Маленькое польское чудо

Ниша учебно-тренировэчных самолетов (УТС) не выглядит сегодня пустой. Заказчику предлагаются как новые самолеты, например, российские МиГ-АТ и Як-130, итальянский Aermachhi М346, южнокэрейский KAI Т-50 Golden Eagle, так и модификации хорошо зарекомендовавших себя б эксплуатации машин – чешские L-59 и L-159, усовершенствованные варианты британского ВАе Hawk. Самолет нового поколения «Мако» разрабатывается европейским концерном DASA. Казалось бы, рынок насыщен до предела, но число смельчаков, готовых вступить в борьбу за заказы, возрастает. Причем, на ринг наряду с тяжеловесами выходят и бойцы более легкой весовой категории: 4 июня 2003 г., с опозданием примерно на 2 года против запланированных сроков, состоялся первый полет новейшего польского легкого учебно-тренировочного самолета ЕМ-10 Bielik, разработанного предприятием Zaklad Remonmtow i Produkcji Sprzetu Lotniczego из города Бельско-Бяла.

Что же предложили поляки авиационному миру? Прежде всего – экономичность, которую они положили в основу всей концепции самолета. Ради нее «Велик», в отличие от большинства перечисленных УТС, сделан исключительно учебным, учебно-боевой вариант этого самолета не предусмотрен. Уже одно это позволило радикально уменьшить размеры и массу машины, упростить ее конструктивно и удешевить в производстве и эксплуатации. Например, на «Белике» не только отсутствуют узлы подвески вооружения, но и силовые нервюры, к которым их можно было бы прикрепить в будущем. За исключением задней части фюзеляжа, изготовленной из алюминиевых сплавов, «Белик» целиком сделан из композиционных материалов, что является большим достижением польских конструкторсв и технологов. Снижению массы способствует применение современной авионики и небольшого двигателя General Electric J85 тягой всего 1380 кгс. Тем не менее, по заявленным высотно-скоростным характеристикам ЕМ-10 находится на уровне МиГ-17 и F-86, а по маневренности приближается к МиГ-29 и F-16. И это при цене, меньшей, чем у турбовинтового Pilatus РС-9! Совокупность этих и других факторов, а особенно малый расход топлива, по заявлению польских инженеров, приводит к снижению стоимости летного часа «Велика» по сравнению с современными боевыми самолетами в 7-8 раз!

Решительно пожертвовав боевым потенциалом самолета, его создатели сосредоточились на учебных функциях, которых у «Бе- лика» действительно много. Начнем с того, что машина предназначена для тренировки как военных, так и гражданских летчиков. Для военных разработан так называемый вариант «А», на котором можно выполнять как начальную, так и повышенную подготовку летчиков, включая отработку приемов пилотирования, навигации и самолетовождения, полетов на малых высотах с огибанием рельефа местности, в строю и в плохих метеоусловиях. Авионика варианта «А» будет позволять инструктору из задней кабины корректировать полетное задание прямо в воздухе, вводя в него новые тактические элементы. Она же позволит имитировать применение оружия, работу обзорных и прицельных систем истребителей, в частности, бортовой РЛС и ИК-станции, а также активность средств ПВО противника. Новой функцией бортовой электроники станет оценка действий курсантов с возможностью указания на допущенные ошибки. Как заявляют разработчики «Велика», в недалеком будущем этот УТС вместо механической должен получить перепрограммируемую электродистанционную систему управления, чтобы имитировать особенности различных современных и перспективных боевых самолетов, в том числе маневры на больших углах атаки. По крайней мере, аэродинамическая компоновка ЕМ-10 это позволяет. Дополнительным аргументом в пользу установки ЭДСУ считается потенциальная возмохность применения двигателя с управляемым вектором тяги.

Оборудование гражданской версии самолета – варианта «В» – будет попроще. Скорее всего, этот вариант будет использоваться лишь для начальной подготовки коммерческих пилотов.

Однако все это в будущем. Судя по всему, взлетевший экземпляр самолета оборудован крайне слабо, что, впрочем, совершенно нормально для первого летного образца. В его герметичной кабине установлены катапультные кресла «0-0». Крыло самолета однолонжеронное, с суперкритическим профилем толщиной 6%, механизировано по всему размаху. Интересной особенностью двухкилевого хвостового оперения являются рули направления, каждый из которых отклоняется только в одну сторону – внешнюю, т.е. правый руль поворачивается только вправо, а левый – только влево. Вес пустого самопета равен 1700 кг, максимальный взлетный – 2500 кг. Размах крыла – 6,5 м, длина – 9,3 м. Максимальная скорость «Велика» заявлена на уровне 1100 км/ч, а скорость захода на посадку – около 200 км/ч.

Сегодня жизнь «Велика» только начинается. Польский конструкторам предстоит проделать еще очень большую рабо-у, чтобы обеспечить своему маленькому самолетику достойное будущее. А шансы у них, безусловно, есть. Заметим, что поляки обладают богатым опытом разработки и создания самолетов именно такого класса. В течение последних десятилетий они прорабатывали различные проекты легких учебно-тренировочных и боевых самолетов практически беспрерывно. Это понятно: машины такой размерности в наибольшей мере соответствуют потенциалу польской авиапромышленности. Проекты зачастую выглядели необычно, но в них всегда содержалось рациональное зерно. Это с полным основанием можно сказать и о ЕМ-10.



F-104A из 9-й эскадрильи ВВС Пакистана


Александр Котлобовский /Киев, Михаил Жирохов /г. Комсомольское Донецкой обл.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх