КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Для стрельбы по площадям

Сразу же после окончания 2-й мировой войны в США были начаты работы по созданию подводных лодок – носителей крылатых ракет. Американцы, не мудрствуя лукаво, скопировали немецкую ракету ФАУ-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и назвали ее «Лун». В носители «Лун» были переоборудованы две серийные подводные лодки «Каск» и «Карбонеро», с которых в 1048-1940 гг. произвели несколько пусков ракет. Понятно, что ни скорость, ни дальность ракет «Лун» не удовлетворяли руководство ВМФ США и от пульсирующего двигателя перешли к турбореактивному двигателю (ТРД).

В 50-х годах американцы проводили опыты с дозвуковой ракетой «Регулус-1» и сверхзвуковой «Регулус-2». Обе ракеты имели складные крылья, раскрывавшиеся на пусковой установке открытого балочного типа. Пуск был надводный, «Регулус-1» даже короткое время состояла на вооружении 4 дизельных и одной атомной ПЛ «Хелибат». Всего было произведено 514 ракет «Регулус-1».

Эксплуатация ракет, крылья которых приходилось раскладывать на пусковой установке, была неудобна. Американские конструкторы предлагали несколько путей решения проблемы. Так, фирма «Гудьир» разработала проект надувной ракеты «Вэгмайт». Перед стартом ракеты надувались на палубе ПЛ, находившейся в надводном положении. Ракета была снабжена двумя ТРД, обеспечивающими скорость полета 800 км/час при дальности 2400 км. Тем не менее проблему решить не удалось. И в начале 60-х годов все работы в США над корабельными крылатыми ракетами были прекращены. Первая крылатая ракета нового поколения – «Гарпун» – была принята ВМФ США лишь в 1080 г.

Советские конструкторы, в том числе и В. Н. Челомей, получили в свое распоряжение ракету ФАУ-1 раньше, чем о ней узнали на западе. Группа Челомея, работавшая в то время на заводе N2 51, создала на основе ФАУ-1 несколько типов крылатых ракет (1 OX, 14Х, 16Х), с пульсирующими двигателями. Ракету 10ХН предполагалось установить на подводную лодку (ПЛ) К-56 XIV серии. Ракета 10XH по своим характеристикам почти не превосходила ФАУ-1. Средняя скорость полета – 565 км/час, дальность 240 м, высота полета 200- 1000 м. Стартовый вес ракеты 3500 кг, вес боевой части – 800 кг. Система управления инерциальная – автопилот АП-52. В ходе наземных испытаний изделия 10ХН с 17.12.1052 г. по 11.03.1053 г. из 15 ракет, запущенных в квадрат 20x20 км на расстояние 240 км в цель попали только одиннадцать. Такая ракета флоту была не нужна и в мае 1055 г. работы над морским вариантом 10ХН прекратили.

К тому времени в КБ министерства авиационной промышленности, возглавляемом Микояном, Ильюшиным и Бериевым уже создавались крылатые ракеты для ВМФ с ТРД. Волей- неволей перешел на ТРД и Челомей.

25.08.1055 г. можно считать днем рождения отечественных крылатых ракет для подводных лодок. В этот день вышло Постановление Совета Министров и ЦК КПСС, но для краткости мы будем указывать «Постановление СМ» N2 1601 -802 о начале работ над ракетой П-5 конструкции Челомея и ракетой П-10 конструкции Бериева. Приблизительно в это же время была начата работа и над ракетой П-20 конструкции Ильюшина. Все ракеты имели инерциальную систему наведения и предназначались для стрельбы «по площадям». В те годы СССР был окружен кольцом американских авиабаз в Европе и Азии, где постоянно дежурили стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту. Наша же страна не располагала средствами ответного удара. Баллистические ракеты были еще только на кульманах, а наши бомбардировщики не могли достигнуть США и вернуться обратно. Поэтому ракеты подводных лодок должны были стать единственным средством ответного удара по территории США. И действительно, в течение нескольких лет ракетные лодки были единственным средством сдерживания потенциального агрессора.

Крылатая ракета П-10 конструктивно была близка к «Регулусу-1». Общая концепция проекта оригинальностью не отличалась. Цилиндрический контейнере ракетой, имеющей складывающееся крыло, неподвижно крепился к прочному корпусу подводной лодки. После ее всплытия крышка контейнера открывалась, из него выкатывалась ракета, ее передняя опора с «нулевыми» направляющими поднималась, и ракета занимала стартовое положение. Раскрывалось крыло, запускался маршевый турбореактивный двигатель, затем стартовый пороховой, и ракета уходила в полет. После старта транспортная тележка уходила в контейнер, крышка которого тут же закрывалась, и лодка могла начать погружение. Все операции производились автоматически, с дистанционным управлением из боевого отсека лодки.

В 1956 г. были начаты летные испытания П-10 на полигоне Капустин Яр. Ракета полетела с первого пуска. П-10 стартовала как с неподвижного, так и с подвижного наземного стенда.

Для корабельных испытаний П-10 на заводе N2 402 серийная дизельная ПЛ проект 611 (Б-64) в 1956-1957 гг. была переоборудована в проект 611 -П. На лодке размещалась одна ракета П-10 в контейнере. С 23 сентября 1957 г. по 31 октября 1957 г. с Б-64 было произведено 4 пуска ракеты П-10, из которых два были неудачными.

Ракета П-10 летела на высоте 200-600 м на дальность до 600 км. Ракету предполагалось оснастить ядерной боеголовкой «РДС-4» (такой же, как и на первых лодочных баллистических ракетах).

К лету 1957 г. завод серийно изготовил более 10 ракет П 10.

Серийные ракеты должны были устанавливаться на больших дизельных ПЛ пр. 642, которым следовало нести по две ракеты П-10.

В ОКБ-240 под руководством Ильюшина была создана сверхзвуковая ракета П-20, имевшая маршевую скорость М=2,5-3 на высотах до 30 км. Дальность полета составляла около 3000 км. Ракета внешне была похожа на истребитель типа Ла-15. Планер высокоплан, длина корпуса 30 м, диаметр – 3 м. Через всю ракету проходил прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Поэтому ядерная боевая часть, система управления и т.д. располагались в кольцевых отсеках вокруг двигателя. Стартовый ускоритель закладывался в сопло прямоточного двигателя.

Масса ракеты составляла 30 тонн, масса боевой части – 3 т. Система управления разработана под руководством Фармаковского. Имелась астрокоррекция (по 8 звездам [1*]), что обеспечивало высокую точность наведения (вероятность отклонения менее 0,5 км). В перспективе предполагалось установить и головку самонаведения.

П-20 предполагалось установить на ПЛ пр. 627А и 653. Атомная ПЛ проекта 627А несла всего одну ракету в прочном контейнере, размещенном за рубкой ПЛ. Длина контейнера составляла около 25 м, а диаметр – 4,6 м. После всплытия ПЛ тележка с ракетой выкатывалась из контейнера на пусковую установку с углом старта 16°. Расчетное время нахождения ПЛ пр. 627А в надводном положении при пуске ракеты было 6,5 минут.

Тем не менее, после двух полигонных пусков П-20 работы по ней были прекращены.

Конкурс выиграла ракета П-5 конструкции ОКБ-52 (главный конструктор Челомей). Главным ее преимуществом стала уникальная гидравлическая система АРК-5 (автомат раскрытия крыла). АРК-5 не имел аналогов в мире. Все крылатые ракеты того времени (наши П-10 и П-20, американские «Регулусы» и «Матадоры») транспортировались без крыльев, а крылья монтировались непосредственно перед запуском. Конструкторы ОКБ-52 поместили ракету П-5 длиной 11,87 м и массой 5,2 тонны, в герметичный контейнер, заполненный азотом, диаметром 1,65 м той же длины, что и ракета. Старт производился с подводной лодки, находившейся в надводном положении.

Перед стрельбой пусковой контейнер принимал угол возвышения 15°. В момент выстрела включались два мощных твердотопливных ускорителя общей тягой 36,6 тонны. Сразу же после выхода ракеты из контейнера раскрывались крылья. Через 2 секунды отработавшие ускорители автоматически сбрасывались и ракета продолжала полет с помощью маршевого турбореактивного двигателя КРД-26 со скоростью, немного превышающей скорость звука.

Интересно, что дальность стрельбы и средняя скорость полета П-5, как впрочем и других ракет, сильно зависела от температуры окружающего воздуха. Так, при предельныхтем- пературах, допускаемых таблицами стрельбы +40°С и -24°С дальность составляла 650 и 431 км, а средняя скорость 338 и 384 м/с соответственно. При нормальных же условиях (+20°С) дальность была 574 км, а средняя скорость 345 м/с.

Таким образом, сверхзвуковая ракета, летящая на малой высоте с полетным временем 27 минут, имела все основания преодолеть ПВО СШАконца 50-х годов, особенно с учетом длины морского побережья.

Система управления ракеты включала в себя автопилот АП-70Ас прецезионным автоматом курса и гидровертикалью, счетчик времени полета, а также барометрический высотомер, который ограничивал минимальную высоту полета ракеты приблизительно 400 метрами. Правда, уже в 1959 г. начались опыты с ракетой П-5СН, оборудованной радиовысотомером РВ-5М. Но в серию пошли П-5с барометрическим высотомером.

Таким образом, после старта ракета не имела связи с ПЛ, как сейчас говорят: «выстрелил и забыл».

Ракета П-5 имела нормальную самолетную схему с нижним расположением подфюзеляжного воздухозаборника маршевого турбореактивного двигателя и с верхним расположением стреловидного крыла.

Масса боевой части составляла 800-1000 кг. Боевая часть фугасная или специальная. Первоначально тротиловый эквивалент спецзаряда был 200, а затем 600 килотонн.

Первый пуск макета П-5 без маршевого двигателя и раскрытия крыла состоялся 12 марта 1957 г. в Фаустове на полигоне НИИ-2.

Летные испытания готового изделия из контейнера СМ-49 провели в районе Балаклавы в период с 28 августа 1957 г. по март 1958 г. Из четырех пусков два первых были неудачны.

Проектирование опытной ПЛ для испытаний П-5 было начато по Постановлению СМ N2 1457-809 от 08.08.1955 г. В конце 1956 г. на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком переоборудовали серийную ПЛ С-146 пр. 613 в опытную лодку пр. П-613 с установкой одного контейнера с П-5. Первые два пуска ракет П-5 с ПЛ С-146 проведены в Белом море вблизи Северодвинска 22 и 29 ноября 1957 года.

Всего с 28 августа 1957 г. до января 1959 г. провели 21 пуск П-5.

Постановлением СМ №5-313 от 19.06.1959 г. комплекс П-5 был принят на вооружение ВМФ.

В 1959 г. успешно проведены испытания С-80 – головной ПЛ пр. 644. [2*]де залповой стрельбы ракеты П-5 стартовали с интервалом 25 сек. Проект 644 разработан в ЦКБ- 18, согласно ему были переделаны в ракетные шесть ПЛ пр. 613, вступившие в строй еще в 1952-54 гг. (номера ПЛ С-44, 46, 69, 80, 158, 162) .

На палубах лодок пр. 644 были установлены два контейнера с ракетами П-5. Все шесть лодок пр. 644 вступили в строй в течение 1960 г.

Шесть других лодок пр. 613 (ПЛ С-61,64, 142, 152, 155, 164) были переоборудованы в пр. 665, разработанный ЦКБ- 112. Внутри большой рубки было помещено по четыре ракеты.

Еще до принятия на вооружение ракеты П-5 в ОКБ-52 были начаты работы по различным модернизациям этой ракеты. Так, в 1959 г. выполнили эскизный проект ракеты П-5РГ с радиолокационной головкой самонаведения (РГС) для стрельбы по надводным кораблям. В 1962 г. проводили летные испытания ракет П-5 с противорадиолокационным покрытием ХВ-10, некий прообраз технологии «Стелс».

Первая лодочная ракета имела и ряд недостатков: надводный старт ракеты, малая точность стрельбы p[3*] при стрельбе по площадям частично компенсировалось наличием спецбоеприпаса), полет ракеты мог происходить только над ровной местностью (без гор и возвышенностей), имелись также ограничения по направлению и скорости ветра.

Частично эти недостатки были устранены при модернизации ракеты П-5, проведенной в 1958-1962 гг. В состав системы управления ракеты АП-70Д ввели доплеровский измеритель пути и сноса ракеты в полете, что сняло в значительной мере ее зависимость от метеорологических условий и позволило в 2-3 раза улучшить точность стрельбы. В состав бортовой аппаратуры управления вошел высокоточный радиовысотомер, что позволило снизить высоту полета ракеты над морем до 250 метров.

Модернизированная ракета получила индекс П-5Д и прошла летные испытания с сентября 1959 г. по июль 1961 г. Первый пуск состоялся с наземного контейнера СМ-49, но оказался неудачным. Интересно, что 7 пусков П-5Д были произведены с подвижной пусковой установки 2П30 от сухопутной ракеты С-5 (аналога П-5). Корабельные испытания П-5Д проходили в Белом море на ПЛ пр. 644Д, с которой запущено 9 ракет.

Постановлением Совмина от 2 марта 1962 г. комплекс П-5Д принят на вооружение. Ракетами П-5Д были вооружены атомные ПЛ пр. 659 (6 ракет). Последней морской крылатой ракетой для стрельбы по площадям стала П-7.

Разработку П-7 вело ОКБ-52 согласно Постановлению Совмина от 19 июня 1959 г. Дальность стрельбы ракеты увеличена до 1000 км, а высота полета снижена до 100 м. Система управления инерциальная, помимо автомата АП-70Д установлена доплеровская система измерения скорости и угла сноса – «Парус». Ракета получила новый более экономичный маршевый турбореактивный двигатель, масса ракеты увеличилась до 6,8 тонны. Пусковая установка П-7 была унифицирована с ПУ для ракет П-5 и П-5Д.

Летные испытания П-7 были проведены с полигона под Балаклавой в апреле-июле 1962 г. в объеме 10 пусков. Стрельба велась из контейнера СМ-49. Корабельные испытания П-7 были начаты в Белом море на подводной лодке С-158, переоборудованной по проекту 644-7 в октябре 1962 г. Всего с ПЛ было запущено 13 ракет П-7.

Согласно постановлению Совмина от 2 августа 1965 г. работы над П-7 были прекращены, в том числе – по морским крылатым ракетам, предназначенным для поражения наземных целей. Такое решение обосновывалось успехами в развитии морских баллистических ракет.


1* на такой высоте звезды видны днем так, как и ночью

2* – пр . ПЛ С-80 введена в строй в 1952 г., и переделана в пр. 644 в 1960 г., 27 января 1961 г. затонула в Баренцевом море. В 1969 г. лодка была поднята и сдана на лом.

3* – при стрельбе на максимальную дальность 80% ракет должны были попадать в круг радиусом 3 км, а остальные вне его.


Противокорабельные ракеты с надводным стартом

В августе 1956 г. вышло постановление Совмина о начале разработки первых противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты разрабатывались в ОКБ-52 и мало отличались друг от друга. П-6 предназначалась для подводных лодок, а П-35 – для надводных кораблей.


Стартовик П-5, П-6


Полет обеих ракет проходил в режиме большая высота – малая высота. Большая высота полета 4000-7000 м требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между подводной лодкой и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на подводную лодку, где офицер-опе- ратор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее важную, например, авианосец, в авианосном ордере). После чего с ПЛ подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту 100 м, не теряя радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при этом не отделялась.

Конструктивно ракета П-6 во многом была подобна П-5. Обе ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры.

Система управления «Антей» для П-6 была разработана НИИ-49 судостроительной промышленности.

Первый этап летных испытаний П-6 без радиотехнической аппаратуры проходил на площадке под Балаклавой с декабря 1050 г. по июль 1960 г. Всего проведено 5 пусков.

С июля 1960 г. по декабрь 1962 г. полностью укомплектованные изделия запускали с северного полигона Ненокса с неподвижного и качающегося стендов.

В июле-сентябре 1963 г. было проведено 5 пусков с ПЛ пр. 675У. Достигнуто два прямых попадания в мишень, приведших к ее потоплению. В октябре- декабре 1963 г. П- 6 испытывалась на ПЛ пр. 651 и 675, при этом сделано 12 пусков, при этом было зафиксировано 11 прямых попаданий.

Постановлением Совмина от 23 июня 1964 г. комплекс П-6 был принят на вооружение ПЛ пр. 651 и 675. К этому времени произведено 46 пусков ракеты.

16 дизельных ПЛ пр. 651 были заложены между ноябрем 1960 г. и мартом 1967 г. Головная лодка К-156 вступила в строй в декабре 1963 г., а последние лодки в конце 1968 г. Каждая из них была вооружена четырьмя ракетами П-6.

Атомные ПЛ пр. 675 несли по восемь ракет П-6.

Параллельно с созданием ракетного комплекса П-6 шло создание системы разведки и целеуказания. Подобная система состояла из радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, помещенных на борту самолетов Ту- 16РЦ и Ту-95РЦ, а затем и на вертолетах Ка-25РЦ. Информация с самолетов и вертолетов передавалась на подводные лодки-носители П-6. Такая система разведки и целеуказания принята на вооружение в 1965 г.

Последней лодочной ракетой надводного старта стала ракета большой дальности «Базальт» (П-500, 4К-80). Постановление о начале работ над «Базальтом» приняли 28 февраля 1963 г. Проектирование ракеты вело ОКБ-52. П-500 предназначалась для поражения авианосных ордеров противника.

П-500 представляла собой развитие ракеты П-6. Вместе с тем для нее был создан специальный маршевый турбореактивный двигатель КР-17-300 повышенной тяги и экономичности, что позволило наряду с принятием других мер увеличить и дальность полета.

В системе управления «Аргон» впервые применили бортовую цифровую вычислительную машину, разработанную ЦНИИ «Гранит».

Система управления ракетного комплекса «Базальт» обеспечивала возможность стрельбы залпом по 8 ракет с одного корабля.

Особенностью ракет «Базальт» был обмен информацией между ракетами одного залпа, причем одна из них брала на себя управление и распределение целей в авианосном ордере между остальными.

Система управления «Аргон» могла корректироваться системой морской космической разведки и целеуказаниями со спутников радиолокационной разведки, которая поступила на вооружение в 1976 г.

Ракета П-500 могла запускаться с ПЛ, которые были вооружены ракетами П-6.

Благодаря применению специального маршевого турбореактивного двигателя повышенной тяги и экономичности, дальность стрельбы была доведена до 550 км, а максимальная скорость полета до числа М=2,5. Профиль полета «большая высота – малая высота».

Первый этап летных испытаний П-500 был проведен с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне в Неноксе. Пуски проводились со стенда СМ-49 без радиоаппаратуры.

В 1975 г. комплекс «Базальт» поступил на вооружение атомных подводных лодок пр. 675, а в 1977 г. на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» (пр. 1143), и наконец, с 1983 г. в строй вступают крейсера типа «Слава» (пр. 1164). ПЛ пр. 675 имели по восемь ПУ ракет «Базальт», на КР «Киев» 4 X 2 ПУ с одной перезарядкой и на КР «Слава» 2 х 8 ПУ без перезарядки.

Но, несмотря на все достоинства П-500 пуск ракеты с подводной лодки в надводном положении демаскировал ее и делал легкой добычей кораблей и самолетов ПЛО. Подобное положение стало особенно нетерпимым в связи с усилением средств противолодочной обороны стран НАТО.


Противокорабельные ракеты с подводным стартом

Противокорабельная лодочная ракета «Аметист» (П-120) оказалась первой почти во всех отношениях. Это была первая отечественная и первая в мире крылатая ракета с подводным стартом и первая ракета с твердотопливным двигателем, разработанная ОКБ-52.

Постановление о начале разработки «Аметиста» вышло 1 апреля 1959 г. и уже к концу года ОКБ-52 закончило эскизный проект ракеты.

Ракета имела твердотопливный маршевый двигатель двухшашечной схемы с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Подводный старт происходил с помощью комбинированного твердотопливного стартового агрегата, включавшего два ускорителя подводного хода и два мощных ускорителя для разгона ракеты в воздухе после ее выхода из воды. Ракета имела автономную (без связи с подводной лодкой) систему управления «Тор» в составе автопилота, радиовысотомера, аналоговой вычислительной машины и радиолокационной головки самонаведения.

Пуск ракеты производился под водой на глубине до 50 м. Перед пуском контейнер с ракетой принимал угол возвышения 15°, открывались передняя и задняя крышки контейнера, который заполнялся водой («мокрый старт») и включались твердотопливные двигатели подводного хода. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой после выхода из контейнера. После выхода ракеты из воды включались надводные ускорители.


Данные крылатых ракет

Полет «Аметиста» проходил на высоте 60 метров с дозвуковой скоростью. Ракета оснащалась куммулятивно- фугасной боевой частью ЧГ66 массой 1000 кг или специальной боевой частью (по западным данным – 200 килотонн).

Бросковые испытания ракеты «Аметист» были проведены в августе-сентябре 1960 г. Первый этап летных испытаний был проведен с июля 1961 г. по июнь 1962 г. в районе Севастополя. Всего запущено 12 ракет, из них 10 со специально притопленного на 50 метров стенда и два с ПЛ пр. 61 ЗА.

Пусковые установки для ракеты «Аметист» были созданы ЦКБ-34. Так, пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда смонтирована в 1961 г., пусковая установка СМ-103 для экспериментальной ПЛ пр. 613А – в 1961 г., а серийные ПУ СМ-97 для ПЛ пр. 661 изготовлялись с конца 1962 г.

С 1963 г. по сентябрь 1966 г. испытания ракеты проводились на Черном море с ПЛ пр. 613А. Всего 27 пусков.

В октябре-ноябре 1967 г. были проведены контрольные летные испытания «Аметиста» на севере с ПЛ пр. 670. Проведено 10 пусков, в том числе выполнен залп четырьмя ракетами.

Постановлением от 3 июня 1968 г. «Аметист» принят на вооружение ПЛ пр. 661 и 670.

Недостатками ПКР «Аметист» были небольшая дальность стрельбы, недостаточная помехозащищенность и избирательность радиолокационной головки самонаведения, а также невозможность запуска ракет в надводном положении лодки.

В значительной мере эти недостатки были устранены в новой ракете ОКБ-52 «Малахит» (П-120, ЧК-85), в которой широко использованы конструктивные элементы «Аметиста».

«Малахит» был второй и последней для ОКБ-52 [ 4* ] крылатой ракетой на твердом топливе.

Постановление о начале разработки «Малахита» вышло 28 февраля 1963 г., а через год закончили эскизный проект.

Для «Малахита» был создан универсальный (для подводного и надводного стартов) твердотопливный ускоритель. В системе управления «АПЛИ-5», созданной в НИИ-10, реализовали принцип «выстрелил и забыл». Система самонаведения стала двухканальной: от радиолокационной и тепловой головок самонаведения. Подобно «Аметисту» «Малахит» имел «мокрый старт».

Первый пуск «Малахита» с наземной установки без радиотехнической аппаратуры состоялся 25 сентября 1968 г.

Всего с сентября 1968 г. по февраль 1969 г. было проведено 3 таких пуска.

С июля по октябрь 1969 г. состоялось еще 3 пуска «Малахита», но уже со стенда, погруженного на глубину 50 метров. При подводных пусках «Малахит» сильно демаскировал себя, оставляя длинный черный шлейф.

И наконец с марта 1970 г. по 1972 г. «Малахит» испытывался на МРК «Буря» (пр. 1234).

Постановлением от 17 марта 1972 г. «Малахит» был принят на вооружение МРК пр. 1134.

С апреля 1974 г. по июль 1975 г. проведено 14 пусков с ПЛ пр. 670М (из них 8 полностью успешные).

Постановлением от 21 ноября 1977 г. комплекс «Малахит» принят на вооружение ПЛ пр. 670М.

В 1969 г. в ОКБ-52 была начала разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».

Ракета имела сверхзвуковой маршевый турбореактивный двигатель и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинавший работу под водой. Ракета «Гранит» могла быть запущена как с ПЛ, так и с надводного корабля.

В марте 1983 г. комплекс «Гранит» был принят на вооружение атомных ПЛ пр. 949 и атомных крейсеров типа «Адмирал Ушаков».

К идее высотной крылатой стратегической ракеты вернулись в 1976 г. 9 декабря 1976 г. вышло Постановление о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3M-35 «Метеорит» в КБ Челомея. Ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных подводных лодок пр. 667 и стратегических бомбардировщиков Ту-95.

Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела стреловидное складывающееся крыло и двухкилевое складывающееся оперение. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.

Стартовая ступень имела два жидкостных реактивных двигателя с управляемыми поворотными соплами. Время работы двигателей составляло 32 секунды. Система управления ракетой была полностью автономной и корректировалась устройством радиолокационного считывания местности.

Первый пуск «Метеорита» состоялся 20.05.1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие три пуска были также неудачными. Лишь 26.12.1981 г. ракета пролетела около 50 км.

Для испытаний «Метеорита-М» [5*] атомная подводная лодка К-420 пр. 667 была переоборудована в пр. 667М. На лодке разместили 12 наклонных направляющих и аппаратуру «Андромеда». Первый пуск «Метеорита-М» с К-420 состоялся 26 декабря 1983 г. в Баренцевом море.

Всего до конца 1984 г. было 22 пуска 3М-25 всех исполнений, но ни одна из них не пролетела и половины проектной дальности. Работы по всем версиям «Метеорита» прекращены в конце 1984 г.

На замену старых крылатых ракет в 80-х годах пришли новые: «Вулкан», «Оникс», «Болид» и другие, поступившие на вооружение атомных ПЛ пр. 949, 949А, 885, 675МКВ, 670М и др.

4* – по крайней мере для того времени.

5* – М – морского, А – воздушного, Н – наземного базирования.


Ракета П-5








Примечания:



КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Для стрельбы по площадям

Сразу же после окончания 2-й мировой войны в США были начаты работы по созданию подводных лодок – носителей крылатых ракет. Американцы, не мудрствуя лукаво, скопировали немецкую ракету ФАУ-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и назвали ее «Лун». В носители «Лун» были переоборудованы две серийные подводные лодки «Каск» и «Карбонеро», с которых в 1048-1940 гг. произвели несколько пусков ракет. Понятно, что ни скорость, ни дальность ракет «Лун» не удовлетворяли руководство ВМФ США и от пульсирующего двигателя перешли к турбореактивному двигателю (ТРД).

В 50-х годах американцы проводили опыты с дозвуковой ракетой «Регулус-1» и сверхзвуковой «Регулус-2». Обе ракеты имели складные крылья, раскрывавшиеся на пусковой установке открытого балочного типа. Пуск был надводный, «Регулус-1» даже короткое время состояла на вооружении 4 дизельных и одной атомной ПЛ «Хелибат». Всего было произведено 514 ракет «Регулус-1».

Эксплуатация ракет, крылья которых приходилось раскладывать на пусковой установке, была неудобна. Американские конструкторы предлагали несколько путей решения проблемы. Так, фирма «Гудьир» разработала проект надувной ракеты «Вэгмайт». Перед стартом ракеты надувались на палубе ПЛ, находившейся в надводном положении. Ракета была снабжена двумя ТРД, обеспечивающими скорость полета 800 км/час при дальности 2400 км. Тем не менее проблему решить не удалось. И в начале 60-х годов все работы в США над корабельными крылатыми ракетами были прекращены. Первая крылатая ракета нового поколения – «Гарпун» – была принята ВМФ США лишь в 1080 г.

Советские конструкторы, в том числе и В. Н. Челомей, получили в свое распоряжение ракету ФАУ-1 раньше, чем о ней узнали на западе. Группа Челомея, работавшая в то время на заводе N2 51, создала на основе ФАУ-1 несколько типов крылатых ракет (1 OX, 14Х, 16Х), с пульсирующими двигателями. Ракету 10ХН предполагалось установить на подводную лодку (ПЛ) К-56 XIV серии. Ракета 10XH по своим характеристикам почти не превосходила ФАУ-1. Средняя скорость полета – 565 км/час, дальность 240 м, высота полета 200- 1000 м. Стартовый вес ракеты 3500 кг, вес боевой части – 800 кг. Система управления инерциальная – автопилот АП-52. В ходе наземных испытаний изделия 10ХН с 17.12.1052 г. по 11.03.1053 г. из 15 ракет, запущенных в квадрат 20x20 км на расстояние 240 км в цель попали только одиннадцать. Такая ракета флоту была не нужна и в мае 1055 г. работы над морским вариантом 10ХН прекратили.

К тому времени в КБ министерства авиационной промышленности, возглавляемом Микояном, Ильюшиным и Бериевым уже создавались крылатые ракеты для ВМФ с ТРД. Волей- неволей перешел на ТРД и Челомей.

25.08.1055 г. можно считать днем рождения отечественных крылатых ракет для подводных лодок. В этот день вышло Постановление Совета Министров и ЦК КПСС, но для краткости мы будем указывать «Постановление СМ» N2 1601 -802 о начале работ над ракетой П-5 конструкции Челомея и ракетой П-10 конструкции Бериева. Приблизительно в это же время была начата работа и над ракетой П-20 конструкции Ильюшина. Все ракеты имели инерциальную систему наведения и предназначались для стрельбы «по площадям». В те годы СССР был окружен кольцом американских авиабаз в Европе и Азии, где постоянно дежурили стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту. Наша же страна не располагала средствами ответного удара. Баллистические ракеты были еще только на кульманах, а наши бомбардировщики не могли достигнуть США и вернуться обратно. Поэтому ракеты подводных лодок должны были стать единственным средством ответного удара по территории США. И действительно, в течение нескольких лет ракетные лодки были единственным средством сдерживания потенциального агрессора.

Крылатая ракета П-10 конструктивно была близка к «Регулусу-1». Общая концепция проекта оригинальностью не отличалась. Цилиндрический контейнере ракетой, имеющей складывающееся крыло, неподвижно крепился к прочному корпусу подводной лодки. После ее всплытия крышка контейнера открывалась, из него выкатывалась ракета, ее передняя опора с «нулевыми» направляющими поднималась, и ракета занимала стартовое положение. Раскрывалось крыло, запускался маршевый турбореактивный двигатель, затем стартовый пороховой, и ракета уходила в полет. После старта транспортная тележка уходила в контейнер, крышка которого тут же закрывалась, и лодка могла начать погружение. Все операции производились автоматически, с дистанционным управлением из боевого отсека лодки.

В 1956 г. были начаты летные испытания П-10 на полигоне Капустин Яр. Ракета полетела с первого пуска. П-10 стартовала как с неподвижного, так и с подвижного наземного стенда.

Для корабельных испытаний П-10 на заводе N2 402 серийная дизельная ПЛ проект 611 (Б-64) в 1956-1957 гг. была переоборудована в проект 611 -П. На лодке размещалась одна ракета П-10 в контейнере. С 23 сентября 1957 г. по 31 октября 1957 г. с Б-64 было произведено 4 пуска ракеты П-10, из которых два были неудачными.

Ракета П-10 летела на высоте 200-600 м на дальность до 600 км. Ракету предполагалось оснастить ядерной боеголовкой «РДС-4» (такой же, как и на первых лодочных баллистических ракетах).

К лету 1957 г. завод серийно изготовил более 10 ракет П 10.

Серийные ракеты должны были устанавливаться на больших дизельных ПЛ пр. 642, которым следовало нести по две ракеты П-10.

В ОКБ-240 под руководством Ильюшина была создана сверхзвуковая ракета П-20, имевшая маршевую скорость М=2,5-3 на высотах до 30 км. Дальность полета составляла около 3000 км. Ракета внешне была похожа на истребитель типа Ла-15. Планер высокоплан, длина корпуса 30 м, диаметр – 3 м. Через всю ракету проходил прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Поэтому ядерная боевая часть, система управления и т.д. располагались в кольцевых отсеках вокруг двигателя. Стартовый ускоритель закладывался в сопло прямоточного двигателя.

Масса ракеты составляла 30 тонн, масса боевой части – 3 т. Система управления разработана под руководством Фармаковского. Имелась астрокоррекция (по 8 звездам [1*]), что обеспечивало высокую точность наведения (вероятность отклонения менее 0,5 км). В перспективе предполагалось установить и головку самонаведения.

П-20 предполагалось установить на ПЛ пр. 627А и 653. Атомная ПЛ проекта 627А несла всего одну ракету в прочном контейнере, размещенном за рубкой ПЛ. Длина контейнера составляла около 25 м, а диаметр – 4,6 м. После всплытия ПЛ тележка с ракетой выкатывалась из контейнера на пусковую установку с углом старта 16°. Расчетное время нахождения ПЛ пр. 627А в надводном положении при пуске ракеты было 6,5 минут.

Тем не менее, после двух полигонных пусков П-20 работы по ней были прекращены.

Конкурс выиграла ракета П-5 конструкции ОКБ-52 (главный конструктор Челомей). Главным ее преимуществом стала уникальная гидравлическая система АРК-5 (автомат раскрытия крыла). АРК-5 не имел аналогов в мире. Все крылатые ракеты того времени (наши П-10 и П-20, американские «Регулусы» и «Матадоры») транспортировались без крыльев, а крылья монтировались непосредственно перед запуском. Конструкторы ОКБ-52 поместили ракету П-5 длиной 11,87 м и массой 5,2 тонны, в герметичный контейнер, заполненный азотом, диаметром 1,65 м той же длины, что и ракета. Старт производился с подводной лодки, находившейся в надводном положении.

Перед стрельбой пусковой контейнер принимал угол возвышения 15°. В момент выстрела включались два мощных твердотопливных ускорителя общей тягой 36,6 тонны. Сразу же после выхода ракеты из контейнера раскрывались крылья. Через 2 секунды отработавшие ускорители автоматически сбрасывались и ракета продолжала полет с помощью маршевого турбореактивного двигателя КРД-26 со скоростью, немного превышающей скорость звука.

Интересно, что дальность стрельбы и средняя скорость полета П-5, как впрочем и других ракет, сильно зависела от температуры окружающего воздуха. Так, при предельныхтем- пературах, допускаемых таблицами стрельбы +40°С и -24°С дальность составляла 650 и 431 км, а средняя скорость 338 и 384 м/с соответственно. При нормальных же условиях (+20°С) дальность была 574 км, а средняя скорость 345 м/с.

Таким образом, сверхзвуковая ракета, летящая на малой высоте с полетным временем 27 минут, имела все основания преодолеть ПВО СШАконца 50-х годов, особенно с учетом длины морского побережья.

Система управления ракеты включала в себя автопилот АП-70Ас прецезионным автоматом курса и гидровертикалью, счетчик времени полета, а также барометрический высотомер, который ограничивал минимальную высоту полета ракеты приблизительно 400 метрами. Правда, уже в 1959 г. начались опыты с ракетой П-5СН, оборудованной радиовысотомером РВ-5М. Но в серию пошли П-5с барометрическим высотомером.

Таким образом, после старта ракета не имела связи с ПЛ, как сейчас говорят: «выстрелил и забыл».

Ракета П-5 имела нормальную самолетную схему с нижним расположением подфюзеляжного воздухозаборника маршевого турбореактивного двигателя и с верхним расположением стреловидного крыла.

Масса боевой части составляла 800-1000 кг. Боевая часть фугасная или специальная. Первоначально тротиловый эквивалент спецзаряда был 200, а затем 600 килотонн.

Первый пуск макета П-5 без маршевого двигателя и раскрытия крыла состоялся 12 марта 1957 г. в Фаустове на полигоне НИИ-2.

Летные испытания готового изделия из контейнера СМ-49 провели в районе Балаклавы в период с 28 августа 1957 г. по март 1958 г. Из четырех пусков два первых были неудачны.

Проектирование опытной ПЛ для испытаний П-5 было начато по Постановлению СМ N2 1457-809 от 08.08.1955 г. В конце 1956 г. на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком переоборудовали серийную ПЛ С-146 пр. 613 в опытную лодку пр. П-613 с установкой одного контейнера с П-5. Первые два пуска ракет П-5 с ПЛ С-146 проведены в Белом море вблизи Северодвинска 22 и 29 ноября 1957 года.

Всего с 28 августа 1957 г. до января 1959 г. провели 21 пуск П-5.

Постановлением СМ №5-313 от 19.06.1959 г. комплекс П-5 был принят на вооружение ВМФ.

В 1959 г. успешно проведены испытания С-80 – головной ПЛ пр. 644. [2*]де залповой стрельбы ракеты П-5 стартовали с интервалом 25 сек. Проект 644 разработан в ЦКБ- 18, согласно ему были переделаны в ракетные шесть ПЛ пр. 613, вступившие в строй еще в 1952-54 гг. (номера ПЛ С-44, 46, 69, 80, 158, 162) .

На палубах лодок пр. 644 были установлены два контейнера с ракетами П-5. Все шесть лодок пр. 644 вступили в строй в течение 1960 г.

Шесть других лодок пр. 613 (ПЛ С-61,64, 142, 152, 155, 164) были переоборудованы в пр. 665, разработанный ЦКБ- 112. Внутри большой рубки было помещено по четыре ракеты.

Еще до принятия на вооружение ракеты П-5 в ОКБ-52 были начаты работы по различным модернизациям этой ракеты. Так, в 1959 г. выполнили эскизный проект ракеты П-5РГ с радиолокационной головкой самонаведения (РГС) для стрельбы по надводным кораблям. В 1962 г. проводили летные испытания ракет П-5 с противорадиолокационным покрытием ХВ-10, некий прообраз технологии «Стелс».

Первая лодочная ракета имела и ряд недостатков: надводный старт ракеты, малая точность стрельбы p[3*] при стрельбе по площадям частично компенсировалось наличием спецбоеприпаса), полет ракеты мог происходить только над ровной местностью (без гор и возвышенностей), имелись также ограничения по направлению и скорости ветра.

Частично эти недостатки были устранены при модернизации ракеты П-5, проведенной в 1958-1962 гг. В состав системы управления ракеты АП-70Д ввели доплеровский измеритель пути и сноса ракеты в полете, что сняло в значительной мере ее зависимость от метеорологических условий и позволило в 2-3 раза улучшить точность стрельбы. В состав бортовой аппаратуры управления вошел высокоточный радиовысотомер, что позволило снизить высоту полета ракеты над морем до 250 метров.

Модернизированная ракета получила индекс П-5Д и прошла летные испытания с сентября 1959 г. по июль 1961 г. Первый пуск состоялся с наземного контейнера СМ-49, но оказался неудачным. Интересно, что 7 пусков П-5Д были произведены с подвижной пусковой установки 2П30 от сухопутной ракеты С-5 (аналога П-5). Корабельные испытания П-5Д проходили в Белом море на ПЛ пр. 644Д, с которой запущено 9 ракет.

Постановлением Совмина от 2 марта 1962 г. комплекс П-5Д принят на вооружение. Ракетами П-5Д были вооружены атомные ПЛ пр. 659 (6 ракет). Последней морской крылатой ракетой для стрельбы по площадям стала П-7.

Разработку П-7 вело ОКБ-52 согласно Постановлению Совмина от 19 июня 1959 г. Дальность стрельбы ракеты увеличена до 1000 км, а высота полета снижена до 100 м. Система управления инерциальная, помимо автомата АП-70Д установлена доплеровская система измерения скорости и угла сноса – «Парус». Ракета получила новый более экономичный маршевый турбореактивный двигатель, масса ракеты увеличилась до 6,8 тонны. Пусковая установка П-7 была унифицирована с ПУ для ракет П-5 и П-5Д.

Летные испытания П-7 были проведены с полигона под Балаклавой в апреле-июле 1962 г. в объеме 10 пусков. Стрельба велась из контейнера СМ-49. Корабельные испытания П-7 были начаты в Белом море на подводной лодке С-158, переоборудованной по проекту 644-7 в октябре 1962 г. Всего с ПЛ было запущено 13 ракет П-7.

Согласно постановлению Совмина от 2 августа 1965 г. работы над П-7 были прекращены, в том числе – по морским крылатым ракетам, предназначенным для поражения наземных целей. Такое решение обосновывалось успехами в развитии морских баллистических ракет.


1* на такой высоте звезды видны днем так, как и ночью

2* – пр . ПЛ С-80 введена в строй в 1952 г., и переделана в пр. 644 в 1960 г., 27 января 1961 г. затонула в Баренцевом море. В 1969 г. лодка была поднята и сдана на лом.

3* – при стрельбе на максимальную дальность 80% ракет должны были попадать в круг радиусом 3 км, а остальные вне его.


Противокорабельные ракеты с надводным стартом

В августе 1956 г. вышло постановление Совмина о начале разработки первых противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты разрабатывались в ОКБ-52 и мало отличались друг от друга. П-6 предназначалась для подводных лодок, а П-35 – для надводных кораблей.


Стартовик П-5, П-6


Полет обеих ракет проходил в режиме большая высота – малая высота. Большая высота полета 4000-7000 м требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между подводной лодкой и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на подводную лодку, где офицер-опе- ратор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее важную, например, авианосец, в авианосном ордере). После чего с ПЛ подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту 100 м, не теряя радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при этом не отделялась.

Конструктивно ракета П-6 во многом была подобна П-5. Обе ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры.

Система управления «Антей» для П-6 была разработана НИИ-49 судостроительной промышленности.

Первый этап летных испытаний П-6 без радиотехнической аппаратуры проходил на площадке под Балаклавой с декабря 1050 г. по июль 1960 г. Всего проведено 5 пусков.

С июля 1960 г. по декабрь 1962 г. полностью укомплектованные изделия запускали с северного полигона Ненокса с неподвижного и качающегося стендов.

В июле-сентябре 1963 г. было проведено 5 пусков с ПЛ пр. 675У. Достигнуто два прямых попадания в мишень, приведших к ее потоплению. В октябре- декабре 1963 г. П- 6 испытывалась на ПЛ пр. 651 и 675, при этом сделано 12 пусков, при этом было зафиксировано 11 прямых попаданий.

Постановлением Совмина от 23 июня 1964 г. комплекс П-6 был принят на вооружение ПЛ пр. 651 и 675. К этому времени произведено 46 пусков ракеты.

16 дизельных ПЛ пр. 651 были заложены между ноябрем 1960 г. и мартом 1967 г. Головная лодка К-156 вступила в строй в декабре 1963 г., а последние лодки в конце 1968 г. Каждая из них была вооружена четырьмя ракетами П-6.

Атомные ПЛ пр. 675 несли по восемь ракет П-6.

Параллельно с созданием ракетного комплекса П-6 шло создание системы разведки и целеуказания. Подобная система состояла из радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, помещенных на борту самолетов Ту- 16РЦ и Ту-95РЦ, а затем и на вертолетах Ка-25РЦ. Информация с самолетов и вертолетов передавалась на подводные лодки-носители П-6. Такая система разведки и целеуказания принята на вооружение в 1965 г.

Последней лодочной ракетой надводного старта стала ракета большой дальности «Базальт» (П-500, 4К-80). Постановление о начале работ над «Базальтом» приняли 28 февраля 1963 г. Проектирование ракеты вело ОКБ-52. П-500 предназначалась для поражения авианосных ордеров противника.

П-500 представляла собой развитие ракеты П-6. Вместе с тем для нее был создан специальный маршевый турбореактивный двигатель КР-17-300 повышенной тяги и экономичности, что позволило наряду с принятием других мер увеличить и дальность полета.

В системе управления «Аргон» впервые применили бортовую цифровую вычислительную машину, разработанную ЦНИИ «Гранит».

Система управления ракетного комплекса «Базальт» обеспечивала возможность стрельбы залпом по 8 ракет с одного корабля.

Особенностью ракет «Базальт» был обмен информацией между ракетами одного залпа, причем одна из них брала на себя управление и распределение целей в авианосном ордере между остальными.

Система управления «Аргон» могла корректироваться системой морской космической разведки и целеуказаниями со спутников радиолокационной разведки, которая поступила на вооружение в 1976 г.

Ракета П-500 могла запускаться с ПЛ, которые были вооружены ракетами П-6.

Благодаря применению специального маршевого турбореактивного двигателя повышенной тяги и экономичности, дальность стрельбы была доведена до 550 км, а максимальная скорость полета до числа М=2,5. Профиль полета «большая высота – малая высота».

Первый этап летных испытаний П-500 был проведен с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне в Неноксе. Пуски проводились со стенда СМ-49 без радиоаппаратуры.

В 1975 г. комплекс «Базальт» поступил на вооружение атомных подводных лодок пр. 675, а в 1977 г. на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» (пр. 1143), и наконец, с 1983 г. в строй вступают крейсера типа «Слава» (пр. 1164). ПЛ пр. 675 имели по восемь ПУ ракет «Базальт», на КР «Киев» 4 X 2 ПУ с одной перезарядкой и на КР «Слава» 2 х 8 ПУ без перезарядки.

Но, несмотря на все достоинства П-500 пуск ракеты с подводной лодки в надводном положении демаскировал ее и делал легкой добычей кораблей и самолетов ПЛО. Подобное положение стало особенно нетерпимым в связи с усилением средств противолодочной обороны стран НАТО.


Противокорабельные ракеты с подводным стартом

Противокорабельная лодочная ракета «Аметист» (П-120) оказалась первой почти во всех отношениях. Это была первая отечественная и первая в мире крылатая ракета с подводным стартом и первая ракета с твердотопливным двигателем, разработанная ОКБ-52.

Постановление о начале разработки «Аметиста» вышло 1 апреля 1959 г. и уже к концу года ОКБ-52 закончило эскизный проект ракеты.

Ракета имела твердотопливный маршевый двигатель двухшашечной схемы с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Подводный старт происходил с помощью комбинированного твердотопливного стартового агрегата, включавшего два ускорителя подводного хода и два мощных ускорителя для разгона ракеты в воздухе после ее выхода из воды. Ракета имела автономную (без связи с подводной лодкой) систему управления «Тор» в составе автопилота, радиовысотомера, аналоговой вычислительной машины и радиолокационной головки самонаведения.

Пуск ракеты производился под водой на глубине до 50 м. Перед пуском контейнер с ракетой принимал угол возвышения 15°, открывались передняя и задняя крышки контейнера, который заполнялся водой («мокрый старт») и включались твердотопливные двигатели подводного хода. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой после выхода из контейнера. После выхода ракеты из воды включались надводные ускорители.


Данные крылатых ракет

Полет «Аметиста» проходил на высоте 60 метров с дозвуковой скоростью. Ракета оснащалась куммулятивно- фугасной боевой частью ЧГ66 массой 1000 кг или специальной боевой частью (по западным данным – 200 килотонн).

Бросковые испытания ракеты «Аметист» были проведены в августе-сентябре 1960 г. Первый этап летных испытаний был проведен с июля 1961 г. по июнь 1962 г. в районе Севастополя. Всего запущено 12 ракет, из них 10 со специально притопленного на 50 метров стенда и два с ПЛ пр. 61 ЗА.

Пусковые установки для ракеты «Аметист» были созданы ЦКБ-34. Так, пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда смонтирована в 1961 г., пусковая установка СМ-103 для экспериментальной ПЛ пр. 613А – в 1961 г., а серийные ПУ СМ-97 для ПЛ пр. 661 изготовлялись с конца 1962 г.

С 1963 г. по сентябрь 1966 г. испытания ракеты проводились на Черном море с ПЛ пр. 613А. Всего 27 пусков.

В октябре-ноябре 1967 г. были проведены контрольные летные испытания «Аметиста» на севере с ПЛ пр. 670. Проведено 10 пусков, в том числе выполнен залп четырьмя ракетами.

Постановлением от 3 июня 1968 г. «Аметист» принят на вооружение ПЛ пр. 661 и 670.

Недостатками ПКР «Аметист» были небольшая дальность стрельбы, недостаточная помехозащищенность и избирательность радиолокационной головки самонаведения, а также невозможность запуска ракет в надводном положении лодки.

В значительной мере эти недостатки были устранены в новой ракете ОКБ-52 «Малахит» (П-120, ЧК-85), в которой широко использованы конструктивные элементы «Аметиста».

«Малахит» был второй и последней для ОКБ-52 [ 4* ] крылатой ракетой на твердом топливе.

Постановление о начале разработки «Малахита» вышло 28 февраля 1963 г., а через год закончили эскизный проект.

Для «Малахита» был создан универсальный (для подводного и надводного стартов) твердотопливный ускоритель. В системе управления «АПЛИ-5», созданной в НИИ-10, реализовали принцип «выстрелил и забыл». Система самонаведения стала двухканальной: от радиолокационной и тепловой головок самонаведения. Подобно «Аметисту» «Малахит» имел «мокрый старт».

Первый пуск «Малахита» с наземной установки без радиотехнической аппаратуры состоялся 25 сентября 1968 г.

Всего с сентября 1968 г. по февраль 1969 г. было проведено 3 таких пуска.

С июля по октябрь 1969 г. состоялось еще 3 пуска «Малахита», но уже со стенда, погруженного на глубину 50 метров. При подводных пусках «Малахит» сильно демаскировал себя, оставляя длинный черный шлейф.

И наконец с марта 1970 г. по 1972 г. «Малахит» испытывался на МРК «Буря» (пр. 1234).

Постановлением от 17 марта 1972 г. «Малахит» был принят на вооружение МРК пр. 1134.

С апреля 1974 г. по июль 1975 г. проведено 14 пусков с ПЛ пр. 670М (из них 8 полностью успешные).

Постановлением от 21 ноября 1977 г. комплекс «Малахит» принят на вооружение ПЛ пр. 670М.

В 1969 г. в ОКБ-52 была начала разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».

Ракета имела сверхзвуковой маршевый турбореактивный двигатель и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинавший работу под водой. Ракета «Гранит» могла быть запущена как с ПЛ, так и с надводного корабля.

В марте 1983 г. комплекс «Гранит» был принят на вооружение атомных ПЛ пр. 949 и атомных крейсеров типа «Адмирал Ушаков».

К идее высотной крылатой стратегической ракеты вернулись в 1976 г. 9 декабря 1976 г. вышло Постановление о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3M-35 «Метеорит» в КБ Челомея. Ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных подводных лодок пр. 667 и стратегических бомбардировщиков Ту-95.

Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела стреловидное складывающееся крыло и двухкилевое складывающееся оперение. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.

Стартовая ступень имела два жидкостных реактивных двигателя с управляемыми поворотными соплами. Время работы двигателей составляло 32 секунды. Система управления ракетой была полностью автономной и корректировалась устройством радиолокационного считывания местности.

Первый пуск «Метеорита» состоялся 20.05.1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие три пуска были также неудачными. Лишь 26.12.1981 г. ракета пролетела около 50 км.

Для испытаний «Метеорита-М» [5*] атомная подводная лодка К-420 пр. 667 была переоборудована в пр. 667М. На лодке разместили 12 наклонных направляющих и аппаратуру «Андромеда». Первый пуск «Метеорита-М» с К-420 состоялся 26 декабря 1983 г. в Баренцевом море.

Всего до конца 1984 г. было 22 пуска 3М-25 всех исполнений, но ни одна из них не пролетела и половины проектной дальности. Работы по всем версиям «Метеорита» прекращены в конце 1984 г.

На замену старых крылатых ракет в 80-х годах пришли новые: «Вулкан», «Оникс», «Болид» и другие, поступившие на вооружение атомных ПЛ пр. 949, 949А, 885, 675МКВ, 670М и др.

4* – по крайней мере для того времени.

5* – М – морского, А – воздушного, Н – наземного базирования.


Ракета П-5













 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх