ОТ ВАРИАНТА К ВАРИАНТУ

Ту-95 за время серийного производства, продолжавшегося почти 40 лет, неоднократно модернизировался и модифицировался. Последние модификации выпуска 80-х годов резко отличаются по своим возможностям от первых серийных самолетов. Общее количество, включая опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществленные проекты, приближается к пятидесяти.

Попробуем привести в систему информацию о модификациях Ту-95.

«Самолет – 95-1» – первый прототип Ту-95 с двигателями 2ТВ-2Ф. Первый полет совершил 12 ноября 1952 г., потерпел катастрофу 11 мая 1953 г.

«Самолет – 95-2» – второй прототип Ту-95 с двигателями ТВ-12. Первый полет 16 февраля 1955 г. К 1958 году был переоборудован в летающую лабораторию Ty-95ЛЛ для испытаний мощных ТРД.

Ту-95 – серийный бомбардировщик с двигателями НК-12, находился в производстве с 1955 по 1958 гг.


Модель самолета Ту-116


ТУ-95М – серийный бомбардировщик с двигателями НК-12М, находился в серии до конца 1958 г.

Ту-96 – опытный высотный стратегический межконтинентальный бомбардировщик с высотными двигателями ТВ-16. Был построен в 1955 г. В 1956 г. начал летать с двигателями НК-12М, так как ТВ-16 не удалось довести до летного состояния. До конца 50-х годов использовался в ЛИИ как летающая лаборатория.

Ту-95МР – несколько серийных самолетов Ту-95 М, преобразованных в 60-е годы в стратегические разведчики. Ту-95МР длительное время находился в эксплуатации, использовался для стратегической разведки над акваториями мирового океана.

Ту-116 (Ту-114Д «Дипломатический»). Переделка двух серийных Ту-95 под самолет для специальных перевозок, под которыми подразумевались высокие правительственные делегации. На Ту-116 грузовой отсек и объем фюзеляжа за ним был занят комфортабельной пассажирской кабиной, рассчитанной на размещение до 20 пассажиров. Оба выпущены в 1957-1958 гг., прошли испытания, но не использовались по прямому назначению, а были переданы в ВВС, где с успехом эксплуатировались до конца 80- х годов.

Ту-95В – носитель сверхмощной ядерной бомбы. Осенью 1954 г. в СССР начинаются работы по созданию ядерного боеприпаса с тротиловым эквивалентом, превышающим 100 МТт. В ОКБ А. Н. Туполева проводится большой объем работ по приспособлению серийного Ту-95 под носитель сверхмощного боеприпаса. В 1956 году носитель был подготовлен, до 1959 г. проходил испытания и доводки. К этому времени была подготовлена «супербомба», но от испытаний ее временно, по политическим причинам, отказались. Ту-95 В передали в тяжелобомбардировочный полк на Украине, и какое-то время он использовался как учебно-тренировочная машина для отработки навыков экипажей по взлетам и посадкам Ту-95. О самолете «вспомнили» в 1961 году, привели в боевое состояние и 30 октября 1961 г. над Новой Землей с него был сброшен самый мощный боеприпас за всю историю человечества. При этом масса бомбы с парашютной системой составила 24,8 т, а габариты были такие, что она выходила за обводы бомбоотсека, поэтому пришлось снять створки бомбоотсека.


Второй экземпляр Ту-116


Ту-95Н – самолет-носитель подвесного ударного самолета «РС» ОКБ П. В. Цыбина, переделка одного из первых серийных Ту-95. Был подготовлен для испытаний в 1958 году, но тогда же все работы по «РС» прекратили, и Ту-95Н какое-то время использовался в ЖЛИ ДБ (филиал ОКБ А. Н. Туполева) как летающая лаборатория. В 60-е годы Ту-95Н передали в Музей ВВС в Монине.

Ту-95ЛЛ – летающая лаборатория, созданная на базе «дублера» («95-2») для испытаний двигателя НК- 6 под сверхзвуковые бомбардировочные проекты 105, 105А и 106. Переоборудование под летающую лабораторию закончилось в 1958 году. До начала 70-х годов на Ty-95JIJI прошли испытания и доводку двигатели НК-144А, НК-144-22, НК-22для самолетов Ту-144 и Ту-22М.

Ту-95ЛАЛ – атомная летающая лаборатория. С начала 50-х годов в СССР велись активные работы по внедрению ядерных силовых установок в авиацию. В ходе выполнения этой обширной программы во второй половине 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева была построена на базе серийного самолета Ту-95 летающая лаборатория для испытаний авиационного ядерного реактора. В мае 1961 года начались полеты Ту-95ЛАЛ с реактором. Было выполнено несколько десятков полетов с «холодными» и «горячими» реакторами, в которых проверялась эффективность биологической защиты. К середине 60-х годов все работы по ядреным силовым установкам по экономическим и экологическим причинам были приостановлены и тематика дальнейшего развития не получила.

«Самолет 119» – проект экспериментальной машины с ядерной силовой установкой на базе Ту-95 с двумя двигателями НК-14А с теплообменниками и двумя двигателями НК-12МВ. Работы не вышли из стадии эскизного проектирования.

Ту-95 – с двигателями НК-20, мощностью по 18000 э. л. е., проект конца 50-х годов. Осуществлен не был из-за неготовности данных двигателей. Цель работы – увеличение дальности и продолжительности полета. В дальнейшем работы шли по пути увеличения запаса топлива и введения системы дозаправки топливом в полете.

Ту-95К – самолет-ракетоносец, носитель одного сверхзвукового самолета-снаряда Х-20 разработки ОКБ А. И. Микояна, с системой наведения К-20, включающей бортовую радиотехническую станцию наведения «ЛД». В начале 1956 года приступили к полетам первых двух носителей Ту-95К, на которых в течение двух лет отрабатывались пуски самолета- снаряда, системы наведения и бортового оборудования комплекса. В начале работы шли на самолетах-аналогах СМ-20, построенных на базе серийных МиГ-19, а затем – на Х-20. Весной 1958 года началось серийное производство Ту-95 К, в сентябре 1960 года авиационно-ракетный комплекс приняли на вооружение.


Самолет-носитель Ту-95Н в Музее ВВС в Монине


Ту-95Н (носовая часть фюзеляжа)


Ту-95Н (вид на силовую установку)


Подкрыльевой контейнер с кинофотоустановкой


Испытания первого Ту-95К с подвешенным СМ-20


СМ-20 (переоборудованный МиГ-19) под фюзеляжем Ту-95К


Сброс СМ-20 с носителя


Второй экземпляр Ту-95К на испытаниях


Ту-95КД – тот же Ту-95К, но с системой дозаправки топливом в полете «Шланг-конус» по типу внедренной ранее на самолетах М-4 И ЗМ.

Ту-95КМ – доработанные под новое радиотехническое оборудование Ту-95К и Ту-95КД. К концу 60-х годов и началу 70-х в частях были только Ту- 95К и Ту-95КМ.

Ту-95К-22 – переоборудованные Ту-95КМ под новый ракетный комплекс на базе ракет типа Х-22 и системы наведения, аналогичной используемой на Ту-22М. Первая переоборудованная машина совершила первый полет в 1975 году.

Ту-95КМ носитель изделия 105-11. Один из серийных Ту-95 КМ, оборудованный для испытаний «самолета 105-11», создавался в ОКБ-155 по программе ВКС.

Ту-95М-5 – опытная модификация серийного самолета Ту-95М под носитель двух ракет типа КСР- 5. Работы велись с 1976 по 1977 годы и были прекращены в связи с выбором варианта модернизации Ту-95К-22 и началом работ по Ту-95МС.

Ту-95У и Ту-95КУ – переделка серийного Ту-95, Ту-95М и Ту-95К под учебные самолеты. При переделке снималось бомбардировочное и ракетное вооружение, зашивались бомбоотсеки.


Второй Ту-95К в полете


Полуутопленное положение СМ-20 на носителе Ту-95К экз. № 2


Ту-95К с ракетой Х-20



В полете группа ракетоносцев Ту-95К


Ту-95КУ перед вылетом


Дальний ракетоносец Ту-95КД


Разведывательный самолет Ту-95РЦ


Ту-95РЦ – самолет дальней разведки и целеуказания, предназначенный для разведки и целеуказания для кораблей ВМФ, вооруженных УРО, а также для береговых ракетных подразделений флота. Создавался на базе серийного Ту-95М, был оснащен радиотехнической и радиолокационной аппаратурой разведки и передачи информации. Первая опытная машина совершила полет в сентябре 1962 года, а со следующего года началось серийное производство Ту-95РЦ. После длительных испытаний и доводок радиоэлектронного комплекса весной 1966 г. принимается на вооружение авиации ВМФ.

Ту-142 – базовый самолет противолодочной обороны. Работа по созданию началась в 1963 году, как развитие и глубокая модернизация Ту-95РЦ. Для Ту-142 было спроектировано крыло новой конструкции и с новыми профилями, внедрена оптимизированная система стрелково-пушечного вооружения (осталась только кормовая пушечная установка), новые основные стройки шасси с широкими двенадцатиколесными тележками, для возможности работы с грунта. Основным оборудованием и вооружением на Ту-142 стал поисково-прицельный противолодочный комплекс, а ударным вооружением – противолодочные торпеды, глубинные бомбы и радиогидроакустические буи (РГБ). Испытания первого опытного Ту- 142 начались в июне 1968 года. Сразу же с завода № 18 (КуАЗ) начали выходить серийные машины. В 1970 г. они поступили в части авиации ВМФ. В ходе серийной постройки Ту-142 дорабатываются: увеличивается объем передней кабины, совершенствуется и оптимизируется бортовое оборудование. В 1972 году Ту-142 принимается на вооружение. С середины 70-х годов производство передается в Таганрог на ТМЗД. Машины оттуда несколько отличаются от КуАЗовских – кабина еще больше удлинена и перекомпонована, основные стойки шасси сделали нормальными четырехколесными, как на всех Ту-95.

Ту-142М – Ту-142 с новым поисково-прицельным комплексом. Первый полет выполнен осенью 1975 года. Со второй половины 70-х годов в серии на ТМЗД.

Ту-142М-Э – экспортный вариант для Индии практически идентичен Ту-142М. Поставлено 8 самолетов.


Н. И. Базенков – главный конструктор и руководитель работ по самолетам Ту-95, Ту-114, Ту-142


Ту-142


Ту-142М


Ту-142М-3 – серийная модификация Ту-142М под новый комплекс, серия со второй половины 80- х годов.

Ту-142МП – серийный Ту-142 с опытной системой вооружения.

Ту-142МР – несколько самолетов-ретрансляторов, выпущенных серийно для нужд ВМФ. Ту- 142МР разработан ОКБ А. К. Константинова на базе серийного Ту-142М.

Ty-142JlJl – две летающие лаборатории для испытаний турбореактивных двигателей, заменившие Ту-95ЛЛ. Созданы первая – на базе опытного Ту- 142, вторая – на базе опытного Ту-142М. В 70-е, 80-е годы на них проходили испытания и доводки двигатели НК-25, РД-36-51А, НК-32 для самолетов Ту-22М-3, Ту-144Д и Ту-160. На Ty-142JIJl в начале 80-х годов было установлено несколько мировых авиационных рекордов.


Н. В. Кирсанов – главный конструктор и руководитель работ по самолетам Ту-142, Ту-142М, Ту-95МС


Ту-95МС – стратегический самолет-ракетоносец для крылатых ракет большой дальности. Опытный экземпляр был построен на базе серийного Ту-142М и совершил первый полет в сентябре 1979 г. Ракетный комплекс отрабатывался на модифицированном опытном Ту-95М-5, получившем обозначение Ту- 95М-55. С начала 80-х годов Ту-95МС в серии, выпускался до начала 90-х годов в двух вариантах Ту- 95МС-6 с шестью крылатыми ракетами на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и Ту-95МС-16 с дополнительными крыльевыми установками на 10 ракет. По договору OCB-2 все Ту- 95МС находятся в строю в варианте Ту-95МС-6.

Ту-114 – пассажирский дальне магистральный самолет. Был создан на базе основных элементов серийного бомбардировщика Ту-95. Практически полностью новыми были герметический фюзеляж и центроплан, закрылки. Крыло, основные стойки шасси, силовая установка, основное оборудование остались прежние. Такой подход, как и в случае перехода от Ту-16 к Ту-104, давал на том этапе развития авиационной техники в СССР фонд основных преимуществ: удешевлялось проектирование, опытное производство, а также серийное производство и эксплуатация.

Работы по Ту-114 в ОКБ начались в мае 1955 г., а в августе вышло официальное постановление по самолету. 15 ноября 1957 г. опытный Ту-114 совершил первый полет, а в следующем году на заводе № 18 была выпущена первая серийная машина. После большого объема испытаний Ту-114 в апреле 1961 г. вышел на линии ГВФ. Самолет эксплуатировался до 197.6 г. до момента официального Постановления о списании самолетов Ту-114. В своем классе Ту-114 очень долгое время был одним из самых экономичных самолетов гражданской авиации.

Ту-114Д («Дальний») – часть Ту-114 переоборудована в 60-е годы для сверхдальних полетов на Кубу. Дальность обеспечивалась за счет дополнительных топливных баков под полом пассажирской кабины и сокращения числа пассажиров.

Ту-115 – проект военно-транспортного самолета на базе Ту-114. Работы были прекращены на этапе эскизного проектирования.


Серийный Ту-95МС



А. А. Туполев – генеральный конструктор с 1972-1992 г. осуществлял общее руководство по самолетам Ту-95МС и Ту-142, 142М



Опытный экземпляр самолета Ту-114


Ту-114 в музее ВВС в Монине


Передняя стойка шасси Ту-95


Самолет Ту-126 (Схему Ту-126 см. на стр. 11.)


Ту-126 – самолет дальнего радиолокационного дозора. В 1958 г. перед ОКБ была поставлена задача спроектировать и построить на базе Ту-95 самолет Ту- 126, предназначенный для обнаружения на больших расстояниях средствами радиолокационной и радиотехнической разведки воздушных и морских целей с передачей информации на командные пункты ПВО. Анализ состава оборудования и тактико-технических требований к комплексу показал, что Ту-126 рациональнее строить не на базе Ту-95, а на базе пассажирского Ту-114. После решения целого ряда технических проблем, в частности, оптимального варианта размещения вращающейся антенны бортового радиолокатора комплекса «Лиана», такой самолет был создан. Первый полет Ту-126 совершил в январе 1962 г., а 1965 г., после доводок комплекса, принимается на вооружение. Находился в серии до 1967 года, на вооружении – до середины 80-х годов, когда на смену ему пришел более современный самолет А-50, созданный на базе Ил-76 и комплекса «Шмель».







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх