Дорнье Do 18


Зимой 1933-34 гг Ц-департамент - закамуфлированный Технический департамент комиссариата воздушного транспорта приступил к рассмотрению долгосрочных требований к морской авиации. Были сформулированы две спецификации. Одна из них требовала создание дальнего морского разведчика - летающей лодки для замены Do 15 "Миллитар Валь", которая только что была принята на вооружение. Другая спецификация требовала создания океанской морской лодки. Так как более неотложной считалась замена "Миллитар Валь", на "Дорнье металлбаутен" был размещен заказ на проектирование разведчика, а вновь созданной "Гамбургер флюгцойгбау" было предложено подготовить проект океанской летающей лодки.

В течение весны 1934 г Дорнье обсуждал с"Люфтган-зой" возможность замены летающих лодок "Валь" на недавно открытой почтовой линии через южную Атлантику, Предусматривался комбинированный военный и гражданский вариант. "Люфтганза" проявила интерес к предложению "Дорнье", которое оказалось приемлемым и для Технического департамента. Летом началась постройка четырех опытных самолетов, получивших обозначение Do 18.

Сохранив общую конфигурацию "Валя" с характерными спансонами, Do 18 имел, пожалуй, наиболее передовую аэродинамику среди аналогичных гидросамолетов того времени. Изящный корпус имел характерные для "Дорнье" два редана. Второй редан переходил в острую нижнюю кромку фюзеляжа, на которой крепился водяной руль. Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков. Затопление двух любых смежных отсеков не вело к затоплению или опрокидыванию лодки. Боковые спансоны также делились на водонепроницаемые отсеки. Двухлонжеронное крыло монтировалось над корпусом на обтекаемом пилоне и имело подкосы or шансонов. Корпус имел клепаную металлическую обшивку, крыло имело тканевую обшивку, кроме центральной секции у пилона. В носу размещалась либо стрелковая установка, либо швартовые и якорные устройства. Закрытая кабина вмещала двух пилотов, сидящих рядом, радиста и штурмана за ними, а отсек над вторым реданом вмещал оборудование в гражданском варианте или пулеметную турель в военном варианте.

"Юнкере моторенбау" с середины 20-х годов занималась созданием авиационных дизелей, работающих на мазуте, и к 1933 г создала шестицилиндровый Jumo 205, имевший чрезвычайно низкий расход топлива по сравнению с двигателями внутреннего сгорания той же мощности. С самого начала проектирования Do 18 Дорнье имел ввиду этот двигатель. Два двигателя устанавливались на пилоне тандемом. Передний двигатель приводил обычный трехлопост-ный винт, а задний вращал толкающий винт через длинный вал. Радиаторы располагались в пилоне крыла. Двигатели Jumo 205 были еще не готовы, и первый Do 18а (D-AHIS) полетел 15 марта 1935 г с двумя более ранними дизелями Jumo 5 мощностью 540 л. с.

Завершение оставшихся трех самолетов задерживалось из-за отсутствия двигателей Jumo 205, которые в первую очередь поставлялись для бомбардировщиков Ju 86. Следующим полетел четвертый Do 18d, который был прототипом морского дальнего разведчика. Его испытания начались в конце 1935 г. К этому времени началась подготовка к серийному производству военной версии Do 18D. Второй и третий опытные самолеты имели обозначение Do 18b и 18с, но первый из них практически не отличался от Do 18d и был поставлен уже как серийный Do 18D. К этому времени была введена система "ферзух", и последний опытный самолет стал Do 18 V3 (№661) и был поставлен "Люфтганзе" как D-ABYM "Аеолус". До этого авиакомпания уже приняла Do 18а, который еще обозначался Do 18 VI "Монсун". К этим двум лодкам присоединился и третий (№677), переделанный для "Люфтганзы" из Do 18D под обозначением Do 18 V2 (D-AANE) и названный "Циклон".

В июле 1936 г "Люфтганза" провела испытания на продолжительность полета трех Do 18 над Балтикой. Один из полетов продолжался 31 час Один из первых серийных Do 18D (№663) был модифицирован и поставлен "Люфтганзе" как D-ARUN "Зефир". Этот самолет вместе с D-ABYM "Аеолус" участвовал в испытаниях над северной Атлантикой. 11 сентября 1936 г "Зефир" совершил полет из Хорта в Нью-Йорк. "Аеолус" одновременно перелетел из Хорта в Гамильтон на Бермудах и далее в Нью-Йорк на следующий день. Все четыре самолета были приведены к единому стандарту и использовались под обозначением Do 18Е. Вскоре к ним добавился пятый самолет (№255) под регистрацией D-AROZ "Памперо". После испытаний над северной Атлантикой Do 18Е были переведены на маршруты южной Атлантики. К началу боевых действий было совершено 65 перелетов, а одна из лодок - "Памперо" была потеряна 1 октября 1938 г между Наталем и Батхурстом.

Тем временем мощности заводов "Дорнье" в Фрид-рихсгафене были расширены. Новые заводы были заложены в Аллмансвейлере и Левентхале, а крупный завод в Вис-маре - "Дорнье верке Висмар Г.м.б.Х." уже выпустил свой первый самолет. Но большой заказ на Do 17 заставил передать производство Do 18D на заводы в Эйнсвардене и Нор-денхаме фирмы "Везер флюгцойгёау" - дочернюю фирму "Шиффс унд машиненбау" из Бремена.

Поставки Do 18D в люфтваффе начались летом 1936 г. Первые самолеты были выпущены на родной фирме. С двумя двигателями Jumo 205С мощностью по 600 л. с. на взлете Do 18D-1 нес экипаж из четырех человек. Оборонительное вооружение состояло из одного 7,9-мм пулемета MG 15 на открытой туреле в носу и такого же пулемета на ту реле за крылом. Под правом крылом можно было подвесить две 50-кг бомбы. Do 18 поступил во 2-е эскадрильи всех четырех полков дальней разведки. Это были части трехэскадрильного состава. 1-я эскадрилья использовалась для ближней разведки, а 3-я - общего назначения.

Из-за перевода производства на "Весер", Do 18D поступали в люфтваффе до 1938 г очень ограничено. К началу года только две эскадрильи были полностью вооружены новыми гидросамолетами. На ранней стадии производства были внесены различные изменения. Одно перо руля было заменено двумя. Были изменены регулируемые створки радиатора. Изменения в оборудовании вносились на модификациях Do 18D-2 и -3. Следующим коммерческим вариантом стал Do 18F (D-ANHR), полетевший 11 июня 1937 г. Самолет отличался увеличенным до 26,3 м размахом крыла и большей на 12,8 квм площадью. Единственный Do 18F был поставлен "Люфтганзе" и между 27 и 29 марта 1938 г на нем был установлен международный рекорд дальности полета для гидросамолетов. Самолет после старта с катапульты "Вестфалена" пролетел 8340 км.

К лету 1939 г на Do 18D были перевооружены 2-е эскадрильи 106-ой, 406-ой, 506-ой, 806-ой и 906-ой групп береговой авиации, но самолет уже был явно устаревшим. Хотя это была надежная машина с хорошей управляемостью, ее единственным положительным боевым качеством была продолжительность полета. Оборонительное вооружение было слабо, а максимальная и крейсерская скорости были ниже желаемых. Производство планировалось прекратить в течение 1939 г - лодку должны были заменить на BV 138, но затянувшиеся работы на "Блом унд Фосс" потребовали продолжить производство Do 18. Летом 1939 г было предусмотрено улучшить вооружение и летные характеристики лодки.

В результате появился Do 18G-1 с двигателями Jumo 205D взлетной мощностью по 880 л.с. Носовые обводы были измены, вооружение усилено. В носу на открытой ту-реле был установлен 13-мм пулемет MG 131, а на задней позиции в гидравлически управляемой башне 20-мм пушка MG 151. Была предусмотрена установка стартовых ракетных ускорителей. Первые Do 18G-1 не успели даже до начала войны попасть в эскадрильи. На тот момент люфтваффе имело 36 Do 18D на Северном море и 27 на Балтике. Они находились под оперативным управлением главнокомандующего кригсмарин.

26 сентября 1939 г Do 18D из 2./Ku.R.Gr.l06, действовавшей из Норденейя, патрулируя к северу от Большой рыбной банки, натолкнулся на авианосец "Арк Ройал" вместе с линкорами "Нельсон", "Родней", "Худ", "Ренаун". Do 18D был сбит "Скуа", стартовавшим с авианосца, но "Дорнье" успел передать сообщение с координатами цели. Do 18D из 2./Ku.Fl.Gn506 были задействованы для поддержки вторжения в Польшу и базировались в Листе. Эта же часть использовалась при норвежской операции следующим летом. Другие Do 18, участвовавшие во вторжении в Норвегию, принадлежали l./Ku.Fl.Gr.406. Эскадрилья общего назначения имела девять Do 18 и еще 5 Do 26 и один Hal39B/Umbay.

На 11 мая 1940 г все еще четыре эскадрильи береговой авиации были полностью оснащены Do 18. Это были: 2./Ku.Fl.Gr.l06 с девятью самолетами, из которых боеспособных были шесть; 2. и 3./Ku.Fl.Gr.406 с 20 Do 18, из которых только восемь боеспособных; 2./Ku.FLGr.906 с 10 Do 18 - только два летные. Кроме того l./Ku.FLGr.406 смешанного состава имела 9 Do 18 (два боеспособных). 2./Ku.Fl,Gr.l06 во время "битвы за Англию" была в составе 9-го воздушного дивизиона. И в течении октября и ноября 1940 г летающие лодки "Дорнье" использовались для спасения сбитых над морем немецких пилотов. К этому времени lVKu.Fl.Gr.506 была уже направлена в район Бискайского залива.

Производство Do 18 было окончательно прекращено в начале лета 1940 г. Всего 44 лодки этого типа поступили в люфтваффе в 1939 г, а в 1940 - 50, доведя выпуск Do 18G и Н до 71. Do 18Н-1 была невооруженной летающей лодкой для тренировок экипажей и вмещала шесть человек. С начала 1941 г Do 18G-1, которые в частях первой линии заменили Do 18D, все больше использовались для спасения на море и перед передачей в спасательные эскадрильи были специально модифицированы для решения этой задачи в вариант Do 18N-1. В начале 1941 г 2. и 3./Ku.Fl.Gr.406 все еще использовали свои Do 18 из Норвегии и из Северной Германии под оперативным управлением Ob.d.M. вместе с 3./Ku.Fl.Gr.906 в составе люфтваффе. Несколько Do 18 еще числились в l./Ku.Fl.Gr.506 в Бискае, но к 16 августа 1941 г в боевых частях береговой авиации Do 18 остались только в трех эскадрильях Ku.Fi.Gr.406 и 906 на базах в Норвегии, но и они были перевооружены в ближайшие недели. Летающие лодки "Дорнье" стали использоваться только для тренировок и спасения на море.

Точное число выпущенных Do 18 неизвестно, а оценивалось приблизительно в 160 машин, включая 75 Do 18D. Общепринято считать, что в серии производился вариант с двумя двигателями BMW 132 воздушного охлаждения мощностью 865 л. с, но реально был выпущен только один экземпляр лодки с такими двигателями - Do 18F (D-ANHR) переоснащенный на BMW 132N и переименованный в Do 18L. Первый полет состоялся 21 ноября 1939 г.


Тактико-технические характеристики Do I8G-1

Тип: четырехместный морской патрульный самолет и разведчик - летающая лодка

Двигатели: два "Юнкерса~Юмо"-205О - 6-цилиндровые, оппозитные, двухтактные дизели взлетной мощностью 880 л. с.

Вооружение: один 13-мм пулемет MG 131 на турели D30/131 в носу и 20-мм пушка MG151 в управляемой гидроприводом задней башне HD 151/1; две 50-кг бомбы на подвесках ETC 50 под правым крылом.

Максимальная скорость: 265 км/ч на высоте 2000

м*

Крейсерская скорость: 227 км/ ч на высоте 1000 ж. Наивыгоднейшая скорость: 163 км/ч. Дальность полета: 3500 км.

Время подъема на высоту: 1000 м - 7,8 мин; 2000 м -17,5 мин.

Потолок: 4200 м.

Вес: пустого - 5980 км, максимальный - 70*00 кг.

Размеры: размах крыла - 27,7 м; длина - 19,4 м; высота - 5,3 м; площадь крыла (включая спансоны) - 98,1м2.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх