Мотоустановка У-2


Так, при действиях над железной дорогой одиночные экипажи У-2 либо пары получали «в шефство» строго определенный участок пути, по которому они работали одну или несколько ночей подряд. Обнаружить эшелон с медленно летящего вдоль полотна на высоте 300-400 м самолета удавалось по искрам, вылетавшим из трубы паровоза, а также дежурному освещению в будке машиниста. Действия «охотников» были достаточно результативными. Так, в ночь на 15 октября самолеты 709-го НЛБАП в 19 местах разрушили железнодорожное полотно, подожгли 8 вагонов и паровоз, создали

12 очагов пожаров на станциях.

15 октября 1942 г. после ожесточенных боев, противник захватил Тракторный завод (СТЗ). Создалась реальная опасность выхода немцев к Волге. Для ликвидации этой угрозы командование 8-й ВА направило все наличные силы, в т.ч. в ночь на 16 октября был организован массированный удар всем боевым составом 272-й НБАД. Сначала каждый полк действовал над определенным участком СТЗ и прилегавшего к нему заводского поселка. Затем специально выделенный полк отработал по всей территории завода, В результате прорыва частей вермахта к Волге на данном участке удалось не допустить.

19 ноября 1942 г. советские войска начали контрнаступление. Ввиду мерзкой погоды «большая» авиация не смогла подняться в воздух, и работала только 272-я дивизия. Ее У-2 бомбили и обстреливали войска противника к северу от завода «Баррикады». К концу ноября в 8-й ВА осталось 53 исправных У-2, которые приняли активное участие в осуществлении блокады окруженной группировки Паулюса. Среди прочих заданий выделялись удары по аэродромам, которые использовались транспортной авиацией люфтваффе, снабжавшей свои войска, С наступлением темноты У-2 отправлялись к аэродромам, дежурили неподалеку от них в воздухе и при включении немцами световых стартов начинали бомбить. В результате 30 ноября удалось вывести из строя 15 Ju 52, 1 декабря - 13, 10-го - 31, а 11-го - аж 58. Свои потери были минимальными. Всего в ходе наступательной фазы Сталинградской битвы НЛБА совершила более 7000 боевых вылетов, сбросив на противника 1500 т авиабомб.

Заметной оказалась роль У-2 и в ходе битвы за Кавказ (25 июля 1942 - 9 октября 1943 гг.}. Например, когда создалась угроза прорыва гитлеровцев к Грозному и Владикавказу, самолеты 4-й ВА круглые сутки 13 сентября атаковали вражеские войска в местах сосредоточения, прежде всего, у переправ через реки Терек и Курп. При этом работавшие ночью У-2 совершили 150 вылетов. Как результат, в г. Малгобеке отмечено 13 пожаров и 5 сильных взрывов, а в лесу южнее станицы Павлодольскои и у переправ - 13 пожаров и 15 взрывов.

О применении «небесных тихоходов» в качестве ночных бомбардировщиков можно написать несколько объемных томов, а в данной статье ограничимся уже приведенными фактами, которые иллюстрируют практически весь диапазон их боевой работы. Роль ударной машины оказалась неожиданно успешной для У-2, и численность ЛНБА все время нарастала - в общей сложности в годы войны поликарповскими «летающими партами» были вооружены 83 полка легких ночных бомбардировщиков. До последних дней Великой Отечественной они действовали на всех фронтах и во время боев за Берлин оказались не менее востребованными, чем, скажем, под Сталинградом. Так, с 25 апреля по 5 мая 1945 г. ЛНБА 16-й ВА выполнила 4317 боевых вылетов, из них в первую ночь Берлинской операции - 417.

Чем же вызван такой громкий успех самолета со столь скромными ЛТХ? Во многом этому способствовала правильно выбранная тактика, которая стала использоваться уже в первые месяцы войны и постепенно совершенствовалась. К линии фронта самолет подходил на высоте до 2000 м, затем обороты двигателя убирались, и машина почти бесшумно планировала к цели. Экипажи-лидеры сбрасывали осветительные либо зажигательные бомбы, а последующие наносили основной удар. Сброс бомб калибром 50-250 кг проводился в диапазоне высот от 600 до 150 м.

При использовании мелких бомб, гранат и «зажигалок» У-2 могли опускаться еще ниже, т.к. зона поражения у таких боеприпасов была небольшой, то риск самому получить повреждения от их взрывов был минимальный. После сброса летчик давал полный газ и уходил, прижимаясь к земле. Как правило, удавалось достичь внезапности, и противник открывал зенитный огонь с запозданием. При «свободной охоте» одиночных машин или пар над железными дорогами атака начиналась со сброса одной САБ в 100-200 м впереди эшелона. Затем выполнялось 2-3 захода, в каждом из которых, целясь по голове поезда, экипаж сбрасывал по одной «фугаске». Нередко в завершение самолет снижался, и штурман обстреливал эшелон из пулемета.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх