Программа JSF набирает обороты

Программа летных испытаний "Объединенного ударного истребителя" (JSF) вступила в новую фазу – в воздух поднялся самолет Локхид-Мартин Х-35А – в варианте обычного взлета и посадки.

24 октября состоялся успешный 22- минутный перелет самолета с 42-го завода ВВС на авиабазе Пэлмдейл в Калифорнии на авиабазу Эдварде – в 55 км от Пэлмдейла.

Х-35А создан в качестве опытного самолета под требования ВВС США. Он теперь присоединился к своему конкуренту фирмы Боинг – Х-32А, уже проходящему испытания в Эдвардсе. Причем Х-35А создан как под требования ВВС США, так и отвечает требованиям флота к палубному самолету.

Представитель Локхид-Мартин отметил, что полет прошел успешно, за исключением отказа двух створок, закрывающих основные стойки шасси, которые не убрались. Самолет под управлением летчика-испытателя Тома Моденфилда достиг высоты 3000 м. В полете проверялась работоспособность бортовых систем, передача телеметрии и посадочные характеристики. Самолет показал хорошую скороподъемность, а разбег занял всего 600 м. После уборки шасси две передние створки ниш основных стоек шасси не убрались. Стойки шасси пришлось снова выпустить. Проблема, полагают, в электроцепи управления системы уборки створок.

Скорость в полете достигала 400 км/ч, максимальный угол атаки 10,4° – нормальный угол атаки при заходе на посадку. Летчик-испытатель заявил, что в последующих полетах уже в течение двух ближайших недель самолет будет проверен и на больших углах атаки. В процессе испытания X- 35А планируется достигнуть высоты полета в 12000 м и скорости М=1,5.

Первый этап испытаний Х-35А запланирован до конца года, после чего его переоборудуют в самолет короткого взлета и вертикальной посадки – будут установлены подъемный вентилятор и отклоняемые сопла двигателя. Оба этапа испытаний займут по 20 летных часов. Причем полеты в режиме обычного самолета будут засчитаны и как испытания самолета короткого взлета и вертикальной посадки, так как планер фактически останется тот же. Полеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой планируется начать в январе 2001 года. Второй опытный самолет Х-35С готовится исключительно под требования флота и станет главным объектом испытаний. Х-35С должен получить крыло большей площади, и в течение трех месяцев налетать 70 часов. Ожидается, что программа испытаний двух машин позволит оперативно вносить необходимые доработки в их конструкцию. В целом представитель Локхид-Мариеты заявил, что уже сейчас опытные самолеты максимально близки к последующему этапу испытаний в рамках программы создания JSF. Представитель также отметил, что технический риск сведен к минимуму. Главной целью испытаний видится не только проверка общей аэродинамической компоновки самолета, но и оценка его аэродинамики при вертикальном взлете и висении вблизи земли, так как довольно трудно предсказать поведение самолета в отраженном от земли воздушном потоке. Испытатели собираются также во всеоружии встретить проблемы с системой передачи мощности на подъемный вентилятор. В частности, в случае необходимости, титан в конструкции передачи вентилятора будет тут же заменен на сталь (такая замена вообще планируется по плану даже при благоприятном исходе испытаний). Представитель фирмы отметил также, что несмотря на опоздание с первым полетом по сравнению со своим конкурентом – Боингом Х-32А – фирма Локхид-Мартин надеется, что ей лучше удастся представить свой продукт заказчику – ВВС и флоту США.

В день первого полета Х-35А случился и инцидент с другим участником программы JSF – Х-32А, который совершил незапланированную посадку на дно высохшего озера из-за отказа тормозной системы самолета – в ней упало давление. Причем причину отказа сразу установить не удалось, что привело к задержке дальнейших полетов. Хотелось бы отметить высокий темп испытаний нового самолета. Только за месяц со дня первого полета X- 32А 18 сентября было совершено 17 полетов. А инцидент произошел в третьем полете в течение дня. Фирма же Боинг уже в начале 2001 года планирует поднять в воздух Х-32В – вариант самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой.





На первой странице обложки фото Е. Гордона. На второй странице обложки рисунок из альбома постеров «Боевые самолеты Второй мировой войны» (Як-3) и рисунок А. Жирнова (С-37). На третьей и четвертой страницах обложки фото из журналов «Aviation Week» и «World air power».









 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх