Часть 1 Британский лев уходит


Великое переселение

Хотя Британская империя по завершении второй мировой войны оказалась в рядах победителей, дни ее уже были сочтены. Крах германского нацизма и японского милитаризма дал толчок усилению борьбы за независимость в английских колониях, многочисленные представители которых в годы войны получили в руки оружие и набрались боевого опыта. Особенно это относится к Индии, выставившей на фронты наибольший колониальный контингент. Национально-освободительное движение на Индостанском полуострове приобрело столь широкий размах, что уже в 1947 г. на месте единой британской колонии были образованы два новых государства - Индия и Пакистан, флаги которых были подняты 15 августа одновременно в Дели и Карачи.

Обе страны получили статус доминионов и формально еще находились в подчинении британской короны, но в истории населяющих их народов уже наступил новый этап. Начался он с великого переселения. Дело в том, что в основу обоих государств был положен конфессионный признак: в Индии должны были проживать приверженцы индуизма, буддизма и сикхи, а в Пакистане - правоверные мусульмане. А в бывшей колонии все проживали вперемешку, хотя и компактными общинами. После объявления независимости миллионы мусульман снялись с насиженных мест и, вняв призыву первого генерал-губернатора Пакистана Мухаммеда Али Джинны, двинулись в новые края. Навстречу им направились миллионы индусов. Повсюду стали вспыхивать межэтнические и межрелигиозные конфликты, начались массовые погромы и убийства, число жертв которых, по некоторым оценкам, достигло 3 миллионов человек.

В этой ситуации и индийское, и пакистанское правительства обратились к Лондону за помощью в переброске переселенцев. Командование RAF привлекло к этой работе базировавшиеся на полуострове 10-ю и 31-ю транспортные эскадрильи, летавшие на «Дакотах» (Douglas DC-3). На помощь им из метрополии прибыло звено из трех «Йорков» (Avro «York»). До 20 октября 1947 г. англичане перевезли более 20000 человек1 при этом «Дакоты» налетали 5926 ч, а «Йорки» - 294 ч.

Затем к делу приступили британские гражданские авиакомпании, выставившие 27 пассажирских самолетов, в основном, «Дакот». Лишь одна машина была другого типа - Bristol-170 Wayfarer. За период до 30 ноября, работая с делийского аэропорта Палам, они перевезли 40500 человек. Особенно отличились два экипажа авиакомпании «Уэстминистерс Эйруэйс», перебросив на своих DC-3 за эти 42 дня 4363 пассажира и почти 100 т багажа. За более чем 650 летных часов было покрыто 153338 км. В один из рейсов уэстмини-стерская «Дакота» взяла на борт аж 69 человек - возможно, это рекорд для данного типа самолета за все время эксплуатации. Правда, из салона пришлось демонтировать кресла и прочие лишние в данном случае элементы бытового оборудования. Этот нехитрый прием увеличения пасса-жировместимости применялся и на самолетах других авиакомпаний. Например, на «Уэйфарере» за 9 дней было перевезено 1105 человек плюс багаж из расчета 20 кг на каждого. В эвакуационных перевозках приняли участие также индийские авиакомпании. При этом они, в отличие от англичан, потеряли в авариях и катастрофах несколько воздушных судов.

В начале декабря одна из крупнейших для своего времени эвакуационных операций завершилась. И хотя общее число перевезенных по воздуху людей не превысило и ста тысяч, что на общем фоне выглядело как пресловутая капля в море, но эти люди были спасены благодаря самоотверженной работе авиаторов.


Новые ВВС

Создание новых государств предполагало и формирование национальных вооруженных сил, в т.ч. ВВС. Однако начинать эту работу «с чистого листа» вовсе не требовалось. Еще 1 апреля 1934 г. в Карачи было сформировано звено из 4 легких разведчиков-бомбардировщиков West-land «Wapiti», укомплектованное как индусами и сикхами, так и мусульманами под командованием британских офицеров. Тем самым было положено начало Королевским Индийским ВВС (RIAF - Royal Indian Air Force). Через четыре года подразделение достигло размеров эскадрильи и стало именоваться 1-й АЭ (No.1 Sqn. RIAF). Часть базировалась в г. Амбала и привлекалась для выполнения полицейских функций. За годы второй мировой войны численность RIAF достигла 10 эскадрилий, летавших буквально на всем -от рухляди начала 1930-х гг. до «Спитфайров» и «Харрикейнов». Под командованием англичан эти силы сражались с японцами в Бирме, патрулировали прибрежные воды и действовали против мятежных племен. К моменту образования Индии и Пакистана RIAF располагали 10 боевыми эскадрильями, а также вспомогательными и учебными частями. Личный состав насчитывал более 9000 человек, причем немусульман было вчетверо больше, чем мусульман. Самолетный парк состоял из 473 единиц, в том числе 13 «Спитфайров» (в авиашколе), 158 «Темпестов» Mk.ll , 78 «Дакот», 118 «Харвардов», 78 «Тайгер мотов» и 28 «Остеров» Mk.V/VI.

Разделить все это добро предполагалось следующим образом. Индии должно было отойти 123 «Темпеста», Пакистану-35, «Дакот» - 46 и 32 соответственно, «Харвардов» - 89 и 29, «Тайгер мотов» - 62 и 16, «Остеров» - 18 и 10. Согласно плану, все «Спитфайры» оставались в Индии. Личный состав разделялся в два этапа. На первом передислоцировались целые части в случае, если в этом нуждалось конфессиональное большинство их служащих. На втором представители национальных и религиозных меньшинств могли перебраться либо в Индию, либо в Пакистан в индивидуальном порядке. Интересно, что при всем подъеме национального самосознания войсками продолжали руководить англичане, и даже более того - у индусов и пакистанцев сохранялся общий верховный главнокомандующий - британец фельдмаршал Клод Окинлек.

К сожалению, реализовать, наверное, справедливый план раздела на практике не удалось - помешал усиливавшийся межрелигиозный антагонизм. В связи с нараставшей конфронтацией в княжестве Кашмир индусы всячески препятствовали передаче самолетов соседу. В результате пакистанские ВВС (RPAF - Royal Pakistan Air Force) получили гораздо меньше, чем им полагалось - всего 16 «Темпестов», 4 «Дакоты», 12 «Харвардов» и 7 «Тайгер мотов», и это несмотря на поддержку самого Окинлека.


Индийские «Темпесты» с опознавательными знаками раннего образца


Индийский «Спитфайр» Mk.lX из летной школы в Хакимпеде, переделанный там в учебный самолет


Постоянное вмешательство фельдмаршала привело лишь к тому, что премьер-министр Индии Джавахарлал Неру 30 ноября 1947 г. добился у Лондона ликвидации поста верховного главнокомандующего.

Пакистанцы стали срочно закупать авиатехнику в Англии. Они приобрели два тяжелых бомбардировщика Handley Page НР-57 «Halifax», два транспортника Bristol-170 «Fretghter» (упоминавшийся «Уэй-фарер» был пассажирским вариантом этого самолета), 24 «Темпеста», 4 «Дакоты», 8 «Харвардов» и 3 «Тайгер мота». К концу 1948 г. RPAF состояли из 3 эскадрилий - 5-й АЭ, 6-й АЭ и 9-й АЭ и насчитывали 220 офицеров и 2112 рядовых и унтер-офицеров. Командовал ими британский эйр-вайс-маршал (генерал-майор) Перри Кин, среди офицеров также было много англичан.

Глядя на активность соседей, индусы тоже сделали ряд приобретений на туманном Альбионе: более 20 «Темпестов», 6 реактивных De Havilland DH-100 «Vampire» и 4 тяжелых бомбардировщика Consolidated В-24 «Liberator». Параллельно с процессом формирования в индийских ВВС началась реальная работа. Так, уже в сентябре 1947 г 10-я АЭ перебазировалась в штат Пенджаб и целый месяц выполняла разведполеты, отслеживая передвижение колонн беженцев. Однако это была лишь разминка. Настоящие испытания ждали индийских и пакистанских авиаторов впереди.


Кашмирская война

В колониальные времена на индийских территориях британская администрация осуществляла свою власть при посредничестве традиционных правителей -махараджей. Когда настало время разделении. им принадлежало решающее с пиво при определении новой госпринадлежности. Как правило, религиозные пристрастия правящих династий совпадали с таковыми у большинства подданных, поэтому особых проблем не возникало. Но в Кашмире сложилась иная ситуация. В этом княжестве с преимущественно мусульманским населением англичане, проводя политику «разделяй и властвуй», предоставили индусам большие преимущества, из-за чего там постоянно вспыхивали мятежи. Отчаявшись навести в Кашмире порядок, колониальные власти за 7,5 млн. рупий (около 380 тыс. USD) продали его махарадже соседнего княжества Джамму. Объединенное княжество стало называться Джамму и Кашмир, и к моменту обретения Индией независимости правящая династия там была индуистская, а 77% населения - мусульмане. Летом 1947 г. они подняли очередное восстание, жестоко подавленное властями. В ответ Пакистан сразу после своего образования прервал снабжение княжества, намереваясь принудить его правителя присоединиться к Карачи. Более того, 22 октября в Кашмир с территории Пакистана вторглись отряды пуштунского ополчения, которые уже на четвертый день подошли к местной столице - городу Сринагар. Шансы индусов сохранить власть таяли с каждым часом, но вмешаться в конфликт Дели не мог - формально Джамму и Кашмир было независимым государством.

Все изменилось вечером 24 октября, когда махараджа Хари Сингх подписал договор о присоединении княжества к Индии на правах субъекта федерации. Пуштуны же, вместо того, чтобы без промедления штурмовать столицу и сменить власть до того, как индийская армия соберется в поход, принялись грабить соседние деревни и убивать «неверных» (угодное Аллаху дело!). Подаренные таким образом пару дней индусы использовали для подготовки всех наличных сил и уже на рассвете 27 октября наладили «воздушный мост» в Сринагар. К его осуществлению были привлечены 16 «Дакот» из 12-й АЭ, а также несколько - из состава других подразделений ВВС. Этого было явно недостаточно, и кабинет Неру «призвал под знамена» дополнительно до сотни гражданских воздушных судов, тоже, главным образом, «Дакот». В первый же день в осажденный город отправились 22 военных и 6 коммерческих самолетов. Они доставили подразделения 1-го Сикхского полка, а также боеприпасы. В последующие дни по воздуху были переброшены штаб и части 161-й бригады, горные пушки, предметы снабжения. Бои шли вокруг города, посадочная площадка насквозь простреливалась, но индийские авиаторы успешно выполнили приказ своего командования, перебросив к вечеру 30 октября 1527 человек.

«Воздушный мост» действовал с высокой интенсивностью вплоть до 27 ноября, когда произошла некоторая стабилизация обстановки вокруг Сринагара. За это время в осажденную столицу было совершено 704 рейса. Затем большую часть гражданских самолетов с линии сняли.

Генерал-губернатор Пакистана, едва узнав о прибытии в Кашмир индийских войск, приказал армии выбить их оттуда. Однако руководившие войсками британцы отказались это сделать, да еще и пригрозили Джинне, что прикажут всем английским офицерам покинуть ряды Вооруженных сил молодого исламского государства. В итоге армия Пакистана перед Сринагаром не появилась, зато к пуштунам присоединилось около 50 тысяч из числа уцелевших после летних «разборок» местных повстанцев. Это войско установило контроль над северной частью княжества, объявило там о создании т.н. «Свободного Кашмира» и обратилось к Карачи с просьбой о вводе регулярной армии. Конечно же, Джинна согласился.

Между тем, давление на пуштунов со стороны индусов возрастало. Их авиация перешла от транспортных перевозок к непосредственному боевому воздействию на противника. Первыми за это дело взялись несколько «Харвардов», базировавшихся на сринагарском аэродроме - они уже с 27 числа выполняли вылеты на разведку и бомбометание. На следующий день ближе к району боевых действий, на аэродромы Амбала и Амритсар, были переброшены «Темпесты» 10-й АЭ. До конца октября они штурмовали позиции пуштунов у н.п. Патан и поддерживали индийское наступление у н.п. Барамула. И все же названные аэродромы находились далековато от поля боя, по этой причине «Темпесты» могли оказывать поддержку своим войскам в течение всего лишь нескольких минут. Поэтому 30 октября непосредственно в Сринагар из Хакимпедской летной школы перелетели два «Спитфайра» F. Mk.VIII и без промедления подключились к штурмовке конвоев противника на дороге Ури-Барамула. Топливом они заправлялись прямо из баков «Дакот», продолжавших грузовые перевозки в осажденный город. Кроме того, транспортники летали в н.п. Мирпур и Котли, гарнизоны которых также оказались в окружении. При выполнении этих рейсов 30 октября ВВС Индии понесли первую боевую потерю: пропала без вести «Дакота» флайт-лейтенанта Мендозы из 12-й АЭ, на борту которой находились 24 человека. Обломки самолета были обнаружены лишь в 1980 г на склоне хребта Пир-Панджал.


Одна из пакистанских «Дакот» над горами в Кашмире


«Харварды» ВВС Пакистана в летной школе в Рисалпуре


3 ноября пуштуны, ощутив силу ударов авиаторов, предприняли попытку радикально решить проблему, атаковав аэродром в Сринагаре. Это нападение удалось отбить лишь благодаря отчаянному сопротивлению индийского гарнизона и поддержке «Спитфайров», взлетавших под перекрестным огнем. На помощь им из Амритсара пришли «Темпесты». Кроме того, индийская авиация продолжала работать по позициям, местам дислокации, мостам и путям снабжения противника. Индусы наращивали свои силы в регионе: в Амритсар перебросили 7-ю и 8-ю эскадрильи на «Темпестах», причем несколько машин из 7-й АЭ 5 ноября прибыли в Сринагар. В дальнейшем в кашмирской столице была организована ротация самолетов и экипажей. 5 числа RIAF понесли очередную потерю - над территорией Пакистана огнем с земли был сбит «Спитфайр» флаинг-офицера (ст. л-т) Рама, который выпрыгнул с парашютом и оказался в плену.

Начиная с 7 ноября, индийские авиаторы поддерживали успешно развивавшееся контрнаступление 161-й бригады, нанося удары на всю глубину обороны пуштунов и повстанцев вплоть до территории Пакистана. Об активности их боевой работы можно судить хотя бы поданным, относящимся к 10-й АЭ. Со 2 по 13 ноября летчики эскадрильи выполнили около 300 боевых вылетов, сбросили 9072 кг бомб, выпустили 500 неуправляемых ракет (НАР) и 26000 снарядов калибра 20 мм. После захвата 13 числа городов Махури и Ури пути снабжения повстанцев были, наконец, перерезаны, и активность авиации в этом секторе снизилась.

В ходе короткой передышки индусы перегруппировали свои силы и 16 ноября начали новое наступление - на этот раз на территории Джамму, где мятежники при поддержке пакистанцев добились определенных успехов. Авиация вновь оказала поддержку наземным силам, и к 27 ноября в руках повстанцев оставались лишь города Бхимбар, Пунч и Раджаури. Как только наступил декабрь, 10-я АЭ перебралась на новый полевой аэродром прямо в Джамму и приняла участие в поддержке наступления пехоты 19-й бригады и танков Центральноиндийского кавалерийского полка на Раджаури. После падения города эскадрилья, наряду с другими, приступила к обстрелам и бомбардировкам осажденного Пунча. Единственную потерю 10-я АЭ пережила 1 декабря: огонь с земли лишил ее «Темпеста» флайт-лейтенанта Круза, который попал в плен. Но с началом января погода испортилась, выпало много снега, и самолеты RiAF оказались прикованными к земле. В воздушной войне наступила пауза.

Возникает вопрос: а чем же в этот период занимались ВВС Пакистана? Их истребители так и не появились над полем боя, и причин тому несколько. Во-первых, пакистанская армия официально в войне не участвовала (да и сама война не была объявлена), а руководство страны заявило, что оно не желает эскалации конфликта. Во-вторых, против этого выступили англичане. В-третьих, ввиду явного численного превосходства индусов пакистанцы боялись потерять то немногое, чем располагали. И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что практически все индийские и пакистанские летчики знали друг друга, вместе воевали против японцев, многие даже дружили. Поэтому и те, и другие не очень-то стремились «скрестить шпаги».

Тем не менее, в описываемый период и RPAF не скучали без дела. От колониальных времен Пакистану досталась беспокойная Северо-Западная провинция -вотчина пуштунских племен, крайне воинственных и неоднородных, признававших авторитет только Кабула. Однако по итогам англо-афганской войны 1878-80 гг. провинция отошла к Британской империи. От Афганистана ее отделила т.н. «линия Дюранда», с 15 августа 1947 г. ставшая афганско-пакистанской государственной границей. К новой власти часть пуштунов относилась еще хуже, чем к старой. Воспользовавшись событиями в Кашмире и уходом туда лояльных к Карачи племен, оставшиеся подняли очередное восстание. С декабря 1947 г. пакистанские ВВС приступили к противоповстанческой деятельности. «Темпесты» 5-й АЭ были переброшены в Пешавар, откуда до конца года успели совершить 47 боевых вылетов. Их поддержали «Дакоты» из 6-й АЭ и две еще остававшиеся в регионе британские эскадрильи - 10-я и 31 -я.

А в Кашмире события продолжали развиваться стремительно. Воспользовавшись вынужденным бездействием индийской авиации, повстанцы овладели несколькими населенными пунктами. Однако, как только потеплело, индусы при поддержке своих «Темпестов» сумели восстановить положение. 16 марта случилась потеря и в 7-й АЭ: при атаке одного из мостов был сбит истребитель флаинг-офицера Сингха. Летчик погиб. 24 апреля «Темпесты» из Амритсара разрушили несколько важных мостов через реку Ки-шанганага, которые вели из Пакистана в глубь Кашмирской долины. Благодаря этому успеху индусы продолжили свое наступление, также поддержанное авиацией. При этом 7-я эскадрилья недосчиталась еще одной машины, ее летчик, флаинг-офицер Райт, приземлился на парашюте в расположении своих войск.

Постепенно конфликт в Кашмире перерастал в настоящую войну - пакистанские части все больше втягивались в бои, применяли артиллерию и другое тяжелое вооружение, и вскоре оказались перед фронтом наступавшей от Сринагара 161-й индийской бригады. На это направление индусы перебросили «Темпесты» из состава 10-й эскадрильи. Перед их экипажами поставили задачу подавления пакистанских орудий, однако выполнить ее оказалось непросто - артпозиции были прикрыты многочисленными зенитками: 40-мм «Бофорсами» и 94-мм «Виккерсами». В результате их огня несколько индийских самолетов получили повреждения.

В этот момент на сцену вновь вышла индийская транспортная авиация. Она приступила к снабжению по воздуху 101-й бригады, окруженной пакистанскими войсками в недавно захваченном Пунче. Поскольку аэродром там был слишком коротким, все грузы, вплоть до артиллерийских орудий, сбрасывались на парашютах. А так как рассеивание было слишком большим и часть драгоценных грузов терялась, то работать приходилось много -совершать до 35 самолето-вылетов в сутки. По причине отсутствия в RIAF фронтовых бомбардировщиков «Дакоты» применялись и в этом качестве, принимая на борт 250-фунтовые бомбы (113,5 кг), которые сбрасывались через боковую дверь. «Темпесты» также принимали участие в боях на этом направлении, которые сильно затянулись - Пунч деблокировали аж в последней декаде декабря 1948 г.

В оккупированной части Кашмира, на отрогах Гималаев, пакистанцы основали высокогорные посты у н.п. Астор, Скарду, Чилас и Гилгит и организовали их снабжение по воздуху. К этой работе привлекли «Дакоты» б-й АЭ, а позже к ним присоединились оба «Галифакса». Поначалу пакистанцы пытались организовать у постов посадочные площадки, однако 23 апреля в результате налета индийских «Темпес-тов» многие постройки были разрушены, а ВПП перепаханы бомбами. Пришлось летчикам RPAF ограничиться парашютным сбросом грузов, подобно тому, как это делали индусы в Пунче. Во время этих рейсов экипажи «Дакот» работали на высотах, в два раза превышающих освоенные ранее, ориентирование вели по горным пикам, а летали не только днем, но и ночью, опасаясь вездесущих индийских истребителей. По этой причине «Галифак-сы» отправлялись в полет с полностью снаряженными стрелковыми установками. Пик активности 6-й АЭ пришелся на август 1948 г., когда в ходе 45 вылетов с ее самолетов было сброшено 100 т различных грузов. В свою очередь, индусы также оборудовали высокогорные форпосты - в Каргиле и Лехе, но связали их наземными путями снабжения, которые с воздуха прикрывали истребители всех задействованных в Кашмире эскадрилий.

Летом 1948 г. пакистанская авиация продолжала боевую работу по усмирению беспокойных пуштунских племен. При этом накал борьбы неизмеримо возрос. В помощь 5-й АЭ в Пешавар перебросили недавно сформированную 9-ю АЭ на «Темпестах», летчики которой только за 3 дня с 18 по 20 июня совершили 119 боевых вылетов. Добавилось работы и индусам: в ходе летних и осенних наступательных операций их истребители, применяя НАР, разрушали пакистанские позиции, а пушечным огнем «поливали» отступавших бойцов противника.

День 4 ноября выдался запоминающимся для ВВС обеих новообразованных стран - тогда состоялся единственный в той войне воздушный бой. Пара индийских «Темпестов» из 7-й АЭ под управлением скуадрон-лидера (майора) Масал-ламани и флайт-лейтенанта Догры во время патрулирования встретила пакистанскую «Дакоту» флайт-лейтенанта До-гара и попыталась принудить ее к посадке. Как развивались дальнейшие события, ясно из воспоминаний самого Догра: «Ранним утром 4 ноября погода была прекрасной, а наше настроение - превосходным. Пропетляв над долиной, где хозяйничали индусы, я сбросил на парашюте груз на песчаное ложе у Скарду Довольный, я на обратном пути передал управление флаинг-офицеру Джагдживану, чтобы немного передохнуть. Мы были где-то над Чиласом, когда заметили пару «Темпестов» выше нас. Поначалу я принял их за наши самолеты - они иногда крутились над смежными районами. Только когда истребители подошли ближе, я разобрался в их принадлежности и сразу взял управление на себя. Летчики «Тем-пестов» по радио приказали мне следовать к ближайшему индийскому аэродрому, но я не прореагировал. Приказ повторили трижды, однако я по-прежнему не отвечал. Тогда индусы пригрозили, что собьют меня и выпустили три очереди, показав, что они вооружены. Не считаясь ни с чем, я на полном газу стремился быстрее добраться до узкой части долины.

От моих уклонительных маневров находившихся в самолете армейцев уже выворачивало. Не представляя реальной ситуации и думая, что я просто хочу блеснуть летным мастерством, они пришли требовать от меня успокоиться. Когда же до них дошло, что я борюсь за их жизни, они быстро вернулись на свои места. Члены моего экипажа Джагдживан и Дин заняли наблюдательные посты у открытых дверей. В этот момент один «Темнеет» взял небольшое превышение и пошел в атаку. Он выпустил длинную очередь из «двадцатимиллимет-ровок», смертельно ранив Дина и лишив сознания Джагдживана. Но я уже добрался до узкого «горлышка» долины и приказал радисту Мохсину стать у астролюка и толкать меня каждый раз, как он увидит истребители, собирающиеся с нами расправиться. Я получил три толчка и трижды, сбросив газ наполовину, полностью выпустив закрылки и взяв «лево руля», удачно избегал гибели. Я снизился настолько, что почти касался поверхности реки. Чувствуя себя в относительной безопасности, я крикнул индусам: «Уж если вы не взяли меня сейчас, то и дальше вам меня не взять!». Похоже, они согласились с этим и отвалили. Все столкновение длилось минут двадцать-двадцать пять». За этот бой Догра первым в ВВС Пакистана получил орден «Звезда храбрости». Он дослужился до звания эйр-коммодора (бригадного генерала) и ушел в отставку в 1968 г.

Военные действия в Кашмире прекратились 31 декабря 1948 г. после длительных переговоров под эгидой ООН. За па-кистанцами остались северная и северозападная части княжества, за индийцами - южная и юго-восточная вместе с Кашмирской долиной и Джамму. Тем не менее, обе стороны остались недовольны достигнутыми результатами и не отказались от своих претензий. Новый военный взрыв был лишь вопросом времени.

Подводя итоги действий авиации, можно сказать, что для исхода операций они были очень важными, а в некоторых случаях - определяющими. Именно благодаря эффективной авиаподдержке индийцы добились многих территориальных приобретений. При отсутствии таковой, как показали зимние бои, успех зачастую сопутствовал противнику. За все это RIAF заплатили относительно невысокую цену: в боях и летных происшествиях было потеряно 5 машин и 5 членов экипажей. Достойную помощь военным оказали индийские гражданские авиакомпании. Правда, только за 1947 г. они потеряли в происшествиях 9 самолетов. Что касается пакистанцев, то в Кашмире они применяли лишь транспортную авиацию. Их «Дакоты» и «Галифаксы» совершили 437 вылетов и перевезли 500 т различных грузов, что явилось одним из важных условий удержания высокогорных постов. Одним словом, обе стороны должным образом оценили роль авиации в боевых действиях и стали наращивать свою воздушную мощь, готовясь к новым конфликтам…




Истребитель Hawker Tempest Mk.II


Несомненно, что наиболее современными самолетами ВВС Индии и Пакистана в период обретения независимости этими странами были истребители Tempest Mk.II - дальнейшее развитие семейства британских истребителей Tempest фирмы Hawker.

В отличие от своего более известного собрата Tempest Mk.V, оснащенного 2180-сильным двигателем Napier Sabre II жидкостного охлаждения и прославившегося в боях над Европой в 1944-45 гг., герой нашего повествования разрабатывался под двигатель воздушного охлаждения Bristol Centaurus V мощностью 2300 л .с. Его первый прототип поднялся в воздух 28 июня 1943 г.

Первоначально, еще в 1942 гм планировалось производить самолеты на фирме Gloster, но ко времени завершения испытаний она была полностью загружена выпуском истребителя Hawker Typhoon и готовилась начать производство реактивного истребителя Meteor собственной конструкции. Поэтому строительство развернули на фирмах Hawker и Bristol, которые получили заказ на 1800 и 330 «двоек» соответственно. Первая серийная машина была выпущена в сентябре 1944 г. Окончание военных действий в Европе привело к сокращению заказа, в результате чего Hawker выпустила 402 самолета, a Bristol - только 50. Серийные «двойки» оснащались двигателями Bristol Centaurus V, более удобными для эксплуатации в тропиках, чем двигатели жидкостного охлаждения, поэтому новые самолеты решили использовать в войне против Японии. Шесть таких самолетов прошли войсковые испытания в условиях жаркого климата с апреля по август 1945 г. в Хартуме (Судан), после чего было принято решение об отправке 50 штук Tempest Mk.II в Британскую Индию. Ни один из них не успел принять участие в боях до капитуляции Японии.

После войны Tempest Mk.II находился на вооружении семи эскадрилий Королевских Британских ВВС: 3 -на территории оккупированной Германии и 4 - в Индии. Эксплуатация * двоек» в Европе завершилась в 1949 г., когда две эскадрильи перевооружились на реактивные «Вампиры», а третья была отправлена в Гонконг, а затем в Сингапур и Малайю, где воевала против местных партизан до 1951 г. Базировавшиеся в Индии самолеты впоследствии были распределены между ВВС Индии и Пакистана. В 1948 г. Индия дополнительно купила с баз хранения военной техники в Великобритании 89 «Темпестов», а Пакистан - 24. После снятия «Темпеста* с вооружения Британских ВВС Индия в 1951 г. приобрела еще 20 таких самолетов, а Пакистан в

1951-52 гг. - 21 машину. Примерно в 1953-54 гг. обе страны вывели «Тем-песты» из «первой линии», переведя на роль учебных, а в конце 1950-х гг. сняли с вооружения,


«Темпесты» ВВС Пакистана. Для обеих воюющих сторон это был основной тип истребителя




This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org19.05.2010





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх