Истребитель танков «Панцерягер-1»


На этом снимке истребителя танков «Панцерягер-1» отчетливо видна импровизационная сущность этой конструкции, созданной с использованием шасси устаревшего легкого танка Т-1, имевшей достаточно мощную пушку и слабую защиту экипажа.

В 1934 году началось производство танков Т-l, которые предназначались прежде всего для подготовки экипажей. В связи с дефицитом бронетанковой техники в начале Второй мировой войны они стали использоваться и как боевые. Экипаж Т-l состоял из двух человек, он был вооружен двумя пулеметами и имел слабую броневую защиту. Большая часть этих танков в 1941 году была выведена из боевого состава и переведена в ранг учебных. Кроме того, осталось некоторое количество запасных шасси, на базе которых было принято решение создать первые немецкие самоходные противотанковые артиллерийские установки. К тому времени назрела необходимость иметь такие установки в противотанковых частях вместо обычных буксируемых орудий. Первым образцом противотанковой САУ стала 37-мм пушка Рак 35/36, установленная на шасси танка Т-l. Концепция установки была многообещающая, но к 1940 году стало ясно, что калибр 37 мм не сможет бороться с современными танками, и на вооружение была принята установка Panzerjager I fur 4.7-cm Pak(t) с 47-мм чешской противотанковой пушкой, которая могла пробивать броню большинства танков, которые противостояли бы немцам в начале 40-х годов.

Фирмой «Алкетт AG» было собрано 132 таких САУ. Сборка заключалась в снятии танковой башни, установке небольшой платформы на крышке двигателя и защиты вокруг передней части погона башни. Само орудие устанавливалось за легкой бронированной защитой, открытой сверху и сзади. Экипаж состоял из механика- водителя и двух номеров орудийного расчета. Боекомплект включал обычно 74 снаряда, но в случае необходимости он мог быть увеличен. В качестве шасси обычно использовалась модификация T-I Ausf В. Аналогичные САУ с использованием немецкой 37-мм или чехословацкой 47-мм пушки создавались на шасси захваченных у противника гусеничных, ко- лесно-гусеничных и даже колесных машин. Большинство этих работ проводилось непосредственно в войсках. Истребители танков «Панце- рягер-l» участвовали в боевых действиях в Северной Африке и в начале войны с СССР. Они достаточно успешно боролись с танками противника, но слабая бронезащита делала их легкой целью. Постепенно они были вытеснены из боевых частей более совершенными моделями и переданы в тыловые части на оккупированных территориях, в частности на Балканах, для борьбы с партизанами. На Восточном фронте с конца 1942 года с них начали снимать орудия и использовать в качестве транспортеров. На некоторых чешские орудия были заменены 47-мм трофейными французскими. Некоторые «Панцерягер-1» оставались в боевых частях и после середины 1944 года.


Первый образец истребителя танков SdKfz 101 «Панцерягер-1», захваченный союзниками в Северной Африке, был тщательно изучен. На нем была установлена 47-мм чехословацкая противотанковая пушка за бронированным щитом, защищавшим расчет только спереди и сбоку.

Истребитель танков «Мардер-П»


Вид сбоку истребителя танков «Мардер-II» с 75-мм пушкой Рак 40/2, специальной версией стандартного немецкого противотанкового орудия Рак 40 заключительного периода Второй мировой войны.

Легкий танк T-II, поступивший на вооружение в 1935 году, так же как и Т-l, первоначально предполагалось использовать в качестве учебного или экспериментального. Однако в связи с нехваткой бронетехники с 1939 по 1942 год он использовался в качестве боевого и неплохо зарекомендовал себя в качестве такового, несмотря на малую мощность 20-мм пушки. К 1941 году стало ясно, что T-II исчерпал свои возможности, так как его слабое вооружение могло поражать только легкобронированные цели, а погон башни не позволял установить более мощную пушку. Тем не менее производство шасси продолжалось, и было принято решение создать на их базе истребитель танков.

Прототип новой машины был оснащен 50-мм пушкой, но на серийные стали устанавливать специальную версию (Рак 40/2) 75-мм противотанковой пушки Рак. Это орудие было основным противотанковым средством германской армии, и придание ему большей мобильности значительно увеличивало его потенциал. Пушка располагалась за 10-мм броневой плитой со скошенными назад стенками. Для лучшей балансировки двигатель был перенесен в заднюю часть корпуса, а крышки силового отделения служили платформой для обслуживания пушки. Машина получила название «Мардер-II» («marder» переводится с немецкого как «куница»)и официальное обозначение 7.5-ст Рак 40/ 2 auf Slf II, или SdKfz 131 «Мардер-II» производился до 1944 года и стал одной из самых массовых немецких самоходных артиллерийских установок (было выпущено 1217 машин).

Этот истребитель танков зарекомендовал себя достаточно эффективным оружием и, несмотря на небольшие размеры, обладал хорошей проходимостью, а его орудие пробивало броню почти всех танков союзников, за исключением тяжелых советских танков, таких как ИС-2. Укладка на 37 снарядов располагалась на крышке силового отделения, а боекомплект 7,92-мм пулемета MG 34 (или MG 42) составлял 600 патронов. Большая часть этих машин принимала участие в боевых действиях на советско-германском фронте. К 1944 году их производство было прекращено, а экипажи, в связи с нехваткой личного состава, сокращены на одного человека. К концу войны некоторые «Мардер-II», действовавшие против советских войск, были оснащены инфракрасными прожекторами для ведения боя ночью.


SdKfz 131 «Мардер-II» с 75-мм пушкой Рак 40/2 и экипажем из четырех человек был одним из основных немецких истребителей танков. Всего было построено 1217 таких машин с использованием шасси легких танков T-II модификаций А, Си F.


Истребитель танков «Мардер-III»


Истребитель танков с 75-мм пушкой Рак 40/3, захваченный союзниками в Северной Африке. Это была одна из самых простых, но достаточно эффективных установок на базе чехословацкого танка.

Под именем «Мардер-III» известны две самоходные артиллерийские установки,и обе были созданы на базе танка TNHP-S фирмы «Шкода». Этот танк производился в г. Пльзень для чехословацкой армии, но после оккупации Чехословакии в 1939 году «Шкода» продолжила его выпуск для вермахта под обозначением PzKpfw 38(t). Немцы внесли большое количество изменений как в конструкцию, так и в производственный процесс, поэтому к 1941 году PzKpfw 38(t) мог уже считаться немецким танком. Вскоре немецкие специалисты посчитали, что его башня слишком мала для размещения вооружения, способного бороться с бронетанковой техникой союзников, поэтому продолжалось производство только шасси для создания специальных машин других типов.

В 1941 году выявилась неспособность многих типов немецких танков бороться с такими танками, как, например, советские Т-34, поэтому были приняты срочные меры по усилению противотанковых возможностей немецких войск. Одной из таких мер стало создание самоходной артиллерийской установки на базе танка PzKpfw 38(t) путем установки на его шасси трофейной советской 76,2-мм пушки образца 1936 года, которая была прикрыта бронированными щитами и могла вести огонь как по пехоте, так и по танкам.

Серийное производство установки было запущено в начале 1942 года. Она получила название «Мардер-III» или «Панцерягер-38(^» с 76,2-мм Рак 36(г). Всего было изготовлено 344 машины. Эта модификация стала промежуточным вариантом и производилась до тех пор, пока в течение 1942 года не появилось достаточное количество немецких 75-мм орудий Рак 40. После этого началось производство установок «Мардер-III» с немецкими пушками, которые получили обозначение Panzerjager 38(t) Ausf Н fur 7.5-cm Рак 40/3, или SdKfz 138 Первые истребители танков «Мардер-III» с пушками Рак 40 сразу же перебросили в Тунис. До 1943 года было изготовлено серийно несколько модификаций САУ с использованием шасси танка PzKpfw 38(t) фирмы «Шкода».

Первые модификации «Мардер-III» имели смещенный к передней части корпуса центр тяжести, что снижало маневренность, поэтому немецкие инженеры передвинули силовое отделение в носовую часть корпуса, а боевую платформу с пушкой и бронещитом - в кормовую. Такая модификация получила обозначение Panzerjager 38(t) Ausf М fur 7.5-cm Рак 40/3 и была более сбалансированна. Новое шасси также использовалось для производства бронированных машин различного назначения. Последняя модификация производилась до 1944 года в Праге на заводе фирмы ВММ (799 машин).


У последней модификации «Мардер-III» силовое отделение было расположено в носовой части корпуса, а боевая платформа с пушкой и бронещитом - в кормовой. Такая компоновка на базе легкого танка PzKpfw 38(t) обеспечивала улучшенную балансировку машины.









 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх