Машины разграждения


Устройство «Джонс Онион», смонтированное на танке «Черчилль». На раме, закрепленной между двумя рычагами, закреплялся заряд взрывчатки, который доставлялся к препятствию и подрывался после отхода машины на безопасное расстояние.

Во время Второй мировой войны англичане использовали в качестве машин разграждения БРЭМ на базе танка «Черчилль», которые по своим характеристикам наиболее полно отвечали предъявляемым требованиям. Для разграждения использовали специальные заряды взрывчатки, которые доставлялись бронированной машиной в указанное место и затем подрывались. Таким способом устранялись препятствия различных типов - от противотанковых надолбов до завалов на маршруте и даже зданий.


Удлиненные заряды

Для разграждения и проделывания проходов использовались заряды различных типов. Иногда это были небольшие ящики, иногда - длинные шланги, заполненные взрывчатым веществом. Последние получили название удлиненных зарядов, иногда их называли «Бангалорская торпеда». Удлиненные заряды применяли, как правило, для проделывания проходов в минных полях и заграждениях из колючей проволоки, но они были пригодны и эффективны и для выполнения других задач.


«Джонс Онион»

Заряды доставлялись к месту применения с помощью специальных устройств, смонтированных в передней части БРЭМ. Эти устройства, впервые появившиеся в 1942 году, имели условное наименование «Джонс Онион» («луковица Джонса») и представляли собой раму, закрепленную между двумя длинными рычагами, расположенными по бортам машины. На подходе к месту разграждения рама опускалась специальным тросом на грунт и устанавливалась таким образом, чтобы заряды соо взрывчаткой были направлены в сторону воздействия. БРЭМ отходила на безопасное расстояние, подрыв заряда осуществлялся с помощью электродетонаторов, команда передавалась по проводам.

В1942 году было создано и другое устройство, получившее кодовое обозначение «Морковка». Оно отличалось еще большей простотой, чем «Луковица», и представляло собой заряд, закрепленный в передней части БРЭМ на длинном стальном рычаге. Предполагалось, что БРЭМ будет доставлять заряд к месту применения и подрывать его там. Было разработано два типа зарядов - стандартный массой взрывчатки 11,34 кг и уменьшенный («Малая морковка») весом 5,44 кг. Устройства прошли полигонные испытания, но в 1943 году от этой идеи отказались и в войска такие устройства не поставлялись. Устройство «Козел» напоминало «Джонс Онион», но значительно превосходило его по массе взрывчатого вещества (до 816 кг) и размерам рамы (3,2 х 1,98 м).


Модификации

Конструкция рамы устройства «Козел» имела опоры, обеспечивавшие вертикальную установку на грунт в месте применения. Подрыв осуществлялся после отхода БРЭМ на безопасное удаление с передачей команды на электродетонаторы по проводам. Разновидностью устройства стал «Горный козел» - заряд предназначался для проделывания проходов в противотанковых надолбах и опускался на обратную сторону препятствия с помощью специального высоко расположенного манипулятора, напоминающего по форме штурмовую лестницу.


Сочлененные заряды

Для разрушения особо прочных бетонных заграждений использовали сочлененные заряды. Они доставлялись к месту применения и укладывались с обеих сторон препятствия. Такие устройства применялись в войсках, однако не пользовались большим успехом. Во-первых, в боевых условиях было в высшей степени рискованно приближаться вплотную к противнику с таким запасом взрывчатки на броне, когда даже случайная пуля могла вызвать детонацию заряда, и, во-вторых, укладка с двух сторон требовала точного расчета и выверенных действий, погрешность могла обернуться напрасно израсходованным зарядом, потерей времени и необходимостью вновь устанавливать заряд на сохранившееся препятствие.


Специальный миномет

Новым средством стал специальный миномет, получивший в войсках прозвище «Летающий мусорный ящик». Он имел калибр 290 мм и выстреливал заряд с приемлемой точностью с закрытой огневой позиции. В боевых условиях большинство устройств разграждения оправдали надежды, которые возлагали на них военные инженеры. С их помощью войска союзников смогли преодолеть мощнейшие заграждения и оборонительные сооружения, которые заблаговременно подготовили немцы, в том числе «линию Зигфрида» вдоль границы рейха. Это были прочные фортификационные узлы из железобетона, окруженные многочисленными минными полями. По мнению немцев, их оборона была неприступной, но союзники взломали ее, в том числе с помощью машин разграждения.


БРЭМ на базе танка «Черчилль» с рамой для установки зарядов (сами заряды отсутствуют).








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх