По-2 одного из аэроклубов Югославии


Основным противником «ночников» была зенитная артиллерия, в частности, 37-мм пушки и 20-мм «эрликоны». Поначалу зенитчики испытывали трудности в борьбе с У-2, поскольку их прицелы и таблицы для стрельбы не предусматривали ведение огня по целям, летевшим со скоростью старого грузовика. Однако вскоре расчеты зениток набрались опыта, и советским экипажам пришлось туговато. Как рассказывали летчики-ветераны, если «небесный тихоход» загорался в воздухе, то через 45 секунд от него практически ничего не оставалось. Мало кому удавалось спастись из подбитого У-2.

Для работавших днем «связников» основная опасность тоже грозила с земли: летавшие на малой высоте бипланы были недосягаемы, разве что, для пистолетов. Завидев ненавистную «кофемолку», почему-то появившуюся над их головами, немцы открывали огонь из всего, что имелось под рукой. Весьма опасными были пулеметы, в первую очередь MG-34 и особенно MG-42 со скорострельностью 1200 выстрелов в минуту И хотя конструкция У-2 не раз выдерживала серьезные повреждения, но при отсутствии брони одно попадание пули в двигатель, бензобак или летчика могло стать роковым.

Рассказ об участии У-2 в Великой Отечественной будет неполным без упоминания о машинах, ставших трофеями врага. В люфтваффе нашло применение относительно небольшое число захваченных «кукурузников». Как правило, трофеи применялись в эскадрах и группах для связных полетов. Некоторые машины использовались для ведения разведки над прифронтовой полосой советских войск либо доставки и эвакуации агентуры.

1 декабря 1943 г. из завербованных пленных советских летчиков была создана т.н. 1-я восточная русская эскадрилья под командованием оберст-лейтенанта (п/п-ка) Гольтерса. На ее вооружении состояли как трофейные У-2, так и германские учебные машины Аг 66 и Go 145. В марте

1944 г. эскадрилью перебросили в белорусский город Лида, где она приступила к боевой работе, совершив к июлю порядка 500 боевых вылетов. При этом никто из ее летчиков не перелетел на сторону советских войск, а некоторые из них были даже награждены «железными крестами». Однако, невзирая на заслуги, эскадрилью расформировали, а личный состав распределили по другим авиачастям.

В начале 1945 г. были созданы ВВС Русской освободительной армии, которые получили от люфтваффе несколько У-2 (некоторые источники называют 4 машины). На них выполнялись учебные и связные полеты.

В 1941 г. финны захватили четыре У-2 различных модификаций, которые использовали для вспомогательных целей.

Один У-2 стал трофеем Украинской повстанческой армии (УПА). Летал ли на нем кто-то, неизвестно, а сама машина, в конечном итоге, была захвачена частями НКВД.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх