ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В БОЯХ


(История боевого применения истребителя МиГ-15)

Александр В. Котлобовский/ Киев

Фото из архива автора


МиГ 15 ВВС КНДР

30 декабря 1947 г. летчик-испытатель В.Юганов впервые поднял в воздух опытный истребитель и-310. Машина оказалась столь удачной, что через три месяца началось ее серийное производство под индексом МиГ-15. Самолет выпускался в различных модификациях и на протяжении многих лет был основным истребителем ВВС Советского Союза и ряда дружественных стран. Всего в СССР выпущено около 20000 "машин данного типа, По лицензии самолет строился также а Польше и Чехословакии, МиГ-15 оставался на вооружении ВВС различных государств до конца 60-х гт,, а около 200 МиГ-15УТИ эксплуатируются по сей день. Большое количество этих машин находится на хранении в странах СНГ и Китае.

"Пятнадцатому" пришлось много повоевать. К сожалению, его боевая биография освещалась значительно меньше, чем ратные дела «младших братьев» - МиГ-17 и МиГ-21. Данное исследование - попытка рассказать о славном боевом прошлом одного из самых известных истреби гелей мира.


Шанхайский дебют

В 1950 г. СССР направил в Китай по просьбе его правительства специальную группу ПВО под командованием генерал-лейтенанта П.Ф. Батицкого для защиты Шанхая от налетов гоминьдановской авиации. Это соединение перебросили по железкой дороге из Подмосковья и разместили на аэродроме Сюйчжоу. В группу входил и 29-й Гвардейский истребительный авиаполк Героя Советского Союза подполковника А.В. Пашкевича, первым в СССР получивший МиГ-15.

Боевой счет на МиГ-15 был открыт 24 апреля, В этот день замкомполка Келейников встретил над морем гоминьдановский разведчик Р-38 Ligtning и подбил его. Лайтнинг, дотянул до одного из островов архипелага Чжоушэнь, упал в 150 метрах от ВПП. Позже Келейникову засчитали это как победу.

Вновь МиГи отличились через две недели, В ночь на 11 мая радары ПВО обнаружили три воздушные цели, которые вскоре идентифицировали как бомбардировщики В-24 Liberator. На перехват поднялась пара МиГ-15, ведомая командиром 4-й эскадрильи капитаном И.И.Шинкаренко. Истребители быстро сблизились с одним из «Либерейторов», Разница в скорости была столь велика, что Шинкаренко пришлось выпустить щитки, закрылки и даже шасси своего самолета, чтобы избежать столкновения с противником. Внезапный огонь китайских зениток значительно затруднил действия истребителей, тем не менее капитан занял удобную позицию и с минимальной дистанции расстрелял «Либерейтор*. Бомбардировщик взорвался, а МиГ-15 едва не попал под его обломки. Оставшиеся два В-24 развернулись и ушли.

Всего с апреля по октябрь 1950 г. в районе Шанхая пилоты МиГ-15 выполнили около 50 боевых вылетов, в которых сбили 3 и принудили к посадке 2 самолета противника,** Были и потери: в результате летного происшествия погиб летчик Простеряков. В октябре 1950 г, передав самолеты китайцам, 29 ГИАП убыл на корейский фронт.


Корейская эпопея

Участие в корейской войне явилось важнейшей вехой в боевой биографии МиГ-15, принесшей ему мировую известность, В корейском небе МиГам пришлось столкнуться с серьезным противником - авиацией войск ООН, состоявшей в основном из частей ВВС США.

В начальный период воины американцы практически полностью уничтожили сееерокорейскую авиацию и безраздельно господствовали в воздухе. Однако с ноября 1950 г., когда в КНДР начали прибывать советские и китайские авиаполки, вооруженные Ми Г-15, ситуация кардинально изменилась,

В боевых действиях в Корее принимали участие советский 64 -й отдельный истребительный авиакорпус, состоящий из полков ВВС, ПВО и Тихоокеанского флота (ТОФ). и Объединенная китайско-корейская воздушная армия (ОВА).*** Базирование осуществлялось на аэродромах Аньдун, Мяочоу, Дапу, Дагушань, Советским летчикам запрещалось действовать над морем и южнее линии Пхеньян-Вонсан и поначалу вести переговоры в эфире на русском языке. Район южнее реки Ялуцзян американцы вскоре назвали аллеей МиГов».


Боевые действия советских авиаполков

С ноября 1950 г, по апрель 1951 г, в КНДР воевали 28-я, 50-я истребительные авиадивизии и 151-я Гвардейская ИАД, дислоцировавшиеся ввиду неготовности других баз на Мухденском аэродроме. Их боевая работа началась уже 1 ноября 1950 г., когда летчик 72 ГИАП ст. л-т Чиж сбил истребитель F-510 Mustang, открыв счет побед МиГ-15 в Корее. В тот же день с Мустангами встретились пилоты 28 ГИАП. но противник ушел на малой высоте за близкую линию фронта.

8 ноября 1950 г. произошел первый в истории авиации бой между реактивными самолетами. По данным зарубежной печати, четыре истребителя F-80C Snooting Star 16-й A3 ВВС США встретились в районе реки Ялуцзян с семью МиГ-15. МиГи, пользуясь превосходством в скорости и скороподъемности, оторвались от F-80 и, выполнив боевой разворот, атаковали противника со стороны солнца. В итоге минимум один Шутинг Стар был сбит. Американцы записали на счет лейтенанта Р. Брауна один МиГ-15. По советским данным„ этот бой провела не семерка, а четверка 28-го ГИАП, В бою получил повреждения один МиГ, но он вернулся в Мукден и был отремонтирован.

На следующий день произошел первый бой «пятнадцатых» с палубными самолетами: 18 МиГов 139 ГИАП встретились с истребителями F9F-2 Panther, F4U-4 Corsair и штурмовиками А-1 Skyraider. Из почти полусотни американских самолетов МиГи уничтожили шесть, причем три победы одержал командир 1-й АЭ Михаил Грачев. К сожалению, Грачев погиб в этом бою - оторвавшись от своих, он был сбит четверкой Пантер.


F-80C Shooting Star из состава 80-го FBS


F-86A Sabre на взлете


Истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet


Бомбардировщик В-26С Invader из состава 729-го BS


Особым противником МиГов в Корее были бомбардировщики В-29 Superfortress чрезвычайно досаждавшие корейско-китайским сухопутным войскам, По американским данным, впервые эти самолеты встретились 4 ноября, когда группа советских МиГ-15 атаковала и повредила разведчик RВ-29.

Счет уничтоженных «Крепостей» МиГи открыли 9 ноября, когда летчики Н,И, Подгорный (67 ИАП) и A3. Бордун (72 ГИАЛ) сбили по одному В-29. Подгорный повредил также RB-29, но был вынужден срочно выйти из боя, т.к. его МиГ получил пробоину кислородного баллона. Американцы засчитали сержанту X. Лейвину сбитый МиГ, но фактически этот самолет после ремонта вновь принял участие в боях, 6 декабря шестерка МиГов капитана СИ. Науменко (29 ГИАП) встретила в воздухе и уничтожила три В-29. В этом бою погиб летчик Сериков.

Значительные потери заставили американцев ускорить отправку в Корею новых истребителей F-86A Sabre. 17 декабря 1950 г. произошел первый бой между «Сейбрами» и МиГ-15. Бой закончился а пользу американских пилотов -лейтенант 336-й АЭ Брюс Хинтон сбил МиГ из 29-го ГИАП. Через пять дней в групповом воздушном бою летчик 177-го ИАП Н.Е. Воробьев одержал первую победу над «Сейбром». Общий итог боя сбито 3 F-86 и 2 МиГ-15. По американским данным, в этом бою был потерян один Sabre и сбито 6 МиГов.

Последний бой в небе Кореи 50-я авиадивизия провела 24 января 1951 г. Тогда летчики 29-го ГИАП и 7-го ИАП ВВС КНР сбили 11 F-84 Thunderjet, при этом советский полк потерял летчика Гребеикина а китайцы 2 МиГа и одного пилота. 1 марта 151-я авиадивизия провела свой самый крупный бой - было сбито 3 Крепости и 1 Сейбр. По западным данным, в этом бою получили повреждения десять В-29, три из которых разбились при посадке. Так завершилось пребывание в Корее первого состава 64-го авиакорпуса.

Новый этап воздушной войны начался в апреле 1951 г., когда в КНДР прибыла 324-я ИАД под командованием трижды Героя Советского Союза генерал-майора И.Н. Кожедуба, В августе прибывает 303-я ИАД генерал-майора Г.А. Лобова. Деятельность этих авиадивизий в Корее -наиболее результативный период в боевой биографии МиГ-15.

Прежде всего удалось добиться существенных побед над В-29. Первое чувствительное поражение -Суперфортрессы» потерпели 12 апреля. В этот день 40 В-29 шли на бомбардировку железнодорожного моста через р. Ялуцзян, Им на перехват поднялись 36 МиГ-15, которые сбили 9 «Крепостей».

Через полгода произошел бой, ставший переломным моментом в борьбе с В-29. 30 октября 21 Суперфортресс направлялся для нанесения удара по аэродрому Намси, Их сопровождали почти 200 истребителей различных типов. Эту группировку засекли наземные средства обнаружения, и в воздух было поднято 44 МиГ-15 обеих дивизий. Еще 12 машин оставались на земле в качестве резерва. Летчики получили приказ уничтожать бомбардировщики, по возможности не ввязываясь в бой с прикрытием. МиГи пошли в атаку парами, пикируя через строй американских истребителей, которые вынуждены были отворачивать в стороны, чтобы избежать столкновений. В результате, по данным генерала Лобова, советские летчики сбили 12 В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие «Крепости» получили повреждения практически каждый вернувшийся экипаж привез убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один МиГ-15.


Трофейный МиГ-15бис на испытаниях в США


Участники боя 4.12.1950 г. с RB-45 Tornado летчики 29-го ГИАП А.Ф, Андрианов (слева) и А.К. Курносое (справа), Аньдун, 1950 г. Фото из архива И.А. Сеидова


Летчики 3-й АЭ 17-го ИАП, 1951 г. В первом ряду (слева направо): Щербаков, Быков, Николаев. Во втором ряду: Волков, Докошенко (1 1 побед), Хвостонцев (4 победы), Благов. Фото из архива И.А, Сеидова


В историю ВВС США этот день вошел как "черный вторник". После него трое суток ни один американский самолет не появлялся в зоне действия МиГов. Лишь через месяц три В-29, прикрываемые "Сейбрзми", попытались вновь совершить налет в дневное время на переправы через р.Ялуцзян. Однако МиГи сбили все три машины. После этого поражения "Крепости" применялись исключительно ночью.

Период с февраля 1952 г. по 27 июля 1953 г. оказался наиболее тяжелым для советских летчиков. Американцы, учтя печальный опыт 1951 г., улучшили подготовку своих пилотов, изменили тактику, ввели в бой новые модификации "Сейбра» F-86E и F-86F С другой стороны, очередную замену летного состава Москва провела не должным образом: на место обстрелянных частей на фронт прибыли «не нюхавшие пороху» летчики, в большинстве своем имевшие налет на МиГ-15 не более 50-ти часов. Передачи боевого опыта «из рук в руки» не произошлo. Это привело к тому, что потери МиГов возросли, а число сбитых ими самолетов уменьшилось. Успехи 1951 г, больше не повторялись.

Пожалуй, самым, «неудачливым» полком был 494-й ИАП. Так, летом 1952 г. при перехвате группы F-84 истребители этой части сами подверглись атаке Сейбров. В завязавшемся бою им удалось сбить лишь один американский самолет, потеряв при этом два своих. За все время, проведенное в Корее, только одна 3-я эскадрилья потеряла 11 машин и 2 летчиков.

Вместе с тем истребители 64-го корпуса в этот период одержали ряд примечательных побед, в том числе над несколькими известными пилотами ВВС США. Например, капитан 913-го ИАП Карпов сбил полковника Хеллера, одержавшего в двух войнах 9 побед. Хеллер оказался в плену, а Карпов позже погиб в бою с пятью «Сейбрами». Большого успеха добилась пара М. Аверина из 148-го ГИАП, сбившая 10 февраля 1952 г, ведущего аса ВВС США в Корее майора Д. Девиса. Американский пилот, имевший 14 побед в этой войне и 7 - во второй мировой, не смог покинуть горящий истребитель. Он был настолько популярен среди своих коллег, что командование объявило 3-хдневный траур по знаменитому летчику.

Нередко в воздухе происходили настоящие сражения. Так, 9-го сентября 18 МиГов 726-го ИАП сбили в одном бою 14 F-84 и еще 2 повредили. Свои потери составили 3 самолета и 2 летчика.

Особенностью последних полутора лет волны являлось применение американцами бомбардировочной авиации в основном в ночное время. Помимо В-29 для таких действий привлекались B-26 Invader и некоторые другие ударные самолеты. Специально для борьбы с ними были выделены 351-й и 298-й ИАП, а также по одной эскадрилье в 224-м, 535-м ИАП и 147-м ГИАП. Первую ночную победу на МиГе в Корее одержал майор 351-го полка A.M. Карелин. В конце мая 1952 г. он поднялся на перехват В-29. Увидев бомбардировщик в лучах прожекторов, истребитель сблизился с ним и почти в упор расстрелял.

В целом участие советских истребителей в корейском конфликте можно считать вполне успешным. Они сражались с противником на равных, а в период с апреля 1951 г. по февраль 1952 г. в зоне своей ответственности обладали даже некоторым превосходством в воздухе.

Вот далеко не полный список пилотов, одержавших на МиГах пять и более побед, т.е. асов: 21 победа ; Сутягин Н.В. 20 побед: Пепеляев Е.Г 15 побед: Сморчков А А, Субботин СП., Щукин Л  13 побед; Крамаренко СА 12 побед: Сучков, Шеберотов Н.К. 11 побед: Бахаев СА, Докошенко МП, Оськин Д.И., Охай ГУ., Пономарев М.С., 10 побед: Гесь ГИ,, Милаушкин П.С, Самойлов ДА 9 побед: Михин М.Н., Забелин НВ, 7 побед: Бабонин Н.Н., Заплавнев И.М.,Иванов Л.М., Федорец СА. 6 побед: Бокач Б.В.. Вишняков СФ., Замескин Н.М,, Николаев АЛ., Никулин П.Ф., Бойцов АС, Пулов ГИ., Карелин A.M., Хвостонцев В.М. 5 побед: Абакумов Б.С, Белоусов В.И., Берелидзе Г.Н., Богданов Г.И., Герасименко Н.И., Данилов С.Д., Корниенко Н.Л., Кочегаров A.M., Лепи ков ВА, Науменко СИ., Образцов БА, Шеламанов Н.К., Шкодин КИ., Башман А.Т. Многие летчики получили государственные награды, а 22 из них стали Героями Советского Союза. Интересно отметить, что Кожедубу принимать участие в боях запрещалось, да и Лобов поднимался в воздух не часто. Поэтому 4 сбитых генералом Лобовым F-80 выглядят солидным достижением.


Действия китайских и корейских пилотов

Объединенная китайско-корейская воздушная армия принимала участие в боях с середины 1951 г. Но были и исключения, например, китайский полк в составе 50-й идд.

* Автор встречал в некоторых источниках и отличающиеся от вышеприведенных данные, например: Пепеляев Е.Г, - 19 побед, Оськин Д И. - 15, Милаушкин П,С и Субботин СП, - по 7. Гесь Г Ж - 6. Шкодин НЖ~ 3.


Командир 196-го ИАП Е.Г. Пепеляев, Аньдун, лето 1950 г.


Комэск Ван Хай у своего МиГа



Большинство летчиков КНР обучались советскими инструкторами и направлялись в бой, что называется, прямо с парты. Но встречались и ветераны, воевавшие с японцами и коммунистами в составе гоминьдановской авиации. Как отмечали каши летчики, китайцы дрались храбро, но в бою теряли осмотрительность, что вело к потерям.

Главной задачей китайцев была работа по штурмовикам и бомбардировщикам. Их встречи с «Сейбрами» часто заканчивались весьма плачевно. Однажды восемь МиГ-15 ВВС КНР (4-й И АД) подверглись внезапной атаке 12-ти F-86. Пилоты пятнадцатых растерялись, и все были сбиты. Один из них погиб.

Не имея запрета полетов над морем, китайцы создали специальную группу для действий против американской и английской палубной авиации. 26 июля 1952 г. четверка МиГ-15 этого соединения встретила четверку английских штурмовиков Firefly с авианосца «Оушн». Два британских самолета были сбиты, один поврежден, но дотянул до своего корабля, 6 февраля 1953 г. пара МиГов перехватила четверку Файрфлаев с авианосца «Глори» и уничтожила одну машину

И все же отсутствие должного опыта у многих китайских летчиков сказывалось и приводило к потерям даже в боях с поршневыми машинами. Так, 9 августа 1952 г. восемь МиГ-15 неудачно атаковали четверку британских истребителей Sea Fury: англичанам удалось сбить один китайский самолет и два повредить (английские потери - два подбитых), В тот же день они подбили еще три МиГа, а на следующий - еще два. Ш сентября 1952 г. пара «Корсаров» из АЭ VMA-312 морской пехоты США провела бой с пятью МиГ-15. Обе стороны потеряли по самолету. Однако в ходе боевых действий мастерство китайских пилотов росло, и среди них появились настоящие асы: Ван Хай и Чжао Бао-тун одержали по 9 побед: Ли Хань, Лу Минь и Фан Ванчжоу - по 8; Сунь Шэньку - 6 побед.




Летчик 147-го ГИД П капитан Н.И. Ш ко дин


Что касается корейцев, то они почти всю войну летали на поршневых самолетах, МиГи у них появились лишь в конце 1952 г. Интересно отметить, что в КНДР были единственные е мире женщины-пилоты, воевавшие на реактивных машинах. Делали они это весьма успешно* а одна из них - Тхя Сен Хи - командовала эскадрильей и стала Героем КНДР. Однажды возглавляемая ею восьмерка МиГов провела бой с чисто женским изяществом и коварством. Умело маскируясь на фоне местности, корейские летчики в этом вылете преследовали группу F-84, прикрываемую «Сейбрами», Так они пересекли 38-ю параллель и подошли к аэродрому противника. Пребывая в полной беспечности, истребители прикрытия ушли на свою базу, а Тандерджеты стали заходить на посадку. К ним пристроились МиГи, которых только теперь обнаружили наземные средства ПВО. Однако появление пятнадцатых за линией фронта было явлением настолько редким, что американцы, вероятно, расценили этот случай как массовую сдачу в плен и огня не открыли. Воспользовавшись таким гостеприимством, Тхя со своими подчиненными нанесла неожиданный удар. В результате корейцы ‹сбили 7 штурмовиков и без потерь ушли на бреющем.

Добивались пилоты КНДР побед и над «Сейбрами», Так, 36 сбитых и 10 поврежденных F-86 числится за эскадрильей, которой командовал Ким Ди Сан. На счету самого Кима 6 уничтоженных и один подбитый американский истребитель, А самым результативным корейским асом на МиГ-15 стал Кам Ден Дек, одержавший 8 побед,

(Продолжение следует)

Алексей И; Чернышев/ Харьков

Фото издательства Squadron/ Signal Publication








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх