ГОТОВИТЬ ЛЕТЧИКОВ, НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС!


60 ЛЕТ КРАСНОДАРСКОМУ ВЫСШЕМУ ВОЕННОМУ АВИАЦИОННОМУ УЧИЛИЩУ ИМЕНИ СЕРОВА

Репортаж Ивана КУДИШИНА


60 лет назад, 5 ноября 1938 года в окрестностях забайкальского города Читы по приказу Наркома обороны СССР была сформирована 30-я военная авиационная школа пилотов. Среди курсантов первого набора школы, начавших обучение в Забайкалье, был знаменитый впоследствии летчик Алексей Маресьев.

В 1939 г. 30-й авиашколе было присвоено имя талантливого летчика - истребителя и испытателя авиационной техники, героя испанской войны Анатолия Константиновича Серова, погибшего при выполнении полетного задания. В октябре того же года школа была переведена на Дон, в город Батайск Ростовской области, где ее вновь развернули на базе рассрорми-рованного училища ГВФ. В 1940-1941 годах школа, переименованная в Ба-тайскую, интенсивно готовила летчиков - истребителей по ускоренному курсу. Первый выпуск состоялся в июне 1940 г. К началу войны было подготовлено уже более 1400 летчиков. Матчасть авиационной школы в то время составляли истребители И-5, И-15 и И-16.

С первых дней Великой Отечественной войны для преподавателей и курсантов училища работы стало невпроворот - обучение теперь проводилось на новых скоростных истребителях ЛаГГ-3, а срок его, в соответствии с требованиями фронта, был сокращен всего до шести месяцев.

Когда в октябре 1941 г. немцы подошли вплотную к Батайску, школа была эвакуирована в г. Евлах (Азербайджан). Подготовка летчиков продолжалась. Параллельно преподаватели и курсанты участвовали в доставке боеприпасов для защитников Кавказа. В 1942 г. на базе школы было сформировано два истребительных полка, вошедших в систему ПВО городов Грозный и Махачкала. В 1943 году школа получила новые истребители Ла-5.

В марте следующего года авиашкола была переведена обратно в Батайск. Последний выпуск курсантов военного времени покинул школу накануне Дня Победы. За военные годы 107 выпускников школы имени А. К. Серова стали Героями Советского Союза, а трое из них - В. Попков, Н. Скоморохов и Н. Степанян - Дважды Героями.

После войны, начиная с 1947 г., училище перешло на реактивную технику. Начиная с 1960 г., училище дислоцировалось на базе бывшей Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС.

Основным видом деятельности училища в последние тридцать лет является подготовка штабных офицеров, обслуживающего персонала и летчиков для ВВС иностранных государств, а после распада СССР, с 1993 г. - и для стран СНГ. За послевоенный период было подготовлено более 13 тысяч высококлассных авиационных специалистов для 51 страны мира. За шестьдесят лет своей деятельности Краснодарское училище было удостоено девяти наград - двух советских и семи иностранных - венгерской, вьетнамской, германской (ГДР), польской, чехословацкой, кубинской и афганской. Училище дало Родине 130 Героев Советского Союза, пять Дважды Героев. Семеро выпускников училища стали космонавтами - Владимир

Комаров, Владимир Горбатко, Борис Хрунов и Борис Шонин, а также Бер-талан Фаркаш (Венгрия), Фам Туан (Вьетнам) и Абдул Ахад Маманд (Афганистан).

Многие иностранные выпускники Краснодарского училища отличились в воздушных боях над Кубой, Ближним Востоком, Анголой, Афганистаном, Вьетнамом. Тринадцать выпускников училища стали Героями Вьетнама.

Иностранные курсанты обучаются в настоящее время на коммерческой основе, но ставки за обучение разнятся. Каждая страна платит столько, сколько может себе позволить. В оплату входит как программа непосредственного обучения, так и условия размещения, питание, уровень сервиса. Те группы курсантов, которые хорошо обеспечены в финансовом отношении, могут претендовать на наилучшие бытовые условия - в частности, иранские курсанты пожелали иметь специальную молельную комнату. Чем меньше плата - тем в более спартанских условиях живут курсанты, но на качестве обучения это не отражается ни в коем случае. Ведь некачественная подготовка специалиста влечет за собой отсутствие дальнейших контрактов на обучение. Брак в учебной работе просто недопустим. Высокий уровень подготовки курсантов Краснодарского авиационного училища известен во всем мире, и даже распад СССР и последующие невеселые события не повлияли на количество желающих обучаться здесь. Преподавательский состав училища отличается высочайшим профессионализмом; недавно начальник училища генерал-майор Роман Михайлович Одинцов в результате единогласного голосования стал доцентом кафедры тактики. В училище имеется штат переводчиков, обучение построено таким образом, чтобы курсант из практически любой страны мира получил блестящую подготовку, независимо от языкового барьера. По критерию "стоимость - эффективность" Краснодарское училище опережает своих западных конкурентов. Российские офицеры - выпускники Краснодарского училиища - в ВВС на очень хорошем счету.


Идут занятия в помещении командного пункта


Языковой барьер является одной из главных проблем при обучении иностранных курсантов. Для его преодоления преподавание ведется на языках, доступных как преподавателю, так и курсантам, например, для стран СНГ - на русском, а для большинства обучаемых из дальнего зарубежья - на английском, с использованием ключевых терминов, понятий и фраз. При обучении иностранцев резко возрастает значение принципа наглядности в подаче материала.

Начиная с 1991 г., в училище вновь проходят подготовку и российские курсанты. Для них обучение бесплатно. При отборе российских абитуриентов в училище существует жесткая программа тестирования, позволяющая отсеять профнепригодные кадры. В основном, российские курсанты идут в училище не по принуждению, а с искренним желанием учиться и овладеть авиационной профессией. Многие молодые люди - дети офицеров и прапорщиков - продолжают свои военные династии. При обучении же на коммерческой основе приходится иметь дело с людьми,.* которых пришлют. Разница в уровне первоначальной подготовки курсантов является источником серьезных трудностей. Например, алжирцы имеют прекрасную математическую подготовку, в то время как у большинства курсантов из азиатских государств она оставляет желать лучшего. Курсанты из стран СНГ, в среднем, имеют более высокий уровень, чем их коллеги из дальнего зарубежья - ощущается влияние советской школы. По словам начальника офицерских курсов училища полковника Владимира Николаевича Жолобова, уровень первоначальных знаний у курсантов колеблется от "шестого класса средней школы до первого курса института". В результате, к некоторым обучающимся необходим индивидуальный подход, чтобы повысить их уровень и обеспечить дальнейшее усвоение материала.

Иногда, по стечению обстоятельств, в училище одновременно обучаются группы курсантов из стран, отношения между которыми, мягко говоря, не блестящи, как это было с делегацией Эквадора, ныне разделенного на два государства. По свидетельству замполита училища подполковника

Виктора Викторовича Мочалова, нередко случались серьезные стычки, драки буквально "на убиение". Ввиду того, что проживающих в одном и том же здании офицерской гостиницы людей разделить невозможно, приходилось вмешиваться, растаскивать дерущихся, а затем проводить с ними "разъяснительную работу", после которой конфликты сходили на нет. Между российскими курсантами и группами из других стран СНГ, компактно размещенными на территории небольшого училищного городка никаких трений не возникает. Более того, курсанты - спортсмены из ближнего зарубежья представляют свое училище на различных городских чемпионатах и соревнованиях. Без указания национальной принадлежности. Сводная команда КВН Краснодарского авиационного училища держит второе место в крае.

Методика преподавания в училище значительно отличается от принятой в большинстве ВУЗов. Вне зависимости от первоначального уровня общей и специальной подготовки курсанта, задачей преподавателей является сделать из него высококвалифицированного специалиста. Выдача информации чередуется с немедленным опросом, возникшие пробелы в знаниях тут же искореняются, как говорится, "в зародыше". Используется обратная связь между курсантом и преподавателем, что при некотором замедлении процесса обучения резко повышает его качество. В случае, если курсант по своим способностям или физическим данным не в состоянии быть летчиком, его списывают с летной работы, но обучение продолжается, уже по циклу подготовки технического персонала или штабного офицера.

За послевоенные годы в училище были освоены восемнадцать типов реактивных истребителей и ударных самолетов, которые поступали на вооружение советских ВВС, в том числе Су-7, Су-9, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-24, МиГ-29, Су-25, Су-27. Обучение на самолетах последних трех типов осуществляется в настоящее время. Новые самолеты в последний раз были получены училищем в 1992 г., но с тех пор ничего нового на вооружение Российских ВВС так и не поступило и подготовка осуществляется на тех типах самолетов, которые в настоящее время находятся на вооружении. При выпуске новых образцов боевой техники преподаватели училища тут же знакомятся с ними, переучиваются и в любое время готовы начать подготовку курсантов на такие машины, как, например, Су-30 или Су-35. Правда, пока эти самолеты не состоят на вооружении наших ВВС и подготовка идет на Су-27, которые хоть и отвечают современным требованиям, но уже устаревают, а в такой высокотехнологической и быстро развивающейся области, как авиация, промедление означает потерю лидерства. В мире есть много желающих освоить наиболее передовые российские самолеты, готовы платить за это обучение реальные деньги, но - в училище вынуждены разводить руками: не мы решаем эти вопросы… В то же время, не забыты и самолеты -ветераны, такие, как, например, МиГ-21, в подготовке специалистов для которого заинтересованы многие государства Африки и Азии.

До недавнего времени к училищу был приписан учебно-боевой полк на самолетах Су-17. Эти машины использовались для обучения иностранных курсантов. В связи с сокращением ВВС часть машин была поставлена на консервацию, а остальные - отправлены под пресс. Сейчас на училищной стоянке в строгой линейке стоят оставшиеся машины этого типа: разобрать на месте - рука не поднимается, а перелететь на ликвидационную базу своим ходом машины уже не могут - техническое состояние не позволяет. Как выяснилось из беседы с техниками, участь "семнадцатых" незавидна - скорее всего, они обречены на ржавение и разорение. А жаль -ведь сколько авиамузеев у нас в стране, да и в мире не отказались бы купить самолеты этого типа. Опять же, и валюту заработать можно, и самолеты избавить от бесславной кончины.


Площадка цикла обслуживания техники


Су-17- "глазастик"


Су-25 из Краснодарской ШЛД


Кстати, недавно группа технического состава из училища обнаружила на базе ликвидации авиатехники вполне летнопригодный учебно-боевой МиГ-21 с налетом всего в несколько часов. Самолет был буквально выдернут из-под пресса и в настоящее время летчики - инструкторы училища летают на нем. Просто для души, благо, финансовое положение позволяет.

Следует отметить одну особенность в облике "краснодарских" самолетов: у многих из них в носовой части накрашены желтые глаза. Оказалось, это граффити имеет вполне конкретный смысл - технический персонал пробовал таким образом отпугивать птиц, которых на аэродроме даже в октябре великое множество. Предполагалось, что боевая машины с острым "клювом" радиопрозрачного обтекателя и нарисованными глазами будет восприниматься глупыми пернатыми как ястреб, от которого лучше держаться подальше. Мера оказалась малоэффективной - видимо, аэродромовского грача или ворону, вылупившегося из яйца под "нежные звуки грома" реактивных двигателей напугать просто нереально. Однако самолеты приобрели свое неповторимое "лицо", что вполне окупило расход краски и усилия художников -"технарей".

Личный состав Краснодарского училища знает и чтит историю своего учебного заведения. Открыт Музей боевой славы, где собраны экспонаты, связанные с биографией летчика Анатолия Серова, ставшего комбригом в 29 лет, а также с основными этапами деятельности училища, имеется большое количество интересных фотографий. Собрана коллекция моделей всех летательных аппаратов, освоенных курсантами училища, в масштабе 1/72. Работницы музея проводят весьма интересные, "недежурные" экскурсии.

Отдельно хочется сказать о музейной линейке училища. Недавно руководство КВВАУ приняло решение о сохранении некоторых машин, приписанных к училищу, на отдельной стоянке. Рядом со стоянкой, где разместились законсервированные Су-17, разместилась музейная линейка. Там имеются такие уже ставшие раритет ными самолеты, как МиГ-17, Л-29 "Дельфин", Ил-14 в варианте ледового разведчика, учебно-боевой Ил-28. Имеются также МиГ-21 бис, МиГ-25РБ, Су-17 и Су-17УБ, Л-39 "Альбатрос", Су-25, Ан-26 и ветеран Ан-2. С воздуха эта стоянка смотрится бесподобно. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что самолеты повреждены, разорены, полотняная обшивка на Ил-14 и Ан-2 висит клочьями… Все же, организовав музей, не стоит ограничиваться полумерами, тем более, что рембаза для приведения техники в истинно - музейный вид у училища есть.


Автор статьи в кабине "Эмки", октябрь 1998 г.


В училище, на цикле АСУ и комплексных тренажеров, имеется весьма совершенный тренажер истребителя Су-27, на котором отрабатываются действия в штатных и нештатных ситуациях, а также элементы воздушного боя. Возможна имитация всех возможных отказов материальной части. Действия курсанта при работе на тренажере тщательно анализируются преподавателем - инструктором. До окончания цикла учебы на тренажере курсант не допускается до полетов на реальном истребителе. Имеется также тренажер истребителя-бомбардировщика Су-22 с динамическим подвесом, физически имитирующий все эволюции самолета.

В идеале, курсант - летчик должен иметь налет не менее 50 - 70 часов в год. К сожалению, в настоящее время средний годовой налет российского летчика составляет 17-20 часов (для сравнения, в ВВС США -200 часов). Каждый вылет является прекрасной практикой не только в управлении самолетом, но и в навигации, связи и т. п., а значит, без полетов ни о какой серьезной подготовке боевого летчика не может идти речи. В Краснодаре за счет проплаченных валютой контрактов есть возможность закупать в необходимых объемах керосин, а значит - готовить боевых летчиков - методистов, прошедших курс в полном объеме, вплоть до боевого применения на полигоне и способных по прибытии в войска работать со своими подчиненными и совершенствовать их уровень.

В училище оборудован командный пункт ВВС, используемый для боевой работы - управления полетами и контроля за воздушной обстановкой. Работа на КП является прекрасной практикой для будущих офицеров - штабистов. Офицеры - специалисты пунктов управления ВВС готовятся филиалом Краснодарского училища, расположенном в городе Ейске.

Для обучения наземного персонала в училище имеется цикл эксплуатации авиационной техники. На плацу рядом со зданием цикла имеется площадка, где размещены самолеты, на которых курсанты проходят практическую подготовку. Правда, большинство из них относятся к уже устаревшим типам. Преподаватели цикла жалуются на отсутствие новой техники, так как обучить группу из 30 человек на одном - двух "бортах" просто нереально. Керосина для га-зовок тоже в обрез. Но благодаря высочайшему профессионализму преподавательского состава - офицеров и прапорщиков, прошедших школу в ВВС, обеспечивавших полеты и обслуживание летательных аппаратов на уровне инженеров эскадрилий и заместителей командиров полков по ИАС - поддерживается высокая марка училища.

Сроки обучения курсантов различны. Подготовка - многоуровневая, от фундаментальных теоретических дисциплин - математики, физики и т. д. - до специальных курсов, летной подготовки и боевого применения. Базовый курс для подготовки специалиста среднего звена составляет три года, подготовка инженера по обслуживанию авиатехники, штабного офицера и летчика занимает пять лет. Существуют курсы переподготовки авиационных специалистов, осваивающих новую авиатехнику. Сроки переподготовки зависят от начального уровня специалиста и, конечно же, от пожеланий и финансовых возможностей заказчика.

Не так давно в училище приезжали два японских военных специалиста, прошедших курс подготовки на истребителях Су-27. По словам офицеров училища, основной их задачей была оценка боевых возможностей этого самолета. Приезжал также летчик из Южной Африки. Училище посещали летчики из Эквадора и Перу. По отзывам перуанского летчика -полковника ВВС, приезжавшего в Краснодар переучиваться на самолеты российского производства, прекрасно ознакомленного с методикой, качеством и уровнем преподавания в летных училищах и академиях многих развитых стран, Краснодарское училище опережает их. Перуанец, занимающий высокий пост в ВВС своей страны, рекомендовал своему командованию посылать курсантов учиться именно в Россию.

Контракты на обучение заключаются на государственном уровне, рас-счеты ведет Минфин. От каждого контракта училищу на развитие и совершенствование отходит лишь три - пять процентов суммы. Эти средства идут, в первую очередь, на совершенствование материально - технической и учебной базы училища, а также на бытовые расходы, в основном - питание, а также на зарплату преподавательского состава. Текучка кадров среди преподавателей практически отсутствует.

Когда мы прибыли на краснодарскую авиабазу, проводил полеты полк Су-25 штурмовой авиадивизии, базирующейся здесь. Интервью, взятое вашим корреспондентом у одного из летчиков, было безрадостно. Не секрет, что жизнь военных в наше время тяжела. Среди авиационных кадров сейчас большая текучка, высококвалифицированный персонал увольняется, а на "гражданке" их навыки остаются невостребованными. Приходится переучиваться, иначе найти приличную работу практически невозможно. Опять же, и возрастной фактор играет роль. Но как бы ни были тяжелы условия в армии, многие офицеры, патриоты своей страны и своего дела, остаются служить, надеясь на лучшее. Фактор невостребованности новых летных и технических авиационных кадров отразился и на училище - в последнее время приходит обучаться все меньше и меньше российских курсантов. Но вместе с тем, радует то, что керосин есть, хоть и не так много, как хотелось бы, летчики дивизии не теряют квалификацию, активно летают.

В заключении хочется отметить, что несмотря на то, что за последнее десятилетие наша страна и авиация пережили удар, по последствиям сопоставимый с большой войной, у российских ВВС есть будущее, покуда существуют учебные заведения, подобные Краснодарскому авиационному училищу, готовящие ценнейшие кадры для нашей боевой авиации.









 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх