«Парижский птичник» начала XXI века

авиакосмический салон «Le Bourget-2001», проходивший с 16 по 24 июня 2001 года, традиционно стал «главной авиавыставкой планеты» и привлек внимание многих тысяч специалистов и представителей авиакомпаний, а также любителей авиации со всего мира. Гражданские и военные самолеты, вертолеты, ракеты, всевозможное бортовое и технологическое оборудование, силовые установки, агрегаты шасси и многочисленные системы ЛА были выставлены на открытых стоянках и в шале, многие летательные аппараты демонстрировались в воздухе. Наиболее масштабные экспозиции на салоне, как всегда, представили концерны, которые сегодня занимают лидирующие позиции в мировой авиаиндустрии – Boeing и Airbus.

Основные усилия Boeing направил на продвижение проекта высокоскоростного дальнемагистрального самолета Sonic Cruiser, который планируется ввести в эксплуатацию в 2006-2008 гг. Еще одной новинкой, представленной американцами, стал пассажирский Boeing 737-900. В числе первых заказчиков этого самолета, который сможет перевозить 172 пассажира в салонах двух классов, – авиакомпания Alaska Airlines. Как сообщили официальные представители концерна, Boeing 737-900 имеет самую низкую стоимость эксплуатации и наилучшую топливную эффективность среди самолетов своего класса.

«Боинг» демонстрировал реактивные бизнес-самолеты, истребители F/A-18F и F-15E, транспортный С-17, полномасштабную модель истребителя JSF Х-32В, вертолеты АН-64А и CH-47D, а также ракеты Harpoon и SLAM-ER. Отмечалось также, что Boeing выиграл контракт от ВВС США на модернизацию 519 ранее выпущенных С-130 фирмы Lockheed. Работы по этой программе планируется проводить с 2004 по 2014 гг. с темпом 70 самолетов в год.

Работая над созданием различных видов авиатехники, Boeing не остается в стороне от всеобщей тенденции к объединению усилий различных компаний для совместной работы над теми или иными проектами. 20 июня были названы российские партнеры Boeing по изучению проекта нового реактивного самолета пассажировместимостью до 100 человек. Ими стали АК им. С.В.Ильюшина и фирма «Сухой». Речь идет о продвижении на экспорт самолетов, постройку которых предполагается производить в России. В соответствии с договоренностью, американские и российские специалисты вместе будут проводить маркетинговые исследования по этому проекту. Как заявил руководитель Boeing Commercial Airplanes: «Мы уже установили прочные рабочие связи с российскими партнерами и готовы к следующему шагу».

Вниманию посетителей выставки была представлена еще одна новая программа – самолет ДРЛО на базе Boeing 737, первый полет которого намечен на 2003 г. По информации «Show News», у самолета уже есть первый заказчик – ВВС Австралии. Одна из особенностей этого «Боинга» – возможность его автономной эксплуатации в течение 30 дней. Прогнозируемая потребность рынка в таком самолете – 50 машин, оцениваемых в 15 – 30 миллиардов долларов.

Концерн Airbus представил вниманию посетителей новый дальнемагистральный лайнер А340-600, грузовой A300-600ST Beluga и среднемагистральный пассажирский A319CJ. На стендах демонстрировались модели А300/310, А320, АЗЗО/340, А380 и других самолетов концерна. При этом, наибольшее внимание уделялось программе А380. Первый полет этого гиганта намечен на 2004 г., а поставки начнутся в 2006 г. В настоящее время Airbus заключает договора со многими авиационными фирмами, привлекая их к работе над этим проектом. Свое участие в выставке «Эрбас» оценивает как весьма удачное. В частности, подписан 3-миллиардный договор с Air France на поставку 10 А380 и 4 предварительные заявки на этот самолет. В этом году Airbus планирует заключить договора на продажу в общей сложности 350-400 самолетов.

Еще одной глобальной задачей европейских авиастроителей является продвижение проекта военно-транспортного самолета А400М. 19 июня министрами 8 стран Европы был подписан очередной Меморандум о взаимопонимании, подтверждающий желание этих государств принимать участие в создании А400М. На этот раз было заявлено о намерении закупить следующее количество этих самолетов: Бельгия – 8 (включая 1 для Люксембурга), Франция – 50, Германия – 73, Португалия – 3, Испания – 27, Турция – 10 (ранее было заявлено 26) и Великобритания – 25. Италия, формально участвуя в проекте, собирается приобрести 16 машин. Итого, 212. Этот документ служит базисом для составления и подписания в дальнейшем соответствующего контракта с Airbus Military Company (AMC). Последняя надеется, что контракт вступит в силу уже в конце этого года, по-скольку каждый месяц задержки в подготовке договора приводит к задержке ввода самолета в эксплуатацию. Однако, в любом случае, поставки А400М можно будет начать не ранее конца 2007 г.

Наибольшую обеспокоенность в этом отношении у АМС вызывает Германия, которая, возможно, будет вынуждена сократить объем заказа до 55 самолетов из-за финансовых проблем. Смена правительства в Италии также может повлечь за собой уменьшение количества заказываемых страной самолетов. Стоимость А400М, составляющая в настоящее время 80 млн. долларов США, все еще обсуждается. Это связано с тем, что его цена была рассчитана, исходя из заказа в 288 машин. Но если количество заявок уменьшится, то, возможно, стоимость самолета резко возрастет. В результате придется снова пересматривать вопрос о рентабельности программы. АМС готова вложить в этот проект 1,5 млрд. евро собственных средств, рассчитывая покрыть эти расходы после поставки 200 экземпляров самолета на экспорт: в Швецию, Австралию, Канаду и Японию.

В ходе изучения различных вариантов силовой установки А400М выбор был сделан в пользу турбовинтовых двигателей ТР400, основой для создания которых стали двигатели Snecma М88. 20 июня 6 европейских компаний подписали договор о создании совместного предприятия Aero Propulsion Alliance для работы над двигателем для А400М.

Значительное внимание в ходе салона уделялось такому перспективному направлению авиаиндустрии, как самолеты бизнес-класса. Как считают западные маркетологи, в настоящее время этот сектор рынка интенсивно развивается. В соответствии с требованиями времени, бизнес-лайнеры увеличились в размере, улучшили свои характеристики, при этом, конечно, возросли и цены на них, часто превышая 40 млн. долларов США. В каче-стве основы для них часто используются существующие региональные реактивные самолеты. По оценкам экспертов, Европа и Азия являются наибольшим рынком для подобных машин. Так, странам Дальнего Востока в течение 20 последующих лет понадобится около 700 самолетов такого класса.

Компания Dassault Aviation представила FNX – новейшую модель семейства бизнес-самолетов. Новый самолет, оснащенный тремя реактивными двигателями, предназначен для перевозки 8 пассажиров на скорости, соответствующей числу Маха 0,88 на дальность 5700 морских миль. По оценкам компании, потребность рынка в таких самолетах составляет 400 машин. Производство самолетов Falcon возросло до 70 в год, планируется увеличить его до 8 самолетов в месяц.

Большое внимание профессионалов на салоне привлекли перспективные образцы и проекты региональных пассажирских самолетов, в частности, программа 70-местного регионального пассажирского самолета 728JET американо-германского концерна Fairchild Dornier. Сборка фюзеляжей для трех первых машин началась в г. Оберпфаффенхофен (Германия), в марте этого года. Первый полет самолета намечен на май 2002 г., а начало эксплуатации – на середину следующего. С 2008 г. планируется выпускать до 130 728JET ежегодно. Fairchild уже имеет 114 твердых заказов и 162 намерения на приобретение этого самолета. В частности, 8 из них заказала Чехия с целью замены парка турбовинтовых ATR-42. Концерном разработаны 55- и 110-местные варианты 728JET, 528JETH 928JET. На базе 728JET разрабатывается также самолет ДРЛО, который, по оценкам экспертов, будет дешевле своих конкурентов, созданных на основе Boeing 767, -737 и регионального самолета фирмы Embraer.

В этом году бразильская фирма Embraer сделала основной акцент на программы реактивных пассажирских самолетов ERJ-135 и ERJ-190. Выкатка последнего намечена на второй квартал 2003 г., но посетители салона смогли увидеть на стенде фирмы полномасштабный макет ERJ-190-200 весом около 16 тонн. Поставки этого 108-местного лайнера планируется начать в третьем квартале 2004 г., а в 2005 г. – 98-местного ERJ-190-100. В настоящее время Embraer осуществляет поставки 50-местного ERJ-145 в соответствии с ранее подписанными контрактами. Количество заявок и намерений на приобретение самолетов семейства ERJ-135/140/145 уже превосходит 1230. В Ле Бурже Embraer объявил о подписании заказов на 60 ERJ-140.

Участие российских авиапредприятий проходило при организационном содействии «Авиаэкспорта» и «Рособоронэкспорта». Были представлены гражданские самолеты: Ту-214, Ту-334, Ил-103, истребители Су-ЗОМК, Су-ЗОКН, учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, модернизированные Ми-8/17 и Ми-35М, разгонный блок многоразового использования «Байкал», а также различное авиационное оборудование. В ходе выставки был подписан ряд договоров. Так, НИИ «Фазотрон» подписал с China's National Aeronautical Industry контракт на поставку РЛС «Жук» для китайских истребителей. ТАНТК им. Г.М. Бериева и IAI (Израиль) пришли к соглашению о создании самолета ДРЛО на базе Ил-76ТД с двигателями ПС-90А для ВВС Индии.

Украинские авиастроители также достойно выступили на первом в этом веке Парижском авиасалоне. Одним из центральных экспонатов всей выставки стал самолет Ан-225 «Мрия». Многие профессионалы и просто поклонники авиации приехали в Ле Бурже специально, чтобы увидеть этот самый большой в мире самолет, представленный АНТК им. О.К.Антонова, который участвовал в работе салона в рамках общенациональной делегации Украины. На объединенном украинском стенде свою продукцию также представили ХГАПП, «Мотор Сич», «Прогресс» и КБ «Южное». В демонстрационных полетах и на стоянке, кроме «Мрии», были показаны самолеты Ан-74ТК-200 и Ан-74ТК-300. Большой интерес посетителей вызывали современные программы, развиваемые АНТК им. О.К.Антонова совместно с другими предприятиями России и Украины, особенно Ан-70, Ан-3, Ан-38, Ан-74 и Ан-124.

Как всегда, прекрасные демполеты выполнил Су-30МК


Одна из немногих новинок салона – 90-местный Bombardier CRJ-900


Boeing BBJ – родоначальник нового семейства административных самолетов


Дебютант салона – грузинско-израильский штурмовик Су-25КМ «Скорпион»


Разгонный блок многоразового использования «Байкал»


На 44-м Международном авиационно-космическом салоне в ЛеБурже РСК «МиГ» совместно с французскими фирмами Snecma, Turbomeca и Thales представила предсерийный образец учебно-тренировочного самолета (УТС) МиГ-АТ. Самолет активно предлагается ВВС европейских стран, и первым его потенциальным покупателем может стать Греция, где МиГ-АТ предстоит участвовать в тендере на новый УТС, организованном ВВС этой страны


Конкурент МиГ-АТ – яковлевский УТС Як-130 участвовал в салоне как Aeromachhi М 346. Итальянское правительство приняло в зачет долга России на сумму 77 млн. USD техническую документацию на самолет. Планируется предлагать М 346 тем же покупателям, что и российские Як-130







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх