Почти камикадзе (продолжение)


А-4 «Скайхок» в Фолклендской войне

Александр В. Котлобовский/ Киев

Фото предоставлены автором

Буквально через полчаса огонь подобрался к главному командному пункту "Ардента", и командир приказал экипажу покинуть борт. В это время пылающий фрегат атаковали штурмовики звена Ротоло, но им не удалось добиться ни одного попадания. Однако для судьбы корабля это уже не имело никакого значения. Его брошенные выгоревшие остатки продержались на плаву еще два дня и затем пошли на дно. Всего на этом фрегате англичане потеряли 22 человека и вертолет Lynx.

Звену Филиппи, внесшему наибольший вклад в эту победу, пришлось заплатить за нее дорогую цену. Проносись после сброса бомб над кораблем, штурмовики поднялись до 90 ми попали под удар «Си Харриеров». Ракетами были сбиты машины ведущего и теньенте-де-фрагата Г, Маркеса. Первый удачно катапультировался, а второй погиб. Еще один «Скайхгж» получил повреждения от пушечного огня, и на нем оказались выведенными из строя гидросистемы, что сделало невозможным выпуск шасси, Пилотировавший этот самолет теньенте-де-навио X. Арка дотянул до Порт-Стэнли, где успешно катапультировался. Его «ястреб» продолжил полет и в конечном итоге был добит своими же зенитчиками.

23 мая против британских сил в бухте Сан-Карлос аргентинцы бросили все боеспособные самолеты. Наибольшего успеха добилось звено «Йене» из 5-й ИАГ, возглавляемое к-ном Карба-льо. Каждый из четырех штурмовиков нес по 454-кг ОФАБ, и по прибытии в район цели они атаковали первый попавшийся корабль, которым оказался однотипный с «Ардентом» фрегат «Антилопа». Первой ринулась в атаку пара Карбальо - Гомес. Цель поразила бомба, сброшенная ведущим, но (в который раз!!) она не взорвалась. Затем настала очередь пример-теньенте Гаданьини и теньенте Ринке. Результат этой атаки оказался подобен предыдущему: корпус корабля протаранила одна бомба, негодные взрыватели которой сделали из нее всего лишь полутонную болванку. На отходе обе пары попали под интенсивный обстрел. «Скутер"* Карбальо повредили десятки выпущенных из стрелкового оружия пуль и осколки разорвавшейся сзади-слева ЗУР, тем не менее, это не помешало капитану благополучно вернуться в Рио-Гальегос. А вот Гаданьини удача изменила. По нему вели огонь множество артиллерийских и стрелковых стволов, а также ЗРК «Си Вулф» фрегата «Бродсуорд'› и установленный на захваченном плацдарме ЗРК «Рапира", В результате самолет был сбит, а пилот погиб.

"Антилопу» атаковала и четверка морских A-4Q. Три машины сбросили бомбы, но в цель не попали, а на четвертой отказала система электросброса, и капитан-де-юэрбета К. Субисаррета вынужден был возвращаться а Рио-Гранде с полной боевой нагрузкой. При посадке он не сумел воспользоваться тормозным гаком, и «Скайхок» понесся по обледенелой полосе. В отчаянной попытке спастись от взрыва собственного боезапаса Субисаррета катапультировался, но парашют не успел раскрыться, лет-чих упал на бетон и получил смертельные травмы. Судьба явно не любила этого пилота: оставшись без него, самолет завершил пробег, получив лишь незначительные повреждения. Быстро отремонтированный, он вскоре вновь принял участие в налетах на корабли.

' Одно из полу/шины* прозвищ самолета. Окончание. Начало в «ДнВ», N° 4'2000.

А между тем на фрегате посчитали, что им повезло. Быстро прибывшая группа разминирования взялась за обезвреживание бомбы, застрявшей в машинном отделении. Но тут произошло то, что в жизни сапера может случиться лишь один раз: в результате ошибки при работе со взрывателем тот сработал, бомба взорвалась, а за ней сдетонировала и другая. Один человек погиб на месте, еще семь получили ранения. Больших жертв удалось избежать лишь благодаря предварительной эвакуации части моряков. В результате взрыва в правом борту образовалась большая пробоина и возник сильный пожар. Кроме того, экипаж лишился основных средств борьбы за живучесть корабля, т. к. электростанция была выведена из строя, а водоотливная и пожарная системы перестали работать. Через полчаса личный состав покинул корабль. Утром 24 мая взорвался находившийся на борту боезапас, фрегат разломился пополам и затонул.

В тот же день летчики трех А-4С звена "Ягуар» из 4-й НАГ, которых вел пример-теньенте X. Васкес. поразили 227-кгбомбами та и ко десантные корабли "Сэр Ланселот» и -Сэр Галахад». Взрыватели вновь не сработали, а бомбы англичане благополучно обезвредили. Огнем ПВО все три «Ястреба» были повреждены. Предполагается, что ранения получил теньенте X. Боко, т. к. на обратном пути он разбился в безобидной ситуации.

Еще до рассвета следующего дня в воздух поднялось звено 5-й ИАГ, которое возглавлял к-н Палавер. Аргентинцы благополучно дозаправились в темноте и вскоре приблизились к противнику. Бортовые системы предупреждения об облучении РЛС молчали, хотя самопеты уже находились в зоне действия британской ПВО, что и привело к первой потере. Штурмовик ведущего был сбит ракетой ЗРК «Си ДарТ" эсминца «Ковентри». Летчик погиб. Оставшаяся тройка отказалась от выполнения задания и вернулась на базу.

Когда солнце взошло, на задание отправились пять штурмовиков из 4-й ИАГ. ведомых к-ном Гарсия. Вскоре технические неполадки вынудили один А-4 вернуться, и к Сан-Карлосу вышли только две пары «скутеров». Их по традиции встретил сильный огонь, из всех видов оружия. Сразу же был сбит самолет теньенте Лусеро, раненый летчик катапультировался, был взят а плен и госпитализирован на десантном корабле «Фирлесс». Гарсия при атаке замешкался со сбросом бомб, пронесся невредимым сквозь шкеал огня, но вдогон его штурмовик поразила ракета, выпущенная с "Ковентри». Капитан удачно покинул машину и приводнился, воспользовавшись надувной лодкой. На этом везение завершилось: его иссохшее тело случайно нашли лишь через год. «Ястреб» теньенте А, Исаака был поврежден огнем 20-мм пушек, после чего из баков начало вытекать топливо. Однако летчику удалось дотянуть до точки рандеву с заправщиком, где А-4 пристыковался к «Геркулесу». В такой сцепке пара и добралась до Сан-Хулиана, где Исаак благополучно приземлился. Из этого рейда без повреждений вернулся лишь теньенте Пареди.

Вскоре радиоэлектронная разведка аргентинцев обнаружила в 27 км севернее о. Пеббл эсминец «Ковентри» и фрегат»Бродсуорд». Для удара по ним направились две наиболее опытные пары 5-й ИАГ: "Вулкан" (Карбальо - Ринке) и "Зевс» (Веласш - Баррионуэво). Штурмовики несли по три 454-кг бомбы М17. Избегая встречи с «Си Харриерами», они буквально прижались к поверхности моря. Первыми на цель вышли "вулканы», которые уклонились от огня ПВО «Ковентри» и атаковали -Бродсуорд», Его ЗРК «Си Вулф-произвел захват обеих целей, но… в наиболее ответственный момент система наводки о тказала, поскольку бортовая ЭВМ не смогла выбрать одну цель из двух, и «Скайхоки» были встречены лишь "Жиденьким» огнем зенитных орудий. Из шести сброшенных бомб фрегат поразила только одна, у которой традиционно не сработал взрыватель. Прошив борт, М17 пронеслась чареэ внутренние помещения, пробила снизу вверх палубу вертолетной площадки, вылетела наружу, размочалила нос стоявшему здесь корабельному "Линксу», после чего плюхнулась в воду.

«Вулканов" сменили «зевсы». "Ковентри» обстрелял их «Си Дартами», но Веласко и Баррионуэво. подтвердив свою высокую репутацию, смогли уйти от ракет. Дальнейшему успеху летчиков поспособствовали сами англичане. Маневрируя, эсминец перекрыл сектор наведения ЗРК фрегата и одновременно подставил правый борт под аргентинские бомбы. Все три М17. сброшен-

ные Веласко, угодили почти в центр корпуса корабля и разорвались а районе машинного отделения. 19 моряков погибли, 23 получили ранения и ожоги. Причиненные разрушения не оставляли никаких шансов на спасение корабля. Экипаж быстро его покинул, и через час от «Ковентри» остались одни воспоминаний,

27-го мая решено было нанести удар по британскому плацдарму в районе Дарвин - Гуэ-Грин. На задание отправились две пары 5-й ИАГ; Карбальо - Ринке и Веласко - Оссез, Они отбомбились по позициям 2-го батальона 3-й бригады морпехоты, нанеся противнику некоторые потери в живой силе и уничтожив склад боеприпасов. На обратном пути они подверглись интенсивному обстрелу британской ПВО. Штурмовик Веласко был поражен огнем 40-мм зениток «Фирпесса», однако летчик дотянул до Западного Фолкленда и покинул машину над позициями своих войск. Аргентинское командование сочло цену, заплаченную за скромный успех, чрезмерной и прекратило направлять самолеты в этот сильно обороняемый район.

30 мая четыре машины звена «Сонда» во главе с пример-теньенте X. Васкесом отправились на задание с морской базы на Огненной Земле. В предыдущих публикациях уже говорилось о том, что аргентинские летчики приняли эсминец «Экзетер» и фрегат "Эйвенджер» за авианосец «Инвинеибл» и направились в сторону этих кораблей. Фактора внезапности им достичь не удалось, поскольку на -Экзетере» вовремя узрели опасность. Поначалу англичане расправились с ведущим: фрегат обстрелял машину Васкеса из 114-мм орудия, а "Экэетер» поразил ее "Си Дартом». Летчик погиб. Еще одна ЗУР разорвала в клочья самолет пример-теньенте О. Кастильо и его самого. Однако уцелевшая пара (Э. Урета - А, Исаак] продолжала настойчиво идти к цели. Штурмовики пронеслись над кормой фрегата, сбросили все четыре бомбы, которые в цель не попали. Это не помешало бравым летчикам по возвращении в Рио-Гранде заявить с чистой душой о повреждении «Инвинсибла». В этом они искренне уверены и по сей день. Англичане же утверждают, что авианосец тогда находился в 40 милях от места аргентинской атаки,

С 31 мая по 7 июня стояла нелетная погода, и "Скайхоки» не летали. Наступил день 8 июня, оказавшийся одним из самых печальных в истории британского соединения TF-317. Тем утром в залив Фицрой вошла десантная эскадра, и в районе поселка Порт-Плизент началась новая высадка. Получив об этом донесения, аргентинское командование приняло решение поднять в воздух авиацию. 5-я ИАГ около полудня направила к Фицрою два звена: «Дохо», ведомое Карбальо, и «Мастин» во главе с пример-теньенте Филиппини. Каждый из восьми самолетов нес по три 227-кг ОФАБ. На маршруте топливоприемники трех штурмовиков, включая обоих ведущих, обледенели, что не позволило им произвести дозаправку и заставило возвратиться на базу.

Оставшаяся пятерка собралась в одну группу, которую возглавил пример-теньенте Канон. Выйдя к заливу, аргентинцы были встречены ураганным огнем всех средств ПВО, счастливо избежали попаданий, но не смогли с первого захода засечь цели. Со второго они обнаружили ТДК «Сэр Галахэд» и "Сэр Трист-

рам», готовившиеся к высадке уэльских гвардейцев. Остатки чДохо» (Канон, Ринке и Кармона) направились к первому кораблю, а "Мастинз» (Хальвес и Хомес) - ко второму. В ходе атаки Ринке и Кармона промахнулись, но все три бомбы, сброшенные Каноном, поразили «Галахэд» а кормовую часть и взорвались среди подготовленного к выгрузке боеприпаса. Возник сильный пожар, начались взрывы. Борьба за живучесть ничего не дала, поскольку сразу же вышла из строя система пожаротушения. Экипаж и десантники покинули пылавший корабль, потеряв 51 человека убитыми и 64 ранеными. -Галахэд» продолжал долго гореть, затем был отбуксирован в открытое море, где затонул 26 июня. А вот «Тристраму» повезло. В него попали, но не взорвались две бомбы, сброшенные Хальвесом, а начавшиеся пожары моряки быстро ликвидировали. Все учавствоэавшие в этом рейде аргентинцы вернулись в Рио-Гальегас, причем лишь одна машина привезла несколько небольших пробоин от огня стрелкового оружия.

Вскоре к заливу 5-я ИАГ отправила еще четыре машины эвена "Масо», которое повел пример-т еньенте Больсан, Появившись над Фицроем, штурмовики успешно уклонились от огня ПВО, в т. ч. от нескольких ЗУР Затем Больсан и теньенте А. Вас-кес спикировали надесантно-высадочный плашкоут с корабля-дока «Фирлесс», и сброшенные ведомым бомбы отправили утлое суденышко на дно,'Однако на сей раз аргентинцам не удалось порадоваться успеху: появилась дежурная пара ™Си Харриеров» из ВОО-й АЭ и устроила им «кровавую баню». Три самолета были сбиты. Больсан и теньенте Аррарас погибли в своих машинах, а Васкес катапультировался, но при спуске его парашют сгорел. На базу вернулся лишь теньенте Санчес. Это были последние безвозвратные потери -Скайхоков" в конфликте.

Вскоре после погрома «Масо» над заливом появилась четверка «Юнкэ» из 4-й АЭ, которая нанесла удар по высадившимся десантникам. Урон противнику удалось нанести незначительный, а ответным огнем все А-4С были серьезно повреждены и по возвращении в Сан-Хулиан отправились на длительный ремонт. Таким образом 4-я ИАГ полностью потеряла боеспособность и больше в войне не участвовала. В тот день британских десантников бомбили и четыре A-4Q флота, которые также не добились заметных результатов. Через четыре дня морские летчики еще дважды пытались отбомбиться по британским позициям на Восточном Фолкленде, но оба раза вынуждены были отказываться от выполнения задания ввиду присутствия ~Си Харриеров».

А на самих Фолклендах англичане в ходе нескольких ночных боев захватили окружающие Порт-Стэнли высоты и к 13 июня полностью блокировали аргентинский гарнизон. Капитуляция войск генерала Менендеса стала неизбежной. Однако для летчиков на материке сей факт ничего не значил; война продолжалась, и необходимо было нанести противнику наибольший ущерб. К тому времени остатки 5-й ИАГ были переброшены в Сан-Хулиан, откуда утром 13 июня летчики этой группы в последний раз отправились на боевое задание. Восемь машин двумя звеньями («Нене» с к-ном Селая во главе и «Чиспа», которое вел к-н Варела] взяли курс на Порт-Стэнли для нанесения удара по британским войскам на возвышенности Ту Систерз. При дозаправке на «Скайхакеч Селаи начались сбои в работе двигате-

ля, и летчику срочно пришлось возвращаться на базу. Его место занял теньенте Л. Сервера. Благодаря своевременной и точной информации наземных постов удалось избежать встречи с британскими истребителями, три дежурные пары которых в тот момент находились в воздухе. Оба звена внезапно выскочили на цель с севера, Варела заметил стоявшие на земле английские вертолеты, и по его команде пилоты "Чиспы» сбросили все свои 12 бомб, в результате чего были повреждены две "Газели» и один «Скаут». Однако, не поспеши Варела - и этот груз мог достаться британскому КП, где как раз командующий сухопутной группировкой войск Ее Величества генерал-майор Мур проводил совещание со своими офицерами, И кто знает, как развивались бы события дальше.

Сервера же не стал тратить бомбы на вражеские «вертушки», а обстрелял их из пушек и посчитал уничтоженными. Продолжая кружить в районе цели, летчики -Йене» обнаружили на земле еще большее скопление вертолетов и живой силы, куда и положили асе свои бомбы, однако оценить эффективность удара они не смогли. Затем Сервере встретился одиночный «Си Кинг», и теньенте ринулся в атаку, расстреляв п о британскому «королю» весь оставшийся боезапас. Вертолет срочно приземлился, после чего выяснилось, что у него прострелена всего одна лопасть несущего винта. Сразу же после атаки «Си Кинга» Сервера, благодаря своевременному сообщению одного из ведомых, сумел увернуться от выпущенной по нему ракеты, для чего сбросил все ПТБ и выполнил крутой вираж со снижением, едва не коснувшись правой эаконцовкой земли. Топлива на борту его «скутера» осталось совсем мало, и Сервера решил дозаправиться от ожидавшего КС-130. Однако другой летчик, теньенте Дельепьяне. попал в еще более сложную ситуацию: в правой плоскости его самолета были пробиты топливные баки, откуда стал быстро вытекать керосин. Поэтому место у «кормушки» пришлось отдать ему. Тем не менее, see добрались до базы: Дельепьяне на буксире у "Геркулеса^, остальные - «своим ходом». Посадку все совершили без происшествий. Так завершилась боевая работа аргентински); «Скайхокови. 14 июня на британских позициях появился парламентер с белым флагом…

Для -ястребов» итоги войны были следующими. С 1 мая по 13 июня они выполнили 249 боевых вылетов, провели 136 боев и боевых столкновений с надводным, наземным и воздушным противником: 5-я ИАГ- соответственно 133 и 86, 4-я ИАГ - 86 и 41, 3-я ИШАЭ - 30 и 9. Несмотря на устарелость матчасти, применение тактики, уходящей корнями во времена второй мировой войны, а также мощную ПВО противника, летчики»Скайхоков» добились замечательных успехов. Они уничтожили эсминец, два фрегата. ТДК и плашкоут, повредили до полутора десятка других кораблей, из которых три пришлось еще в ходе боевых действий отправить в метрополию на ремонт. Практически все потопленные корабли, кроме фрегата «Ардент», на счету летчиков 5-й ИАГ. И если бы аргентинцы применяли более современное оружие, то, как признают сами англичане, их потери в корабельном составе были бы значительно большими. Кроме того, в результате действий «Скайхокое» был уничтожен один и повреждены 5 вертолетов, погибли более сотни солдат и моряков (из 265, потерянных британцами в этом конфликте). Однако за победы аргентинцам пришлось заплатить высокую цену, а в ряде случаев их действия напоминали атаки камикадзе в битве за Окинаву. Итак, от огня наземной и корабельной ПВО, а также в боях с»Си Харриерами» были сбиты 22 «Скай-хока=‹, погибли 19 летчиков: в 5-й ИАГ соответственно 10 и 9, в 4-й - 9 и S, в 3-й ИШДЭ - 3 и 2.

" По другим данным, плашкоут бы и с однотипного с «Фирлессом- «Интре-гаада… При этом он был уничтожен во время выхода из корабельного дока. Его обломки загромоздили путь другим плашкоутам, что задержало высадку на 1,5 часа. Тачке утверждается, что «Фиряеее» получил попадние одной бомбой, но возникший пожар быстро потушили.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх