Загрузка...


70 ЛЕТ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ


Е. И. Ружицкий


Как известно, при создании любой военной техники, в том числе и авиационной, все начинается со сбора и анализа информации об аналогичных системах оружия потенциального противника. Если учесть, что в настоящее время средняя продолжительность разработки авиационной техники составляет десять лет, а стоимость оценивается в миллиарды долларов, то становится очевидным, насколько важно знать все, что делается подобного в мире, чтобы принять правильное решение.

Это было ясно и создателям первых отечественных самолетов, которые успешно конкурировали с зарубежными. Поэтому уже в первые годы становления отечественной авиации назрела объективная необходимость создания специальной информационной службы.

В конце 1926 г. при Коллегии ЦАГИ было образовано Бюро информации, которое стало не только родоначальником развития всей системы научно-технической информации в авиационной промышленности, но и одной из первых организаций в области научно-технической информации в нашей стране.

Сотрудники Бюро информации ЦАГИ, работая под непосредственным руководством ближайших учеников основателя ЦАГИ профессора Н. Е. Жуковского и других ведущих ученых ЦАГИ, переняли от них настойчивое стремление обеспечивать высокий уровень развития авиационной науки и техники, чувство ответственности за порученное дело, а также чувство гордости за то, что они работают в ЦАГИ, на переднем крае отечественной авиационной науки. Первым руководителем Бюро информации была Н. П. Лесникова, известная своими работами в области аэродинамики.

Первым информационным изданием, которое начало выпускаться в информационном отделе, была так называемая «Аэрохроника», выходившая с 1932 по 1937 г. в виде больших настенных листов и пользовавшаяся широкой популярностью в ЦАГИ, КБ и на заводах авиационной промышленности. Позднее был начат выпуск информлистков (ИЛ) с сообщениями по самолетам, научным исследованиям и экспериментальным установкам. Эти ИЛ, издававшиеся тиражом 100 экземпляров и рассылавшиеся по разнарядкам, явились одной из первых форм системы дифференцированного обслуживания руководства, получившей впоследствии широкое распространение.

Вторым изданием, которое начало выпускаться с 1933 г., стал «Указатель статей», публикуемых в отечественной и зарубежной литературе. Для его издания потребовалось разработать первую систему классификации статей по авиационной науке и технике.

В 1934 г. при информационном отделе ЦАГИ была создана типография. В дальнейшем это подразделение выросло в издательский отдел ЦАГИ, который обеспечивает выпуск всех трудов и информационных изданий ЦАГИ.

Новым информационным изданием, которое начало регулярно выпускаться с 1939 г., явилась «Экспресс-информация», на базе которой в дальнейшем стал издаваться получивший широкую известность бюллетень «Техническая информация» («ТИ»). Среди редакторов «ТИ» были С. А. Кочеригин, Г. А. Лебедев, Е. И. Су-хоцкий и Е. И. Ружицкий. Этот бюллетень продолжает выпускаться и в настоящее время (уже вышло 1730 номеров) и пользуется большой популярностью у читателей.

В 1939-1940 гг. в связи с необходимостью работ по анализу статистических данных самолетов был начат систематический выпуск технических описаний в виде сменных информкарт, а также справочников по зарубежным самолетам, которые, не уступая по объему известному английскому справочнику «Джейнс оф Эр-крафт Уорлд», превосходили его по своему содержанию, так как включали наряду с подробными описаниями самолетов и их основных характеристик также и разделы, составлявшиеся при участии ведущих работников ЦАГИ и характеризовавшие тенденции развития авиации.

Перед Великой Отечественной войной на базе информационного отдела ЦАГИ было организовано Бюро новой техники - БНТ, основной задачей которого было изучение самолетов союзников и трофейной авиационной материальной части. В созданном на московской территории ЦАГИ демонстрационном зале были выставлены натурные образцы немецких, английских и американских самолетов. Эта выставка явилась центром, в котором личный состав ВВС и работники авиапромышленности знакомились с образцами материальной части и занимались их изучением.

В 1943 г. на основной территории ЦАГИ в г. Жуковском был организован новый Отдел научно-технической информации, начальником которого был назначен Д. А. Гиршберг. Одной из важнейших задач ОНТИ ЦАГИ явилась обработка, анализ и оперативное доведение до всех организаций МАП трофейных материалов, которые были получены институтом.

В 1948 г. ОНТИ ЦАГИ был объединен с БНТ, начальником его был назначен один Из старейших научных работников ЦАГИ А. А. Горяинов, редактор известных справочников авиаконструктора, а позже А. Н. Добровольский. В ОНТИ ежегодно стали составлять обзоры, характеризующие состояние и тенденции развития летательных аппаратов, и выпускать справочники по летательным аппаратам. Изучение летательных аппаратов, в том числе и доставляемых тем или* иным путем из-за рубежа, завершалось составлением их чертежей и изготовлением масштабных моделей, что позволило создать уникальную выставку моделей зарубежных самолетов и вертолетов, которая позже была дополнена моделями отечественных самолетов и вертолетов. В создании этой выставки большая заслуга ОНТИ. Большой интерес всегда вызывали доклады о состоянии и тенденциях развития авиационной техники, сопровождаемые показом этих моделей, с которыми ведущие сотрудники ОНТИ выступали в ЦАГИ, институтах, КБ и на заводах отрасли, в подразделениях ВВС, ПВО и МГА.

В результате многолетней работы по анализу и обобщению научно-технической литературы в ОНТИ ЦАГИ был создан справочный фонд из 1,5 млн. аннотаций научных работ. Научно-техническая библиотека ЦАГИ, которая в момент организации Бюро информации ЦАГИ имела всего 600 томов книг, превратилась в крупнейшую научно-техническую библиотеку авиационной промышленности с фондом более 600 тысяч книг и журналов.

Для оперативной информации руководства авиационной промышленности о новейших достижениях зарубежной науки и техники в 1959 г. в ОНТИ ЦАГИ начи-нается выпуск еженедельного бюллетеня оперативной информации (экспресс-информация), получившего название «Авиационная и ракетная техника» («АРТ»), который быстро получил признание у руководства и авиационных специалистов. Оба издания ОНТИ - «АРТ» и «ТИ» печатались тиражом более 3000 экземпляров; постоянными их подписчиками стали НИИ, КБ и заводы МАП, подразделения ВВС, ПВО и МГА, авиационные институты, техникумы и училища.

С 1966 г. ведущие работники ОНТИ информируют на расширенных еженедельных заседаниях НТС ЦАГИ о новинках авиационной науки и техники за рубежом. На основе этих сообщений руководство ЦАГИ принимает решение об использовании наиболее ценных сведений в процессе текущей работы института.

Сотрудники ОНТИ постоянно стремились совершенствовать свою работу: большое внимание уделялось автоматизации информационных процессов, внедрению персональных ЭВМ в подготовке информационных материалов. Была создана обширная фототека по всем летательным аппаратам, которая дополнялась цветными слайдами, а затем и видеоматериалами.

Молодые сотрудники ОНТИ повышали свою квалификацию в аспирантуре Института истории естествознания и техники, подготовили и защитили ряд кандидатских диссертаций по истории авиационной техники. В связи с большим интересом к истории авиационной техники среди специалистов и любителей авиации в ОНТИ начато и успешно осуществляется издание приложения к бюллетеню «ТИ» «История мировой авиации».

, % К сожалению, в связи с распадом СССР хорошо организованная и централизованная система научно-технической информации стала разрушаться, в отрасли перестали выходить отдельные издания, затруднился обмен информацией, значительно сократилось проведение лекций.

Стремясь привлечь внимание к своей работе, сотрудники ОНТИ совместно с Научно-мемориальным музеем Н. Е. Жуковского ежемесячно в здании музея проводят заседания клуба любителей авиации с докладами известных ученых и летчиков и демонстрацией выставки моделей летательных аппаратов и видеоматериалов. Широко практикуется подготовка тематических выпусков бюллетеня «Техническая информация», а изданис отдельных выпусков осуществлено совместно с редакцией журнала «Авиация - космонавтика», как, например, справочник «Энциклопедия российских летательных аппаратов». Подготавливается новое издание - «Энциклопедия зарубежных летательных аппаратов», первая часть которого «Зарубежные боевые самолеты» выйдет в 1997 г. В подготовке этих выпусков большая заслуга заместителей начальника ОНТИ В. В. Беляева и В. А. Бакурского, начальника сектора В. Е. Ильина. Совместно с издательством «Хобби-Книга» осуществляется издание серии «Современная авиация». Первая книга «Современные истребители», подготовленная В. Е. Ильиным и М. А Левиным и прекрасно иллюстрированная цветными фотографиями, уже вышла. Готовится к выпуску книга «Бомбардировщики» В. Е. Ильина, М. А. Левина, В. А. Ригманта и «Вертолеты» Е. И. Ру-жицкого.

Что удивительно, но в последние годы, когда многие начали уходить из отраслевых институтов и КБ, коллектив ОНТИ пополнился молодыми авиационными специалистами, в основном выпускниками МАИ В. Катковым, И. Кудишиным, М. Муратовым, М. Никольским, С. Иванниковым, которые успешно выступают со своими статьями не только в изданиях ОНТИ, но и на страницах многих других известных изданий («Авиация-космонавтика», «Вестник Воздушного Флота», «Крылья Родины» и «Техника и оружие»).

В заключение хочется поздравить коллектив ОНТИ с 70-летием и выразить надежду, что работа Отделения научно-технической информации ЦАГИ будет способствовать дальнейшему развитию нашей авиационной науки и техники.

На фотографии - сотрудники ОНТИ ЦАГИ. силами которых в значительной мере готовятся все наши журналы.

В первом ряду (слева направо): Владимир Ильин - начальник сектора военных самолетов, автор ряда книг и журнальных публикаций о современной авиации

Евгений Иванович Ружицкий - начальник ОНТИ, профессор, доктор технических наук, ответственный редактор «АРТ» и «ТИ», автор многих книг и публикаций по вертолетной тематике.

Виктор Баку рекий - заместитель начальника ОНТИ, основатель авиационного сборника «История мировой авиации» (приложение к «ТИ»), автор, известный многим любителям авиации.

Михаил Муратов - прекрасный график. Его чертежи представлены почти во всех журналах «Авиация-космонавтика», «Техника и оружие», «Крылья Родины».

Во втором ряду: Иван Кудишин - переводчик «от бога», страстный любитель и знаток всего плавающего, летающего и стреляющего.

Всеволод Катков и Михаил Никольский - специалисты высокого уровня, также хорошо знакомые многим читателям авиационной литературы.



This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org19.03.2010





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх