АВИАЦИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В прошедшем двадцатом столетии властно заявило о себе новое направление в исторической и пейзажной живописи. В картинных галереях и художественных альбомах, на страницах книг и журналов появились работы, раскрывающие зрителям красоту и изящество одних из самых совершенных творений человека – летательных аппаратов. «Aviation Art» – этот новый термин, родившийся в двадцатом веке, отныне стал полноправным коллегой в ряду таких привычных понятий, как «пейзаж», «портрет», «натюрморт». И оказалось, что это новое направление таит в себе много необычного, сложного, неизведанного.

В произведениях «Aviation Art» свое дальнейшее развитие получила пейзажная живопись. Подобно тому как в XIX веке гениальный Айвазовский открыл всему миру красоту водной стихии, художники «Aviation Art» вдохновенно работают над воссозданием многоликого образа воздушного океана. Простор для творчества здесь поистине безграничен. Так, небо и облака в произведениях «Aviotion Art» не просто дальний план, как в пейзажах прошлых веков, а главные действующие лица. Теперь перед художником стоит задача по-новому организовать пространство, в полной мере использовать эффекты освещения. Следует отметить, что многое в этом направлении сделано великими мастерами прошлого, и художникам «Aviation Art» важно творчески использовать наследие таких живописцев, как И.К.Айвазовский, М.Н.Воробьев, А.И.Куинджи, А.П.Боголюбов, Клод Лорен.

Для передачи изменчивого состояния, мерцания и подвижности свето- воздушной среды, задания воздушной перспективы, изображения игры солнечного или лунного света художникам «Aviation Art» не обойтись без приемов импрессионизма Много интересного можно найти в работах Камиля Коро, Иоганна- Бертольда Йонгкинда, Клода Моне, Камиля Писсаро, Пьера- Огюста Ренуара, Константина Коровина.

Однако направление «Aviation Art» требует от художника не только мастерства живописца. В равной степени он должен обладать способностями инженера-конструктора, так как в замысел его картин неизменно входит предельно точное воссоздание исторических машин, зачастую в самых сложных ракурсах и композиционных сочетаниях, плюс безукоризненное объем но-пластическое и цветовое решение. Сверхзадачей здесь является стилевое единство в изображении летательных аппаратов и окружающей природы. Для полноты сказанного к этому следует добавить знания профессионального историка (и не только историка авиации), так как многие произведения «Aviation Art» воссоздают конкретные исторические события. Здесь необходима золотая середина между исторической достоверностью и достижением наибольшего воздействия на зрителя. Произведения мастеров исторической живописи – Пуссена, Сурикова, Верещагина, Репина – лучшее тому подтверждение.

Для работы художнику «Aviation Art» требуется обширный исходный материал. Помимо обязательных холстов, кистей и красок, необходима подборка фотографий неба, облаков и земли с большой высоты (рисовать с натуры с высоты 5000 м и выше немного затруднительно), а также библиотека чертежей, фотографий и схем окраски исторических машин. Большим подспорьем являются своеобразные «натурщики» – модели самолетов и других летательных аппаратов. На этапе построения формы и светотени автор этих строк пользуется неокрашенными моделями.

С целью достоверной передачи сюжетов художник «Aviation Art» изучает приемы воздушного боя по материалам исторических исследований и мемуарам летчиков-асов. Часто воссоздается подробный сценарий той или иной боевой операции.

На протяжении всего периода роботы над картиной необходимо постоянно держать в сознании, как твоя картина будет смотреться рядом с работами мастеров «Aviation Art» (о мастерах чуть ниже). Возможностей для этого в настоящее время много – это галереи, альбомы, книги, журналы («Fly Past», «Air Force Mounthly»), и, конечно же, Интернет. Вот адреса некоторых наиболее известных сайтов «Aviation Art»: leisuregaller ies.com,classicwest.com, aviatorart.com, brooksart.com, iramingfox.com, wmgs-fine-arts.com.

Во всех развитых странах давно уже поняли, что подача истории авиации средствами изобразительного искусства по своему воздействию превосходит и фотографию, и «модную» ныне компьютерную графику. Весь вопрос в том, чтобы художник не был «гением» школы Малевича, Кандинского или Шагала. К слову, художникам в современных условиях не обойтись без помощи компьютерной техники, особенно при подготовке своих произведении к публикации. Тема публикаций заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Огромной популярностью за рубежом пользуется печатная продукция, созданная но базе «Aviation Art». Неизменно встречая ощутимую поддержку на самом высоком уровне (министерства авиации, руководства крупных фирм), издательства выпускают юбилейные и подарочные художественные альбомы, многостраничные календари, престижную представительскую продукцию. Любое дорогое издание книг по истории авиации обязательно содержит работы художников «Aviation Art».

Примерно 20 лет назад но Западе появился новый вид коллекционирования, всецело обязанный «Aviation Art» – это собирание репродукций с картин «Aviation Art», изданных в формате оригинала, отпечатанных малым тиражом (от 100 до 1000 экз.), пронумерованных и подписанных (вручную!) художниками и теми знаменитыми пилотами или конструкторами, чьи машины изображены на картинах. Цены на такие репродукции (специальный термин – Limited Edition Prints)cocraenHioT от 50 до 1500 долларов за экземпляр.

Мы уже говорили о высоких требованиях к художникам направления «Aviation Art». Именно поэтому во всем мире в этом направлении работают лишь несколько десятков живописцев. Число же подлинных мастеров и вовсе невелико, а их работы уже сейчас стали классикой.

Общепризнанным мастером №1 направления «Aviation Art» является британский живописец Роберт Тэйлор. Его виртуозно исполненные работы – подлинные шедевры «Aviation Art». За два десятилетия Тэйлор вывел это направление на качественно новый уровень, и во многом благодаря его высочайшему профессионализму и фантастической работоспособности «Aviation Art» из иллюстративно-прикладного направления превратилось в новое направление живописи.

Многое сделал для развития «Aviation Art» американский художник Уильям Филлипс. Основное внимание в своем творчестве он уделяет роботе с освещением, добиваясь удивительных иллюзорных эффектов солнечного и лунного света.

Невозможно обойти вниманием работы японского мастера Шигео Койке. С творчеством этого художника автор познакомился приобретая сборные модели и каталоги фирмы «Hasegawa». Кстати, упаковки с работами Шигео Койке сами по себе являются предметом коллекционирования. Шигео Койке можно назвать мастером «портретов» летательных аппаратов. Потрясающие по филигранности исполнения, пленяющие зрителя изысканностью и изяществом, его работы со всей наглядностью показывают, каких высот может добиться настоящий профессионал и как безнадежно уступают им фотографические и, тем более, компьютерные изображения,.

В Великобритании и США действуют Ассоциации художников «Aviation Art». Целью их является объединение художников донного направления. В рамках ассоциаций проводятся ежегодные выставки работ по тематике «Aviation Art», а также конкурсы работ, сопровождаемые пышными церемониями награждения победителей с обязательной трансляцией по TV; обеспечивается деятельность картинных галерей «Aviation Art». К претендентам на членство в Ассоциации предъявляются очень высокие требования к их профессиональному уровню, но в дальнейшем их работы получают возможность реализации по самым выгодным ценам, о лучшие работы приобретаются в постоянную экспозицию картинных галерей «Aviation Art» и других престижных музеев.

В России направление «Aviation Art» пока не получило должного развития. В разные годы журналы «Моделист- конструктор», «Авиация и космонавтика», «Техника – молодежи» и «Крылья Родины» регулярно знакомили своих читателей с работами художников, которых можно назвать представителями «Aviation Ait». Первым, кому удалось на достаточно высоком уровне соединить точность воспроизведения техники и живописно- пластическое решение, был Эдуард Молчанов. Его лаконичные, но выразительные работы прошли испытание временем и хорошо воспринимаются современным зрителем. Из других художников этого направления можно назвать Михаила Петровского, Евгения Селезнева, Александра Захарова.

Открытие рубрики «Авиация в изобразительном искусстве» на страницах журнала "Авиация и Космонавтика" автору этих строк представляется весьма своевременным. Впервые работы российских представителей «Aviation Art» представлены не просто в качестве иллюстраций к статьям, а как самостоятельные художественные произведения. Появилась возможность со всей максимальной наглядностью сравнить свои работы с работами лучших мастеров «Aviation Art» и наметить пути повышения профессионального уровня. Хочется верить, что открытие этой рубрики – первый шаг к созданию Российской Ассоциации художников «Aviation Art».

Пролетело двадцатое столетие. Созданные нашими современниками живописные полотна становятся в один ряд с творениями великих мастеров прошлого, являя собой летопись истории мировой культуры. Двадцатый век – это век создания, развития и практического применения авиации, и в том, что история авиации получает свое достойное отображение – огромная заслуга мастеров нового направления живописи – «Aviation Art» – «Авиация в изобразительном искусстве»

Об Авторе

Апексеенко Евгений Владимирович, 1961 г.р., окончил Казанский авиационный институт.

Художественное образование – художественная школа и двухгодичные платные курсы. Первые публикации – 1986 г.

Работы можно посмотреть но сайте: www.bergslrombooks.elknel.pl/bc-rs . Создается собственный сайт: avialionart.ru.



Рисунки Евгения Алексеенко







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх