НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ


РОССИЯ


Поставки учебно-тренировочных самолетов Як-130

Иркутский авиационный завод, входящий в состав на у чно-п рои зв од сг венной корпорации «Иркут», приступает к выполнению заказа на поставку российским военно-воздушным силам 62 учебно-боевых самолетов (Y amp;C) Як-130, Об этом 4 июня сообщило АРМС-ТАСС со ссылкой на заявление президента корпорации Олега Демченко. Ппанируется, что первый Як-130 будет готов уже до конца текущего года, а поставки серийных образцов для ВВС России начнутся в 2009 г. Самолеты Як-130 планируется собирать в Иркутске и на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», что позволит ежегодно передавать заказчикам по 30 машин.

Корпорация «Иркута в январе 2009 г. планирует начать поставку учебно-боевых самолетов (УБС) нового поколения Як-130 для ВВС Алжира. Об этом было заявлено на авиасалоне ILA-2008 в Берлине, Контракт с Алжиром был подписан в 2006 г. и предусматриваем поставку 16 УБС Як-130. Сборка самолетов для ВВС Алжира будет вестись параллельно с выполнением заказа от ВВС России, Помимо алжирского заказа корпорация «Иркут» получила заявки еще на 150 самолетов данного типа от других стран.

В ближайшей перспективе, по словам Демченко. «Иркут» планирует занять более половины мирового рынка учебно-боевых самолетов, объем которого оценивается примерно в 2500 новых машин, необходимых для замены снимаемых с вооружения образцов.

США


Программа перспективного бомбардировщика NGB

ВВС США разрабатывают концепции применения стратегических бомбардировщиков следующего поколения NGB (Next Generation Bomber).

Одной из концепций предусматривается использование новой авиационной платформы дальнего радиуса действия для скрытного выполнения разведывательных задач за линией фронта.

После снятия с вооружения в 90-х гг. минувшего века самолетов 5R-71 Blackbird ВВС США фактически лишились авиационных средств разведки, способных выполнять задачи в условиях противодействия сильной ПВО. Имеющиеся самолеты U-2 и беспилотные летательные аппараты «Global Hawk» предназначены для выполнения широкого спектра разведывательных задач, однако они не обладают требуемым уровнем скрытности и являются сравнительно легкой добычей для современных зе нити о-ракетных комплексов. Продолжительность полета разведчика U-2 ограничена 12 часами, а беспилотный "Global Hawk", полет которого может продолжаться более суток, пока не применялся для ведения радио- и радиотехнической разведки.

ВВС США рассматривают использование перспективного стратегического бомбардировщика следующего поколения в качества разведывательной платформы как один из наиболее эффективных способов выхода из сложившейся ситуации.

Предполагается, что перспективные бомбардировщики начнут поступать на вооружение ВВС США в 2018 г. Самолеты будут изготовлены с использованием технологии «стеле», а расчетная масса бомбовой нагрузки составит 12- 18 т. Летательный аппарат планируется проектировать в двух вариантах - беспилотном и пилотируемом, согласно текущим планам доставку ядерных средств поражения будут осуществлять только пилотируемые самолеты. На заключение контракта по программе разработки перспективного бомбардировщика следующего поколения претендуют фирмы Нортроп-Грумман и Боинг-Локхид Мартин. Выделение первых значительных по объемам финансовых ассигнований на создание нового самолета намечено включить в военный бюджет 2010 финансового года, проект которого в настоящее время составляется в Пентагоне, однако уже сейчас разработка многих технологий для стратегического бомбардировщика финансируется по закрытым, «черным», статьям бюджета.

Всего ВВС США планируют принять на вооружение 100 новых бомбардировщиков. С учетом разработки разведывательной модификации данного самолета объем заказа будет увеличен.

Озвученное количество заказываемых в перспективе самолетов представляется завышенным, так как новый бомбардировщик вряд ли будет стоить меньше самолета В-2, которых построено всего 20 единиц. Впрочем, количество планируемых к постройке стратегических бомбардировщиков действительно может составить порядка сотни, при условии унификации парка стратегических бомбардировщиков, то есть - снятия с вооружения самолетов В-52 и В-1 и исключения появления двухместного ударного варианта истребителя F-22 «Рэптор», вопрос о создании которого периодически поднимается в специализированной американской литературе. Несомненно, что двухместный вариант ‹* Рэп тора» был бы способен выполнять часть задач, возлагаемых на стратегический бомбардировщик.

Интерес ВВС США к замене парка бомбардировщиков возобновился после террористических атак 9 сентября, но тогдашнее руководство ВВС приняло решение сконцентрировать усилия на разработке бомбардировочного варианта самолета Локхид Мартин F-22 «Рэптор» - FB-22, Данное решение обеспечивало меньший технический риск программы и снижало ее стоимость.





Смена руководства ВВС США в 2005 г. привела к изменению приоритетов. В октябре 2005 г, была принята трехстопная программа развития ударного самолета дальнего действия следующего поколения (Next-Generation Long-Range Strike). На I этапе до 2018 г. предусматривалось поддерживать эффективность существующего парка самолета путем модернизации, на этапе

II предусмотрено принятие на вооружение «бомбардировщика 2018», на

III этапе предусмотрен переход к гиперзвуковому самолету.

Принятие донной программы означало конец проекта FB-22, гак как не планировалось поддерживать серийное производство самолетов F-22 до 2018 г.

В конце 2005 г. в Лондоне состоялась конференция, посвященная боевым беспилотным авиационным комплексам, ряд материалов которой позволил установить связь между требованиями к стратегическому бомбардировщику и проекту БЛА J-UCA5, работы по которому начались тремя годами ранее. БЛА J-UCA5 раз работы волся под требования ВМС США к палубному ударному беспилотному летательному аппарату, ВВС США требовалась платформа большей размерности.

В ответ на требования ВВС США фирма Нортроп-Грумман предложила построить третий прототип БЛА в варианте Х-47С с размахом крыла в 172 фута, способный нести полезную нагрузку массой до трех тонн. Фирма Нортроп Грумман предложила двухдвигательный БЛА Х-47С большей размерности, который поддержали ВВС США. БЛА Х-47В является самым перспективным из всех ныне существующих, как с точки зрения аэродинамики, так и в части малозаметности.

В начале 2008 с с фирмой Нортроп Грумман был заключен ряд контрактов по программам разработки «секретных» летательных аппаратов на общую сумму около 2 млрд. долл. Данный факт позволил ряду экспертов сделать предположение о победе вышеозначенной фирмы в конкурсе на проект самолета NGB. Существование секретной программы (одной или нескольких], как отмечает журнал «Авиэйшн Уик», объясняет отсутствие финансирования NGB по открытым статьям американского оборонного бюджета в 2008-2010 гг., что выглядело нелогично в связи с планами ВВС США принять новый бомбардировщик на вооружение в 2018 г. Кроме того, видный представитель фирмы Нортроп-Грумман Рон Шугар заявил о «черных программах» и «секретных проектах» как о новом главном приоритете в бизнесе фирмы.

Конкурентами Нортроп-Грумман по программе NGB являлись (или являются) фирмы Боинг и Локхид-Мартин, объединившие в январе 2008 г, свои усилия в части разработки концепции самолета NGB, однако государственного финансирования работ по данной теме эти фирмы не получили. Фирма Нортроп -Грумман в 2005 г. предложила BSC США создать прототип нового бомбардировщика на основе перспективного беспилотного летательного аппарата J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System), однако Пентагон аннулировал единую программу J-UCA5, разделив ее на две части: первая, «белая», - разработка палубного боевого БЛА NUCAS (Naval Unmanned Combat Air Strike) для ВМС США, вторая, «черная» - перспективный бомбардировщик для ВВС США. В 2007 г. фирма Нортроп-Грумман выиграла конкурс на БЛА NUCAS, основой для которого был принят БЛА Х-47В.

Источники в ВВС США и американской промышленности называют датой начала открытого тендера на самолет NGB 2010 г., начало полномасштабного проектирования относилось на 2011 г., достижение первоначальной оперативной готовности - 2018 г.

Согласно требованиям ВВС США, прототип NGB должен обладать улучшенными аэродинамическими характеристиками и малой заметностью в инфракрасном и радиолокационном спектрах. Высказывается предположение, что демонстратор самолета NGB будет спроектирован на основе БЛА Х-47С UCAS-D (Unmanned Combat Air System Demonstrator, демонстратор боевой беспилотной авиационной системы). В данном летательном аппарате сочетается аэродинамическая схема бесхво-стки, как имеющая самую малую эпр, с новейшими материалами, разработанными после 80-х гг. XX века,

ЭПР БЛА Х-47 минимальна при облучении из передней и задней полусфер и достигает своего пика, когда облучение направлено по нормали продольной оси планера, БЛА обладает уменьшенной радиолокационнс сигнатурой в области низких частот, генерируемых в частности российскими радиолокаторами УКВ диапазона с активной фазированной антенной решеткой. В качестве консультанта в 2006 г. фирма Нортроп Грумман привлекала Джона Кэшена, который возглавлял работы в области снижения радиолокационной заметности бомбардировщика В-2; до 2006 г. Джон Кэшей в течение 10 лет проживал в Австралии. ЭПР перспективного самолета NGB оценивается в 70 Дб/W, или 1/10 эпр комара (эпр самолета J5F оценивается в 40 Дб/м2), Ряд экспертов в области малозаметности в радиолокационной области спектра считает достижение такого малого значения эпр технически невозможным, так расчеты, выполненные на фирме Нор-троп в 1981 гг, установили предельно достижимое значение эпр в 30 Д6/м2.

Есть основания считать, что уже ведутся работы по созданию гиперзвукового самолета, ^бомбардировщика III этапа» или же гиперзвуков ого разведчика, программа которого получила наименование sBlackswifb, сам же самолет, возможно, получит обозначение SR-72.

Управление перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ США (DARPA), являющееся структурным подразделением Пентагона, намерено провести два летных испытания одноразовых прототипов гиперзвукового беспилотного летательного аппарата, разработка которого ведется в рамках программы «Blackswifb›, Запуски опытных образцов HTV-2a и HTV-2b (Hypersonic Technology Vehicle), оснащенных прямоточными воздушно-реактивными двигателями, планируется осуществить при помощи твердотопливных ракет «Минотавр» фирмы Орбигал Сайенсиз. Запуски БЛА планируется осуществить с авиабазы Ванденберг в направлении Тихоокеанского испытательного полигона в районе атолла Кваджалейн (Маршалловы острова). Первый пуск намемен на май 2009 г., второй - на октябрь того же года.

Главной целью планируемых испытаний станет проверка роботы двигателей и бортовых систем, а также оценка летно-технических характеристик опытных образцов HTV-2a и HTV-2b. В частности, будет проверено работоспособность систем слутммоеой связи и навигации в условиях плазмы, которая возникает вокруг nei отелы его олпора-та в гиперзвуковом полете. Перми прототип БПЛА «Bfackswtff», ловушл! обозначение HTV-1, используется для проведения наземных испытаний. За летными испытаниями одноразовых прототипов в 2012 г. планируется начать летные испытания прототипа многоразового использования HTV-3

Перспективный боевой БЛА Нортроп-Грумман NUCAS



В 2000 г ВМС США заключили с фирмами Боинг и Нортроп Грумман контракты стоимостью 2 млн, долл. каждый на разработку концепции перспективного боевого БЛА палубного бази-рования. Проект фирмы Боинг получил обозначение X-45, проект фирмы Нортроп-Грумман - X-47А. Развитием проекта X-47А, стал демонсрационный БЛА X-47B "Пегасус"

Прототип БЛА Х-47А был построен фирмой Scaled Composites, глава котором Берт Рутан - известен своими оригинальными конструкциями ( в 2007 г. фирма Скэйлед Коимозитс была поглощена консорциумом Нортроп-Грумман). Фирму Рутана выбрали для изготовления планера БЛА, так как она имела богатейший опыт постройки самолетов из КМ. Планер аппарата Х-47А состоит из четырех крупноразмерных сегментов - двух верхних и двух нижних. На прототипе был предусмотрен отсек для боеприпасов, расчитанный на подвеску двух массо-габаритных макетов 225-кг авиабомб.

Первый полет прототип выполнил в феврале 2003 г на авиабазе Чайна-Лэйк, в январе 2006 г программа летных испытаний опытного БЛА была успешно завершена.

За Х-47Л последовал БЛА Х-47В, в котором были учтены требования заказчика - ВМС США.

Данный БЛА был объявлен победителем тендера на ударный беспилотный летательный аппарат палубного базирования.

На основе БЛА Х-47А ведется проектирование перспективного боевого 6еспилотного летательного аппарата NUCAS, разрабатываемого по заказу ВМС США, с лазерным и микроволновым оружием, которое позволит уничтожать баллистические ракеты противника, а также вести радиоэлектронную борьбу. БЛА NUCAS будет выполнен с применением технологий обеспечения малозаметности типа «стеле», а также оснащен системой дозаправки в воздухе, комплексом разведывательной аппаратуры и средств целеуказания.

По замыслу разработчиков, наиболее эффективно новый аппарат будет применяться в сочетании с истребителями пятого поколения F-35, которые предназначены для выполнения боевых задач в зоне действия противовоздушной обороны противника.

Принципиальным отличием БПЛА NUCAS от аппаратов предыдущих поколений станет наличие компактных систем вооружения, основанных на технологиях управляемой энергии. Применение боевого лазера, по мнению разработчиков, позволит беспилотнику осуществлять перехват баллистических ракет противника на начальном участке траектории полета. В целях эффективного выполнения задач по радиоэлектронному подавлению средств радиолокации и связи планируется использовать высокоэнергетическое микроволновое оружие. Кроме того, аппарат будет оснащен ракетами класса «воздух-воздух», которые также могут применяться для уничтожении ракет противника. Расчетная масса боевой нагрузки ориентировочно составляет 2000 кг.

Продолжительность полета БЛА NUCAS определена в 50-100 ч.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх