Ту-95

Продолжение. Начало в"AиK"№ 11-12/2000, 1-2/2001,


САМОЛЕТЫ-НОСИТЕЛИ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ

Планы США по переоборудованию части парка стратегических самолетов- носителей В-52 под крылатые ракеты большой дальности воздушного базирования типа AGM-86 и работы по программе авиационно-ракетного комплекса на базе самолета-носителя В-1 подтолкнули советское военно-политичес- кое руководство и военно-промышленный комплекс к коренной модернизации парка стратегических авиационных носителей. Работы, как и в США, пошли по двум направлениям: первое – создание многорежимного стратегического самолета-носителя Ту-160, второе – создание в кратчайшие сроки носителя крылатых ракет большой дальности на основе освоенных в серийном производстве новейших модификаций самолета Ту-95.

В качестве первоначального варианта самолета-носителя крылатых ракет большой дальности типа Х-55 в середине 70-х годов в ОКБ рассматривалось техническое предложение модификации серийного дальнего противолодочного самолета Ту-142М (Ту- 142МК) в стратегический самолет-ракетоносец Ту-142МС. Модифицированный самолет должен был нести в двух грузоотсеках две многопозиционные катапультные установки (МКУ) на 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-55, разрабатываемых в МКБ "Радуга" (официально работы над X- 55 начались в 1976 году). Сложности с обеспечением приемлемых центровок в случае размещения двух МКУ заставили отказаться от этого варианта. Было решено разместить на модифицированном самолете одну многопозиционную катапультную установку на 6 ракет типа Х-55. Предварительные работы над Ту-142МС перешли в проектирование самолета, получившего обозначение Ту-95МС с одной МКУ и его варианта с 16 ракетами типа Х-55, 10 из которых должны были размещаться под крылом на дополнительных катапультных установках, а также над вариантом самолета-носителя иод крылатые ракеты типа "Метеорит".


Ту -95М-55 (ВМ-021)

В июле 1977 года коллективу Московского Машиностроительного завода "Опыт" (название ОКБ-156 и опытного завода № 156 с середины 60-х годов) было поручено модернизировать выпускаемый серийно на Таганрогском Машиностроительном заводе имени Димитрова (ТМЗД) самолет Ту-142МК в самолет-носитель крылатых ракет Ту-95МС. Предварительно в рамках программы создания стратегического носителя крылатых ракет для отработки элементов нового комплекса и непосредственно ракеты Х-55 была создана летающая лаборатория Ту-95М- 55. Лабораторию создавали на базе опытного самолета Ту-95М-5. В первоначальном варианте при переделке Ту95М-5 предполагалось установить в грузоотсеке однопозиционную катапультную установку под одну ракету Х-55. Впоследствии, в ходе работ по новой летающей лаборатории, были проработаны два варианта: с размещением в грузоотсеке однопозиционной катапультной установки и многопозиционной МКУ-6-5.

Все работы по переоборудованию Ту-95М-5 в Ту-95М-55 производились силами ЖЛИ и ДБ в период с июля 1977 года по июль 1978 года. В процессе переоборудования с самолета было снято все ракетное вооружение, относящееся к комплексу К-95-26, система РЭП, включая хвостовой отсек с аппаратурой РЭП, и часть другого оборудования специализированного оборудования. С самолета сняли штатный топливный фюзеляжный бак № 2 и вместо него установили аппаратуру ДИСС-7 и МИС-45, грузоотсек доработали и смонтировали МКУ-6-5, установили аппаратуру подготовки и пуска ракет АПП-95 "Дуб". С учетом размещения нового ракетного вооружения были доработаны системы энергоснабжения и СКВ, установлена контрольно- записывающая аппаратура для записи параметров работы комплекса. Помимо подвески ракеты на МКУ, на самолете мог монтироваться балочный держатель на одну ракету.

Первый полет самолет Ту-95М-55 совершил 31 июля 1978 года. На этой летающей лаборатории до начала 1982 года было совершено 107 полетов общей продолжительностью 656 часов по отработке нового авиационно-ракетно- го комплекса со сбросом массо-габаритных макетов ракет и практическими пусками опытных образцов ракет Х55. На этапе испытаний и отработок было выполнено 10 пусков ракет Х-55, из которых семь были зачтены. Эти испытания дали богатые материалы для отработки и стратегического носителя Ту-95МС и ракеты Х-55.


Летчик-испытатель Н.Е. Кульчицкий – командир экипажа Ту-95М-55


Ту-95М-5 с ракетами КСР-5 на заводских испытаниях


Двигатель НК-12МП


Опытный Ту-95МС. Заводские испытания



28 января 1982 года, взлетая с аэродрома ЛИИ в очередной испытательный полет, летающая лаборатория Ту- 95М-55 потерпела катастрофу, в которой погиб экипаж в составе 10 человек во главе с командиром корабля летчиком-испытателем Н.Е.Кульчицким. Одной из причин катастрофы стало обледенение крыла и стабилизатора в процессе руления, в сочетании с некоторыми отступлениями от рекомендованной для данного типа самолета методики выполнения взлета.


Ту-95МС (ВП-021)

Первый опытный самолет Ty-95MC строился на ТМЗД по документации, подготовленной ММЗ "Опыт". Для переделки был взят Ту-142МК № 42105. Переоборудование началось во втором квартале 1978 года и закончилось в сентябре 1979 года. В ходе переделки была установлена новая носовая часть фюзеляжа с новой кабиной экипажа и радиолокационной станцией, входящей в прицельно-навигационный комплекс, при этом общая длина фюзеляжа была уменьшена. В грузоотсеке была размещена МКУ-6-5. В связи с изменением назначения самолета был изменен и обновлен состав бортового оборудования, внедрена новая система связи и новый комплекс радиоэлектронного противодействия. Была установлена новая модификация двигателей НК- 12МП с улучшенными характеристиками и новым приводом под более мощные генераторы переменного тока. Экипаж в связи с новыми задачами был уменьшен до 7 человек и теперь он состоял из командира корабля, помощника командира корабля, штурмана, второго штурмана, бортинженера, оператора бортовых систем связи и кормового стрелка.

Согласно данным, предоставленными ВВС на одной из выставок в начале 90-х годов, авиационно-ударный комплекс Ту-95МС-6 предназначен для поражения крылатыми ракетами военных объектов в глубоком тылу противника в удаленных географических районах.

Выполнение задачи по поражению объектов противника обеспечивается в любое время года и суток, в любых метеорологических условиях независимо от расположения района боевых действий, как правило в недосягаемости активных средств ПВО. В АУК входят: самолет-носитель Ту-95МС, шесть крылатых ракет, комплекс ракетного вооружения, оборонительный комплекс. Самолет-носитель оборудован системой дозаправки топливом в полете типа "Конус". Ракета является автономно управляемой крылатой ракетой с инер- циально-доплеровской системой навигации. Ракета подвешивается в грузоотсеке на многопозиционном катапультном устройстве. Основу комплекса ракетного вооружения составляет система управления подготовкой и пуском ракет. Оборонительный комплекс состоит из системы радиоэлектронного противодействия РЛС истребителей и ЗРК противника, а так же кормовой пушечной установки. Оборудование самолета позволяет производить взлет при видимости 400 м и высоте нижней кромки облаков – 30 м, днем и ночью, а посадку при видимости – 1000 м и высоте нижней кромки облаков – 100 м. днем и ночью.


Серийный Ту-95МС-6 на аэродроме ЛИИ


Дозаправка топливом в полете Ту-95МС-6 от Ил-76


Ту-95МС-16 с подкрыльевыми пилонами на десять ракет Х-55МС


Ту-95МС-16 со снятыми крыльевыми пилонами


Первый полет опытный Ту-95МС совершил в сентябре 1979 года. После большого объема испытаний и доводок, проведенных менее, чем за два года, Ту-95МС был запущен в серийное производство на ТМЗД. 3 сентября 1981 года с серийного Ту-95МС № 01 был произведен первый зачетный удачный пуск ракеты, а 23 октября 1981 года Ту-95МС № 02 был передан ВВС и 26 марта 1982 года перелетел во Владимировку для проведения Совместных испытаний. 17 декабря 1982 года первые два серийных Ту-95МС перелетели с ТМЗД на авиабазу в Семипалатинск в 1023 ТБАП, в январе следующего года в этот же полк пришла третья серийная машина, через месяц летчики 1023 ТБАД уже производили первые пуски ракет Х-55, а через год в 1984 году об удачных пусках новой крылатой ракеты большой дальности объявили советские СМИ. Началась войсковая эксплуатация комплекса. В конце 1982 – начале 1983 году, после выпуска первой партии Ту-95МС в Таганроге, его серийное производство было освоено на KvA3-e и вскоре производство Ту-95МС в Таганроге было прекращено. Серия осталась только в Куйбышеве, производство Ту-95МС продолжалось до начала 90-х годов. В 1992 году президент РФ Б.Н.Ельцин публично заявил о прекращении производства самолетов этого типа. Всего оба серийных завода выпустили около 100 самолетов Ту-95МС в двух вариантах ракетного вооружения: на шесть и шестнадцать ракет типа Х-55, которые поступили в 80-е годы на вооружение четырех полков Дальней Авиации ВВС СССР.

Два варианта Ту-95МС отличались следующим: Ту-95МС-6 нес шесть ракет Х-55, размещенных в грузоотсеке на МКУ-6-5, система пуска и подготовки ракет была рассчитана на работу с шестью ракетами; Ту-95МС-16 нес шесть ракет Х-55 в грузоотсеке и дополнительно десять ракет Х-55 под крылом на пилонах на установленных на них катапультных установках на две ракеты на внутренних и на три ракеты на внешних крыльевых пилонах. Летные данные, за счет увеличившейся боевой нагрузки и ухудшения аэродинамики, для второго варианта были хуже, чем для первого (например дальность полета без дозаправки топливом в полете сокращалась с 10500 км для Ту- 95МС-6, до 8500 -для Ту-95МС-16).

По договору ОСВ-2 из условий суммарного количества ядерных боеголовок, разрешенных иметь каждой из договаривающихся сторон, все подкрыльевые катапультные установки с Ту-95МС-16 были демонтированы.

В ходе серийного выпуска Ту- 95МС подвергся модернизации: улучшался состав бортового оборудования, был введен новый комплекс средств связи, вводились новые системы, повышавшие обороноспособность самолета, в частности, кормовая пушечная установка с двумя пушками АМ-23 была заменена на установку с двумя пушками ГШ-23, аналогичную примененную на Ту-22М-2, постоянно совершенствовалась система РЭП самолета.

На начало 1991 года в частях Дальней Авиации находилось 84 самолета Ту-95МС. В настоящее время самолеты Ту-95МС составляют существенную часть российского ядерного ударного потенциала сдерживания. По мере сокращения количества российских наземных ракетных стратегических комплексов и вывода из состава флота технически и морально устаревающих подводных лодок носителей баллистических ракет, роль авиационно-ракетного комплекса на базе Ту-95МС, как эффективного мобильного средства, возрастает. Авиационно-ракетный комплекс на базе Ту-95МС имеет возможности для своей модернизации в основном за счет введения новых систем оборудования и модернизации системы ракетного вооружения, а также адаптации его под носитель систем высокоточного оружия избирательного действия. Подтверждением ведущихся работ по модернизации Ту-95МС стали сообщения в отечественных СМИ о том, что на прошедших 6-8 октября 1998 года учениях ВВС России, самых крупных после 1993 года, первые строевые экипажи провели пуски стратегических крылатых ракет воздушного базирования типа Х-101 с самолетов Ту-95МС.


Ту-95МА, РАКЕТОНОСЕЦ НА БАЗЕ ТУ-95МС

В рамках работ по созданию крылатых ракет большой дальности одновременно с работами по Х-55 в работах участвовало НПО "Машиностроение" (бывшее ОКБ-52, созданное В.Н.Челомеем). Как и первый проект МКБ "Радуги", проект НПО "Машиностроения" предполагал создание базовой конструкции, которая при соответствующей модификации способна была бы удовлетворить требованиям и сухопутного базирования, и морского базирования, и базирования на самолетах-ракетоносцах (работа для обеих организаций была задана одновременно и одним ПСМ СССР).

Проект НПО "Машиностроения" отличался более высокими характеристиками. Это был крупный самолет- снаряд со стреловидным складным крылом, оснащенный маршевым ПВРД со встроенным разгонным блоком. Заявленная скорость равнялась 3000 км/ ч, потолок 24000 м и дальность полета до 5000 км. Авиационный вариант самолета-снаряда получил обозначение ЗМ25А "Метеорит-А". В качестве самолета-носителя предполагалось использовать модифицированный Ту- 95МС, на котором на крыльевых пилонах планировалось разместить от 2-х до 4-х "Метеоритов". Соответственно под новые подвески должна была быть доработана система управления подготовки и пуска ракет, доработаны элементы наземного комплекса и т.д. В дополнение к наружным подвескам "Метеоритов", не выходя за пределы оговоренных нагрузок, можно было бы в грузоотсеке размещать и другие виды боевых нагрузок, в том числе противорадилокационные ракеты, а также ракеты класса "воздух-воздух", что должно было повысить устойчивость комплекса к средствам ПВО.

В мае 1980 года был произведен первый пуск с наземного стенда, который закончился неудачно. Трудности с доводкой "Метерита" сдвинули начало испытаний на самолете-носителе на несколько лет. Для работ по теме "Метеорит" был выделен серийный Ту-95МС № 04, в январе 1983 года этот самолет был переоборудован под испытания нового самолета-снаряда и получил обозначение Ту- 95МА. Испытания самолета и комплекса проводились в течение нескольких лет, были практические пуски "Метеоритов" с борта самолета. Достаточно сложный комплекс требовал длительных доводок и доработок, а тем временем его конкурент с ракетами Х-55 уже строился серийно. Поэтому вскоре все работы по "Метеориту", на общем фоне снижения оборонных ассигнований и свертывания целого ряда оборонных программ были прекращены.

(Продолжение следует)



Ту-95МА с ракетой "Метеорит-А"


В-52 перед вылетом на Ханой







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх