Х-29


Поступившие на вооружение управляемые ракеты, однако, все еще не полностью удовлетворяли широкому кругу задач штурмовой авиации. В первую очередь это относилось к их поражающему действию - по мощности относительно небольшой боевой части (БЧ) массой 100 - 150 кг они не превосходили обычную бомбу «сотку». В то время как прифронтовая полоса и ближние тылы противника изобиловали хорошо защищенными объектами, включая склады, штабы и объекты инфраструктуры - как правило, прочными строениями, требующими адекватного воздействия. Для их вывода из строя, от предусматривавшегося при постановке боевых задач «временного» до «полного уничтожения», требовалось более эффективное средство поражения.

При создании в КБ «Молния» (позднее, из-за загрузки КБ другими заданиями, тему передали МКБ «Вымпел») тяжелых ракет Х-29Л и Х-29Т, предназначенных для борьбы с неподвижными укрепленными сооружениями (аэродромными ВПП, укрытиями, капонирами, плотинами и тоннелями) потребовался ряд новых конструктивных решений. Размещение мощной БЧ, двигателя и в том числе предусмотренной телевизионной ГСН с изрядными габаритами, потребовало перехода на новый «калибр», более крупный и принятый равным 380 мм (по традиции, он был принят кратным 15-дюймовому, без малого в 1,5 раза превысив предыдущие «11-дюймовые» Х-23 и Х-25).

Для поражения прочных и защищенных целей они оснащены мощной проникающей БЧ весом 317 кг, и снабженной контактным взрывателем, обеспечивающим подрыв с заданным замедлением после пробития преграды, уничтожающий содержимое укрытия. БЧ оснащена специальным противорикошетным устройством на передней части, повышающим эффективность удара при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или «с замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла - его метровый размах обеспечивает подрыв БЧ даже при незначительном промахе и пролете рядом с целью. На прочный кожух приходится львиная доля массы БЧ, в которой 116 кг ВВ составляют около трети (для сравнения - у Х-25 коэффициент заполнения БЧ взрывчаткой вдвое выше). Ракеты выполнены по схеме «утка», имеют модульную конструкцию и различаются типом установленной ГСН. Корпус Х-29 состоит из пяти отсеков - ГСН, отсека управления, БЧ, двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.

Большая масса (660 кг у Х-29Л и 680 кг у Х-29Т) и инертность ракет потребовала перехода на более мощный источник питания (ПАД), для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы, именуемые на Х-29 «несущими гребнями». Управление по крену (стабилизация) осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом энергоснабжения в 40 с.

Х-29Л (изделие 64) оснащена лазерной ГСН того же типа (24Н1), что и Х-25 (это обусловило характерную бутылкообразную форму ее корпуса). Она может применяться с дальности до 8 км. Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята на вооружение всех типов машин ударной авиации - Су-17М2, МЗ и М4, МиГ-27М, Д и К, Су-24М, Су-25. Для подвески и пуска служит унифицированные катапультные устройства АКУ-58 и АКУ-58-1.


Х-29Л в инертном исполнении без БЧ и порохового заряда двигателя


Испытания Х-25 и Х-29Л на бомбардировщике Су-24


Авиационная управляемая ракета класса «воздух - поверхность» X-29T


Наведение Х-29Л аналогично Х-25: пропорциональный метод, заключающийся в наведении на цель с упреждением таким образом, чтобы поперечная перегрузка ракеты (характеризующая маневр) была пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН. Реализуется самонаведение тем же лазерным полуактивным способом, при котором подсвеченная лучом лазерной станции цель становится вторичным «светящимся» источником излучения.

Предусмотрены два режима атаки Х-29Л: с пикирования, когда лазерный луч станции подсвета и ось ГСН ракеты сонаправлены с линией визирования цели летчиком через прицел (при этом траектория полета ракеты почти прямая и она подходит к цели с углом, равным углу пикирования), а также со специального маневра с полетом по логарифмической кривой (близкой к горизонтальному полету). При наведении с «Кленом» оптимально применение Х-29Л с пикирования, с «Кайрой» СУР позволяет управлять полетом в три этапа с пуском с малых высот: автономное дальнее наведение с набором высоты, затем разворот ракеты на цель с переходом в пикирование и ближнее самонаведение до попадания. При этом ракета поражает цель сверху, как правило, в менее защищенную часть - перекрытия и своды сооружений.

Х-29Л прошли проверку в афганской войне, где использовались со штурмовиков Су-25 (всего было выпущено 139 Х-25 и Х-29Л, в основном, для поражения трудноуязвимых крепостей и пещер). В боевых условиях оказалось, что самостоятельный поиск цели, подсветка и пуск одним самолетом малоэффективны - летчику трудно было отыскать цель, обычно малозаметную, и захватить ее лазерным лучом с безопасного расстояния.



Не лучшие результаты давали и действия в паре, с подсветкой одним штурмовиком и пуском с другого - мешала высокая скорость сближения и та же трудность поиска. Наиболее практичным стало взаимодействие с наземным авианаводчиком, хорошо знавшим местность и загодя определявшим объект атаки. На боевой машине авианаводчика (БОМАН - БТР, оборудованный тем же «Кленом») он выдвигался к месту удара и при подходе самолета подсвечивал цель. Летчику оставалось лишь убедиться в захвате ГСН и выполнить пуск.

Преимущества высокоточного оружия были подтверждены при испытаниях и на учениях. Произведенные по их итогам расчеты боевой эффективности средств поражения и нарядов сил выглядели вполне убедительно: так, для уничтожения крупного дота требовалось звено истребителей-бомбардировщиков с полной загрузкой ФАБ-500 и С-25 (8 т бомб и 4 ракеты), в то время как та же задача могла быть решена одним штурмовиком Су-25 с парой Х-29; автомобильный мост стометровой длины выводился из строя шестеркой самолетов с дюжиной ФАБ-500, либо всего лишь парой с четырьмя Х-25 или Х-29.

Помимо боевых ракет, на снабжение были поставлены также учебные УХ-29.

Х-29Т (изделие 63) имеет телевизионную систему наведения - пассивную и полностью автономную, в отличие от лазерной и радиокомандной. ТГСН состоит из оптико-электронной части с координатором цели, закрепленным на карданном подвесе, и электронного блока обработки информации, обеспечивающих выделение и запоминание контрастных объектов. Помимо установки ТГСН «Тубус-2», разработанной НПО «Импульс», конструкция обоих ракет идентична, включая газоснабжение и электропитание с ресурсом на 40 с работы. Поиск цели может вестись с помощью бортовой аппаратуры самолета или визуально летчиком. Обнаружив цель и «загнав» ее на прицельно-пилотажный индикатор, летчик выполняет привязку и целеуказание ТГСН, после чего изображение цели появляется и на экране телевизионного индикатора в кабине. Предполагаемый объект атаки может быть «выхвачен» телекамерой из общего фона, а его изображение увеличено для опознания. Выделив его, производится переход с широкого поля зрения ТГСН на узкое, а для сохранения захвата летчику остается только удерживать кнюппелем прицельную рамку на цели, ожидая сближения с целью на разрешенную дальность пуска.


Х-29Т под крылом многоцелевого истребителя МиГ-29М


Х-29Т на подвеске штурмовика Су 25Т


Под соплом Х-29 виден держатель трассера




Убедившись в надежном захвате выделяющейся на фоне местности цели, он производит пуск ракеты. Телевизионное самонаведение носит пассивный характер и производится по светоконтрастному краю цели - темному или светлому на общем фоне (заметность цели при этом может подчеркиваться не только ее контрастным цветом, но и утлом падения солнечных лучей или тенями, выдающими замаскированный объект). Телевизионное самонаведение полностью автономно, защищено от помех и не сковывает летчика в маневре после

В режиме поиска угол зрения ТГСН «Тубус-2» составляет 12x16°, в режиме автосопровождения цели - 2,1x2,8° Она работает в ТВ-стандарте - 625 строк с разрешением 550 линий. СУР обеспечивает автономное управление: через 0,8 с после пуска ракета начинает набор высоты - «горку» с постоянным углом тангажа, затем происходит программный разворот на цель и пикирование.

Пуск Х-29Т может осуществляться и с малых высот. Дальность ее применения определяется, в основном, возможностью обнаружения цели и зависит от высоты полета, атмосферных условий, контрастности, размеров и конфигурации цели. Максимальная дальность пуска Х-29Т составляет 8-13 км. При нанесении удара по аэродромным полосам Х-29 оставляет воронки диаметром до 12-15 м и глубиной до 6 м.

Точность попадания Х-29Т существенно выделяет ее среди прочих средств поражения - круговое вероятное отклонение «телевизионной» ракеты, не зависящей от подсветки и другой «помощи со стороны», при пуске с оптимальных по условиям обнаружения цели 4 - 5 км составляет 2,2 м (у лазерных этот параметр равен 3,5 - 4 м). Вместе с тем, ракета может использоваться только в дневное время, по контрастным объектам и в хорошую погоду, при отсутствии тумана и дымки.

Помимо двух базовых вариантов, МКБ «Вымпел» в рекламных источниках сообщало о разработке ракет Х-29ТЭ с увеличенной до 20 - 30 км дальностью стрельбы, Х-29МЛ в комплексе со станцией дальнего подсвета и дальнометрирования и моделей с автономной когерентной РЛГСН разработки «Фазотрон-НИИР».








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх