ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ ЧАСТЬ III АДМИНИСТРАТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ


Виктор Беляев/ Москва Фото из архива «АиВ»

Продолжение. Начало в «АиВ», №№3, 4, б12001 и №1'2002


Наряду с магистральными и региональными самолетами, выполняющими коммерческие перевозки на регулярных и нерегулярных (чартерных) маршрутах, которым были посвящены предыдущие статьи цикла, существует еще одна крупная группа гражданских воздушных судов. По численности она ничуть не уступает лайнерам, о которых мы уже рассказали. Речь идет о так называемых административных самолетах, которые также известны под названием служебных, деловых и самолетов бизнес-класса. За рубежом их обычно называют "business airplane».

Как всегда, вначале уточним некоторые терминологические моменты. Дело в том, что за рубежом административные самолеты делят на три категории, которые отличаются в юридическом плане. В первую категорию входят корпоративные самолеты (corporate airplane), используемые в интересах какой-либо фирмы, корпорации, банка, государственной организации либо группы юридических лиц и им же принадлежащие. Вторая категория - это самолеты типа «икзекьютив» (executive airplane), которые не принадлежат фирмам или организациям, в интересах которых летают. Как правило, их владельцами являются специализированные организации, эксплуатирующие авиатехнику, например, авиакомпании, а рейсы выполняются на заказ. Наконец, к третьей категории относятся частные самолеты (private airplane). Такие машины являются собственностью конкретного лица и обслуживаются экипажем, либо полностью состоящим на службе у владельца, либо взятым в аренду. Ввиду высокой цены административных самолетов (достигающей 30 млн. долл. и выше) купить их могут только очень богатые люди - звезды шоу-бизнеса и спорта, банкиры, арабские шейхи, промышленники и т.д.

Подчеркнем один важный момент. За рубежом административная авиация имеет богатую историю, насчитывающую почти 70 лет. Бизнес-самолеты сыграли большую роль в развитии экономики многих стран, прежде всего США. Они, как скоростное транспортное средство, в наибольшей степени соответствовали лозунгу «время - деньги». Кстати, именно в Штатах админис i [дативные самолеты получили наибольшее развитие. В США для координации деятельности е области административной авиации создана Национальная ассоциация административной авиации (NBAA), которая ежегодно проводит международные выставки и конференции с участием порядка 150 деловых самолетов со всего света. Подобная организация - Европейская ассо-

циация административной авиации (ЕВАА) - действует и в Европе. За рубежом на протяжении десятков лет формировалась самостоятельная отрасль, специализирующаяся на разработке и производстве таких самолетов и всего, что с ними связано: двигателей, оборудования, интерьеров салонов и т.д. Причем до недавнего времени фирмы-разработчики административных и магистральных воздушных судов почти не пересекались на мировом рынке, работая в различных нишах. Лишь недавно «Боинг», «Эрбас», «Эмбраер» сделали попытки (и достаточно успешные) экспансии в сферу деловой авиации.

В этой статье будет рассказано о наиболее интересных административных самолетах специальной разработки, причем речь пойдет только о реактивных машинах (business jet), так как турбовинтовые, хотя все еще достаточно широко распространены, являются машинами вчерашнего дня и потому менее интересны. Прежде, чем перейти к технической стороне дела, дадим общую картину состояния рынка административных самолетов с ТРДД. Этот рынок цикличен и, в общем, отражает взлеты и падения мировой экономики. По оценкам экспертов, в июле 2002 г. в эксплуатации находилось почти 11400 реактивных самолетов и около 8800 турбовинтовых (прирост мирового парка за год составил примерно 2%). Среди основных мировых регионов лидируют Северная Америка - 14877 самолетов, Европа - 1974 и Южная Америка - 1207. Распределение этих машин по странам показано в таблице на стр. 40

На долю перечисленных 20 стран приходится 92,8% всего мирового парка административных самолетов с ТРДД и ТВД. Среди наиболее популярных самолетов с реактивными двигателями - самолеты Рейтеон «Хоукер» 125 (1006 шт.), Цессна «Сайтейшн» II (815 шт.), Бомбардье «Лирджет» 35/35А (527 шт.), Гольфстрим Аэроспейс «Гольфстрим» IV (445 шт.) и Рейтеон «Бичджет» 400 (407 шт.). Самыми распространенными среди самолетов с ТВД являются самолеты Рейтеон «Кинг Эр» 200 (1655 шт.) и «Кинг Эр» С90 (487 шт.), Цессна «Конквест» (547 шт.), Нью Пайпер Эркрафт «Шайен» II (492 шт.) и Мицубиси MU-2 (459 шт.)

В последнее время рынок административных самолетов вступил в полосу подъема. Так, за три года {1998-2001) консорциум «Эрбас» поставил заказчикам 13 крупных корпоративных лайнеров ACJ, на что «Боинг» ответил передачей в эксплуатацию сразу 66 «бизнес-джетов» ВВЛ и BBJ2. За этот же период канадская корпорация «Бомбардье» поставила 653 самолета семейств «Челленджер», «Глоубал Экспресс» и «Лирджет», а штатовская «Цессна» - 985 машин семейства «Сайтейшн». Французская «Дассо Авиасьон» передала своим клиентам 261 «Фаль-кон» различных серий, а «Гольфстрим Аэроспейс» из США - 304 «Гольфстрима». Другие производители продали совместными усилиями еще 446 самолетов. В итоге общий объем поставок реактивных административных самолетов за последние 3 года достиг 2728 штук.




Один из популярных в мире реактивных административных самолетов Цессна «Сайтейшн» II и его интерьер


Однако что ожидает «администра-тивники» в будущем? Так же, как и для машин других классов, для них регулярно составляются прогнозы развития рынка. В мае 2002 г. ряд таких прогнозов был обнародован во время конференции ЕВАА. Например, американская компания «Ханиуэлл» свой прогноз составила на основе опроса 1000 эксплуатантов и частных владельцев реактивных административных самолетов в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке. Компания полагает, что, несмотря на общее снижение продаж самолетов после событий 11 сентября 2001 г., потребности мирового рынка в «бизнес-джетах» достаточно велики. Руководитель группы прогнозирования «Ханиуэлл» Джим Вой-цеховски заявил, что в настоящее время объем невыполненных заказов на реактивные административные самолеты составляет почти 2000 единиц. По его словам, в 2002 и 2003 гг. поставки самолетов будут снижаться, но к 2005 г. они восстановятся до уровня 2001 г., когда было поставлено 787 самолетов. Общий объем поставок до 2011 г. составит 8200 самолетов на сумму 124 млрд. долл.

Компания «Форкаст Интер-нешнл/DMS» полагает, что до 2011 г. может быть поставлено 8236 реактивных административных самолетов. По ее мнению, в ближайшее десятилетие значительно вырастет спрос на легкие (взлетной массой порядка 3,5-4,5 т) административные самолеты так называемого «вступительного класса» (entry-level class), рассчитанные на перевозку 4-5 пассажиров. К самолетам «вступительного класса» компания «Форкаст Интернешнл/DMS» относит самолеты Цессна «Сайтейшнджет» СЛ, CJ2 и CJ3, Эклипс Авиэйшн «Эклипс» 500, Рейтеон «Премьер» I и Сино-Свеаринген SJ30-2, на которые ожидается повышенный спрос. Компания особо выделяет три последних самолета, которые во многом будут определять облик рынка самоле-

тов «вступительного класса». До 2011 г. может быть поставлено 1909 таких самолетов на сумму 73,7 млрд. долл. Поставки административных самолетов с большой дальностью полета могут превысить 1400 единиц. Их общая стоимость составит около 56 млрд. долл. К этим самолетам относятся серийные Гольфстрим Аэроспейс «Гольфстрим» IV, IV-SR V и V-SP, Бомбардье «Глоубал Экспресс» и Дассо Авиасьон «Фалькон» 900 и 900ЕХ, а также разрабатываемые самолеты Гольфстрим Аэроспейс «Гольфстрим» IV-X, Бомбардье «Глоубал» 5000. Дассо Авиасьон «Фалькон» 7Х и Фэрчайлд Дорнье «Энвой» 7 (вариант регионального самолета 728-100). В то же время темпы поставок бизнес-лайнеров типа Боинг BBJ и Эрбас ACJ должны снизиться - до 2011 г. их будет поставлено 246 единиц на сумму 10,1 млрд. долл. Уменьшатся также поставки тяжелых административных самолетов типа Бомбардье «Челленджер» и Дассо Авиасьон «Фалькон» 2000. Предполагается, что в ближайшее десятилетие заказчики могут получить 586 самолетов данного класса. Компания «Форкаст Интернешнл/DMS» полагает, что в ближайшее время поставки самолетов будут сокращаться и достигнут своего минимума (731 самолет) в 2003 г. Затем темпы начнут расти и в 2008 г. составят 900 самолетов - максимальное значение для прогнозируемого периода.

Компания «Тил Труп» представила наиболее сдержанный прогноз, согласно которому в 2002-2011 гг. будет построено 6908 административных самолетов на сумму 95,2 млрд. долл. Президент компании «Тил Труп» Ричард Абулафиа полагает, что лидирующие позиции на рынке административных самолетов с ТРДД займут американская фирма «Гольфстрим Аэроспейс» (25,4% продаж) и канадская корпорация «Бомбардье» (25,5%). Доля «Цессны» снизится до 19,2%, а французской «Дассо Авиасьон» - до 18,1%. Прогнозированием рыночной ситуации занимается также известная английская двигателестрои-тельная фирма «Роллс-Ройс», президент отделения административных самолетов которой Ян Эйткен говорит о «благоприятных долгосрочных перспективах развития административных самолетов, которые связаны с появившимися признаками оживления в экономике. Развитию этого типа самолетов будет способствовать расширение их эксплуатации по принципу «долевого владения», особенно в США. Наконец, снятие с эксплуатации в течение ближайших 20 лет устаревших административных самолетов должно сказаться на активизации авиационных фирм по созданию новых моделей».


«Сайтейшн» X - самый скоростной из всех гражданских самолетов, за исключением «Конкорда»


Новейший пятиместный «Сайтейшнджет» С Л относится к «вступительному» классу административных самолетов



«Гольфстрим» V, принадлежащий к числу самых дорогих «бизнес-джетов» в мире, и его интерьер


Перейдем теперь к рассказу о некоторых современных самолетах бизнес-класса и начнем его с машин фирмы «Цессна», которая является сегодня лидером на рынке административных реактивных самолетов. Вот уже более 30 лет она выпускает самолеты семейства «Сайтейшн». Свой первый «бизнес-джет» фирма подняла в воздух в сентябре 1969 г. Это был восьмиместный «Фэнджет» 500, название которого позднее изменилось на «Сайтейшн» I. Самолет представлял собой низкоплан с прямым крылом, оперением обычной схемы и двумя ТРДД по бокам хвостовой части фюзеляжа. В январе 1977 г. взлетел первый «Сайтейшн» Л, отличавшийся удлиненным фюзеляжем, в результате чего вместимость машины возросла до 10 человек. Наконец, в мае 1979 г. начались летные испытания 13-местного «Сайтейшн» III со стреловидным крылом и Т-образным оперением. В последующие годы на основе «Сайтейшн» I/II и «Сайтейшн» III были созданы более совершенные административные самолеты, пользующиеся большой популярностью на мировом рынке. К началу 2002 г. «Цессна» продала более 3000 самолетов семейства «Сайтейшн». Из современных его представителей, прежде всего, отметим «Сайтейшн» X, который пока является самым скоростным среди всех гражданских самолетов, кроме «Конкорда» - его крейсерское число М=0,9. Разработка машины началась в конце 1980-х годов. Специалисты фирмы поставили цель создать скоростной деловой самолет, способный перевозить 4-6 пассажиров на маршрутах протяженностью около 5000 км, с максимальной вместимостью 12 пассажиров. Для «Сайтейшн» X было разработано суперкритическое крыло большого удлинения, на доводку которого ушло почти три года. В качестве силовой установки сначала использовались два ТРДД Роллс-Ройс АЁ3007С тягой по 2920 кгс, которые позднее стали заменяться двигателями АЕ3007С-1 тягой по 3070 кгс, что позволило не только увеличить взлетную массу самолета, но и улучшить взлетно-посадочные характеристики. Начиная с 2000 г., на «Сайтейшн» X стали устанавливать системы предупреждения столкновения в полете (TCAS II) и опасного сближения с землей {EPGWS).

В 2000 г. Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) были сертифицированы сразу два административных самолета: «Сайтейшнджет» С Л и CJ2. О разработке первого из них, относящегося к «вступительному» классу, фирма объявила в октябре 1998 г, во время очередной конференции NBAA. Пятиместный «Сайтейшнджет» CJ1 имеет низкорасположенное прямое крыло размахом 14,2 м и Т-образное оперение. Силовая установка состоит из двух ТРДД Уильяме Интернешнл Р044-1Атягой по 860 кгс, размещенных по бокам хвостовой части фюзеляжа. Максимальная взлетная масса самолета - 4800 кг. Дальность полета составляет 2300 км при крейсерской скорости 700 км/ч. Цена самолета 3,6 млн. долл. Самолет «Сайтейшнджет» CJ2 отличается несколько более крупными размерами, может перевозить шесть пассажиров и относится к классу легких административных самолетов. Он имеет крыло размахом 15 м, два двигателя FJ44-2C тягой по 1090 кгс и взлетную массу 5600 кг. Эта машина может использоваться на маршрутах протяженностью до 3200 км. Стоит самолет 4,4 млн. долл. Осенью 2000 г. фирма «Цессна» начала поставки самолета «Сайтейшн Энкор», представляющего собой развитие семейства «Сайтейшн» I/II на основе использования передовых технологий. Непосредственным его предшественником был «Сайтейшн Ультра», рассчитанный на перевозку 7-8 пассажиров на дальность 3150 км, Он имеет низкорасположенное прямое крыло размахом 16,5 м и два ТРДД Пратт-Уитни Канада PW535A тягой по 1540 кгс.


«Челленджер» - первый в мире широкофюзеляжный административный самолет


Вижнэйр VA-10 «Вантидж» - самый современный представитель класса легких и дешевых деловых реактивных самолетов


Опытный экземпляр «Глоубал Экспресс» во время испытани

1997 г.


Максимальная взлетная масса составляет 7540 кг. Цена самолета равна 6,9 млн. долл.

Другая американская фирма «Гольфстрим Аэроспейс» специализируется на выпуске тяжелых административных самолетов семейства «Гольфстрим». Начав с турбовинтового «Гольфстрима» I, она затем полностью перешла на выпуск реактивных машин. В настоящее время она серийно строит две основные модели -«Гольфстрим» IV и V, а также их модификации. Проект самолета «Гольфстрим» JV появился в начале 1983 г. За основу был взят его предшественник «Гольфстрим» III, фюзеляж которого удлинили почти на 1,4 м, установили новое крыло (размах 23,7 м) с вертикальными закон-цовками, а в качестве силовой установки использовали более экономичные ТРДД Роллс-Ройс «Тэй» Мк.610 тягой по 5640 кгс. Основные пилотажно-навигационные электромеханические приборы в кабине летчиков были заменены цветными дисплеями, аналоговая авионика -цифровой. Первый полет опытный «Гольфстрим» IV совершил в сентябре 1985 г., а через полтора года самолет получил сертификат типа. В исходном варианте он мог перевозить восемь пассажиров на дальность 7970 км с крейсерским числом М=0,8. Максимальное же число мест в кабине равно 19. Взлетная масса самолета составляет 31615 кг. В 1992 г. фирма «Гольфстрим Аэроспейс» приступила к выпуску варианта «Гольфстрим» 1V-SP, который отличался увеличенной взлетной массой (33800 кг) и двигателями «Тэй» Мк.611 тягой по 6290 кгс, что существенно улучшило взлетно-посадочные характеристики в условиях повышенной температуры и высокогорья. Наконец, в 2001 г. начались поставки «Гольфстрим» IV-SP с более экономичными ТРДД «Тэй» 2000 и новой цифровой авионикой производства «Ханиуэлл».

В начале 1990-х годов возник спрос на административные самолеты с дальностью полета более 10000-11000 км. В ответ на него практически одновременно «Гольфстрим Аэроспейс» и его канадский конкурент «Канадэр» (позднее вошедший в состав корпорации «Бомбардье») приступили к проектированию таких машин - «Гольфстрим» V и «Глоубал Экспресс». Гольфстри-мовская «пятерка», являясь в какой-то мере развитием «Гольфстрима» IV, тем не менее, может считаться новым самолетом. От предшественника он отличается увеличенными размерами (размах крыла 28,5 м, длина 29,4 м), большей взлетной массой (40,3 т) и более мощными ТРДД Роллс-Ройс BR710 тягой по 6700 кгс. Первый полет самолет выполнил в конце ноября 1995 г., а в апреле 1997 г. был сертифицирован. В конце 2001 г. начались летные испытания варианта «Гольфстрим» V-SP, поставки которого запланированы на 2003 г. Он имеет еще более увеличенную взлетную массу (41280 кг) за счет большего запаса топлива. В результате дальность беспосадочного полета возросла до 12500 км. Самолеты производства «Гольфстрим» относятся к самым дорогим «бизнес-дже-там», их цена превышает 40-45 млн. долл. Купить их могут лишь самые богатые люди на планете либо крупные корпорации и государственные организации.

Конкурирующий с «Гольфстримом» V на рынке сверхдальних деловых самолетов «Глоубал Экспресс» выпускается в Канаде корпорацией «Бомбардье». Впервые о нем стало известно в октябре 1991 г., хотя фирма «Канадэр» (до присоединения к «Бомбардье») исследовала проект подобного самолета еще с 1980-х годов. Опытный «Глоубал Экспресс» совершил первый полет в октябре 1996 г., в июле 1998 г, он был сертифицирован Министерством транспорта Канады, а через 4 месяца -FAA. «Глоубал Экспресс» во многом является развитием популярного у деловых людей самолета «Челленджер», отличаясь удлиненным фюзеляжем, увеличенными размерами крыла (размах 28,6 м) и более совершенной авионикой. Особое внимание при его создании было уделено крылу, как главному элементу, от которого зависит дальность полета.

В конструкции крыла использован суперкритический профиль третьего поколения, обладающий высокими несущими свойствами. На самолете используются два ТРДД Роллс-Ройс BR710A2-20 тягой по 6700 кгс, оснащенные цифровой системой управления FADEC. В состав комплекса авионики Ханиуэлл «Примус» 2000ХР входят шесть цветных дисплеев (размер экрана 203x178 мм) и коллиматорный индикатор посадки на лобовом стекле. Имеются системы автоматического самолетовождения, предупреждения о столкновении в полете (TCAS II), об опасном сближении с землей и т.д. Салон самолета вмещает от 8 до 19 пассажиров; экипаж составляет 3-4 чел. Самолет оборудован самыми современными средствами связи, имеется все необходимое для нормальной работы бизнесменов в полете. «Глоубал Экспресс» имеет максимальную взлетную массу 43,5 т и запас топлива 24300 л. Его максимальная скорость соответствует числу М=0,89. Имея на борту восемь пассажиров, самолет может совершать беспосадочные полеты на расстояние почти 11100 км.


Семейство престижных административных самолетов «Фалькон» 900ЕХ, 900С, 2000 и 50ЕХ


Как уже отмечалось, канадцы создали «Глоубал Экспресс» на базе самолета «Чел-ленджер», который в свое время привлек интерес многих специалистов, включая российских. Причина заключалась в том, что на этом самолете впервые в мире был использован суперкритический аэродинамический профиль крыла. Исходная модель «Челлен-джер» 600 впервые поднялась в воздух в ноябре 1978 г., а через два года уже поступила первым заказчикам. В дальнейшем появились более совершенные модификации 601-1 А, 601-ЗА, 601-3R и 604, отличавшиеся летными характеристиками. Всего к началу 2002 г. было поставлено почти 570 «Челлен-джеров» всех модификаций, которые стали первыми в мире широкофюзеляжными административными самолетами, т.е. с диаметром фюзеляжа более 2,5 м. «Челленджер» стал своеобразным ответом на действия французской «Дассо Авиасьон», создавшей «Фалькон» 900 - родоначальник целого семейства деловых самолетов. Опытный «Фалькон» 900 впервые полетел в сентябре 1984 г. Это был самолет с тремя ТРДД Ханиуэлл TFE731 тягой по 2150 кгс, низкорасположенным стреловидным крылом размахом 19,3 м и оперением обычного типа. Диаметр фюзеляжа (2,5 м) позволил создать пассажирам весьма комфортные условия. Самолет был сертифицирован в 1986 г., после чего поступил в эксплуатацию. В настоящее время серийно выпускаются два его варианта - «Фалькон» 900С и 900ЕХ. Отличие заключается в том, что вариант 900С обычно летает на маршрутах протяженностью до 7000 км. а 900ЕХ - до 8300 км. Максимальные взлетные массы самолетов составляют, соответственно, 21100 и 22200 кг.

На основе самолета «Фалькон» 900 был создан двухдвига-тельный «Фалькон» 2000 с дальностью полета 5500-5700 км. Летные испытания нового «Фалькона» начались в марте 1993 г. В ноябре следующего года он был сертифицирован в Европе по нормам JAR25, а в феврале 1995 г - в США по нормам FAR25. Самолет «Фалькон» 2000 имеет укороченный фюзеляж от «Фалькона» 900, улучшенное крыло и два ТРДД Ханиуэлл CFE738-1-1B тягой по 2680 кгс. На модифицированном варианте 2000ЕХ стоят двигатели Пратт-Уитни Канада PW308 тягой по 3180 кгс. Как и «Фалькон» 900, новая машина может перевозить до 19 пассажиров. Весит самолет 16550 кг. К началу 2002 г. фирма «Дассо Авиасьон» поставила своим клиентам свыше 350 штук «Фальконов» 900 и 2000.

В последнее время на рынке появился новый класс административных самолетов - так называемые «бизнес-лайнеры», представляющие собой специализированные варианты пассажирских магистральных машин. В настоящее время представителями этого класса являются боинговские BBJ и эрбасовский ACJ. Самолет BBJ является вариантом 150-местного среднема-гистрального лайнера 737-700, отличающимся использованием крыла и шасси от более тяжелого 737-800. Самолет BBJ может перевозить от 8 до 50 пассажиров на маршрутах протяженностью более 11000 км. Увеличение дальности полета обеспечивается установкой в грузовых отсеках дополнительных топливных баков, число которых может меняться от трех до девяти. Для разработки BBJ в 1996 г. было образовано совместное предприятие «Боинг Бизнес Джет», в которое вошли подразделения «Боинга» и «Дженерал Электрик». Летные испытания первого BBJ начались в сентябре 1998 г., а уже в конце октября он был сертифицирован одновременно по нормам FAR и JAR. К осени 2001 г. по твердым заказам был продан 71 самолет. Цена самолета BBJ в «зеленой» конфигурации, т.е. без интерьера, составляет 35,9 млн. долл., а полностью оборудованного -42-47 млн. долл. В марте 2001 г. предприятие «Боинг Бизнес Джет» передало в эксплуатацию первый самолет BBJ2, представляющий собой вариант пассажирского лайнера 737-800. Этот самолет также рассчитан на перевозку до 50 пассажиров, но в гораздо более комфортных условиях за счет увеличенного объема пассажирского салона. Он предназначен для эксплуатации на маршрутах протяженностью до 10600 км. Самолет ACJ производства «Эрбас», являясь административным вариантом пассажирского лайнера A319, по своим характеристикам почти аналогичен самолету BBJ. Официально программа его разработки началась в 1997 г. Летные испытания опытного самолета продолжались с ноября 1998 г. по июль 1999 г., когда он был сертифицирован. Первый самолет ACJ был поставлен в ноябре 1999 г, и к концу 2001 г. «Эрбас» продал по твердым заказам почти 30 таких самолетов.

Теперь поговорим о ближайшем дне «бизнес-джетов». В частности, рассмотрим, какие машины готовы к появлению на рынке в первые годы XXI века. В последнее время большое внимание уделяется разработке административных самолетов двух классов: упоминавшегося ранее «вступительного» и так называемого «суперсреднего» (super-mid-size), рассчитанного на 12-15 пассажиров.



Непримиримые конкуренты «Боинг» и «Эрбас» начали борьбу в классе «бизнес-лайнеров»: BBJ (вверху) против ACJ


В салоне «Боинг бизнес-джет»


Разработкой самолетов «вступительного» класса занимаются, главным образом, фирмы США и Великобритании. Интерес к ним возник в середине 1990-х гг., когда появились надежные и экономичные малогабаритные ТРДД тягой 350-900 кгс и стало возможным создание реактивного делового самолета, который по своим экономическим характеристикам почти вышел бы на уровень аналогичного самолета с ТВД, но по летным данным, особенно, по скорости, существенно бы его превосходил. Эти самолеты также могут, по мнению разработчиков, в ряде случаев даже заменить самолеты с поршневыми двигателями (например, «Цес-сну-172», «Бичкрафт А36» и др.). По оценкам экспертов, современный рынок самолетов «вступительного» класса составляет не менее 3000 единиц.

Из всех проектов наиболее продвинутым оказался американский самолет Вижнэйр VA-10 «Вантидж». Фирма «Вижнэйр» образовалась в конце 1988 г. в Сент-Луисе (шт. Миссури) под руководством бывшего пилота административного самолета Джима Раиса. В свою команду Раис привлек ряд бывших конструкторов, работавших на известных авиационных фирмах США. Ему удалось привлечь даже Берта Рутана. прославившегося созданием самолета «Вояджер», на котором был совершен первый в истории беспосадочный кругосветный перелет. Райе задумал создать легкий и дешевый деловой самолет, который был бы доступен широкому кругу бизнесменов и частных лиц. После длительных исследований появился проект шестиместного самолета «Вантидж». Это был среднеплан с крылом, имеющим небольшую обратную стреловидность, и одним малогабаритным ТРДД, упрятанным в хвостовую часть фюзеляжа. Планер самолета выполнен из углеродных композиционных материалов. Сначала были построены два планера VT-1 и VT-2 для статических испытаний. В 1997 г. начались летные испытания уменьшенной копии «Вантиджа». В течение двух лет она налетала 300 ч, после чего проект был направлен на доработку с целью улучшения летных характеристик.

В окончательном виде самолет «Вантидж» имеет крыло размахом 14,8 м с обратной стреловидностью 6*. В качестве силовой установки решено использовать один ТРДД Пратт-Уитни Канада JT15D тягой 1380 кгс. Воздух в двигатель подается через два воздухозаборника, расположенные в верхней части фюзеляжа за кабиной. Кабина самолет герметична, она рассчитана на одного пилота и пять пассажиров. Максимальная взлетная масса самолета составляет 3720 кг. Крейсерская скорость -650 км/ч, а дальность - 1850 км. Фирма «Вижнэйр» предполагает в 2002 г. приступить к летным испытаниям полномасштабного самолета «Вантидж», а через год завершить его сертификацию, К середине 2001 г. на новый самолет фирма имела 110 заявок, стоимость которых оценивалась в 225 млн. долл. #9633;

Продолжение следует








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх