520

– предельная 600

Автономность, сут… 120

Экипаж, чел 94, 107 39*

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

– тип АЭУ

– ППУ:

– марка ОК-650М.02, ОК-650М.01 40*

– количество х тип ЯР… 2 х ВВР

– суммарная тепловая мощность ЯР, МВт… 380

– ПТУ:

– тип . блочная

– количество х мощность ГТЗА, л. с 2 х 50 000

– количество х мощность АТГ, кВт… 2х 3 200

– количество х тип движителей . 2 х малошумных ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

– количество х мощность ДГ, кВт . 2 х 800

– аккумуляторная установка:

– тип АБ . свинцово-кислотная

– количество групп х элементов в каждой группе… 2 х 152

– количество х суммарная мощность ГЭД

на линии вала, кВт 2 х 225

Скорость полного хода, уз:

– наибольшая надводная … 15

– наибольшая подводная 32

– под ГЭД… не более 5

Вооружение:

Ракетное:

– тип ракетного комплекса «Гранит»

– боекомплект (тип) ПКР . 24 (ЗМ-45)

– система управления стрельбой… Гранит»

– КЦВС системы МКРЦ . «Коралл» или «Коралл-Б1»

– вид старта подводный, из РК вне ПК

– тип ПЗРК «Игла»

– количество контейнеров для хранения ЗР . 2 41*

– боекомплект ЗР… 16

Торпедное:

– количество х калибр ТА, мм . 2 х 650

– боезапас (тип) торпед 8, 12 41* (65-76)

– количество х калибр ТА, мм 4 х 533

– боезапас (тип) торпед и ПЛУР 16 (торпед ТЭСТ-3, ВА-111 и ПЛУР ПАРК «Водопад» и «Шквал»)

– система подготовки ТА «Гринда»

Радиоэлектронное:

– БИУС «Антей», «Омнибус» 39*

– НК… «Медведица-949М», «Симфония-У» 39*

– система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)

– КСС «Молния-М»

– система СС . «Парус» 42* или «Цунами-БМ»

– ВБАУ «Ласточка»

– ВВАБТ… «Залом»

– ГАК… «Скат-КС» (МГК-500) 39*, МГК-501

– РЛК… «Бухта-Чибис» 43*, «Радиан» (МРКП-58) 44*

«Радиан-У» (МРКП-59)

– СОРС МРП-21А 45*

– ТК МТК-110

– перископ ТК… «Сигнал-3»

– командирский перископ … «Лебедь-11»


39* Для АПКРРК пр. 949А.

40* На первых трех кораблях.

41* На К-139, К-141, К-148, К-173 а К-526.

42* Устанавливалась только на пр. 949А. Причем КЦВС «Коралл» и космическая навигационно- связная система «Парус» имели единый антенный пост «Селена».

43* На К-206 и К-525.

44* На К-148 и К-173.

45* По некоторым данным, начиная с К-266, устанавливается СОРС МРП-23.



Продольный разрез АПКРРК пр. 949:


1 – основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 – 533-мм ТА; 3 – 650-ммТА; 4 – носовой (торпедный) отсек; 5 – второй (центральный) отсек; 6 – всплывающая камера; 7 – шахта антенного поста «Селена»; 8 – третий отсек; 9 – четвертый (жилой) отсек; 10 – контейнеры с ПУ ПКР «Гранит»; 11 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 12 – шестой (реакторный) отсек; 13 – седьмой (носовой турбинный) отсек; 14 – восьмой (кормовой турбинный) отсек; 15 – девятый (ГЭД) отсек



АПКРРК К-525 пр. 949



Продольный разрез АПКРРК пр. 949А:


1 – основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 – 533-ммТА;3 – 650-ммТА;4 – стеллажи с устройствами продольной и поперечной подачи с УБЗ комплекса торпед- но-ракетного вооружения; 5 – носовой (торпедный) отсек; 6 – АБ; 7 – антенна ГАК «Скат-КС»; 8 – закрытый ходовой мостик; 9 – второй (центральный) отсек; 10 – ПМУ; 11 – всплывающая камера; 12 – третий отсек; 13 – четвертый (жилой) отсек; 14 – контейнеры с ПУ ПКР «Гранит»; 15 – ВВАБТ «Залом» и ее лебедка; 16 – баллоны ВВД; 17 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 18 – шестой (вспомогательные) механизмы; 19 – седьмой (реакторный) отсек; 20 – реакторы; 21 – восьмой (носовой турбинный) отсек; 22 – носовая ПТУ; 23 – носовой ГРЩ; 24 – аварийный буй; 25 – кормовая ПТУ; 26 – девятый (кормовой турбинный) отсек; 27 – кормовой ГРЩ; 28 – десятый (ГЭД) отсек; 29 – ГЭД


АПКРРК пр. 949 (шифр «Гранит») и пр. 949А (шифр «Антей») разработан ЦКБ МТ «Рубин» под руководством П.П. Пустынцева, а затем И. Л. Баранова и принадлежит к отечественным МЦПЛ третьего поколения. Корабли данного типа предназначены для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев. ПКР «Гранит» полностью автономны, имеют сверхзвуковую скорость и сложную траекторию полета, многовариантную программу атаки (за счет создания плотной группировки ракет и оптимального распределение между ними целей внутри ордера), повышенную помехозащищенность и специальную систему отвода корабельных или авиационных зенитных ракет противника. Теоретически, при стрельбе полным залпом, ПКРК «Гранит» обеспечивает сравнительно высокую вероятность поражения авианосцев, следующих в составе корабельных соединений с сильными ПВО и ПРО. Однако использование ПКРК «Гранит» затруднено из- за отсутствия эффективной системы целеуказания. Оно может быть получено от МКРЦ «Легенда» или разведывательных самолетов Ту-95РЦ, которые с началом боевых действий, вероятнее всего, будут либо сбиты, либо подавлены. Использование АПКРРК собственного радиотехнического вооружения для целеуказания на полную дальность стрельбы ПКР ЗМ-45 невозможно. Тем не менее, в настоящее время АПКРРК пр. 949А и самолеты Ту-22М являются единственным средством противодействия отечественного флота АУГ ВМС США.

АПКРРК пр. 949 и пр. 949А имеют стальной прочный корпус цилиндрической формы, разделенный водонепроницаемыми переборками на девять или десять (на пр. 949А) отсеков. В носовой и средней частях корабля, между прочным и легким корпусами, под углом 45° к основной плоскости размещены ракетные контейнеры. Сверху они закрыты волнорезными щитами заподлицо с легким корпусом. Кроме ПКРК лодка вооружена мощным торпедным и торпедо-ракетным вооружением, которое размещено в носовом отсеке ПК. Стеллажи для хранения боезапаса полностью автоматизированы, имеют устройства продольной и поперечной подачи, а также устройство быстрого заряжания.

АПКРРК пр. 949А имеют неограниченный район плавания, в том числе в Арктике, что обеспечивается ледовыми подкреплениями легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств.

В ограждении выдвижных устройств установлена всплывающая камера на весь экипаж корабля. Наружный корпус покрыт противо- гидролокационными покрытиями «Плавник» и «Панцирь». Блочная ПТУ полностью амортизирована. Все механизмы установки, включая вспомогательные, размещены на двухкаскадной низкочастотной резинокордной амортизации и соединены с корабельными системами с помощью неопорных (гибких) связей. Система охлаждения ППУ и главных конденсаторов ПТУ может обеспечиваться (на 30%-ной мощности ППУ) самопротоком, что используется на малошумном режиме движения корабля.

Большие размеры лодки обусловлены составом вооружения, развитыми средствами защиты и мощной энергетикой. Данное обстоятельство заставило вести постройку АПКРРК пр. 949 и пр. 949А только на СМП в Северодвинске. Первые два корабля строились по пр. 949, а остальные -по пр. 949А. В отличие от пр. 949 лодки пр. 949А имеют дополнительный отсек (V-бис), позволивший улучшить внутреннюю компоновку систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ. Всего предполагалось построить 18 АПКРРК пр. 949А.

Официально по состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились десять АПКРРК пр. 949А, но сохраняли боеспособность только шесть кораблей.

К-525 (зав. № 605, пр. 949, с 06.04.1993 г. 46* Архангельск). СМП (г. Северодвинск): 25.07.1975 г.; 03.05.1980 г.; 30.12.1980 г.

Входил в состав СФ и провел три боевых службы в Атлантическом океане и Средиземном море. 30.08.1991 г. его вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта на СМП, а затем МП «Звездочка» (г. Северодвинск) поставили на прикол. В 1994 г. вновь перевели на СМП. 31.07.1996 г. К-525 исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ для утилизации и на СМП приступили к разборке на металл.

К-206 (зав. № 606, пр. 949, с 14.04.1987 г. по 15.02.1992 т.-Минский комсомолец, с 06.04.1993 г. 46* – Мурманск). СМП (г. Северодвинск): 22.04.1979 г.; 10.12.1982 г.; 30.11.1983 г.

Входил в состав СФ, провел три боевых службы в Атлантическом океане и Средиземном море. 22.12.1994 г. выведен в резерв и в ожидании среднего ремонта на СМП, а затем МП «Звездочка» (г. Северодвинск) поставлен на прикол. 16.04.1996 г. исключен из боевого состава флота, передан ОРВИ для утилизации и на СМП приступили к разборке на металл.

К-148 (зав. № 617, пр. 949А, с 03.06.1992 т. 47* -Краснодар).

СМП (г. Северодвинск): 22.07.1982 г.; 03.03.1985 г.; 30.09.1986 г.

Входил в состав СФ и провел четыре боевых службы в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1996 г. на СМП был поставлен в средний ремонт. В 1999 г. из-за отсутствия финансирования какие-либо работы были прекращены. Краснодар законсервировали и в порту г. Северодвинск поставили на прикол. В 1996 исключен на отстой.

46* По другим данным, с 20.03.1993 г.

47* По другим данным, с 06.04.1993 г.



АПКРРК пр. 949 33 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 71 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 108 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 11 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 139 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 145 шп. см. в нос


К-173 (зав. № 618, пр. 949А, с 13.04.1993 т.-Красноярск). СМП (г. Северодвинск):04.08.1983 г.; 27.03.1986 г.; 31.12.1986 г.

Входит в состав ТОФ (с 18.08.1991 г. по 12.09.1991 г. вместе с К-442 подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова). К-173 провел две боевые службы в Тихом океане. В ноябре 1995 г. его вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта в бух. Крашенинникова поставили на прикол.

К-132 (зав. № 619, пр. 949А, с 13.04.1993 г -Иркутск). СМП (г. Северодвинск):

08.05.1985 г.; 27.12.1987 г. 48* 30.12.1988 г.

Входит в состав ТОФ (с 30.08 по 27.09.1990 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова). 23.05.1996 г. вместе с АПКРРК Касатка произвел совместные залповые стрельбы ПКР «Гранит» по морской цели. В ноябре 1997 г. Иркутск вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта в бух. Крашенинникова поставили на прикол.

К-119 (зав. № 636, пр. 949А, с 6.04.1993 г -Воронеж). СМП (г. Северодвинск):

25.02.1986 г.; 16.12.1988 г.; 29.12.1989 г.

Входит в состав СФ. Провел две боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море. Во время первой из них (с февраля по апрель 1996 г.) в Средиземном море обеспечивал действие отряда кораблей ВМФ РФ во главе с ТАВКР адмирал флота Советского Союза Кузнецов.

К-410 (зав. № 637, пр. 949А, с 06.04.1993 г.-Смоленск). СМП (г. Северодвинск):

09.12.1986 г.; 20.01.1990 г.; 22.12.1990 г.

Входит в состав СФ и несет боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море.

К-442 (зав. № 638, пр. 949А, с 13.04.1993 г.-Челябинск). СМП (г. Северодвинск):

21.05.1987 г.; 18.06.1990 г.; 28.12.1990 г.

Входит в состав ТОФ (с 18.08 по 12.09.1991г. вместе с К-173 подо льдами Арктики перешла из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова). В июле 1997 г. Челябинск вместе с АПКРРК Омск провел совместные залповые стрельбы ПКР «Гранит» по морской цели. В мае 1999 г. из-за износа материальной его вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта в бух. Крашенинникова поставили на прикол.

К-456 (зав. № 649, пр. 949А, с 15.02.1992 г.-Касатка, с 20.06.1996 т.-Вилючинск). СМП (г. Северодвинск): 09.02.1988 г.; 28.06.1991 г.; 18.08.1992 г.

Входит в состав ТОФ (в августе – сентябре 1993 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова со всплытием в районе Северного полюса (30.08.1993 г.). 23.05.1996 г. совместно с АПКРРК Иркутск произвел залповые стрельбы ПКР по морской цели. В декабре 1996 г. во время несения боевой службы на лодке вышла из строя линия вала правого борта. С 1997 г. по 2001 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) она прошла средний ремонт.

К-266 (зав. № 650, пр. 949А, с декабря 1991 г.-Северодвинск, с 6.04.1993 т.-Орел). СМП (г. Северодвинск): 19.01.1989 г.; 22.05.1992 г.; 30.12.1992 г.

Входит в состав СФ. Провел две боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море. В августе – сентябре 2000 г. на нем проводили учения норвежские и российские водолазы, готовившиеся к спуску на АПКРРК Курск.

К-186 (зав. № 651, пр. 949А, с 13.04.1993 т.-Омск). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1989 г.; 10.05.1993 г.; 10.12.1993 г.

Входит в состав ТОФ (в августе – сентябре 1994 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова ). В июле 1997 г. совместно с АПКРРК Челябинск произвел залповые стрельбы ПКР «Гранит» по морской цели.

К-141 (зав. № 662, пр. 949А, сО 6.04.1993 г -Курск). СМП (г. Северодвинск): 22.03.1990 г.; 16.05.1994 г.; 30.12.1994 г.

Входил в состав СФ. Провел две боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море. 12.08.2000 г. погиб в Баренцевом море (69°40' СШ, 37°40' ВД) во время учений со всем экипажем (118 чел.) из-за взрыва торпедного боезапаса в носовом отсеке. Причины, вызвавшие этот взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятным является нештатная ситуация в торпедном отсеке (12.08.2000 г. Курск должен был стрелять практической торпедой, имеющей в качестве окислителя перекись водорода, утечка которой могла привести к объемному пожару с весьма высокой температурой). В сентябре – октябре 2001 г. поднята голландской компанией „Mammoet Transport Antilles N.V.". Предварительно от лодки отделили носовую оконечность. Заведен в плавучий док г. Росляково для изучения причин аварии и последующей разборки на металл.

К-150 (зав. № 663, пр. 949А, с 13.04.1993 г.- Томск). СМП (г. Северодвинск): 27.08.1991 г.; 20.07.1996 г.; 30.12.1996 г.

Входит в состав ТОФ (в сентябре 1998 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова 49*.

48* По другим данным, 29.12.1987 г.

49* За 20 сут. корабль прошел 5 100 миль, из них 3 500 миль под водой.



АПКРРК К-206 пр. 949



АПКРРК К-148 пр. 949А



АПКРРК К-119 пр. 949А



АПКРРК пр. 949:


1 – ПМУ «Конус» системы «Шлюз»; 2 – ПМУ «Анис-Зона»; 3 – ПМУ комплекса «Молния-М»; 4 – АП СОРС МРП-21 А; 5 – АП РАК «Бухта-Чибис»; 6 – ПМУ «Кора»; 7 – ПМУ РКП; 8 – АП «Селена» систем «Коралл-Б» и «Парус» (космической навигации и связи); 9 – перископ «Лебедь-11»; 10 – перископ «Сигнал-3».



АПКРРК пр. 949А:


1 – ПМУ «Конус-М» системы «Шлюз»; 2 – ПМУ «Анис-Зона»; 3 – ПМУ комплекса «Молния-М»; 4 – АП СОРС МРП-21 А; 5 – АП РАК «Радиан-У»; 6 – ПМУ «Кора»; 7 – ПМУ РКП; 8 – АП «Селена» системы «Коралл-Б»; 9 – перископ «Лебедь-11»; 10 – перископ «Сигнал-3».


К-139 или К-329 (зав. № 664, пр. 949А, с 06.04.1993 т.-Белгород). СМП (г. Северодвинск): 24.07.1992 г.; 04.2002 г.; 2003 г.

Должна войти в состав СФ. 16.05.1994 г. из-за отсутствия финансирования постройка корабля была прекращена. Его законсервировали и оставили в одном из цехов СМП. В сентябре 2000 г., в связи с гибелью АПКРРК Курск, постройку возобновили. К-135 (зав. № 675, пр. 949А, с 07.02.1995 г-Волгоград). 02.09.1993 г.; – ; -. 22.01.1998 г. из-за отсутствия финансирования постройка корабля была прекращена. Его законсервировали и оставили в одном из цехов СМП. К-160 (зав. № 676, пр. 949А, с 07.02.1995 г.-Барнаул).

Закладка предполагалась в апреле 1994 г. Из-за отсутствия финансирования она осуществлена не была. Задел корпусных конструкций и оборудования для корабля продолжает сохраняться в одном из цехов СМП.


Примечания:



АПКРРК пр. 949 и пр. 949А – 13 () ед.

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– надводное 12 500, 14 700 39*

– подводное 16 500, 19 400 39*

Длина наибольшая, м . 144, 155 39*

Ширина корпуса наибольшая, м … 18,2

Осадка средняя, м . 9,2

Архитектурно-конструктивный тип . двухкорпусный

Запас плавучести, % . 32

Глубина погружения, м

– рабочая… 520

– предельная 600

Автономность, сут… 120

Экипаж, чел 94, 107 39*

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

– тип АЭУ

– ППУ:

– марка ОК-650М.02, ОК-650М.01 40*

– количество х тип ЯР… 2 х ВВР

– суммарная тепловая мощность ЯР, МВт… 380

– ПТУ:

– тип . блочная

– количество х мощность ГТЗА, л. с 2 х 50 000

– количество х мощность АТГ, кВт… 2х 3 200

– количество х тип движителей . 2 х малошумных ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

– количество х мощность ДГ, кВт . 2 х 800

– аккумуляторная установка:

– тип АБ . свинцово-кислотная

– количество групп х элементов в каждой группе… 2 х 152

– количество х суммарная мощность ГЭД

на линии вала, кВт 2 х 225

Скорость полного хода, уз:

– наибольшая надводная … 15

– наибольшая подводная 32

– под ГЭД… не более 5

Вооружение:

Ракетное:

– тип ракетного комплекса «Гранит»

– боекомплект (тип) ПКР . 24 (ЗМ-45)

– система управления стрельбой… Гранит»

– КЦВС системы МКРЦ . «Коралл» или «Коралл-Б1»

– вид старта подводный, из РК вне ПК

– тип ПЗРК «Игла»

– количество контейнеров для хранения ЗР . 2 41*

– боекомплект ЗР… 16

Торпедное:

– количество х калибр ТА, мм . 2 х 650

– боезапас (тип) торпед 8, 12 41* (65-76)

– количество х калибр ТА, мм 4 х 533

– боезапас (тип) торпед и ПЛУР 16 (торпед ТЭСТ-3, ВА-111 и ПЛУР ПАРК «Водопад» и «Шквал»)

– система подготовки ТА «Гринда»

Радиоэлектронное:

– БИУС «Антей», «Омнибус» 39*

– НК… «Медведица-949М», «Симфония-У» 39*

– система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)

– КСС «Молния-М»

– система СС . «Парус» 42* или «Цунами-БМ»

– ВБАУ «Ласточка»

– ВВАБТ… «Залом»

– ГАК… «Скат-КС» (МГК-500) 39*, МГК-501

– РЛК… «Бухта-Чибис» 43*, «Радиан» (МРКП-58) 44*

«Радиан-У» (МРКП-59)

– СОРС МРП-21А 45*

– ТК МТК-110

– перископ ТК… «Сигнал-3»

– командирский перископ … «Лебедь-11»


39* Для АПКРРК пр. 949А.

40* На первых трех кораблях.

41* На К-139, К-141, К-148, К-173 а К-526.

42* Устанавливалась только на пр. 949А. Причем КЦВС «Коралл» и космическая навигационно- связная система «Парус» имели единый антенный пост «Селена».

43* На К-206 и К-525.

44* На К-148 и К-173.

45* По некоторым данным, начиная с К-266, устанавливается СОРС МРП-23.



Продольный разрез АПКРРК пр. 949:


1 – основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 – 533-мм ТА; 3 – 650-ммТА; 4 – носовой (торпедный) отсек; 5 – второй (центральный) отсек; 6 – всплывающая камера; 7 – шахта антенного поста «Селена»; 8 – третий отсек; 9 – четвертый (жилой) отсек; 10 – контейнеры с ПУ ПКР «Гранит»; 11 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 12 – шестой (реакторный) отсек; 13 – седьмой (носовой турбинный) отсек; 14 – восьмой (кормовой турбинный) отсек; 15 – девятый (ГЭД) отсек



АПКРРК К-525 пр. 949



Продольный разрез АПКРРК пр. 949А:


1 – основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 – 533-ммТА;3 – 650-ммТА;4 – стеллажи с устройствами продольной и поперечной подачи с УБЗ комплекса торпед- но-ракетного вооружения; 5 – носовой (торпедный) отсек; 6 – АБ; 7 – антенна ГАК «Скат-КС»; 8 – закрытый ходовой мостик; 9 – второй (центральный) отсек; 10 – ПМУ; 11 – всплывающая камера; 12 – третий отсек; 13 – четвертый (жилой) отсек; 14 – контейнеры с ПУ ПКР «Гранит»; 15 – ВВАБТ «Залом» и ее лебедка; 16 – баллоны ВВД; 17 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 18 – шестой (вспомогательные) механизмы; 19 – седьмой (реакторный) отсек; 20 – реакторы; 21 – восьмой (носовой турбинный) отсек; 22 – носовая ПТУ; 23 – носовой ГРЩ; 24 – аварийный буй; 25 – кормовая ПТУ; 26 – девятый (кормовой турбинный) отсек; 27 – кормовой ГРЩ; 28 – десятый (ГЭД) отсек; 29 – ГЭД


АПКРРК пр. 949 (шифр «Гранит») и пр. 949А (шифр «Антей») разработан ЦКБ МТ «Рубин» под руководством П.П. Пустынцева, а затем И. Л. Баранова и принадлежит к отечественным МЦПЛ третьего поколения. Корабли данного типа предназначены для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев. ПКР «Гранит» полностью автономны, имеют сверхзвуковую скорость и сложную траекторию полета, многовариантную программу атаки (за счет создания плотной группировки ракет и оптимального распределение между ними целей внутри ордера), повышенную помехозащищенность и специальную систему отвода корабельных или авиационных зенитных ракет противника. Теоретически, при стрельбе полным залпом, ПКРК «Гранит» обеспечивает сравнительно высокую вероятность поражения авианосцев, следующих в составе корабельных соединений с сильными ПВО и ПРО. Однако использование ПКРК «Гранит» затруднено из- за отсутствия эффективной системы целеуказания. Оно может быть получено от МКРЦ «Легенда» или разведывательных самолетов Ту-95РЦ, которые с началом боевых действий, вероятнее всего, будут либо сбиты, либо подавлены. Использование АПКРРК собственного радиотехнического вооружения для целеуказания на полную дальность стрельбы ПКР ЗМ-45 невозможно. Тем не менее, в настоящее время АПКРРК пр. 949А и самолеты Ту-22М являются единственным средством противодействия отечественного флота АУГ ВМС США.

АПКРРК пр. 949 и пр. 949А имеют стальной прочный корпус цилиндрической формы, разделенный водонепроницаемыми переборками на девять или десять (на пр. 949А) отсеков. В носовой и средней частях корабля, между прочным и легким корпусами, под углом 45° к основной плоскости размещены ракетные контейнеры. Сверху они закрыты волнорезными щитами заподлицо с легким корпусом. Кроме ПКРК лодка вооружена мощным торпедным и торпедо-ракетным вооружением, которое размещено в носовом отсеке ПК. Стеллажи для хранения боезапаса полностью автоматизированы, имеют устройства продольной и поперечной подачи, а также устройство быстрого заряжания.

АПКРРК пр. 949А имеют неограниченный район плавания, в том числе в Арктике, что обеспечивается ледовыми подкреплениями легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств.

В ограждении выдвижных устройств установлена всплывающая камера на весь экипаж корабля. Наружный корпус покрыт противо- гидролокационными покрытиями «Плавник» и «Панцирь». Блочная ПТУ полностью амортизирована. Все механизмы установки, включая вспомогательные, размещены на двухкаскадной низкочастотной резинокордной амортизации и соединены с корабельными системами с помощью неопорных (гибких) связей. Система охлаждения ППУ и главных конденсаторов ПТУ может обеспечиваться (на 30%-ной мощности ППУ) самопротоком, что используется на малошумном режиме движения корабля.

Большие размеры лодки обусловлены составом вооружения, развитыми средствами защиты и мощной энергетикой. Данное обстоятельство заставило вести постройку АПКРРК пр. 949 и пр. 949А только на СМП в Северодвинске. Первые два корабля строились по пр. 949, а остальные -по пр. 949А. В отличие от пр. 949 лодки пр. 949А имеют дополнительный отсек (V-бис), позволивший улучшить внутреннюю компоновку систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ. Всего предполагалось построить 18 АПКРРК пр. 949А.

Официально по состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились десять АПКРРК пр. 949А, но сохраняли боеспособность только шесть кораблей.

К-525 (зав. № 605, пр. 949, с 06.04.1993 г. 46* Архангельск). СМП (г. Северодвинск): 25.07.1975 г.; 03.05.1980 г.; 30.12.1980 г.

Входил в состав СФ и провел три боевых службы в Атлантическом океане и Средиземном море. 30.08.1991 г. его вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта на СМП, а затем МП «Звездочка» (г. Северодвинск) поставили на прикол. В 1994 г. вновь перевели на СМП. 31.07.1996 г. К-525 исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ для утилизации и на СМП приступили к разборке на металл.

К-206 (зав. № 606, пр. 949, с 14.04.1987 г. по 15.02.1992 т.-Минский комсомолец, с 06.04.1993 г. 46* – Мурманск). СМП (г. Северодвинск): 22.04.1979 г.; 10.12.1982 г.; 30.11.1983 г.

Входил в состав СФ, провел три боевых службы в Атлантическом океане и Средиземном море. 22.12.1994 г. выведен в резерв и в ожидании среднего ремонта на СМП, а затем МП «Звездочка» (г. Северодвинск) поставлен на прикол. 16.04.1996 г. исключен из боевого состава флота, передан ОРВИ для утилизации и на СМП приступили к разборке на металл.

К-148 (зав. № 617, пр. 949А, с 03.06.1992 т. 47* -Краснодар).

СМП (г. Северодвинск): 22.07.1982 г.; 03.03.1985 г.; 30.09.1986 г.

Входил в состав СФ и провел четыре боевых службы в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1996 г. на СМП был поставлен в средний ремонт. В 1999 г. из-за отсутствия финансирования какие-либо работы были прекращены. Краснодар законсервировали и в порту г. Северодвинск поставили на прикол. В 1996 исключен на отстой.

46* По другим данным, с 20.03.1993 г.

47* По другим данным, с 06.04.1993 г.



АПКРРК пр. 949 33 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 71 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 108 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 11 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 139 шп. см. в нос



АПКРРК пр. 949 145 шп. см. в нос


К-173 (зав. № 618, пр. 949А, с 13.04.1993 т.-Красноярск). СМП (г. Северодвинск):04.08.1983 г.; 27.03.1986 г.; 31.12.1986 г.

Входит в состав ТОФ (с 18.08.1991 г. по 12.09.1991 г. вместе с К-442 подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова). К-173 провел две боевые службы в Тихом океане. В ноябре 1995 г. его вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта в бух. Крашенинникова поставили на прикол.

К-132 (зав. № 619, пр. 949А, с 13.04.1993 г -Иркутск). СМП (г. Северодвинск):

08.05.1985 г.; 27.12.1987 г. 48* 30.12.1988 г.

Входит в состав ТОФ (с 30.08 по 27.09.1990 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова). 23.05.1996 г. вместе с АПКРРК Касатка произвел совместные залповые стрельбы ПКР «Гранит» по морской цели. В ноябре 1997 г. Иркутск вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта в бух. Крашенинникова поставили на прикол.

К-119 (зав. № 636, пр. 949А, с 6.04.1993 г -Воронеж). СМП (г. Северодвинск):

25.02.1986 г.; 16.12.1988 г.; 29.12.1989 г.

Входит в состав СФ. Провел две боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море. Во время первой из них (с февраля по апрель 1996 г.) в Средиземном море обеспечивал действие отряда кораблей ВМФ РФ во главе с ТАВКР адмирал флота Советского Союза Кузнецов.

К-410 (зав. № 637, пр. 949А, с 06.04.1993 г.-Смоленск). СМП (г. Северодвинск):

09.12.1986 г.; 20.01.1990 г.; 22.12.1990 г.

Входит в состав СФ и несет боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море.

К-442 (зав. № 638, пр. 949А, с 13.04.1993 г.-Челябинск). СМП (г. Северодвинск):

21.05.1987 г.; 18.06.1990 г.; 28.12.1990 г.

Входит в состав ТОФ (с 18.08 по 12.09.1991г. вместе с К-173 подо льдами Арктики перешла из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова). В июле 1997 г. Челябинск вместе с АПКРРК Омск провел совместные залповые стрельбы ПКР «Гранит» по морской цели. В мае 1999 г. из-за износа материальной его вывели в резерв и в ожидании среднего ремонта в бух. Крашенинникова поставили на прикол.

К-456 (зав. № 649, пр. 949А, с 15.02.1992 г.-Касатка, с 20.06.1996 т.-Вилючинск). СМП (г. Северодвинск): 09.02.1988 г.; 28.06.1991 г.; 18.08.1992 г.

Входит в состав ТОФ (в августе – сентябре 1993 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова со всплытием в районе Северного полюса (30.08.1993 г.). 23.05.1996 г. совместно с АПКРРК Иркутск произвел залповые стрельбы ПКР по морской цели. В декабре 1996 г. во время несения боевой службы на лодке вышла из строя линия вала правого борта. С 1997 г. по 2001 г. на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) она прошла средний ремонт.

К-266 (зав. № 650, пр. 949А, с декабря 1991 г.-Северодвинск, с 6.04.1993 т.-Орел). СМП (г. Северодвинск): 19.01.1989 г.; 22.05.1992 г.; 30.12.1992 г.

Входит в состав СФ. Провел две боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море. В августе – сентябре 2000 г. на нем проводили учения норвежские и российские водолазы, готовившиеся к спуску на АПКРРК Курск.

К-186 (зав. № 651, пр. 949А, с 13.04.1993 т.-Омск). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1989 г.; 10.05.1993 г.; 10.12.1993 г.

Входит в состав ТОФ (в августе – сентябре 1994 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова ). В июле 1997 г. совместно с АПКРРК Челябинск произвел залповые стрельбы ПКР «Гранит» по морской цели.

К-141 (зав. № 662, пр. 949А, сО 6.04.1993 г -Курск). СМП (г. Северодвинск): 22.03.1990 г.; 16.05.1994 г.; 30.12.1994 г.

Входил в состав СФ. Провел две боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море. 12.08.2000 г. погиб в Баренцевом море (69°40' СШ, 37°40' ВД) во время учений со всем экипажем (118 чел.) из-за взрыва торпедного боезапаса в носовом отсеке. Причины, вызвавшие этот взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятным является нештатная ситуация в торпедном отсеке (12.08.2000 г. Курск должен был стрелять практической торпедой, имеющей в качестве окислителя перекись водорода, утечка которой могла привести к объемному пожару с весьма высокой температурой). В сентябре – октябре 2001 г. поднята голландской компанией „Mammoet Transport Antilles N.V.". Предварительно от лодки отделили носовую оконечность. Заведен в плавучий док г. Росляково для изучения причин аварии и последующей разборки на металл.

К-150 (зав. № 663, пр. 949А, с 13.04.1993 г.- Томск). СМП (г. Северодвинск): 27.08.1991 г.; 20.07.1996 г.; 30.12.1996 г.

Входит в состав ТОФ (в сентябре 1998 г. подо льдами Арктики перешел из бух. Западная Лица в бух. Крашенинникова 49*.

48* По другим данным, 29.12.1987 г.

49* За 20 сут. корабль прошел 5 100 миль, из них 3 500 миль под водой.



АПКРРК К-206 пр. 949



АПКРРК К-148 пр. 949А



АПКРРК К-119 пр. 949А



АПКРРК пр. 949:


1 – ПМУ «Конус» системы «Шлюз»; 2 – ПМУ «Анис-Зона»; 3 – ПМУ комплекса «Молния-М»; 4 – АП СОРС МРП-21 А; 5 – АП РАК «Бухта-Чибис»; 6 – ПМУ «Кора»; 7 – ПМУ РКП; 8 – АП «Селена» систем «Коралл-Б» и «Парус» (космической навигации и связи); 9 – перископ «Лебедь-11»; 10 – перископ «Сигнал-3».



АПКРРК пр. 949А:


1 – ПМУ «Конус-М» системы «Шлюз»; 2 – ПМУ «Анис-Зона»; 3 – ПМУ комплекса «Молния-М»; 4 – АП СОРС МРП-21 А; 5 – АП РАК «Радиан-У»; 6 – ПМУ «Кора»; 7 – ПМУ РКП; 8 – АП «Селена» системы «Коралл-Б»; 9 – перископ «Лебедь-11»; 10 – перископ «Сигнал-3».


К-139 или К-329 (зав. № 664, пр. 949А, с 06.04.1993 т.-Белгород). СМП (г. Северодвинск): 24.07.1992 г.; 04.2002 г.; 2003 г.

Должна войти в состав СФ. 16.05.1994 г. из-за отсутствия финансирования постройка корабля была прекращена. Его законсервировали и оставили в одном из цехов СМП. В сентябре 2000 г., в связи с гибелью АПКРРК Курск, постройку возобновили. К-135 (зав. № 675, пр. 949А, с 07.02.1995 г-Волгоград). 02.09.1993 г.; – ; -. 22.01.1998 г. из-за отсутствия финансирования постройка корабля была прекращена. Его законсервировали и оставили в одном из цехов СМП. К-160 (зав. № 676, пр. 949А, с 07.02.1995 г.-Барнаул).

Закладка предполагалась в апреле 1994 г. Из-за отсутствия финансирования она осуществлена не была. Задел корпусных конструкций и оборудования для корабля продолжает сохраняться в одном из цехов СМП.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх