Воздушные драконы Поднебесной


Часть 4. Боевые действия истребительной авиации

Продолжение. Начало в «АиВ», №№ 4-6'2007, 3, 4'2008, 3-5'2009, 4'2010.

Вот как описывают взаимодействие в боях над Наньчаном и Ханькоу «чижей» и «ласточек» авторы «Боевых действий истребительной авиации…»: «Эскадрилье монопланов ставилась задача атаковать тяжелые бомбардировщики с целью привлечь к себе истребителей и вместе с эскадрильями бипланов продолжать бой только с истребителями противника. Двум эскадрильям бипланов ставилась задача ведения боя только с истребителями противника. Практически это проводилось следующим порядком.

По боевой тревоге в воздух поднимались все три эскадрильи и принимали боевой порядок. Эскадрилья монопланов в строю по звеньям на высоте 4000 м ходила по кругу и следила за указанием стрелы с командного пункта. Эскадрильи бипланов ходили в ожидании противника с превышением: одна – на 1000 м, другая – на 2000 м.

В момент прихода противника эскадрилья (И-16. – А.Д.)… переходила в атаку на бомбардировщиков сверху. После атаки самолеты уходили с набором высоты и вступали в бой, помогая уже дерущимся (И-15. – А.Д.)…

Количество истребителей с обеих сторон в этих боях было примерно равно, поэтому продолжение боя с бомбардировщиками сильно осложнило бы бой эскадрилий бипланов».

Первый крупный воздушный бой с участием советских и китайских летчиков состоялся 18 февраля, когда дюжина «тяжелых» (по китайским меркам) японских бомбардировщиков G3M2 под прикрытием 26 истребителей А5М из 12-го и 13-го авиаполков бомбили Ханькоу. Им навстречу с аэродромов Ханькоу и Сяогань поднялись советские добровольцы и практически вся китайская 4-я авиагруппа – 29 И-16. Ожесточенный воздушный бой длился немногим более 10 минут. По данным историков КНР, китайцы сбили 12 японских самолетов, остальных рассеяли. Это была первая крупная победа ВВС Китая на советских истребителях.

В советском отчете за 1938 г. на листе 34 значится, что в том бою «было сбито 5 бомбардировщиков и 11 истребителей. Китайцы потеряли 6 летчиков…». Однако далее на листе 55 счет побед и потерь уже другой: «…было сбито 11 японских самолетов; китайская авиация потеряла 4 самолета». Шестеро погибших – это комэски Ли Гуйдань и Люй Цзичунь, летчики Ба Цзинчжэн, Ван И, Ли Пэнсян и доброволец л-т Ф.С. Романов.

По данным тайваньских историков, в бою вместе с И-16 участвовали И-15 из 22-й и 23-й эскадрилий. За 12 минут боя китайцы сбили 14 японских самолетов. Собственные потери составили 6 самолетов из 22-й эскадрильи. Погибли 3 пилота, кроме того, выполнивший таран летчик У Динчэнь успешно воспользовался парашютом, таким же образом спасся комэск Лю Чжихань, а получивший ранение его заместитель совершил вынужденную посадку.

Японцы насчитали в том бою по 18 И-15 и И-16. Они заявили, что сбили два И-16 и 14 И-15, а сами потеряли всего четыре А5М. Среди не вернувшихся летчиков был и ведущий группы истребителей л-т Т. Канеко.

25 февраля состоялся другой крупный воздушный бой, теперь уже над Наньчаном. Город атаковали 39 бомбардировщиков (по другим данным – 33) в сопровождении 23 истребителей. По сведениям китайской стороны, для отражения налета взлетели до 40 истребителей, которые сбили 8 японцев. Из советского отчета следует, что в бою участвовали 23 И-15 и 11 И-16, уничтожившие 11 японских истребителей при потере трех своих. «Причем все китайские самолеты были сбиты в первой атаке при выходе из облаков». На документе есть рукописная приписка: «Японцы потеряли 12 истребителей, китайцы – три». По документам известно, что в тот день погибли л-ты однофамильцы Сергей и Николай Смирновы, а также В.Н. Иванович. В фондах РГВА есть и другие данные об итогах того боя над Наньчаном: были сбиты 6 японских истребителей и 2 бомбардировщика.

Японцы подтвердили гибель в бою над Наньчаном только заместителя командира истребительного дивизиона 12-го полка л-та С. Такумы и еще одного рядового летчика. По их данным, 18 А5М из 12-го и 13-го авиаполков столкнулись примерно с 50 И-15 и И-16, сбив 27 из них. Особенно отличился унтер-офицер Т. Ивамото, впоследствии ставший лучшим асом в авиации императорского флота из числа летавших на А5М. В том первом (!) для себя бою он якобы уничтожил 5 истребителей противника и сразу стал асом. Как говорится, no comment…

Западные историки пишут, что 25 февраля 35 G3M в сопровождении 18 А5М атаковали Наньчан. В 11.10 на перехват им взлетели 11 И-16 и 19И-15, пилотируемые советскими добровольцами под командованием А.С. Благовещенского. Они встретили японцев на высоте 3300 м. Первыми атаковали с пикирования И-16, которые были встречены сильным заградительным огнем бомбардировщиков противника. Через несколько секунд в бой вступили И-15. В 10-минутной схватке были сбиты два А5М. Китайские ВВС потеряли один И-15. Еще один И-15 получил значительные повреждения крыла, а 4 вернулись на базу с пулевыми пробоинами.

После этого боя японцы лишь через месяц решились атаковать Наньчан днем. Они задействовали около сотни самолетов, причем половину составляли истребители. Китайцы от боя уклонились, перебазировавшись на запасные площадки.

В целом с середины марта японцы из-за значительного усиления китайской авиации советскими истребителями переключились на ночные налеты. Они использовали четыре лунные ночи для рейдов на аэродромы, и уже в первом налете на Ханькоу сожгли на земле 3 самолета, которые стояли скученно возле взлетной полосы. Оказать действенное противодействие китайцы не смогли, более того, при посадке на плохо освещенную ВПП скапотировали 4 истребителя. Как отмечалось в «Боевых действиях истребительной авиации…», в первых ночных боях «выявилась основная ошибка: наши летчики открывали огонь трассирующими пулями с больших дистанций, чем демаскировали себя и вызывали ответный огонь всех турельных пулеметов противника. В дальнейшем была принята следующая установка: летчик имеет право открывать огонь не дальше 100 м от самолета противника».


Истребитель И-15бис из состава ВВС Китая. Наньчан, начало весны 1938 г.


Не надеясь на свои истребители и наземную ПВО, китайское командование решило засветло перебазировать самолеты с аэродромов Ханькоу и Наньчан на другие площадки или рассредоточивать их по окраинам аэродрома. Это позволило избежать дальнейших потерь, хотя японцы при лунных ночах продолжали атаковать аэродромы и в апреле. Советские военные специалисты признавали, что действия японцев во время этих рейдов были тактически «особо интересными… Они никогда не приходили на цель прямо с маршрута. Во всех налетах до прихода на цель они по нескольку раз меняли направление полета, будучи в 100 км от цели». За ночь приходили 3-4 волны японских бомбардировщиков по 3-6 самолетов с интервалами 30-35 мин. Они могли долго, по нескольку часов, кружить на подходе к аэродрому, выжидая, когда поднятые для его прикрытия истребители выработают горючее и пойдут на посадку. В этот момент японцы старались нанести удар по освещенному посадочному «Т».

Преследование противника оказалось малорезультативным. Двум летчикам даже пришлось покинуть свои истребители на парашютах после того, как, увлекшись погоней, они заблудились и не смогли вернуться на базу. Советские источники говорят, что все же один японский бомбардировщик удалось сбить в районе Наньчана. При этом «… летчику, через зону которого проходили бомбардировщики, удалось незамеченным подойти вплотную к бомбардировщику и расстрелять его». Дата этого события в исследованных документах не приведена, а китайские и японские источники о нем и вовсе умалчивают.

Китайские ВВС наряду с истребителями советского производства продолжали использовать американские «Хоки», английские «Гладиаторы», итальянские «Фиаты» и др. Как вспоминает воевавший в Китае Д.А. Кудымов: «Пользуясь затишьем, Рычагов и Благовещенский организовали своего рода состязания – смотр по технике пилотирования истребителей наньчанской группы, в котором участвовали советские, китайские, американские и английские летчики. Сразу стали видны изъяны западной авиационной техники (морально устаревшие истребители «Кертис-Хоук», «Гладиатор», «Фиат»), особенно заметные в сравнении с советскими «ястребками» И-16, значительно превосходившими своих соперников (по скорости, например, вдвое)».

Во время этого состязания пострадал молодой китайский летчик. «Наблюдая с земли за истребителями, он так шумно и восторженно «болел» за наши И-16 (летал сам Благовещенский), а «Хоуки» и «Гладиаторы» поносил ядреными русскими словами, что вызвал настоящий гнев китайского начальства и был немедленно снят с должности командира звена».

Утверждение, что И-16 превосходил по скорости чуть ли не вдвое всех своих зарубежных «собратьев» – это, конечно, советская фантазия. Впрочем, практически все советские ветераны в своих мемуарах отводили иностранным самолетам, воевавшим в Китае, диапазон максимальных скоростей 130-200 км/ч. Конечно, это не так. Сравнивая И-15, И-15бис, И-16 с западными истребителями, а также японскими Ki.10, Ki.27 и А5М, можно утверждать, что это были самолеты одного поколения. Например, максимальные скорости самых быстрых находились в пределах 440 км/ч (Ki.27, Девуатин D. 510), в то время как И-16 тип 5 мог разогнаться до 450 км/ч. Разумеется, каждый из них обладал своими достоинствами и недостатками. В служебных документах фигурируют многочисленные замеры скоростей, характеристик маневренности и т.д. В целом, китайское и советское командование пришло к общему мнению. Например, в отношении «Гладиаторов» записано, что они «являются хорошими самолетами, по своим качествам занимают промежуточное место между советскими истребителями И-15 и И-16».

Оценку советской авиатехнике давала и западная пресса. Так, в июне 1938 г. специальный корреспондент американской газеты «Вашингтон Пост» М. Гинзбург в статье «Новые крылья Китая» утверждал, что китайцы в боях «пользовались советскими истребителями типа И-15, И-16, легкими бомбардировщиками типа СБ и штурмовиками-бипланами (И-15. – А.Д.). Однако выяснилось, что самолеты типа И-15 и И-16 не подходят для китайских условий из-за их слабой маневренности и большой посадочной скорости. Это привело к значительному количеству поломок. Опыт китайской войны показал преимущества легкоуправляемых самолетов перед скоростными самолетами. По словам американского наблюдателя, одна четверть всех советских истребителей вышла из строя при посадках на плохо оборудованных китайских аэродромах. Лучшими советскими самолетами оказались цельнометаллические легкие бомбардировщики СБ и штурмовики-бипланы. Эти самолеты наносят большой урон японцам во время налетов на аэродромы в Нанкине, Уху иХанчжоу, где было разрушено много японских самолетов».

Надо сказать, что советское командование поставило перед своими посланцами в Китае задачу добыть максимум информации о японской авиатехнике, вплоть до захвата трофеев. Поначалу сведения собирали по крупицам. Так, 16 января 1938 г. из Ханькоу в центр ушли самые первые сведения об истребителе А5М. Утверждалось, что это «точная копия И-16, только на 2,5 м больше размах крыльев (т.е. меньше нагрузка на кв. м, и больше маневренность». Как вспоминает летчик А.З. Душин, в бою 18 февраля он подбил А5М2а, который отремонтировали, а затем его облетали А.С. Благовещенский и Г.Н. Захаров. Этот истребитель доставили в СССР и испытывали в НИИ ВВС. В августе 1939 г. во время учебного боя с И-153 он разбился. Погиб летчик-испытатель Вахрушев.

Японцы также не пренебрегали изучением трофейной авиатехники. После падения Нанкина в их руки попало несколько сильно поврежденных И-16, которые немедленно отправили для исследования в Японию на завод фирмы «Ташикава Эркрафт». Сведений о сравнительных летных испытаниях нет. Гораздо позже японцам удалось заполучить совершенно исправный бомбардировщик СБ, который во время выполнения боевого задания посадил на японском аэродроме в Ханькоу китайский летчик, сдавшийся в плен.

В то время японская пресса всеми силами пыталась доказать, что «китайская авиация окончательно потеряла боеспособность». Так, 9 апреля 1938 г. газета «Асахи» поместила сообщение, где утверждалось: «Китай имеет сейчас всего лишь 220 самолетов, из них 50 – советского производства, несмотря на то, что из СССР ежемесячно ввозится 60 самолетов». Однако спустя всего четыре дня парижский корреспондент «Асахи» напугал японцев «достоверными сведениями из Москвы», согласно которым «на монгольской границе сосредоточено 300 советских самолетов, которые приведены в боевую готовность для переброски в Китай. Они разделены на 50 отрядов под руководством советских пилотов».

Трудно сказать, имели ли эти «достоверные сведения» хоть какую-то связь с разведданными о подготовке перелета эскадрильи СБ под командой Г.И. Тхора из Иркутска через Монголию в Китай. Скорее всего, нет. Вместе с тем японское командование, чувствуя усиление сопротивления китайских истребителей и раздосадованное удачными налетами групп СБ на свои авиабазы, горело желанием взять реванш, организовав мощный удар по Ханькоу, и уничтожить сосредоточенную там авиационную группировку. Налет запланировали на 29 апреля, желая преподнести своеобразный подарок своему Императору ко дню рождения.


Китайские летчики позируют на фоне истребителей «Девуатин» D.510 и «Хок-lll»



Китайцы сейчас пишут, что коварные замыслы японцев своевременно раскрыла агентурная разведка, и о готовящемся налете стало известно во второй половине апреля 1938 г. Командование советских добровольцев во главе с П.В. Рычаговым получило прекрасную возможность заблаговременно провести подготовку к воздушному сражению и на деле проверить тактические нововведения. Незадолго до этих событий для более эффективного противодействия японским налетам решили одновременно использовать истребители наньчанской и ханькоуской групп. По замыслу, истребителям предстояло принять следующий боевой порядок: нижний эшелон, предназначенный для боя с бомбардировщиками, состоял только из И-16 и находился на высоте 4000-4500 м; верхний эшелон занимал позицию на высоте 5500-6500 м.

Воздушный бой 29 апреля стал самым крупным за всю японско-китайскую войну. По воспоминаниям А.З. Душина, в тот памятный день на рассвете на оба аэродрома наньчанского аэроузла поступил приказ всем истребителям срочно и скрытно перелететь в Ханькоу на бреющем полете. Уже к 8.00 там сконцентрировали более сотни истребителей. К 9.00 все самолеты дозаправили, летчики дежурили в кабинах, ожидая приказа на вылет. Первые сообщения от службы ВНОС стали поступать с 10.00. Плотная облачность в несколько слоев закрывала небо, высота нижней кромки составляла 2000-2500 м.

Сейчас целый ряд источников дает описание того знаменитого боя, и нередко они различаются, причем довольно существенно. Поэтому сначала обратимся к официальным советским документам, из которых следует, что все истребители заблаговременно поднялись в воздух. «Японцы летели большой группой: 18 бомбардировщиков шли двумя девятками в колонне на высоте 3,5 км, и их охраняли 36 И-96. Одна девятка истребителей летела впереди и ниже на 50 м в стороне от бомбардировщиков. Остальные летели сзади на 1000 м на высоте 5000 м…». За 5-6 км до Ханькоу небольшая группа И-15 атаковала японские истребители и связала их боем.

Бомбардировщики подошли к цели с юга на высоте 4000 м уже без прикрытия. Выше их на встречном курсе в районе цели находились И-15, а на одной высоте – несколько звеньев И-16. Остальные «ласточки» еще не успели занять позицию и оказались несколько ниже. Китайские истребители последовательно друг за другом атаковали в лоб бомбардировщики и ушли вверх, разворачиваясь для повторной атаки. Один японский «бомбер» загорелся, второй задымил и пошел вниз…

За 3-4 км до летного поля бомбардировщики обстреляла зенитная артиллерия. Первые разрывы легли впереди неприятельского строя, а следующими залпами был сбит ведущий, он сразу задымил и резко пошел на снижение, сбросив бомбы в Янцзы. Некоторые бомбардировщики стали избавляться от бомб, но с курса на аэродром не сворачивали. В это время их атаковала большая группа И-16. Зенитки продолжали вести огонь и угодили в один истребитель, летчику которого пришлось выпрыгнуть с парашютом. Лишь только тогда артиллеристы прекратили стрельбу. Находясь под атакой истребителей, все бомбардировщики сбросили свой груз, не дойдя 1-1,5 км до аэродрома. Бомбы упали на окраину города, около завода, и не причинили повреждений. Когда японцы стали разворачиваться, их снова атаковали И-16. Как отмечают советские источники: «Ошибки японских тяжелых бомбардировщиков, подходящих к цели без сопровождения их истребителей, усугублялись еще и тем, что над целью [они] стали круто разворачиваться на 180-220°. Этим они ухудшили свое положение, находясь большее время под огнем истребителей, даже уступавших им в скорости. Китайские истребители, свободно маневрирующие крутыми разворотами, снова выбирая лучшую позицию после атак для ведения огня». Затем И-16 преследовали противника километров 60-100 на отходе от города. В это время японские истребители продолжали вести тяжелый бой с И-15.

По советским данным, в воздушном бою было сбито 13 японских истребителей и 8 бомбардировщиков. ВВС Китая потеряли в схватке с истребителями 2 самолета (по другим данным – 3). Погибли к-н А.Е. Успенский и л-т Л.З. Шустер.

В брошюре «Боевые действия истребительной авиации…» приведены дополнительные подробности: «При подходе противника к цели две китайские эскадрильи, находившиеся на высоте 5500 м и в стороне от группы, первыми вступили в бой с истребителями противника, которые шли сзади бомбардировщиков на расстоянии 3-5 км, и, связав их боем, окончательно оторвали от бомбардировщиков. Над целью бомбардировщиков атаковали поочередно четыре китайские эскадрильи.

После атаки первой эскадрильи загорелся флагман. В результате атаки второй и третьей эскадрилий загорелись еще два ведущих «бомбера»… Тяжелые корабли с разворотом, со снижением, на полной скорости начали уходить, ломая строй. Их преследовали и уничтожали китайские истребители. Атаки тяжелых кораблей истребители производили с разных сторон. Первая атака производилась сверху, последующие – снизу. Бомбардировщики вели огонь из турельных пулеметов только из верхних задних кабин. Огня вниз и вперед не было замечено».

В том бою счета своих побед пополнили многие советские добровольцы. Так, будущий дважды Герой Советского Союза N9 2 Г.П. Кравченко сбил два (или три) самолета. Но в итоге и его, оторвавшегося от группы, зажали четыре японца и подожгли. От гибели Кравченко спас пришедший на помощь А.А. Губенко. Из различных источников следует, что Кравченко то ли благополучно выпрыгнул с парашютом и упал в озеро, откуда его вытащил старый китаец, то ли совершил вынужденную посадку с убранным шасси на одном из небольших островков в русле Янцзы.

Продолжение следует


Сергей Шумилин/ Харьков

Фото предоставлены автором







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх