Х-35


В отличие от Х-31 с ее молниеносным броском к цели, при создании Х-35 реализовался принцип скрытного применения с дальних рубежей, а ТТЗ практически соответствовало заданному при разработке удачной американской ПКР AGM-84 «Гарпун», что и обусловило сходные технические решения. Целями новой ракеты определялись плавсредства небольшого тоннажа типа ракетных катеров и противолодочных кораблей, во множестве имевшихся во флотах практически всех морских держав и представлявших собой немалую угрозу на море. Новые, более взвешенные подходы, пришли на смену прежней ориентации на противостояние с «главным противником», наличие у которого мощных и крупных ударных кораблей породило и столь же внушительный «симметричный ответ» в виде тяжелых крылатых ракет, долгое время служивших «визитной карточкой» советской авиации. Изменившаяся расстановка сил, как и самой геополитики, потребовала новых более адекватных ответов.

Основной задачей при создании Х-35, разработанной на основе корабельной крылатой ракеты ЗМ24 «Уран», было достижение заго-ризонтной дальности полета. Для этого на ракете был установлен экономичный малогабаритный ТРД а в конструкции использована самолетная компоновка: корпус цилиндрической формы с подфюзеляжным воздухозаборником, несущее крыло большой площади, цельноповоротное оперение. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.

В нем размещены активная РГСН под радиопрозрачным стеклопластиковым обтекателем, бортовая САУ, состоящая из инерциальной системы, вычислителя, радиовысотомера и автопилота, энергоблок, боевая часть весом 145 кг, топливный бак (горючее - авиационный керосин) и маршевый двигатель. Для хранения в транспортно-пусковых контейнерах на кораблях и комплексе «Бал» береговой обороны крыло ракеты выполнялось складным; в авиационном варианте Х-35 крыло неподвижное для упрощения конструкции и повышения весовой отдачи.

Запуск ТРД после отделения от носителя (раскрутка турбины) производится гиростартером. Х-35 несет АРГС-35 массой 47,5 кг с зоной обзора по азимуту 4-45° и +10° - 20° по вертикали, обеспечивающую дальность захвата 20 км.

Осколочно-фугасная БЧ заключена в проникающий кожух, обеспечивающий пробитие обшивки и массивных корпусных конструкций и оборудования корабля без разрушения самой БЧ и ее «доставку» во внутренние отсеки, где разрушающее действие будет максимальным.


Х-35Э со стартовым двигателем на стенде ГНПЦ «Звезда - Стрела»


Х-35 возле носителя - вертолета Ка-32А7


Х-35 на АКУ-58М истребителя МиГ-29К


Примечательно, что ПКР нового поколения не рассчитаны на поражение кумулятивным действием - бронированные корабли ушли в прошлое, а сама кумулятивная струя выжигает лишь узкий сектор, уступая фугасному удару и осколочному потоку при внутреннем взрыве. Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр «змейка» для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели.

Маршевая скорость полета Х-35 - дозвуковая, 240 - 270 м/с, а снижение уязвимости достигается уменьшением высоты профиля с маршевых 5 - 10 м до 3 - 5 м на конечном участке - ракета летит практически на высоте гребней волн. По оценкам эффективности, Х-35 обеспечивает уничтожение корабля класса эсминец не более, чем двумя попаданиями ракет, для потопления меньших целей достаточно одной ракеты.

Создание ракеты шло с преодолением множества проблем как технического, так и общего порядка. Несколько раз менялось задание и требования к ракете, в том числе по опыту Фольклендской компании 1982 года, к помехозащищенности ее систем. Потребовалась полная переделка основных конструктивных узлов, от планера и двигательной установки до ГСН и управления.

Ввиду обострившихся отношений с заказчиком сама программа от ВВС перешла под контроль ВМФ, заинтересованного в оружии такого класса (наследием этого стало сохранившееся наименование Х-35, обычное для «изделий» ВВС, но нетрадиционное для флотского ракетного вооружения).

Х-35 должны были войти в состав вооружения большинства ударных самолетов АВМФ, включая палубные МиГ-29К, штурмовики Су-25ТМ, дальние патрульные Ту-142, способные нести до 8 ракет под крылом, и вертолеты Ка-27 и Ка-29. Однако задержки с разработкой затянули процесс, и заказчик не имел возможности провести совместные испытания Х-35 вплоть до распада Союза, после чего проблемы приобрели еще более затяжной характер.

Авиационные ПКР Х-35 созданы в вертолетном варианте (изделие 78) со стартовым РДТТ, предназначенном для Ка-27 и Ка-29, самолетном Х-35У (изделие 78У), имитатор цели ИЦ-35 (служит для обучения корабельных расчетов средств ПВО). Разрабатывается также модель с тепловизионной ГСН.









 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх