Дорнье Do 215


Международный интерес к Do 17 после успеха в Цюрихе в июле 1937 г был подогрет год спустя появлением нового Do 17Z. Еще на ранней стадии работ над ним правительство Югославии рассматривало его в качестве потенциальной замены в производстве предыдущей версии Do 17К, для которого государственный авиазавод только еще готовил задел. В результате "Дорнье" получила разрешение на экспорт Do 17Z, и хотя эта модель практически не отличалась от поставляемой люфтваффе, кроме состава оборудования, РЛМ все же решило присвоить самолету новое обозначение специально для экспортной версии.

Предсерийный Do 17Z-0 получил гражданскую регистрацию D-AIIB и был переименован в Do 215 VI. Самолет использовался для демонстрационных полетов. Учитывая интерес, проявленный Югославией, второй Do 17Z-0 вместо двигателей "Брамо-Фафнир" 323А-1 получил 14-цилиндровые Тном-Роон" - 14Н1/2. Под обозначением Do 215 V2 самолет демонстрировался югославским ВВС. Однако, Do 215 V2 не показал особых преимуществ перед Do 17К уже выпускающимся в Югославии. В результате третий опытный Do 215 V3 был оснащен двумя двигателями "Дам-лер-Бенц" DB 601А - 12-цилиндровыми, жидкостного охлаждения, взлетной мощностью по 1075 л. с. Демонстрация Do 215 V3 весной 1939 г показала заметное улучшение летных характеристик.

Do 215 V3 демонстрировался нескольким иностранным делегациям, и осенью 1939 г, после того как французское правительство разорвало контракт со шведами на "Бре-ге"-694, последние разместили на "Дорнье" заказ на 18 Do 215А-1. Самолет был в целом аналогичен Do 215 V3, имел экипаж из четырех человек и нес до 1000 кг бомбовой нагрузки. Производство Do 215А-1 по шведскому контракту началось в конце 1939 г, но еще до начала поставок на экспорт бомбардировщика был наложен запрет. Сами машины стали переделывать в дальние разведчики, получившие в люфтваффе обозначение Do 215В-0 и В-1. Этот самолет поступил на вооружения люфтваффе в январе-феврале 1940 г и был быстро включен в состав 3.Aufkl.St./Ob.D.L. - одной из эскадрилий, входящей в разведывательный полк под непосредственным командованием штаба люфтваффе. Эта часть приступила к действиям из Ставангера в Норвегии практически сразу после захвата аэродрома в апреле 1940 г, имея в своем составе 13 Do 215В-0 и В-1 и три Не 111.

К этому времени "Дорнье" получила задание продолжить поставки для люфтваффе. В марте 1940 г начались поставки Do 215В-4, отличавшихся установкой фотокамер - Rb 50/30 монтировалась под нижней стрелковой установкой, a Rb 20/30 - на входном люке. При сочетании бомбардировочных и разведывательных заданий бомбардировщик нес пять 50-кг бомб, а на близкие расстояния и десять. Для дальних полетов два 775-л крыльевых бака дополнялись 900-л топливным баком в бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов MG 15, направленных вперед, двух таких же пулеметов в боковых окнах кабины экипажа и двух пулеметов в верхней и нижней позициях, направленных назад. Обозначение Do 215В-2 относилось к чисто бомбардировочному варианту, который так и не появился. Do 215В-3 обозначались два самолета, проданных Советскому Союзу по советско-германскому соглашению.

В мае 1940 г все три эскадрильи Aufld.Gr./Ob.D.L. получили Do 215В. 1-я эскадрилья имела три Do 215В, два Bf 110 и семь Не 111. 2-я и 3-я эскадрильи были полностью перевооружены на Do 215, имея соответственно 10 и 11 машин. Ограниченное производство Do 215В продолжалось на "Дорнье" до начала 1941 г, когда был сдан последний 101 самолет. К этому времени кроме единственной части люфтваффе с Do 215В - 4./NJG-1, самолет состоял на вооружении Aufkl.Gr./Ob.D.L. - 1-я эскадрилья имела Do 217В-4 и дальние разведчики Do 217А-0, а 2-я и 3-я кроме Do 215 получила и Ju 88А.

Успешная модернизация в конце осени 1940 г Do 17Z-3 в ночной истребитель "Кауц"-П позволила переоборудовать Do 215В-4 специально для ночной "охоты". Заметно лучшие летные данные Do 215В с DB 601А по сравнению с Do 17Z с БМВ-"Брамо"-323 определили и более широкие возможности первого для ночных операций. Под обозначением Do 215В-5 переоборудованные самолеты поставлялись с конца 1940 г в 4./NJG-1 в Лееувардене, заменив там Do 17Z-10, сданные в I/NJG-2.

Do 215В-5 получил такую же носовую часть, как и на Do 17Z-10 с четыремя 7,9-мм пулеметами MG 17 и двумя MG FF, плюс инфракрасный локатор "Шпаннер-анлаге" с Q-экраном в кабине. Инфракрасный искатель имел очень низкие боевые характеристики, а его надежность была не высокой. К счастью для ночных истребителей "Телефункен" создала радиолокатор, пригодный для установки на самолет. Известный как "Лихтенштейн-Герат", локатор работал на частоте 490 мегагерц и имел минимальную дальность 200 м, а максимальную - 4 км, обеспечивая целеуказание по азимуту и склонению вращением фазы при быстром переключении различных антенн.

Локатор прошел первые испытания еще в июле 1939 г, но вызвал у Технического департамента мало интереса. Так продолжалось до июля 1941 г, когда предсерийный FuG 202 "Лйхтенштейн"-ВС был установлен на Do 215В-5 из состава 4./NJG-1 в Лееувардене. Массивный "Матрацен" антенны снижал скорость Do 215В-5 на 25 км/ч. Но 9 августа 1941 г обер-лейтенант Людвиг Беккер, который девятью месяцами ранее одержал первую победу с использованием теплопеленгатора, осуществил первый перехват с помощью "Лихтенштейна", сбив британский бомбардировщик. Счет побед Беккера, одержанных с помощью локатора быстро рос - успешные перехваты были 15 и 23 августа, 11 сентября, 2 октября. Последняя победа была одержана с дистанции 3 км! К этому времени в возможностях новой техники никто не сомневался - уже готовилось проведение войсковых испытаний или операция "Адлер" с использованием Bf НОЕ-1/U-1 из I/NJG-1 в Вентло.

Потребовался еще целый год пока весь II/NJG-1 был оснащен "Лихтенштейнами". При этом результативность перехвата росла пропорционально оснащенности новой техникой. Производство Do 215В было завершено в начале 1941 г. Последние 20 Do 215В-4 были уже закончены в варианте истребителей. Они оставались на вооружении II/NJG-1 до начала 1944 г, постепенно уменьшаясь в численном составе.

В начале 1942 г четыре бывших немецких Do 215В-4 были переданы венгерским ВВС вместе с шестью Не 111Р-6 в состав 1-й эскадрильи дальней разведки, действовавшей на Восточном фронте с июля 1942 г вплоть до перевооружения на Ju 88. С вооружения люфтваффе Do 215В были практически сняты к 1942 г, а оставшиеся самолеты в основном использовались для проведения различных испытаний.


Тактико-технические характеристики Do 215В-1

Тип: четырехместный разведчик-бомбардировщик

Двигатели: два "Даймлер-Бенц" DB 601 Аа - 12-цилиндровые, жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 1100 л. с

Вооружение: два 7,9-мм пулемета MG 15 вперед (один на подвижной установке), два MG 15 в боковых окнах, два пулемета MG 15 назад сверху и снизу; до 1000 кг бомб в комбинациях 20 по 50 кг или 4 по 250 кг.

Максимальная скорость: 382 км/ч у земли, 462 км/ч на высоте 4000 м; 467 км/ч на высоте 5000 м.

Крейсерская скорость: 410 км/ч на высоте 4000 м.

Радиус действия (с 1000 кг бомб): 380 км.

Максимальная дальность полета (с 900-л топливным баком в бомбоотсеке): 2400 км.

Начальная скороподъемность: 6 м/сек.

Потолок: 9000 м.

Вес пустого - 5780 кг, максимальный - 8800 кг. Размеры: размах крыла -18 м; длина -15,8 м; высота - 4,6 м; площадь крыла - 55f 1 м.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх