Пылающий Индостан. Часть IV. Войны мирного времени

Александр Котлобовский/ Киев Михаил Жирохов/ г. Комсомольское Донецкой обл,

Окончание. Начало в «АиВ», №N°3-5 2002, 3-6 2003, 4-6 2004, 4 2005.


Сиачен – самое высокогорное поле боя

3 июля 1972 г. в курортном городке Симла был подписан мирный договор между Индией и Пакистаном, который подвел черту под прошлыми конфликтами. Страны скорректировали прохождение существующей с 1949 г. линии прекращения огня в Кашмире, попутно переименовав ее в Линию контроля. Это фактически укрепило положение Пакистана, который стал уверенно себя чувствовать на оккупированной части Кашмира, простиравшейся до границы с КНР. Спокойное отношение Индии к такой ситуации во многом объяснялось тем, что часть спорной территории представляла собой труднодоступный высокогорный регион, считавшийся абсолютно непривлекательным ни в экономическом, ни в военном отношениях. Положение изменилось в 1978 г., когда завершилось строительство Каракорумского шоссе, которое прошло по оккупированной территории и связало напрямую Пакистан и Китай. Оценив стратегическое значение этой коммуникации, в Дели решили захватить неподалеку от нее плацдарм, позволявший контролировать трассу. Для этого выбрали находившийся на высоте 4800 м ледник Сиачен. На основе разведданных была спланирована операция «Мегдут» (холодный вестник), предусматривавшая захват самого ледника, а также долины реки Нубра и трех стратегических горных проходов: Билафонд-Ла (5486 м), Сиа-Ла (5791 м). Гионг-Ла (5640 м) на хребте Салторо. Всего к операции привлекли до 1200 солдат и офицеров.

В апреле 1984 г. десантники, доставленные Ми-17 из 114-го ВО, захватили Билафонд-Ла и Сиа-Ла. Затем прошли успешные высадки на леднике и в долине Нубры, куда вертолетчики перебросили и артиллерию: 105-мм горные гаубицы, 130-мм пушки М-46, огромное количество боеприпасов. Обе артсистемы перевозили по частям, причем стволы, откатники, станины – на внешней подвеске. Гаубицы хорошо подходили для такой транспортировки, поскольку легко разбирались на несколько узлов. А вот 8- тонные М-46 пришлось сначала разобрать «по винтику», а после доставки на позиции собрать. За действия в труднейших условиях высокогорья 114-й ВО получил почетное наименование «Сиа- ченские пионеры».

Главным противником десантников на новом ТВД оказались природные условия: мороз – 40-60" (на высоте более 5000 м – до -80" С), скорость ветра – 140-150 км/ч, кислородное голодание и прочие высокогорные «прелести»… Когда через две недели после высадки на Билафонд-Ла вновь прилетели «пионеры», им пришлось забрать 30 умерших и больных, притом, что всего туда доставили 52 человека. Эти сведения быстро попали в прессу, которая жестко раскритиковала военное ведомство за плохую подготовку операции. Лишь из этих публикаций Исламабад узнал, что Сиачен занят противником, и приступил к организации ответной операции, получившей название «Абабил». Вскоре пакистанцы заняли Гионг-Ла. Началась подготовка к полному изгнанию неприятеля, и разведывательные самолеты PAF приступили к осуществлению полетов над занятыми индийцами районами. 3 и 13 июня 1985 г. пакистанцы попытались выбить противника, но их атаки были отбиты. В ходе боев самолеты PAF совершили несколько полетов над долиной и ледником, но никаких сведений о применении ими оружия нет. Впрочем, воевать там можно было и без бомб: преодоление звукового барьера вызывало снежные лавины, которые заваливали позиции индийцев.

Кампания приняла затяжной характер с редкими всплесками активизации боевых действий. Так, в сентябре 1987 г. пакистан- ский спецназ предпринял неудачную попытку отбить Билафонд-Ла. Индийцы отразили эту атаку, нанеся противнику серьезный урон. В СМИ отмечалось, что в том году индийцы применяли на Сиачене Ми-25. которые хоть и несли ограниченную боевую нагрузку, но оказали существенную помощь в достижении успеха ряда локальных операций. При этом проявились особенности применения бортового вооружения. Например, из-за разреженного воздуха увеличилась дальность полета пуль и НАРов, но снизилась точность стрельбы. Крайне низкие температуры отрицательно сказались на надежности оружия. После 1987 г. всякое упоминание о применении Ми-25 на Сиачене отсутствует, вместо них для огневой поддержки стали использовать вооруженные Ми-17. Осенью 2000 г, на этот ТВД прибыли четыре новых Ми-17-1 В, которые также были укомплектованы пулеметами и блоками НАР.

Основной задачей вертолетчиков на Сиачене и поныне остается снабжение небольших гарнизонов, оседлавших различные вершины и перевалы. Согласно заявлению представители ВВС Индии, летчики «стрекоз» совершали до полусотни вылетов в день, Ежемесячно каждый служивший в районе Сиачена летчик выполнял в среднем -около 30 посадок на леднике в неблагоприятных погодных условиях и под спорадическим огнем пакистанцев, который, время от времени, наносил пилотам ранения». Большую часть работы выполняют экипажи Ми-17, а на те высокогорные посты, куда они достать не могут, летают «Читы» (лицензионная версия французского легкого вертолета Aerospatiale SA 315В Lama), способные забраться на 6700 м. Кроме того, используются самолеты ВТА Ил-76 и Ан-32, с которых грузы сбрасываются на парашютах. У пакистанцев до высоты 4500 м летают «Пумы». Ми-8, а дальше – специально приобретенные во Франции «Ламы», причем их досягаемость оказалась ограниченной высотой 6100 м.


Индийский Ми-17 сбрасывает груз над Сиаченом


Индийский Ан-32 на высокогорном аэродроме


Группа пакистанских истребителей F-7P


Патрульный самолет Бреге 1150 «Атлантик» 1 из 29-й эскадрильи ВМС Пакистана


Посты и лагеря обеих сторон располагают достаточным количеством средств ПВО, включая малокалиберные зенитки и ПЗРК. По имеющимся данным, пакистанцы потеряли лишь один вертолет: 31 октября 1995 г. противник наземным огнем сбил «Ламу». Боевые потери индийцев оказались в три раза больше. 20 октября 1995 г. был сбит Ми-17 флайт-лейтенанта Сандипа Джайна из 130-го отряда, 26 августа 1996 г. – такой же вертолет из 152-го ВО, 2 июля 1997 г. – «Чита» флайт-лейтенанта Раджива Джувала из 104-го отряда. В общей сложности погибли 10 авиаторов. Еще несколько «вертушек» разбилось в различных авариях и катастрофах. Например, 4 октября 2000 г. пропал в горах армейский «Читак».

Длящийся уже более 20 лет конфликт унес с обеих сторон жизни не менее 15000 солдат и офицеров, большинство из которых погибли не от огня противника, а от безжалостной стихии. Один из индийских политиков назвал кампанию в Сиачене «самой холодной, самой высокогорной и самой дорогостоящей войной в мире». В последнее время стороны предпринимают шаги по нормализации обстановки вокруг ледника. В частности, президент Пакистана П. Мушарраф проявил инициативу и приказал своим военным больше не занимать там новых позиций. В ответ ряд индийских политиков стал предлагать вывести солдат с хребта Салторо. Но индийские военные категорически против этого шага, задаваясь вопросом: «За что воевали?»


Война в Каргиле

Не сумев выбить индийцев из Сиачена, Исламабад решил вынудить их покинуть ледник и горные проходы, применив тактику косвенного давления. Дело в том. что индийцам удалось продлить шоссе Сринагар-Каргил-Лех-Партапур до восточного берега Нубры и таким образом наладить связь с «большой землей».

Генштаб Пакистана просчитал, что, захватив контроль над этой трассой, можно будет изгнать противника с ледника. Поскольку дорога проходит по индийской территории, была разработана операция по вторжению и захвату участка трассы силами кашмирских боевиков и замаскированных под них военнослужащих регулярной армии. Районом операции стал Каргил, где стратегически важное шоссе подходило наиболее близко к Линии. Это место было настоящей глухоманью, находилось на высотах 4500-5000 м и по природным условиям во многом походило на Сиачен.

В начале 1999 г. начались разведывательные полеты пакистанских БПЛА над Каргилом. По их результатам штабисты уточнили имевшиеся карты района. В марте боевики, среди которых было много афганских моджахедов, и солдаты регулярной армии стали просачиваться через границу. Тяжелое вооружение, включая минометы, зенитные установки, ПЗРК, в ряде случаев доставлялось «Ламами» армейской авиации Пакистана. К началу мая на индийскую территорию, на глубину 10-15 км, проникли до 600 человек. Они взяли под контроль приграничный район площадью до 1500 кв. км, оседлали господствующие высоты и приступили к их укреплению, соорудив не менее 35 опорных пунктов Индийцы узнали об этом лишь 5 мая, когда боевики обстреляли пограничный патруль. Противник вскоре начал обстрел автотранспорта на шоссе и прервал движение. Сиаченская группировка оказалась под угрозой.

Дели держал в Кашмире трехсоттысячную войсковую группировку, причем около 80000 находилось вблизи Каргила. Сразу же в район, захваченный «нарушителями границы», как их назвала официальная делийская пропаганда, начали выдвигаться войска. Всего в бой было брошено до 30000 солдат и офицеров. С 5 по 12 мая ВВС активно вели воздушную разведку: «Канберры» и МиГ-25 отсняли, образно говоря, каждый камень в Каргиле, обеспечив командование ценной информацией о силах боевиков и их дислокации. Затем индийцы приступили к операции «Виджай» (победа), задачей которой был разгром противника и изгнание его за Линию контроля. На первых порах воевала пехота, которую поддерживала артиллерия, но за неделю боев успеха эти силы не достигли.

21 мая выполнявшая над Каргилом разведполет «Канберра» скуадрон-лидера А, Перумала была поражена выпущенной боевиками ракетой ПЗРК. Она угодила в один из двигателей, но Перумал смог дотянуть до Сринагара и выполнить там удачную посадку. Машину вскоре отремонтировали, и она вновь совершала боевые вылеты. В тот же день наземным огнем были повреждены три Ми-17. После этих обстрелов ВВС Индии развернули в Каргиле масштабную воздушную операцию «Сейфд Сагар». В ней приняли участие до 150 самолетов и вертолетов из различных подразделений. в том числе: Mirage 2000 из 1-й и 7-й эскадрилий, МиГ-27 из 9-й и 51-й, Jaguar из 14-й и 27-й, МиГ-21 из 17-й и 108-й, МиГ-29 из 28-й и 223-й, Ан-32 из 25-й и 48-й. Ми-17 из 127-го, 128-го. 129-го, 130-го, 152-го и 153-го отрядов Пресса также отмечала появление над Каргилом боевых вертолетов Ми-35 и новейших истребителей Су-30, однако каких-либо подробностей не приводила. Как правило, на ТВД направляли не авиачасти в полном составе, а группы по 4-6 машин. Действовали они с аэродромов Авантипур, Сринагар, Удампур. ВМС откомандировали в Кашмир патрульные Do-228 из знаменитой 310-й АЭ «Кобры». Их поисковая аппаратура хорошо подошла для обнаружения малоразмерных целей противника и наведения на них ударной авиации. Армия направила в Каргил несколько вертолетов.

На рассвете 26 мая группы МиГ-21. МиГ-27 и вооруженных Ми-17 нанесли первые удары по врагу в районе высоты 4950 хребта Толлолинг, где позиции противника наиболее близко подходили к шоссе. Поскольку приходилось считаться с угрозой вмешательства пакистанских истребителей, «ударников» прикрывали несколько МиГ-29. Самолеты применяли бомбы, НАР и пушечное вооружение, а вертолеты – только 57-мм НАР, Уже первые налеты показали, что высокая скорость истребителей-бомбардировщиков негативно сказывается на точности применения оружия, особенно по малоразмерным целям. В то же время, совершившие всего 6 боевых вылетов Ми-17 проявили себя наилучшим образом. Вертолетчики умудрялись попадать НАРами, буквально «в яблочко». По итогам дня командование ВВС заявило об уничтожении нескольких бункеров и около 160 боевиков.

27 мая налеты на Толлолинг продолжились. Но тот день оказался черным для индийцев. Выполняя маневр для нанесения удара, МиГ-21 (борт С1197) из 17-й АЭ непреднамеренно вошел в воздушное пространство Пакистана и был сбит ракетой ПЗРК. Летчик скуадрон-лидер Аджай Ахуджа катапультировался. но приземлился уже мертвым. Его тело с двумя пулевыми ранениями было выдано индийцам. Дели обвинил Исламабад в преднамеренном убийстве летчика, на что представитель пакистанского командования Рашид Куреши заявил: «Следует учитывать, в какой ситуации был сбит индийский МиГ-21 и погиб летчик. По самолету был открыт ракетный, зенитно-артиллерийский и даже автоматный огонь, что и могло привести к его гибели».


Индийский истребитель «Мираж» 2000 во время патрульного вылета вооружен ракетами Magic и Super 530


Беспилотные разведчики: пакистанский МК.1 и индийский «Нишат»


На этом неприятности не закончились. На поиски пропавшего «МиГа» была послана группа МиГ-27 из Э-й АЭ. одна машина снова вышла за Линию контроля и попала под огонь ПВО. Пакистанцы заявили, что сбили самолет, а индийцы до сих пор утверждают, что у него отказал двигатель. В любом случае флайт-лейтенанту Камбапатти Начикета пришлось катапультироваться, после чего он попал к пакистанцам. Так как Индия и Пакистан официально не находились в состоянии войны, то его вскоре возвратили своим.

Потери вынудили командование индийских ВВС запретить экипажам самолетов заходить в зону досягаемости ПЗРК и малокалиберной ЗА. Но вертолеты продолжали работать у земли и точными пусками НАР помогали выбивать боевиков. Уже к концу дня 28 мая были уничтожены бункеры на высоте 4950. и сама она перешла к индийским пехотинцам. Однако в ходе боев за высоту 5140 противник «Стингером» сбил Ми-17из 152-го отряда. Погиб летчик флайт-лейтенант С. Мулихан и еще три человека, находившихся на борту. Кроме того, от огня стрелкового оружия пострадала еще одна «вертушка». После этого командование ВВС отказалось от использования вертолетов для непосредственной поддержки войск. Самолеты теперь бомбили с больших высот, что значительно ухудшило и без того невысокую точность. В результате 28 мая несколько бомб упало на соседнюю территорию. Это привело к обострению конфликта. В качестве ответной меры ВВС и ВМС Пакистана были приведены в состояние повышенной готовности. Всех авиаторов-резервистов призвали под знамена, в академии ВВС прекратили учебный процесс, а на ее базе развернули боевую часть. В тот же день пакистанские самолеты атаковали индийские позиции в районе н.п. Анупгарх и Сунат- гарх, находившихся гораздо южнее Кашмира, в штате Раджастхан. Однако наращивать удары своей авиации Исламабад не стал, да и вообще участие PAF в данном конфликте оказалось почти символическим. Индийцы зарегистрировали в мае-июле несколько тран- спортно-эвакуационных полетов «Лам» и 8 нарушений границы чужими самолетами. Кроме того, пакистанцы продолжали применять разведывательные БПЛА, однако большинство из них было сбито огнем 40-мм «Бофорсов» и 23-мм ЗУ-23-2, сопряженных с голландским радаром Flycatcher.

С 30 мая в бой пошли «Миражи» 2000, внесшие новое качество в действия ВВС Индии. Во-первых, оснащенные мощными средствами РЭБ, они подавляли работу пакистанских РЛС. Во- вторых, стали применять КАБ с лазерным наведением. Такой бомбой в ходе одного вылета уинг-коммандер Рагхунаг Рамбиар уничтожил КП противника. В июне индийцы начали широко использовать напалм, оказавшийся в тех условиях гораздо эффективнее фугасных бомб. Именно это оружие позволило уничтожить позиции противника в секторах Драс и Баталик. Для нанесения ударов стали привлекать транспортные Ан-32, чья относительно невысокая скорость позволяла обеспечивать более высокую по сравнению с реактивными машинами точность бомбометания.

Поскольку обе страны с 1998 г. обладали ядерным оружием, то война в Каргиле вызвала сильнейшую обеспокоенность мирового сообщества, включая США. Под давлением Вашингтона пакистанский президент Наваб Шариф вынужден был пойти на прекращение огня, вывод боевиков и своих солдат с индийской территории. 12 июля 1999 г. боевые действия прекратились.

ВВС Индии подвели итоги. Их самолеты совершили 580 боевых вылетов для нанесения ударов по наземным целям, еще 460 – на сопровождение бомбардировщиков и 160 – на разведку. На счету вертолетчиков – 2500 вылетов, 800 перевезенных солдат и офицеров, 600 эвакуированных раненых. Наиболее отличился 128-й ВО, экипажи которого выполнили 620 вылетов, вывезли 224 раненых, некоторых – прямо с поля боя, под огнем противника. Боевые потери составили два самолета и вертолет, повреждения получили еще четыре Ми-17 и «Канберра», погибли пять членов экипажей. Наград были удостоены 73 авиатора. Конфликт показал неготовность к боевым действиям в столь специфичных условиях авиационных частей, вооруженных реактивной техникой Один из армейских офицеров высказался о них весьма уничижительно: «Пришли, покрасовались и ушли!». Единственным самолетом, как-то соответствовавшим требованиям Каргила, оказался «Мираж» 2000, позволивший применять высокоточное оружие. К сожалению, пресса не комментировала – почему то же самое не мог выполнять МиГ-27, выпускавшийся в Индии по лицензии под названием «Бахадур». Зато во многих публикациях звучала тревога по поводу почти полного отсутствия средств противодействия ПЗРК: блоками ложных тепловых целей были оснащены всего три вертолета, самолеты их вообще не несли. Также отмечалась потребность в срочном увеличении парка вертолетов, способных оказывать огневую поддержку своим войскам в горах.

Хотя война в высокогорье прекратилась, но воздушные инциденты там продолжались. Наиболее известным стал случай, произошедший 10 августа 1999 г. В 10.51 индийская РЛС обнаружила в районе пакистанского города Бадин воздушную цель, которая шла на высоте 1000 м со скоростью 370 км/ч к границе и в 10.57 ее пересекла. Вскоре самолет ушел на свою сторону, а затем еще несколько раз нарушал границу и уходил. В 11.12 он углубился на 10 км в воздушное пространство Индии. Тем временем на перехват чужака были выведены два МиГ-21бис из 45-й АЭ. в кабинах которых сидели скуадрон-лидер П.К. Бундела и флайт-офицер С. Нарайнан. Летчики визуально обнаружили нарушителя, которым оказался базовый морской разведчик Breguet 1150 Atlantique 1. Такие машины находились на вооружении 29-й эскадрильи ВМС Пакистана (авиабаза Шахрах-и-Файзал, Карачи). «МиГи» отрезали «Атлантик» от границы и взяли его в «клещи». Бундела связался по радио с пакистанским экипажем и предложил под угрозой уничтожения следовать за ним до ближайшего индийского аэродрома. Но командир «Атлантика» попытался прорваться к границе, как заявил Бундела, он действовал «во враждебной манере и бросился на истребители». По команде с земли индийский ведущий в 11.15 произвел пуск ракеты Р-60, которая угодила в правый двигатель. Самолет упал в 2 км (по др. данным – в 5 км) от границы. Все 16 человек, находившихся на борту, погибли. Немного позднее к месту падения попытались проникнуть три пакистанских вертолета, но их отогнала дежурная пара МиГ-21. В Дели ликовали. Министр обороны Дж. Фернандес заявил: «Наконец-то мы их поймали в сеть!». Исламабад высказал протест, указав, что был сбит «мирный невооруженный самолет, выполнявший тренировочный полет и случайно оказавшийся в сопредельном воздушном пространстве». На это индийцы ответили, что «Атлантик» может нести различное вооружение. и не было никакой уверенности, что он не имел его в тот раз.


Новейший индийский истребитель Су-30МКИ


В новом тысячелетии

Несмотря на дипломатические усилия, напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном не ослабевала. Значительную роль в этом играли кашмирские сепаратисты, которые то и дело совершали резонансные теракты, и намечавшиеся положительные подвижки в отношениях между странами сразу сходили на нет. В марте 2000 г. индийцы провели в Джамму-Кашмире антитеррористическую операцию «Ракшак», в которой приняли участие 128-й и 129-й вертолетные отряды. Их Ми-17, в частности, 24 числа высадили коммандос в лагерь в районе Дода и поддержали их огнем. Как отмечалось, в ходе этого рейда были уничтожены «трое высокопоставленных иностранных военных».

Продолжаются приграничные воздушные инциденты. Например, 17 февраля 2001 г. пара «Мушшаков» нарушила Линию контроля и была обстреляна индийскими средствами ПВО. По данным Дели, один самолет задымил и ушел на свою территорию со снижением. За ним последовал и напарник. Согласно Исламабаду. эта пара совершала учебный полет, случайно сбилась с курса и сразу же вернулась в свои пределы без каких-либо повреждений. Среди индийских потерь отметим сбитый 24 января 2002 г. в районе н.п. Ладакх армейский «Читак». Стороны продолжали активно использовать БПЛА. Так, 29 января пакистанцы сбили «беспилотник» в районе Линии. При этом Исламабад заявил, что за последние 48 часов индийские аппараты дважды нарушали границу. 5 февраля индийцы сделали ответный ход. Согласно их данным, в секторе Пунч был сбит и упал на территорию Индии пакистанский БПЛА. Пакистанские источники говорят, что аппарат вышел из строя из-за технической неисправности. По имеющимся сведениям, это последний летательный аппарат, потерянный в результате индо-пакистанской конфронтации.

Что же дальше? По мнению аналитиков, в случае очередного полномасштабного неядерного конфликта между Индией и Пакистаном последний потерпит поражение. Если посмотреть на расстановку сил с авиационной «колокольни», то сразу становится очевидным превосходство Индии. На 2004 г. она располагала 732 боевыми самолетами против 420 у Пакистана. Правда, большая часть авиатехники устарела физически и морально, что является одной из причин очень высокой аварийности в ВВС Индии. Так, с 1991 г. по 15 июля 2002 г. в летных происшествиях одних только МиГ-21 был потерян 221 экземпляр. Руководство страны и Вооруженных сил проводят мероприятия по улучшению состояния дел. В частности, для замены устаревших машин создан легкий многоцелевой истребитель Tejaz, первые экземпляры которого проходят летные испытания. Радикальное превосходство над пакистанцами индийцам дают Су-30М/МК/МКИ. По состоянию на конец 2004 г. из России поступили 28 самолетов из 50 заказанных, еще 140 должна выпустить по лицензии местная авиапромышленность. Уровень подготовки летного состава весьма высок, что было продемонстрировано в феврале 2005 г. в ходе совместных с американцами учений Соре lndia'04, Индийцы, действовавшие на Су-30, «Миражах» и старых «МиГах», разгромили заокеанских оппонентов, «воевавших» на F-15C.

Пакистанские летчики также отличаются очень хорошей боевой выучкой, и можно не сомневаться, что в ходе воздушных боев они смогут нанести индийцам серьезные потери, включая десяток-полтора Су-30. Однако матчасть PAF в лучшем случае – вчерашний день, ведь наиболее современными самолетами остаются 32 F-16A/B, а численно среди реактивной техники доминируют «Миражи» III/V, китайские F-7 и А-5. Усилия для обновления парка, конечно же, прилагаются. Реальной выглядит поставка 18 F-16C/D, способных нести ракеты AMRAAM и корректируемые бомбы JDAM. Их Белый дом пообещал Исламабаду в качестве «конфетки» за участие в антиталибской коалиции. Необходимо отметить совместную с КНР программу по созданию многоцелевого истребителя JF-17 (FC-1), к которой приложили руку россияне. Она предусматривает поставку ВВС Пакистана 150 машин, первых – не ранее 2006 г. Не исключено, что КНР продаст Пакистану партию своих новейших истребителей J-10, хотя это дело неблизкого будущего. Следует также учитывать, что по своим возможностям китайские новинки существенно уступают Су-30.

В случае же применения ядерного оружия (инициатором видится Пакистан) развитие ситуации выглядит труднопредсказуемым… Впрочем, как показывает противостояние СССР и США, наличие у сторон столь страшного оружия служит мощным фактором сдерживания от агрессивных шагов в отношении друг друга. И надо сказать, что в последнее время отмечаются положительные тенденции в индо-пакистанских отношениях. В частности, президент Мушарраф, считая своим главным противником террористов «Аль-Каиды», предпринял ряд шагов на сближение с Индией, не поленившись даже совершить визит в Дели. Посему не исключено, что стороны наконец-то урегулируют отношения, а их вражда останется достоянием истории.


F7M из 10-й АЭ ВВС Пакистана


Mirage 2000Н из 7-й АЭ ВВС Индии


Один из шести Martime Jaguar, оснащенных РЛС, из 6-й АЭ ВВС Индии


МиГ-27 из 10-й АЭ ВВС Индии


Вячеслав Заярин/ «АиВ» Фото Андрей Совенко, Vecchi Gian Carlo







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх