"86"


Дальний бомбардировщик, проект


В середине 1948 года в КБ начались проработки предварительных проектов перспективных средних и дальних бомбардировщиков со стреловидным крылом и двумя двигателями с суммарной тягой до 10000 кг.

Изначально проектирование шло в рамках проекта "486" и проводилось как модификация самолета "73" с целью увеличения энерговооруженности самолета. Вместо 3-х двигателей с суммарной статической тягой 5600 кг предполагалось установить 2 двигателя АМ-ТКРД-02 (АМ-02) с суммарной статической тягой 9560 кг, а на месте третьего двигателя разместить кормовую пушечную установку.

Однако предварительные аэродинамические расчеты показали, что получаемые при замене двигателей избытки располагаемых тяг настолько повысят скорость самолета, что она окажется в диапазоне критических чисел М и сохранение прямого крыла самолета "73" становится нецелесообразным. Требовался переход на стреловидное крыло. Подобное крыло должно было быть апробировано на опытном самолете "82". Кроме того, расход топлива в новых двигателях был значительно выше, чем на самолете "73", что потребовало увеличения его запаса до 10000-12000 кг. Стало ясно, что замена одной силовой установки на другую приводила к существенной перекомпоновке всего самолета.

Появившийся совершенно новый проект "486" представлял собой высокоскоростной средний бомбардировщик с крылом стреловидностью 34,5° и удлинением 8,15, который должен был иметь следующие основные данные:

- длина самолета - 22,75 м;

- размах крыла - 26,00 м;

- длина самолета - 22,75 м;

- высота самолета - 7,2 м;

- площадь крыла - 83,0 м2;

- нормальная взлетная масса - 26000 кг;

- бомбовая нагрузка - 1000-3000 кг;

- максимальная скорость на высоте 6000 м - 1020 км/ч;

- дальность полета с 1000 кг бомб - 3500-4000 км;

- оборонительное вооружение - 1 х НР-23 6 х Г-20;

- экипаж - 5 чел.

Исследования проведенные в КБ по проекту 486" стали основой для продолжения работ в направлении создания дальнего бомбардировщика, получившего по КБ обозначение самолет "86".

В конце 1948 года КБ приступило к работам над дальним бомбардировщиком под два ТРД типа АМ-02 с тягой по 4780 кг или два ТР-3 с тягой по 4500 кг. Работа стала практической реализацией предварительного проекта "486". Как и в случае с проектом "486" первоначально речь шла о глубокой модификации существовавшей конструкции, Речь шла о переводе находившегося в проектировании самолета "81" под более мощные АМ-02. Непосредственно к проектированию в КБ приступили в январе 1949 г., срок сдачи самолета на испытания намечался на апрель 1949 г. Уже в январе были проведены продувки модели в аэродинамической трубе ЦАГИ. После продувок, к марту 1949 года первоначальный проект был полностью переработан. В КБ проектируется совершенно новый самолет со стреловидным крылом. Началась сдача чертежей в опытное производство и изготовление макета. Макет был закончен на 50%, 19 марта состоялся предварительный осмотр макета с двигателями АМ-02, в ЦАГИ были проведены продувки большой модели самолета. В апреле ВВС выдали КБ ТТТ на самолет "86". Самолет "86" во многом был идентичен проекту "486". Стреловидность крыла была увеличена до 36°, удлинение уменьшено до 7,9. Существенными были отличия в компоновке фюзеляжа, в составе вооружения и оборудования. Самолет "86" отличался увеличенными размерами бомбоотсека, расчитанного на нормальную бомбовую нагрузку 2000 кг и максимальную - 6000 кг, большим запасом топлива. Общие геометрические размеры самолета увеличились, в частности был увеличен диаметр фюзеляжа. В состав экипажа был введен второй пилот. Передняя герметическая кабина была полностью перекомпонована, она стала ступенчатой без "истребительного" фонаря кабины летчика. Место стрелка-радиооператора переместилось в отдельный отсек, закрытый сверху блистером. Передняя стойка шасси была удлинена, основные стойки шасси оборудовались спаренными колесами. В хвостовой части фюзеляжа установили тормозные щитки. Все стрел-ково-пушечное вооружение было переведено на пушки НР-23, добавлена дополнительная передняя пушка. В носовой части фюзеляжа установливается РЛС типа ПСБН.

Согласно проекта самолет "86" 2АМ-2 должен был иметь следующие основные данные:

- длина самолета - 24,15 м;

- размах крыла - 25,66 м;

- высота самолета - 7,55 м;

- площадь крыла - 83,2 м2;

- нормальная взлетная масса - 30000 кг;

- перегрузочная взлетная масса - 42000 кг;

- бомбовая нагрузка - 2000-6000 кг;

- максимальная скорость

на высоте 6000 м - 980 км/ч;

- практический потолок - 13400 м;

- дальность полета с 2000

кг бомб - 4000 км;

- оборонительное вооружение - 8 х НР-23;

- экипаж - 6 чел.

Впоследствии проект самолета "86" еще раз перерабатывается. Увеличивается длина фюзеляжа, размах крыла, его площадь и запас топлива. Несколько изменяются обводы носовой части фюзеляжа и его компоновка. В фюзеляже размещаются дополнительные топливные баки. Носовая стойка шасси оборудуется спаренными колесами. Передняя пушечная установка снова стала состоять из одной пушки НР-23. Локатор типа ПСБН замененяется на модернизированный ПСБН-М.

В этом варианте самолет "86" 2АМ-2 должен был иметь следующие основные данные:

Второй вариант проекта "самолета 86" им расчетные данные:

- длина самолета - 27,48 м;

- размах крыла - 27,49 м;

- высота самолета - 8,25 м;

- площадь крыла - 100 м2;

- нормальная взлетная масса - 30000 кг;

- перегрузочная взлетная масса - 42000 кг;

- бомбовая нагрузка - 2000-6000 кг;

- максимальная скорость

на высоте 4000 м - 950-1000 км/ч;

- практический

потолок - 12500-13000 м;

- дальность полета

с 2000 кг бомб - 4000 км;

- оборонительное вооружение - 7 х НР-23;

- экипаж - 6 чел.

На базе исходного проекта самолета "86" были подготовлены проекты модификации исходного самолета-бомбардировщика в самолет-разведчик "86Р" и самолет-торпедоносец "86Т". Первый имел увеличенный запас топлива и комплект разведывательного фотооборудование, второй - переоборудованный гру-зоотсек под размещение торпед и мин.

Исследования и проектирование, проведенные в ОКБ в процессе работ по самолету "86", показали, что создать полноценный дальний бомбардировщик возможно лишь при увеличении массо-габаритных параметров самолета и тяги двигателей в 1,5-2 раза, что и было осуществлено в проекте самолета "88".

Работы по самолету "86" были прекращены на этапе активного проектирования, но его многие конструктивно-компоновочные решения, в частности общая компоновка фюзеляжа и размещение экипажа, оборудования и вооружения были использованы в дальнейшем при работах над самолетом "88".

Помимо указанных проектов в русле работ по самолету "86" в КБ был рассмотрен проект модификации его с целью дальнейшего увеличения максимальной скорости полета.

В апреле 1949 года был подготовлен проект "491", представлявший собой модификацию самолета "86" с крылом стреловидностю 45°. По этому проекту были проведены предварительные исследования: расчет основных массо-габаритных параметров, летных характеристик, проведена предварительная компоновка самолета. В новой конфигурации максимальная скорость на высоте 6500 м составляла 1085 км/ч, практический потолок -13500 м, дальность полета доведена до 5000 км. Работы по проекту "491" дальнейшего развития не получили. Наработки по крылу большой стреловидности были в дальнейшем использованы в первых проектах КБ по самолетам с трансзвуковой скоростью полета.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх