ПАНОРАМА

27 августа в г. Узине Киевской обл. на доме 57-а по улице К. Маркса была открыта мемориальная доска в честь дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации А.И. Молодчего. Ранее в этом здании (ныне – городская поликлиника) находился штаб 106-й авиадивизии дальней авиации СССР, которой в 1955-57 гг. командовал Молодчий.


9 сентября ГП «Киевский авиационный завод «Авиант» отметил свое 85-летие. Пройдя путь от полукустарных авиамастерских до одного из крупнейших предприятий Украины, завод выпустил более 6000 самолетов разного класса и назначения (в основном – «Анов»), В настоящее время «Авиант» может выпускать Ан-32 и Ту-334, а также разворачивает серийное производство Ан-70 и Ан-148. Уже изготовлены отсеки Ф-1 для фюзеляжей двух Ан-70, однако еще до сих пор не получены средства на эту программу, предусмотренные в госбюджете Украины на 2005 г.

На предприятии, по словам Генерального директора предприятия О.С. Шевченко, в следующем году поднимется в воздух первый серийный Ан-148. Предприятие задействовано в международной кооперации по этой программе. На ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество) «сто сороквосьмые» будут собирать с использованием агрегатов, поставленных КиАЗ. Генеральный директор также сообщил, что в 2006 г. планируется начать модернизацию парка Ан-32 ВВС Индии, а сейчас завершена постройка двух Ан-32П для Ливии (на фото) и ведется подготовка для подписания контракта на поставку пяти «тридцать вторых» в ОАЭ. В мае 2006 г. должно быть закончено переоборудование Ан-3 под двигатель ВК-1500.


В сентябре самолеты АК «Авиалинии Антонова» возобновили выполнение коммерческих рейсов в те страны, в которых ранее существовала угроза ареста по решению Стокгольмского арбитражного суда. вынесенному 30 мая 2002 г. по иску кипрской компании TMR Energy Limited к Фонду госимущества Украины. В результате переговоров по урегулированию этих претензий установлен мораторий на 90 дней. Уже 13 сентября Ан-124-100 «Авиалиний Антонова» привез 90 т грузов из Европы в США, а 20 сентября другой «Руслан» – 100 т из немецкого Рамштайна в американский Литл Рок. Доставленные грузы предназначались для ликвидации последствий разрушительного урагана «Катрина». 5 октября Ан-225 «Мрiя» доставила из Афин в Хьюстон мобильную электростанцию фирмы General Electric массой 145 т, которую не мог перевезти ни один другой самолет в мире.


27 сентября Президент Украины В.А. Ющенко подписал распоряжение Ns 1175 «О мерах по обеспечению развития Воздушных сил ВС Украины». В этом документе, в частности, Кабинету министров предписывается принять меры по завершению испытаний, налаживанию серийного производства и принятию на вооружение Ан-70. В проекте госбюджета на 2006 г. Кабинет министров предлагает увеличить финансирование программ Ан-70 и Ан-148 по сравнению с текущим годом в 4,5 раза и довести его до 45 млн. гривень (более 8,9 млн. USD). В частности, за счет указанных средств планируется изготовить оснастку и стапеля для сборки центроплана, достроить стапель сборки фюзеляжа Ан-70, а также обеспечить производство в ОАО «Мотор Сич» двигателей Д-27.




1 октября Государственный музей авиации – самый большой технический музей в Украине – отметил двухлетие со дня основания. В торжественных мероприятиях по этому случаю приняли участие главы парламентов, военные и военно-воздушные атташе ряда стран Европы, народные депутаты, представители Воздушных сил Украины, Киевской горадминистрации, руководители авиационных предприятий, ветераны- авиаторы.

За время существования музей значительно пополнил свою коллекцию, которая к настоящему времени насчитывает 66 единиц авиатехники. Только за последние полгода перед посетителями музея предстали разведчик времен Первой мировой войны Анатра «Анасаль» (на фото справа), пилотажный Як-18ПМ, вертолеты Ка-25ПЛ, Ка-27ПЛ, Ми-1, Ми-4 и Ми-14ПЛ. В стадии реставрации находятся противолодочные самолеты Бе-12 и Ту-142. Кроме того, музей располагает уникальной коллекцией авиационного вооружения, включающей управляемые ракеты дальнего действия и мощные фугасные авиабомбы массой 9 и 5 тонн.


Календарь «АиВ»

100 лет назад, 14 октября 1905 г., образована Международная авиационная федерация (FAI).

95 лет назад. 7 октября 1910 г.,на Комендантском аэродроме в Санкт- Петербурге в период проведения 1-го Всероссийского праздника воздухоплавания произошла первая в России авиакатастрофа, в результате которой на «Фармане-4» погиб Л.М. Мациевич, которого принято считать первым украинским летчиком.

85 лет назад, 20 октября 1920 г., родился дважды Герой Советского Союза летчик-испытатель С. Амет-Хан.

85 лет назад. 31 октября 1920 г., родился Герой Советского Союза летчик-испытатель Я.И. Берников, впервые поднявший в воздух самолеты Ан-8 и Ан-12.

80 лет назад, 30 октября 1925 г., родился Генеральный конструктор АК им. С.В. Ильюшина Г.В. Новожилов.

80 лет назад. 26 ноября 1925 г., экипаж А.И. Томашевского впервые поднял в воздух бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) конструкции А.Н. Туполева.

75 лет назад, 4 октября 1930 г.. основан НИИ ГВФ (ныне – ГосНИИ ГА),

65 лет назад, 29 октября 1940 г., совершил первый полет истребитель МиГ-3 (летчик-испытатель А.Н. Екатов).

45 лет назад. 21 октября I960 г.. совершил первый полет прототип самолета ВВП «Хариер» – Хоукер Сиддли Р.1127.

25 лет назад, 20 ноября 1980 г.,впервые поднялся в воздух самолет с электросиловой установкой на солнечной энергии «Соляр Челленджер» конструкции американца П.Б. Маккриди.


22-23 сентября в Украине прошла активная фаза самых широкомасштабных за годы независимости оперативно-тактических учений «Реакция-2005». Маневры одновременно проходили на четырех полигонах: Широкий лан и Киево-Алексан- дровский (Николаевская обл.), Житомирский и мыс Опук (Крым). В общей сложности было задействовано более 7000 военнослужащих, около 100 единиц бронетехники, 33 летательных аппарата (17 самолетов Воздушных сил и 16 вертолетов Армейской авиации). На организацию и проведение «Реакции-2005» потрачено 8,4 млн. грн. Авиация стала действовать за день до начала активной фазы учений. 21 сентября экипаж Су-24МР из 32-й отдельной разведэскадрильи (Староконстантинов) выполнил воздушную разведку замаскированного командного пункта в районе аэродрома Озерное (Житомирская обл.) и дислокации мехбригады на Житомирском полигоне.

На следующий день отрабатывалось противодействие миротворческих сил не- законносозданным вооруженным формированиям (НСВФ). При этом на полигоне Широкий лан Су-24 из 7-й авиабомбардировочной бригады нанесли удар по позициям НСВФ, после чего с борта мелитопольского Ил-76МД была десантирована рота 25-й отдельной парашютно-десантной бригады. В то же время пара Ми-24 из Чернобаевки прикрывала огнем выдвижение батальона 79-го аэромобильного полка. Истребительное прикрытие осуществляли Су-27 из 831-й авиабригады (Миргород). На Киево-Александровском полигоне четыре Су-24М из Старокон- стантинова сбросили по четыре 250-кг бомбы на ВПП и стоянку самолетов условного противника, а следом за ними две пары Су-25 из Кульбакино уничтожали ЗРК и танки НСВФ. Действия ударной авиации прикрывала пара миргородских Су-27. На мысе Опук проводилась морская десантная операция по блокированию и нейтрализации НСВФ. Здесь воздушную поддержку осуществляли пара Су-27 из 831-й авиабригады, пара армейских Ми-8МТ из Брод и Ми-14 морской авиагруппы.

Завершающая фаза учений прошла 23 сентября на Житомирском полигоне. Авиация обеспечила поддержку сухопутных подразделений, и в частности, штурмовики Су-25 нанесли авиаудары. Ми-24 занимались непосредственной поддержкой, а два звена Ми-8 доставляли десант. За действиями войск на Житомирщине наблюдали Президент Украины В. Ющенко и министр обороны А. Гриценко.


9 сентября авиакомпания «Азербайджан Хава Йоллары» (AZAL) торжественно отметила в Бакинском аэропорту им. Г. Алиева поставку своего первого A319 из четырех, заказанных у Airbus. Остальные самолеты AZAL должна получить до начала III квартала 2006 г. Азербайджанский A319 является 30 машиной семейства узкофюзеляжных самолетов Airbus А320 (A3I8. A319, А320, А321), эксплуатируемых перевозчиками стран СНГ. В общей сложности, начиная с 1984 г., европейские авиастроители продали более 2500 таких лайнеров (23 -А318. 733 – А319. 1414- А320, 333 – А321), которые приобрели почти 200 авиакомпаний мира. Сейчас Airbus располагает твердыми заказами на 1110 самолетов этого семейства.


14 сентября 2-местный дирижабль Аи-12М (объем – 1250 куб. м; диаметр – 8.47 м; длина – 34 м), созданный по заданию правительства Москвы Воздухоплавательным центром «Авгуръ» для реализации программы мониторинга и оптимизации дорожного движения в столице России, совершил первый патрульный пролет над Московской кольцевой автодорогой. Пилотировали его руководитель летно-испытательного комплекса «Авгуръ» Л. Путинцев и представитель заказчика начальник лет- но-методического отдела Центра авиации МВД России п-к Ю. Мог- далев. По планам. Московская воздухоплавательная система мониторинга дорожного движения будет включать два дирижабля Аи-12М и три привязных аэростата Аи-27.


В проекте госбюджета Грузии на 2006 г.расходы МО увеличиваются втрое по сравнению с 2005 г. Если в нынешнем году они составили 138,8 лари (77,6 млн. USD), то в следующем – 392 лари (220 млн. USD). Существенным подспорьем для грузинской армии стала финансовая помощь различных стран, главным образом членов НАТО. В последнее время вооружения и военная техника потоком идут в Грузию Если взять только авиацию, то к 10 вертолетам «Ирокез», безвозмездно переданным Пентагоном, добавились 18 Ми-8, купленных у Украины; 7 Су-25 поставили Македония и Болгария. В Узбекистане приобретены несколько МиГ-23, а в Чехии – L-159.


4-7 сентября на польском полигоне Веджин» в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» прошли ежегодные украино-польско- британские учения «Казацкая степь». Вооруженные силы Украины представляли два взвода 79-го отдельного аэромобильного полка и взвод курсантов 3-го курса аэромобильного факультета Одесского института Сухопутных войск Они, используя польские парашюты AD-95, выполнили прыжки с высоты 400 м с вертолета W-3 Sokol. Эти прыжки обеспечивали вертолетчики 66-го воздушного дивизиона ВВС Польши.


28 сентября на пресс-конференции в МО Украины начальник Генштаба Главнокомандующий ВС Украины генерал-полковник С. Кириченко заявил, что в 2006 г. налет экипажей Воздушных сил и Армейской авиации Сухопутных войск запланировано довести до 120 ч в год. Он подчеркнул, что достичь этого возможно «только при условии утверждения бюджетного запроса МО на 2006г. в полном объеме». На сегодняшний день налет летчиков Армейской авиации составляет около 40 ч, а в Воздушных силах приближается к 50.


3 октября Премьер-министр Украины Ю. Ехануров подписал постановление № 998, утвердившее Устав Государственной самолетостроительной корпорации (ГСК) «Национальное объединение «Антонов». Согласно Уставу органом управления корпорации является Правление во главе с Генеральным директором – председателем Правления. Он назначается Кабмином сроком на 5 лет. В Правление ГСК входят 7 членов: председатель, руководители участников корпорации (АНТК им. O.K. Антонова, ХГАПП, ГП «КиАЗ «Авиант», ГП «Завод № 410 ГА») и 2 члена Правления, назначенных Кабмином. Стратегию развития ГСК и контроль за реализацией принятых решений осуществляет Наблюдательный совет корпорации, состоящий из председателя и шести членов, которые назначаются Кабмином. В Наблюдательный совет не могут входить Ген. директор и члены Правления ГСК. Все участники ГСК сохраняют статус юридического лица со всеми правами, за исключением: выхода из корпорации и объединения на добровольных началах с другими субъектами ведения хозяйства без согласия Правления; принятия решения о прекращении своей деятельности.


28 августа ПО «Полет» (Омск, РФ) и Управление госавианадзора комитета ГА Республики Казахстан (РК) подписали договор о модернизации парка казахстанских Ан-2 в Ан-3. "В 2006 г. мы переоснастим 10 машин, – сообщил начальник Управления госавианадзора РК А. Жолдырбаев, – а всего парк Ан-2 у нас составляет 300 самолетов». Гендиректор «Полета» В. Ковалев считает, что подписанный контракт позволит поставить выпуск Ан-3 на поток, тем самым снизить стоимость самолета и сделать его более доступным для авиакомпаний (пока переоборудование Ан-2 в Ан-3 обходится почти в 0,9 млн. USD).


8 сентябряв ходе 12-го заседания российско-китайской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству был подписан контракт на поставку Китаю 40 Ил-76 с двигателями Д-30КП, включая четыре воздушных танкера Ил-78. Сумма контракта – около 1 млрд. USD. 65% средств от этой сделки достанется российским предприятиям, хотя самолеты будут строить в Узбекистане, в Ташкентском авиаобъединении. В настоящее время Китай уже располагает 30 Ил-76 и 4 Ил-78, поставленными Россией в середине 1990-х гг.


18 октября взлетел второй экземпляр А380 (четвертый опытный), подключившись к программе летных испытаний, в ходе которой первый А380 уже выполнил 105 полетов продолжительностью 366 ч. Всего в этой программе будут задействованы 5 самолетов, из которых второй и третий находятся на завершающей стадии сборки. К настоящему времени 16 авиакомпаний заказали 159 таких лайнеров. Первой в конце 2006 г. самолет получит Singapore Airlines


19 сентябряв распоряжение ВВС США поступил первый из 50 заказанных самолетов вертикального взлета и посадки – конвертоплан с поворотным крылом Bell/ Boeing CV-22 Osprey, предназначенный для использования Командованием специальных операций. Машина перелетела на авиабазу Эдварде для оценочных испытаний строевыми летчиками. Начало полноценной войсковой эксплуатации аппарата запланировано на 2009 г., а завершение поставки всей партии произойдет в 2017 г. Таким образом, начался полномасштабный серийный выпуск этого необычного летательного аппарата. Текущие планы предусматривают также поставку 360 «Оспри» Корпусу морской пехоты США и 48 – американскому ВМФ. Напомним, что программа «Оспри» – самый продолжительный долгострой в истории авиации – она была начата в 1982 г.


5 сентябряна авиационном полигоне Повурск экипажи 7-й авиационной бомбардировочной бригады Воздушных Сил Украины из Староконстантинова производили бомбометание управляемыми боеприпасами. Взлетает Су-24М с подвешенной бомбой КАБ-500


16 сентября состоялась передача ВВС Египта первого самолета Ан-74 новой модификации Т-200А, построенного на ХГАПП. Всего заказано 3 такие машины с опционом еще на 6. Самолет начал эксплуатироваться в Египте 29 сентября


23 сентября АНТК им. O.K. Антонова обратился к Госавиа- службе Украины с просьбой оказать влияние на Авиационные администрации государств Африки, прежде всего Демократической Республики Конго (ДРК), с тем, чтобы они приняли безотлагательные меры по повышению уровня безопасности полетов и поддержанию летной годности самолетов, Это вызвано участившимися в Африке тяжелыми летными происшествиями с участием Ан-12 и Ан-26. В текущем году крушения потерпели 8 машин: одна суданская. одна из Экваториальной Гвинеи и 6 из ДРК. Анализ катастроф показал, что основной их причиной стали грубые нарушения норм эксплуатации воздушных судов, среди которых полеты на самолетах с истекшим сроком службы, а также перевозка пассажиров на транспортных машинах, не оборудованных для этих целей. Например, Ан-26, разбившийся 11 сентября 2005 г. в районе Браззавиля (Республика Конго), не имел права эксплуатироваться с 1 марта 2003 г.. а Ан-12, потерпевший катастрофу 8 января 2005 г., не должен был летать еще с 1999 г.


23 сентября корпорация Boeing подписала с Армией США новый контракт стоимостью 192,5 млн. USD на поставку 13 многофункциональных боевых вертолетов AH-64D Apache Longbow. Производство заказанных машин начнется в начале следующего года. Они будут выпускаться в так называемой конфигурации Block II, отличающейся полностью интегрированной авионикой и системой передачи тактической информации потребителям, находящимся как на земле, так и в воздухе. Эти машины дополнят уже имеющиеся вертолеты Block II, которые получены путем модернизации ранее построенных АН-64А, В августе американское правительство от имени правительства Кувейта произвело приемку первого AH-64D из 16, заказанных этой страной у "Боинга».


В сентябре«Ведомости» со ссылкой на одного из топ-менеджеров компании «Аэрофлот-российские авиалинии» сообщили о намерениях этой авиакомпании в ближайшие 10-15 лет приобрести 20-25 дальнемагистральных пассажирских самолетов нового поколения Boeing 787 Dreamliner или Airbus А350. Тендер на приобретение таких самолетов «Аэрофлот» объявил еще в июле. Решение о победителе может быть принято в конце этого – начале следующего года. Сейчас парк дальнемагистральных лайнеров авиакомпании включает один Boeing 777, восемь Boeing 767. четыре McDonnel Douglas DC 10 и шесть Ил-96. Кроме того, собрание акционеров «Аэрофлота» недавно одобрило приобретение еще шести Ил-96. По словам генерального директора консалтинговой компании «Инфо- Мост» Б. Рыбака, «экономика Airbus А350 и Boeing 787 Dreamliner на порядок выше сегодняшних аналогов. С ними «Аэрофлот-… составит серьезную конкуренцию европейским перевозчикам».


По мнению российских специалистов. Boeing имеет больше шансов на победу в этом тендере, т.к. на 1,5 года опережает конкурента. Производство Boeing 787 разворачивается с апреля 2004 г., а поставки начнутся уже в 2008 г. «Боинг» предлагает заказчикам три пассажирских варианта самолета, два из которых имеют трехклассную компоновку салона: 787-8 (для перевозки 223 пассажиров на дальность 15700 км) и 787-9 (259 пасс, на 15400 км), а один – двухклассную: 787-3 (296 пасс, на 6500 км). К настоящему времени 22 авиакомпании заказали 263 Dreamliner.


«Эрбас» заявил о начале программы производства А350 в октябре этого года. Самолет планируется ввести в эксплуатацию с 2010 г. и предлагается заказчикам в двух вариантах с трехклассной компоновкой пассажирского салона: А350-800 (253 пасс, на 16300 км) и А350-900 (300 пасс, на 13900 км). 9 авиакомпаний уже подписали соглашения о размещении заказов на 140 А350.


1 октября ВВС США официально приняли на себя управление проектом J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems – совместная беспилотная боевая авиационная система), ответственность за который до сих пор несло Агентство по перспективным оборонным исследованиям (DARPA). Это произошло после того, как 2 беспилотных аппарата Boeing Х-45А впервые в ходе испытательного полета осуществили совместную координированную штурмовку наземных целей. Эта миссия стала наиболее сложной в серии из 60 уже выполненных. Планы ВВС США предусматривают проведение сравнительных испытаний Х-45С и Х-47В, разрабатываемого корпорацией Nortrop Grumman, для чего заказано по три летных экземпляра каждого аппарата. Таким образом, некоторые сюжеты из фантастического боевика «Стелс» вполне могут стать действительностью в недалеком будущем.


Бе-200ЧС в аэропорту Costa Smeralda города Олбия на острове Сардиния. Италия, 17 сентября 2005 г.


С 6 июля по 17 сентября российский самолет-амфибия Бе-200ЧС (борт RF21512) занимался тушением пожаров в Италии. Машиной поочередно управляли несколько смешанных экипажей, состоявших из испытателей ТАНТК им. Г.М. Бериева и пилотов компании SoREM. Бороться с огнем приходилось в сложных условиях горной местности, а забор воды производился в Тирренском, Лигурийском и Средиземном морях, зачастую при ветре 15-17 м/с. Превосходная маневренность Бе-200ЧС, высокая энерговооруженность, значительный запас огнегасящей жидкости (12 т) выгодно отличают его канадского «пожарника» Canadair CL-215. Случалось, что Бе-200ЧС оказывался единственным средством борьбы с огнем. Так, на пожар, разгоревшийся 23 августа на крутом склоне горы, первоначально были направлены вертолеты Skycrane и самолеты CL-215, но они не смогли работать в условиях сильной турбулентности. Затем на борьбу с пожаром отправился российский самолет, который за 2 вылета его потушил. Всего в Италии Бе-200ЧС налетал около 150 ч, выполнив 63 задания, в ходе которых было проведено 435 заборов и сбросов воды общей массой более 3500 т.


Александр Соловьев/ Санкт-Петербург







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх