Комнатный «Торнадо»

Модель Tornado Gr.1 фирмы Revell (М 1:72). Моделист С. Шумилин


Плод евроинтеграции – реактивный истребитель-бомбардировщик и перехватчик «Торнадо» был и до сего времени остается весьма популярным прототипом у модельных фирм. Ассортимент наборов достаточно велик, а выполнены отливки в самых разнообразных масштабах – от «мелкого» 1:144 до «гигантского» 1:32. С идентификацией же происхождения той или иной модели «Торнадо» часто возникают затруднения, т.к. спроектировать ее могла одна фирма, а паковать в свои коробки другая. Например, Revell более двух десятилетий занималась лишь перепаковкой отливок других производителей в свои коробки и лишь в 2001 г. разработала собственный набор.

Для систематизации всего этого многообразия ниже помещена таблица моделей «Торнадо» по типам самолета, масштабам и фирмам-производителям.


Первой в 1975 г. появилась модель прототипа «Торнадо» – самолета МЯСА, изготовленная фирмой Airfix. В 1980-х гг. британские Airfix и Matchbox выпустили британские модификации «Торнадо» (соответственно GR.1 и F.3), а итальянская Italeri – «континентально-европейские» варианты: IDS и ECR. Французская же фирма Heller, доработав набор от Airfix, тогда же продавала модель «Торнадо» GR.4.

Сегодня из них на рынке присутствует лишь набор от Italeri, но он по своему уровню уже продукт «прошлого века». Единственно, чем он может быть интересен, – находящаяся в его комплекте огромная подфюзеляжная бомбовая кассета MW-1, которую больше в пластике не делали.

В 1990 г. японская фирма Hasegava выпустила в своей «королевской» К-серии сразу четыре варианта «Торнадо»: GR.1 и IDS (RAF/RSAF), IDS»(Luftwaffe), IDS (Italian AF), а также британский перехватчик F.3. Все они выполнены на традиционном для этого производителя уровне – хорошо собираемые, с аккуратной внутренней расшивкой, неплохо проработанные. Они и до сих пор считались бы наиболее деталированными в масштабе 1:72, если бы в 2001 г. фирма Revell не нанесла «ответный удар». Она предложила коллекционерам варианты: ECR, GR.1 и IDS. Их общей основой является Tornado IDS, а остальные модификации получаются лишь добавлением необходимых элементов. Базовый набор состоит из 133 деталей (из них 10 прозрачных), вариант ECR включает 155 позиций, a GR. 1 стал настоящим рекордсменом – 198! Где вы еще найдете такое количество фрагментов у модели в масштабе 1:72, упакованной в коробку 25x20 см? Этот набор отличается подробной деталировкой (хорошо проработана кабина, тормозные щитки даны отдельными деталями, неплохо выполнены стойки и ниши шасси). Благодаря качественному литью обеспечивается достоверная расшивка – тонкая внутренняя, а в ряде мест дополненная аккуратной внутренней клепкой (к слову, это единственная известная мне модель «Торнадо», на которой правильно отражена ВСЯ расшивка). В наборе имеется очень подробная декаль – и это в сочетании с доступной ценой и распространенностью. В целом собранная модель выглядит пропорциональной, и ее формы относительно прототипа не искажены (замечание можно сделать лишь в адрес носового конуса, который должен больше походить по форме на «шлем русского воина»).

Но и на солнце есть пятна. Базовые размеры для Tornado IDS – длина/размах, взятые из чертежей, опубликованных в журнале «АиВ» № 2'2009 г., составляют в масштабе 1:72 232x193 мм, тогда как продукт от Revell – 243x201 мм.

Собирается набор без особых проблем. Нужна лишь шпаклевка на нижней части стыка передней и основной частей фюзеляжа. Ненадежно крепление поворотных пилонов, которые должны сохранять параллельность направлению полета при повороте консолей – их оси, вставляемые в нижнюю половинку консолей, крепятся изнутри разжимными пластиковыми стопорными шайбами. Вся эта конструкция легко ломается в процессе дальнейшей сборки и покраски модели, а восстановить ее очень сложно, так как половинки консолей крыла к этому времени уже склеены и стопорные шайбы находятся внутри них. Поэтому с самого начала эти крепления лучше заменить металлическими (изготовленными из игл или скрепок).

Безальтернативной пока остается «хасегавовская» модель перехватчика Tornado F.3 Однако она потребует серьезной доводки. Прежде всего, ее деталировку желательно подтянуть хотя бы до уровня новой модели Revell. Кроме того, при всей своей аккуратности расшивка японской модели лишь похожа на оригинал. Большинство ее линий расположено не на месте, а лючки – неверных размеров. Больше всего неточностей на «брюхе» модели. Так, ниши для крепления передних ракет Sky Flash смещены назад (их следует передвинуть на 3-4 мм вперед, вплотную к нише носовой стойки шасси), в задней части «брюха» отсутствуют два крупных патрубка, а имеющиеся ближе к нишам шасси обтекатели неверны и по форме, и по расположению.

Процесс доводки моделей «Торнадо» в масштабе 1:72 сегодня существенно облегчается тем, что для них фирмами Aires, Eduard , Flightpath, Verlinden выпускается большое количество так называемого афтермаркета (дополнительных деталей из смолы и фототравление).

Во все более популярном сегодня масштабе 1/48 модели «Торнадо» выпускали Airfix, ESCI, Italeri, а с прошлого года к ним присоединилась и китайская Hobby Boss.

В конце 1980-х гг. Italeri разработала набор «Торнадо» IDS, который после «Бури в пустыне» перезапустила в варианте Tornado IDS /GR.1. Чуть позже появился еще один набор – Tornado «Navy Strake Fighter», отличавшийся лишь ассортиментом вооружения и декалью.


Модель Tornado Gr.1 фирмы Italeri (М 1:48), конверсированная моделистом Pioro De Santis в британский Tornado Gr.4


Tornado Gr.1 фирмы Revell (M 1:32), конверсированный моделистом Mike Williams в британский Tornado Gr.4


Модель Tornado IDS /GR.1 включает более 150 деталей (в том числе 9 прозрачных). Несмотря на небольшое для 48-го масштаба количество деталей, она неплохо передает вид самолета и не имеет грубых геометрических погрешностей. Набор комплектуется декалью на четыре варианта – два британских (с характерной бортовой «живописью»), итальянский и немецкий. Расшивка внутренняя, но несколько глубокая. Хотя она сделана довольно подробно, однако многие выступающие наружу детали или не сделаны совсем, или же размещены не на своем месте, особенно это касается хвостовой части фюзеляжа в районе сопел двигателей. Фюзеляж, состоящий из четырех частей, собрать вместе не так и просто. Необходимо добиться хорошего совпадения сопрягающихся сечений носовой и задней частей, для чего в задней части фюзеляжа приходится устанавливать регулировочные распорки. И все.равно, место стыка приходится обильно шпаклевать, а последующая зачистка уничтожает близлежащие линии расшивки. Деталировка кабины экипажа довольно примитивна, хотя на боковых панелях кабины и сделан рельеф, которым попытались отобразить имеющиеся здесь кнопки и тумблеры, но по расположению они совершенно не соответствуют оригиналу, да и выглядят грубовато. Не улучшают впечатления и катапультные кресла, собираемые из трех деталей. Подобный примитивизм несомненный минус модели, кабина которой прекрасно просматривается через фонарь больших размеров. Хотя в нишах шасси имитированы трубопроводы и силовой набор, но наличие тут же следов от толкателей пресс-формы (удаление которых очень трудоемко) сводит эту «красоту» на нет. Сами же стойки шасси очень упрощены.

Развитая механизация крыла, имеющаяся у реального «Торнадо», на модели дана лишь расшивкой. При желании сделать модель более зрелищной за счет выпущенных закрылков придется обращаться к дополнительным смоляным наборам фирмы Paragon Design. Вооружение в наборе вполне соответствует тому, что обычно использовали британские «Торнадо» в ходе операции «Буря в пустыне», и включает четыре свободно- падающие бомбы, подвешиваемые на длинные пилоны под фюзеляжем (к сожалению, они упрощены – нет наплывов, скрывающих замки), два малых ПТБ, два контейнера РЭБ Sky Shadow и два контейнера BOZ 107.

В «морском» наборе подвесное вооружение включает две противокорабельные ракеты Kormoran, четыре свободнопадающие бомбы, ракеты AIM 9 Sidewinders и контейнеры BOZ 107.

Подводя итог, можно сказать, что к плюсам модели Italeri можно отнести неплохое геометрическое соответствие прототипу, разнообразное подвесное вооружение, хорошую декаль и умеренную цену. К минусам – проблемы при сборке, решение которых требует большой работы со шпатлевкой и шкуркой, значительный объем исправлений мелких неточностей, скудность деталировки кабины.

Нужно заметить, что к этой модели разработано большое количество различного афтермаркета. Так, российская фирма «НеОмега» выпускает смоляной набор интерьера кабины и катапультные кресла. Фирма Paragon Design выпускает сразу несколько наборов: механизация крыла, колеса, сопла, исправленный стабилизатор. Металлические стойки шасси льет фирма Aeroclub, а чешская фирма Eduard предлагает наборы фототравления.

Поскольку набор от Italeri далек от идеала, любители 48-го масштаба с нетерпением ожидали заявленных фирмой Hobby Boss новых «Торнадо» модификаций IDS и F.3, надеясь получить продукт, выполненный на современном технологическом уровне – «правильный», хорошо деталированный и легко собираемый. Однако их надеждам не суждено было оправдаться полностью.

Первой в конце 2009 г. появилась модель «Торнадо» IDS, а через полгода за ним последовали ECR и ADF (F.3). Хотя деталировка по подробности действительно оказалась на высоте, но правильность и собираемость модели «подкачали».

Самым неприятным является то, что китайцы существенно ошиблись, разрабатывая обводы передней части фюзеляжа. Они сделали очень плавный, «аэродинамичный» переход от прямоугольного сечения носовой части фюзеляжа в районе кабины к круглому в районе обтекателя РЛС. В результате на модели получилось заметное сужение фюзеляжа к носу, примерно от середины кабины, тогда как на реальной машине данное сужение начинается от пушечных портов и гораздо более резкое. Не удался китайцам и киль, в основании он «надут», как воздушный шарик. В результате искажена форма наплыва под расположенный здесь воздухозаборник, который получился округлым, хотя на реальной машине верхняя и нижняя кромки его наплыва параллельны. К тому же, законцовка киля слишком вздернута вверх. Неверна и форма законцовок стабилизаторов. Слишком толстой получилась неподвижная часть крыла, из-за чего радиус ее передней кромки переразмерен.

При установке фонаря в месте его стыковки с гаргротом получается ступенька. Также она возникает и при стыковке воздухозаборников с фюзеляжем – высота воздухозаборника слишком велика даже учитывая то, что в его верхней части должна оставаться щель.

В результате праздника не получилось. Кроме того, и цена набора вышла далеко не «китайской» (стоимость моделей от Hobby Boss и Italeri в известном британском модельном магазине Hannants составляет 37 и 13 фунтов, соответственно). Однако нельзя отрицать, что деталирован «Торнадо» от Hobby Boss гораздо богаче, да и собирается он все же легче, чем более точная модель Italeri. И если не стремиться к абсолютной копийности, не рассматривать данную модель как объект, на котором можно продемонстрировать свои таланты, то собранный прямо «из коробки» продукт от Hobby Boss будет вполне достойно передавать образ настоящего «Торнадо».

В масштабе 1:32 «Торнадо» делает фирма Revell. В настоящее время это относительно новые, хорошо деталированные и аккуратные наборы вариантов GR.1/ IDS и ECR (разработаны в 1997 г.). Размеры собранной модели в 32-м масштабе впечатляют – 56 см в длину и 43 см размах крыла, а для описания ее сборки потребовалась инструкция на 27 страниц. Набор имеет подробно проработанный интерьер кабины с прекрасно выполненными катапультными креслами Martin Baker Mk.10. Отдельной деталью дан носовой конус, под которым имеется детально проработанный радар. Заправочная штанга и воздушные тормоза могут устанавливаться в выпущенном и убранном положениях. Удачно сформированы ниши основных стоек шасси с большим количеством деталей в них. Очень хорошо деталированы сопла двигателей. Литники с вооружением включают две управляемые бомбы с лазерным наведением, четыре 1000-фунтовые свободнопадающие британские бомбы, подвесные контейнеры Sky Shadow и BOZ 107, кроме этого, имеются два 1500-л топливных бака и пара огромных 2250-л ПТБ Hindenburg.

Сборка модели не вызывает особых проблем, однако возникает необходимость в существенной подгонке и шпатлевке места посадки носового конуса, а также стыка передней и задней частей фюзеляжа в районе кабины. Если же делать модель с откинутым в сторону носовым конусом, возникает вопрос, куда устанавливать 60-граммовый груз, необходимый для устойчивости собранной модели.

И в заключение упомянем о моделях «Торнадо» в масштабе 1:144. Сегодня лучшим «Торнадо» IDS/GR.1 в данном масштабе считается набор, выпускаемый Revell. Это перепаковка модели, разработанной фирмой Dragon в 1990-х гг. Кроме них, ударные «Торнадо» в этом масштабе делали фирмы LS, ARM, WSN (Китай), а перехватчик F.3 – Dragon.


Tornado F.3 (per. № ZG797/ килевой код GF) из 43-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Шотландия, 20 июля 2006 г.


Tornado GR.4A (per. № ZA401/ килевой код XIII) из 13-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Англия, 23 марта 2005 г.


Tornado F.3 (per. № ZE735/ килевой код TG) из 56-й АЭ Королевских ВВС Великобритании. Авиабаза Нортхолт, 10 июня 2006 г.


Tornado IDS (per. № ММ7006/ борт 6-31) из 154-й АЭ ВВС Италии.Авиабаза Фейфорд, 13 июля 2008 г.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх