КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ЛИИ

Завершившийся 2000 год принес нашей стране целый "букет" природных и техногенных катастроф. Перед одними из них люди были абсолютно бессильны, другие сами по себе были вызваны самым банальным разгильдяйством. И если с землетрясениями, наводнениями и другими проявлениями стихии все более-менее ясно, то гибель людей в катастрофах любого рода заставляет искать или виновного, или причину происшедшего. Но заниматься подобными вопросами должны компетентные люди, профессионалы. Однако в наше время высказать свою точку стремится каждый. Почти полгода не умолкает шумиха, поднятая в прессе по факту гибели АПЛ "Курск". Проводятся открытые "журналистские расследования" по поводу авиакатастроф. Читатели и телезрители со страниц многих газет, журналов и с голубых экранов узнают много всего интересного, что никоим образом не связано с происходящим. Чего стоит один только "облученный керосин" из-за которого якобы погиб на самолете Як-40 известный журналист Артем Боровик.

Редко, очень редко летные испытания нового самолета обходились без летных происшествий. Не обходилось без летных происшествий и освоение нового самолета войсками. На этом этапе всегда происходило наибольшее число аварий и катастроф. Но случалось, что какой-либо недостаток конструкции или дефект производства, и затаившись 99 в самолете, проявлял себя значительно позже, когда летательный аппарат был уже освоен. Во всех случаях аварий и катастроф необходимо выяснить их причины и, разумеется, их устранять. (Напомним, что аварией принято называть летное происшествие, при котором самолет получает значительные разрушения, но нет человеческих жертв. Катастрофа – это летное происшествие, при котором гибнут люди. ) Как правило, выяснение причин происшествий, особенно на начальном этапе освоения самолета, поручалось ЛИИ. Хотя привлекались еще фирма-создатель, ЦАГИ, НИИ ЭР AT, но руководство ходом испытаний и выпуск конечного документа поручалось, как правило, ЛИИ. Многолетнее участие в подобных аварийных расследованиях позволило накопить в ЛИИ огромный опыт и создать соответствующие подходы и методики. В связи с этим мы решили обратиться к известному летчику-испытателю Александру Александровичу Щербакову, который проработал в ЛИИ 33 года и неоднократно участвовал в работе аварийных комиссий, а также в проведении специальных летных испытаний, с целью выяснения причин катастроф самолетов, и попросили его рассказать читателям, как это делалось, не обременяя их узкотехническими подробностями.


Александр Щербаков







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх