«СНЕКМА», «САЖЕМ» И ДРУГИЕ

Виктор БЕЛЯЕВ


Самолет ATR42-500

В конце мая – начале июня 2007 г. по любезному приглашению руководства французской группы «Сафран» на ее предприятиях побывала внушительная делегация российских журналистов. Перед организаторами поездки стояла цель не только ознакомить представителей прессы с последними достижениями группы «Сафран» в авиационно-космической области, но и через журналистов обратиться к руководству российской авиационно-космической отрасли с предложениями по расширению сотрудничества. Не случайно в центре внимания были программы разработки российского регионального самолета «Суперджет» 100 и его двигателей SaM-146.

Для начала расскажем о группе «Сафран». Ей от роду всего два года. Образовалась она в мае 2005 г. в результате объединения двигателестроительной фирмы «Снекма» (одной из ведущих в мире) и многопрофильной фирмы «Сажем», занимающейся электроникой, связью, беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и т. д. По данным за 2006 г., торговый оборот группы превысил 1 1,3 млрд. евро. На предприятиях группы, разбросанных в более чем 30 странах, работают более 61400 сотрудников. В Европе находится 54% производственных мощностей «Сафрана». Основными сферами деятельности группы являются авиационные и космические двигатели, авиационное оборудование, оборона и безопасность, средства связи и коммуникации. Группа «Сафран» является акционерным образованием: государство располагает 30,8% капитала, 40,1% – публичный капитал, 20% – акций, а непосредственно в собственности группы находится всего 1,7% капитала. Остальные 7,4% капитала связаны с ядерными технологиями.

В первый день визита делегацию журналистов принимали в парижской штаб-квартире «Сафрана». С обзором о деятельности группы выступил заместитель генерального директора по авиационно-космическим силовым установкам Марк Вантр. Сообщение было достаточно подробным. Из него стало ясно, что двигателестроением занимаются фирмы «Снекма» (ТРДЦ для гражданских и военных самолетов), «Турбомека» (вертолетные ГТД), «Микротюрбо» (малоразмерные двигатели для БПЛА, управляемых ракет и ВСУ), «Снекма Сервис» (техническое обслуживание и ремонт), «Снекма Пропульсьон Солид» (твердотопливные двигатели). В Бельгии находится филиал «Техспейс Аэро», также занимающийся двигателями.

Под авиакосмическим оборудованием подразумеваются гондолы ТРДД и реверсеры тяги (фирмы «Эрсель» «Испано-Сюиза» и «Лабиналь»), кондиционеры и вентиляторы («Технофэн»), шасси и тормоза («Месье-Даути» и «Месье-Бугатти»), Оборонная деятельность сосредоточена на различных предприятиях фирмы «Сажем Дифанс Секьюрите». Это ~ БПЛА, высокотехнологичная оптика, авионика, прицельные системы, различные терминалы, биометрия и др. «Сажем» также занимается коммуникационными системами высокой и сверхвысокой пропускной способностью. Согласно самой свежей информации, с июля 2007 г. отвечать за разработку и производство БПЛА, оптоэлектронных систем и высокоточной оптики будет подразделение «Сажем Оптроник э Дифанс», а за авионику и навигационные системы – «Сажем Авионик».

По словам М. Вантра, группа «Сафран» занимает первые места в мире по производству двигателей для пассажирских самолетов с числом мест более 100 (в сотрудничестве 50:50 с американской фирмой «Дженерал Электрик», с которой образовано совместное предприятие «CFM Интернешнл»), вертолетных ГТД, космической оптике и системам биометрии по отпечаткам пальцев. Она является лидером в Европе в области инерциальной навигации, оптоэлектронных систем, БПЛА, тактических крылатых ракет. Группа «Сафран» стоит на втором месте в мире по производству ЖРД и РДТТ для ракет различного назначения. Она также находится в числе ведущих мировых компаний по выпуску двигателей для военных самолетов, систем управления вертолетами, авиационного электрооборудования и т. д.

О сотрудничестве группы «Сафран» с Россией рассказал глава ее российского представительства Патрик Барракан. Следует сказать, что сотрудничество делало свои первые шаги еще в начале XIX века, когда французская фирма «Гном-Рон» стала поставлять в Россию самолетные двигатели. В дальнейшем эта фирма прошла долгий и трудный путь, превратившись в «Снекму».

Еще в 1989 г. фирма «Снекма» обратила внимание на существовавший в то время Советский Союз, посчитав его стратегически важным партнером. Эксперты «Снекмы» сделали вывод, что в советской авиационно-космической отрасли работают высококвалифицированные специалисты, а сама отрасль обладает огромным научно-техническим потенциалом. На основе этого анализа в 1990 г. фирма SEP (филиал «Снекмы» по ракетным двигателям) приступила к совместным работам с некоторыми советскими НИИ и заводами, а в 1991 г. уже сама «Снекма» открывает в Москве свое представительство, которое в 2005 г. преобразуется в представительство группы «Сафран».


Заместитель генерального директора группы «Сафран» по авиационно- космическим силовым установкам Марк Вантр


Сборочная линия двигателей CFM56 на заводе в Вильяроше


Сборка «французской» части двигателя SaM-146


В 1993 г. появились конкретные результаты. Специалисты SEP и российского ОКБ «Факел» начали совместную разработку плазменных двигателей для искусственных спутников, а «Снекма» подписала первые «титановые» контракты с ВСМПО. В 1994 г. на истребителях российского производства, предназначенных на экспорт, стали устанавливаться инерциальные навигационные системы фирмы «Сажем».

Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество в области авиационных двигателей. В первой половине 1990-х годов в России началась разработка учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ, который рассматривался в качестве экспортного товара. С целью улучшения экспортной привлекательности было решено оснащать самолеты зарубежными двигателями. Выбор пал на двигатель Снекма «Ларзак». В 1994 французская фирма передала России двигатели «Ларзак», которые были установлены на первый опытный самолет МиГ-АТ. В 1995 г. «Снекма» и НПО «Сатурн» подписали соглашение о производстве в России некоторых деталей для двигателей семейства CFM56. Спустя два года «Турбомека» и фирма «Камов» достигли соглашения по оснащению многоцелевых вертолетов Ка-226 двигателями «Арриус». Наконец, в 2001 г. «Снекма» и «Сатурн» приступили к проработке двигателя для регионального самолета RRJ («Суперджет» 100). Результатом исследований стал ТРДД SaM-146. Более того, компания «Гражданские самолеты Сухого» выбрала для «Су- перджета» шасси производства фирмы «Месье-Даути».

После образования группы «Сафран» основными направлениями ее деятельности в России являются:

разработка, испытания и совместное производство двигателей SaM-146 (созданы совместные производственные структуры «Пауэр Джет», «ВолгАэро», «Полуево Инвест» и ООО «Сенко»);

продажа двигателей CFM56 и их сервисное обслуживание;

сотрудничество по разработке вертолетных ГТД с ОАО «Завод им. Климова» и ОАО «Камов»;

формирование конструкторского бюро «Смартек» в Москве и его филиала в Самаре;

производство смарт-карт в Зеленограде.

На следующий день нашего визита началась напряженная работа, связанная с посещением предприятий группы «Сафран». Сначала было организовано посещение завода фирмы «Снекма» в Вильяроше (недалеко от Парижа). Презентацию «Снекмы» провели ее вице-президент и генеральный директор по гражданским двигателям Жан-Пьер Кожан и генеральный директор по военным двигателям Ксавье Сау д'Изари. По словам Ж.-П.Кожана, в 2006 г. оборот фирмы составил 3,44 млрд. евро. Фирма «Снекма» имеет три структурных подразделения, занимающиеся выпуском гражданских, военных и ракетных двигателей. Доля гражданских двигателей составляет 78%, а военных – 13%. В настоящее время в мире эксплуатируется свыше 16500 ТРДД семейства CFM56, которые используются на магистральных самолетах Эрбас A318, A319, А320, А321, А340 и на семействе самолетов Боинг 737 (начиная от модели 737-30 и кончая вариантом 737-900), а также на самолетах-заправщиках Боинг КС-135 и самолетах ДРЛОУ Боинг Е-3.

Двигатели CFM56 имеют тягу от 9 до 11 тс. В их производстве принимает участие американская фирма «Дженерал Электроик». С этой фирмой у французов довольно тесные отношения. Они участвуют в выпуске ТРДД CF8-80 (доля участия 23%), GE90 (около 20%) и GP7200 (10%). Эти двигатели тягой от 22 до 50 тс используются на широкофюзеляжных авиалайнерах Боинг 767 и 777, Эрбас АЗЗО и А380.

Для истребителей Дассо Авиасьон «Мираж» 2000 производятся двигатели М53, а для современных многоцелевых истребителей «Рафаль» – ТРДДФ М88-2. Для учебно-тренировочных самолетов «Альфа Джет» выпускался двигатель «Ларзак».

В настоящее время фирма «Снекма» участвует в европейском консорциуме «Европроп», занимающимся разработкой самого мощного в Европе турбовинтового двигателя TP400-D6 для военно-транспортного самолета Эрбас А400М. К середине 2007 г. было построено более 1600 военных «движков». Что касается ТВД TP400-D6, то их планируется построить более 900.

В своем выступлении Ж.-П. Кожан отметил, что в настоящее время в России и странах СНГ эксплуатируется более 400 двигателей CFM56. Но основные надежды «Снекма» связывает с ТРДД SaM-146, предназначенным для регионального самолета «Суперджет» 100.

Не будем затрагивать программу разработки этого самолета, это тема отдельного разговора. Затронем только ту часть проекта, которая связана с его силовой установкой. Похоже, что создание SaM-146 является единственной составляющей проекта самолета «Суперджет» 100, которая не вызывает особого беспокойства.


Двигатель «Силверкрест»


Двигатель SaM-146


Система реверса тяги для административного самолета Бомбардье «Челленджер» 605


Вертолетный ГТД «Ариэль»


Как сообщил Жан-Пьер Кожан, ТРДД SaM-146 является первым в мире двигателем, специально разрабатываемым для регионального самолета. В результате он будет обладать неоспоримыми преимуществами по отношению к конкурентам. SaM-146 более экономичен, имеет меньший уровень шума и обладает существенно сниженной эмиссией вредных веществ. За счет упрощения конструкции и уменьшения количества деталей стоимость его технического обслуживания будет заметно уменьшена. Двигатель имеет достаточно широкий диапазон тяги – от 6350 до 7950 кгс. В настоящее время этот двигатель может использоваться на двух вариантах регионального самолета, рассчитанных на 75 и 95 мест. Во время стендовых испытаний была получена тяга более 8100 кгс. Это дает надежду на то, что SaM-146 можно будет устанавливать и на 110-местные самолеты.

На испытательном стенде на заводе НПО «Сатурн» завершены испытания двух опытных экземпляров двигателей, которые отработали 260 ч (180 запусков). В ходе испытаний подтвердились все заявленные характеристики и правильность выбранных технических решений. Теперь эти ТРДД разбираются для тщательных исследований.

В июне текущего года должны были начаться испытания третьего опытного образца ТРДД SaM-146 на открытом акустическом стенде под Рыбинском, совместно созданном НПО «Сатурн» и «Снекмой». Эта установка уникальна в своем роде, до сих пор в мире было только три подобных стенда в США и Европе. Испытания на новом стенде необходимы для сертификации SaM-146 по международным стандартам. Этот же двигатель с июля 2007 г. продолжит испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сначала полеты будут проходить в ЛИИ им. Громова, а затем лаборатория перелетит во Францию в летно-испытательный центр в Истр, где пройдет основная программа испытаний. Ж.П. Кожан выразил уверенность, что самолет Ил-76ЛЛ с двигателем SaM-146 будет демонстрироваться на выставке МАКС-2007.

Кроме 8 двигателей, предназначенных для испытаний (из которых один будет летать на Ил-76ЛЛ), будет собрано 10 летных образцов, их установят на четыре опытных самолета «Суперджет» 100, первый из которых должен полететь осенью 2007 г. (два двигателя будут запасными). Фирма «Снекма» заявила, что все летные ТРДД будут отправлены в Россию до конца 2007 г. Сейчас в цехах заводе в Вильяроше завершается изготовление французской части второго летного двигателя. Первый в начале мая был отправлен в Россию для окончательной сборки на СП «ВолгАэро». Изготовление двигателей SaM-146 предусматривает разделение ответственности между «Снекмой» и НПО «Сатурн». Во Франции занимаются производством газогенератора, системы управления и трансмиссии, которые в собранном комплекте доставляются в Россию. На СП «ВолгАэро» собирают вентилятор, компрессор и турбину низкого давления и завершают окончательную сборку двигателя.

Фирма «Снекма» работает и над перспективными двигателями. Для будущих административных самолетов создается ТРДД «Силверкрест». Предполагается, что появится семейство двигателей тягой 3600 – 5000 кгс. В конструкции ТРДД будет применяться наиболее передовые технологии, которые позволят не только значительно улучшить его экономичность на 15%, но и существенно сократить (на 50%) эмиссию окислов азота и углекислого газа. По уровню шума «Силверкрест» будет на 25 дБ лучше требований главы 3 ИКАО. До конца 2007 г. «Снекма» планирует окончательно определиться с конструкцией ТРДД, в 2008 г. приступить к его проектированию и в 2010 г. сертифицировать.

На фирме начались предварительные работы по созданию ТРДД нового поколения, предназначенных для будущих пассажирских самолетов в классе на 150 – 170 мест, которые после 2015 г. станут приходить на смену популярным сейчас семействам самолетов Эрбас А320 и Боинг 737.

После посещения завода в Вильяроше и центра по обучению специалистов по ремонту и обслуживанию двигателей в Монтрё был организован перелет пресс-группы из Парижа на север Франции в Нант. Для этой цели группа «Сафран» арендовала самолет ATR42-500. Там состоялось знакомство с фирмой «Эрсель», где изготовляются гондолы для двигателей и системы реверса тяги для пассажирских самолетов Эрбас А320, А340, А380, Боинг 747 и 767, Эмбраер ERJ- 145 и Е-170/190, административных самолетов Бомбардье «Глоубал Экспресс» и «Челленджер» 600, Дассо Авиасьон «Фалькон» 7Х, Гольфстрим Аэроспейс G500/G550. Ежемесячно с завода уходит 100 различных гондол. На заводе фирмы «Эрсель» ведут производство гондол и реверса тяги для двигателей SaM-146. Частично детали сюда поступают из Бордо (Франция), Израиля и США. Серийные гондолы будут переправляться по частям в Комсомольск-на-Амуре для окончательной сборки и интеграции с двигателями. До конца 2007 г. планируется отправить 10 гондол.

Затем журналистов отвезли в Вер- нон, где находится завод по производству ракетных двигателей и стенды для их испытаний. Сейчас в Верноне ведется сборка ЖРД «Вулкан», «Винчи» и НМ7В для ракеты-носителя «Ариан» 5. Самым мощным является ЖРД «Винчи» – он развивает тягу 180 тс. Здесь же ведутся работы по созданию плазменных двигателей для искусственных спутников. Завод в Верноне имеет давние связи с Россией. В 1995 – 2020 гг. осуществлялась программа RECORD (российско-европейская программа по демонстрационному ракетному двигателю). В рамках этой программы в России проходили испытания кислородно- водородного ЖРД РД0120 тягой 200 тс. От России в этой программе участвовали КБХА и ХимМаш.


Посещение учебного центра «Снекма-Сервис» в Монтрё


Двигатель «Вулкан» 2 во время стендовых испытаний


Огневой стенд для испытаний ЖРД «Вулкан» в Верноне


В 2001 г. при участии НПО «Энергомаш» и КБХА началась программа разработки многоразового ЖРД нового поколения, работающего на жидком метане и кислороде (программа «Волга»). По программе «Урал» ведутся работы по двигателям для перспективных многоразовых космических транспортных систем, которые могут появиться после 2025 г. В рамках этой программы создается кислородно-водородный ЖРД КВД-1, адаптированного для использования жидкого метана. Первое огневое испытание двигателя состоялось в декабре 2006 г. С КБ «Факел» ведутся исследования плазменных двигателей СПД тягой всего в 8 грамм. В перспективе ожидается создание двигателя тягой 25 – 30 грамм.

Была организована интересная экскурсия на испытательные ракетные стенды, укрытые в густом лесу недалеко от Вернона. Там ведутся огневые испытания модифицированного ЖРД «Вулкан».

Дальнейший путь российских журналистов лежал в аэропорт Руана, где в ожидании стоял ATR42-500. На нем был взят курс на самый юг Франции в город По, расположенный недалеко от границы с Испанией у подножью Пиренейских гор. Недалеко от По в городке Борд располагается завод фирмы «Турбомека», занимающийся выпуском вертолетных двигателей. Эта фирма является № 1 в мире по производству вертолетных ГТД, ей принадлежит 46% мирового рынка. В 2006 г. было выпущено почти 1090 двигателей (на 25% больше, чем в 2005 г.) и отремонтировано почти 2300 штук.

Рассказывал о деятельности «Тур- бомеки» и расширению сотрудничества с Россией ее президент Эмерик д'Арсимоль. В настоящее время завод выпускает 7 типов двигателей (73 модификации) мощностью от 500 до 3000 л.с. Это двигатели «Арриус», «Ариэль», ТМЗЗЗ, MTR390, «Макила», RTM322 и «Ардиден». Они используются на легких многоцелевых вертолетах Еврокоптер ЕС120, ЕС135, ЕС145, ЕС225, ЕС725, AS332, AS532 и «Тигр», Агуста-Уэстленд А109 и ЕН101, Сикорский S-76A/C, NH Ин- дастриз NH90. Двигатель «Арриус» предлагается для российского многоцелевого вертолета Ка-226.

Эмерик д'Арсимоль заявил, что создание в России холдинга «Оборонп- ром» может оказать положительное воздействие на российско-французское сотрудничество в области вертолетного двигателестроения. По его словам, фирма «Турбомека» готова инвестировать средства в совместное создание ГТД, однако ситуация в российской авиационной отрасли, дублирование КБ и производств, создает серьезные проблемы (в том числе и организационно-правовые) и мешает выбору продуктового ряда. По мнению д'Арсимоля, «Оборонпром» может помочь в преодолении бюрократических проволочек. В качестве примера российского бюрократизма он привел пример, когда в течение двух лет не могут быть растаможены два ГТД «Арриус», переданные бесплатно фирме «Камова» для установки на опытном вертолете Ка-226.

Как считает д'Арсимоль, объединение российских и французских высоких технологий в области вертолетного двигателестроения позволит создать конкурентоспособный продукт для мирового рынка. «Турбомека» постоянно стремится расширить свое присутствие на российском рынке легких и средних вертолетов, который она оценивает в несколько тысяч до 2020 г. В начале 2007 г. в России эксплуатировалось лишь 28 зарегистрированных вертолетов производства фирмы «Ев- рокоптер», 23 из которых оснащены 35 двигателями «Арриус» и «Ариэль». Объемы сотрудничества с Россией фирма считает «очень скромными»: на заводе «Салют» в Москве изготавливаются некоторые детали для двигателей.

Д"Арсимосль затронул ситуацию с вертолетами в России. Он удивлен, что в России до сих пор нет легкого вертолета типа Еврокорптер ЕС130 или ЕС155. Они выполняют очень широкий круг задач. В России подобные задачи возложены на сравнительно тяжелую машину Ми-8/Ми-17. Проблема в том, что для легкого вертолета нет двигателя. Появившийся недавно вертолет «Ансат» вряд ли решит все проблемы, ведь для него тоже нужен приемлемый ГТД. Сейчас «Турбомека» участвует в европейско-российском проекте по авиационной кооперации (ERAC), предусматривающим сертификацию вертолетных двигателей и разработку проектов новых вертолетов.


БПЛА «Спервер»


Тактический разведывательный БПЛА «Спервер» перед стартом


После знакомства с «Турбомекой» журналисты посетили завод фирмы «Месье-Даути» в Бидосе, где ведется изготовление шасси для гражданских и военных самолетов и вертолетов. В четвертом квартале 2003 г. фирмы была выбрана для изготовления шасси для «Суперджета» 100. Партнерами фирмы являются российские ВСМПО (поставки титана) и ОАО «Гид- ромаш». В августе 2007 г. первый комплект шасси будет отправлен в Россию. В течение 2007 – 2008 гг. план производства предусматривает поставку 31 комплекта шасси. Фирма «Ме- сье-Бугатти» специализируется на выпуске тормозов колес самолетов и вертолетов. Ей принадлежит 41% мирового рынка углеродных тормозов. Сейчас в мире более 4600 самолетов летает с тормозами производства фирмы «Месье-Бугатти».

Из По был совершен перелет в центральную часть Франции в город Мон- клюшон, где рсположен завод фирмы «Сажем дифанс секьюрите» (или просто «Сажем»), где выпускаются разведывательные БПЛА «Спервер» и изготавливаются различные оптоэлектрон- ные системы для самолетов, вертолетов, кораблей и бронетанковой техники.

Для начала в аэропорту Монклюшона был показан БПЛА «Спервер». Для начала его запустили с катапульты, а потом в ангаре показали, что он видит. Там же в ангаре стоял другой «Спервер» с опознавательными знаками ВВС Канады. БПЛА «Спервер», выполненные по схеме «бесхвостка», является дальнейшим развитием аппаратов «Кресерель». Его планер изготовлен из композитов. Трапециевидное крыло имеет размах 4,2 м, а длина аппарата составляет 3,5 м. Он оснащен одним двухтактным двигателем мощностью 65 л.с., приводящим толкающий четырехлопастный винт, состоящий из пары двухлопастных винтов. Стартовая масса БПЛА 330 кг. В состав целевой нагрузки (45 кг) входят телевизионные и тепловые средствам наблюдения, возможна установка РЛС с синтезированной апертурой. Полет БПЛА может проходить на высотах от 100 до 4500 м со скоростью около 180 км/ч в течение 6 ч. Для взлета используется катапульта и твердотопливные ускорители, а для посадки – парашют и надувные баллоны.


БПЛА «Спервер»

«Сперверы» активно применяются в Ираке и Афганистане. Применялись они и во время последнего военного конфликта между Израилем и Ливаном. Франция направила в хону боевых действий шестерку «беспилотников», которые совершали регулярные полеты на высотах 1000 – 1500 м и вели поиск ракетных установок боевиков «Хезболлы».

Сейчас ведется разработка усовершенствованного БПЛА «Спервер» В, отличающегося увеличенным размахом крыла (6,8 м) и наличием переднего горизонтального оперения. Мощность двигателя увеличена до 70 л. с. Возросла взлетная масса, точная ее цифра не указывается, но, вероятно, она приблизилась к 400 кг. Целевая нагрузка достигла 100 кг. В настоящее время «Спервер» В проходит летные испытания.

Фирма «Сажем» недавно начала поставки в Тулу тепловизоров для оснащения боевых машин пехоты БМП-3, которые будут поставляться в Алжир. Она также сотрудничает с Россией по оснащению зенитного ракетно-пушечного комплексов «Панцирь», поставляемых в ОАЭ. «Сажем» ведет переговоры с компанией «Сухой» и РСК «МиГ» о возможности оснащения истребителей Су-35 своим бортовым оборудованием, а самолетов Су-30 и МиГ-29 ракетным вооружением AASM для повышения их экспортного потенциала.

Есть договоренность с ОКБ Миля о модернизации боевых вертолетов Ми- 24, находящихся на вооружении некоторых стран Европы и Азии. В частности, предполагается установка навигационного и оптоэлектронного оборудования.

Некоторые результаты расширяющегося сотрудничества с группой «Сафран» были видны на состоявшейся вскоре после пресс-тура Парижской авиационно-космической выставке. Авиакомпания «Аэрофлот» подписала с фирмой «Снекма Сервис» 10-летний договор на обслуживание двигателей CFM56-5B, установленных на семи новых самолетах Эрбас А320, приобретенных авиаперевозчиком в 2006 – 2007 гг. Таким образом, учитывая предыдущий договор, все 32 двигателя типа CFM56, стоящие на всех «аэро- флотовских» самолетах семейства А320, будут обслуживаться фирмой «Снекма Сервис», которая предоставит не только техосмотр, но и замену и оперативный ремонт. Аналогичные контракты «Снекма Сервис» подписала с авиакомпаниями S7, «Аэрофлот Норд» и «Авиапрад» на обслуживанием двигателей CFM56, стоящие на самолетах Боинг 737-300 и 737-400.

Группа «Сафран» и некоторые входящие в нее фирмы готовятся к выставке МАКС-2007, где хотят не только показать свою продукцию, но и заявить о дальнейшем развитии российско-французского сотрудничества.

В заключение хотелось бы выразить признательность организаторам пресс- тура за великолепный прием. При визитах на заводы поражало большое число молодых работников, на некоторых предприятиях средний возраст работающих составляет 34 – 35 лет. Любопытно, но на заводах фирм действует своеобразное «капиталистическое» соревнование: в специально отведенных местах (типа советских «красных уголков») вывешиваются показатели бригад, где видно, кто впереди, а кто отстает. Фотографии вновь принятых на работу развешиваются во всех цехах, чтобы с ними могли ознакомится и способствовать их вхождению в коллектив. Кроме посещения заводов была четко организована культурно- развлекательная программа.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх