ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА В РУССКОЙ АРМИИ

Окончание. Начало см. «Техника и вооружение», 1992, № 5-12.

В журнале «Оружейный сборник» в 1863 г. были опубликованы «Отделы вновь проектированного полного наставления для стрелкового образования пехоты, которыми предназначается заменить изданные в разное время по этому предмету руководства и инструкции». Документ был разработан в соответствии с указанием военного министра Штабом Инспектора стрелковых батальонов и разослан в 1863 г. в батальоны для применения в виде опыта. В нем широко использовались принципы обучения Офицерской Стрелковой Школы. В 1864 г. он был утвержден и получил статус основного уставного документа для всех стрелковых частей русской армии.

Первый раздел этого документа начинался с указания о разделении процесса обучения стрельбе на два этапа: «на обучение людей, поступивших в стрелковые части из бессрочных отпусков или из рекрут, и на обучение старослужащих стрелков». Солдаты первой группы начинали стрельбу со 100 шагов, а затем вели ее еще на трех дистанциях до 400 шагов включительно. На каждой из них производилось по 5 выстрелов. Рекруты, выполнившие нормативы на всех четырех дистанциях, из третьего разряда переводились во второй и продолжали дальнейшие стрельбы наравне со старослужащими солдатами. Важнейшим условием являлось то, что все упражнения первого этапа выполнялись из винтовок с примкнутыми штыками и только стоя.

Следующий раздел назывался «Обучение стрельбе старослужащих» и состоял из четырех подразделов – «Одиночная стрельба», «Стрельба рядами», «Стрельба из рассыпного строя», «Стрельба в подвижные и выскакивающие мишени». В первом подразделе определялся порядок выполнения стрельб и указывались нормативы, по которым стрелки разбивались на разряды. В начале второго составители указывали, что «стрелковые части войск предназначены исключительно для стрельбы из рассыпного строя», а далее приводили ряд оговорок о том, когда все-таки может быть применена стрельба рядами. Такими обстоятельствами названы – отражение кавалерийской атаки, обстрел позиций артиллерийской батареи и некоторые другие.

В подразделе «Стрельба из рассыпного строя» указывалось, что это главный вид стрельбы стрелковых частей, поэтому на нее следует обращать особое внимание. Описание методики ее ведения явилось очень важным новшеством. Стрельба делилась на два вида – при наступлении и при отступлении. Отмечалось, что в обоих случаях она должна вестись «с расстояний неопределенных». Всего на полный курс обучения отводилось два с половиной месяца при условии, что занятия будут проводиться два раза в неделю. При необходимости разрешалось проводить их три раза в неделю "и заканчивать курс в течение полутора месяцев.

Особо а проекте выделялся еще один вид стрельбы, который использовался для совершенствования одиночной стрелковой подготовки отдельных солдат. Огонь велся на дистанции 200 шагов. Выполнялось два упражнения – стрельба по движущимся мишеням и стрельба по появляющимся мишеням. В первом случае мишень в течение 6 секунд совершала движение вдоль вала со скоростью пешехода, во втором появлялась из-за вала в неопределенном месте и фиксировалась в этом положении в течение 8 секунд. В обоих случаях подсчитывались пробоины от пуль, попавших в мишень.

В проекте Наставления содержались детальные указания для офицеров, руководящих стрельбами, о порядке их проведения, методические и технические указания по выполнению отдельных упражнений, порядок учета проведенных стрельб и фиксирования показанных результатов в специальных журналах. В самом начале этого раздела внимание офицеров обращалось на то, что «обучение стрельбе только тогда может быть вполне успешно, когда при занятиях ею будут в точности исполняемы все на этот предмет существующие правила и постановления».

Стрелки второго и первого разрядов, начинавшие стрельбу с дистанции 500 шагов, только первый выстрел производили из положения стоя, а все остальные выполняли из произвольных положений (сидя, с колена и лежа). Следует отметить, что Наставление 1863 г., утвержденное и введенное в действие в 1864 г., явилось последним в истории русского стрелкового дела документом, устанавливавшим правило, по которому начальное обучение и совершенствование мастерства стрелков производились только из штатного оружия и боевыми патронами.

Новая методика получила широкое распространение. Это было очень своевременно потому, что срок действительной службы солдат в это время значительно сократился, а следовательно, сократилось и время для их обучения. Кроме того, поступившее в войска новое оружие, обладавшее гораздо большими дальнобойностью и точностью стрельбы, сделало ружейный огонь одним из важнейших компонентов боевых действий.

Усложнение конструкции оружия и боеприпасов значительно сказалось и на их стоимости. Вновь возник вопрос о сохранности и повышении боевого ресурса оружия и экономии боеприпасов. Для этих целей предлагались самые различные технические решения. В частности, изобретение генерал-майора Мосолова. Он предложил при начальном обучении солдат особый способ производства выстрела из винтовки системы Карле обр. 1867 г., который осуществлялся без боевого заряда и пули. Вместо них использовался только один компонент боевого патрона – капсюль, а в качестве снаряда – дробинка малого (около 6 мм) калибра.

Начальный вариант прибора Мосолова представлял собой металлическую болванку, выполненную в форме и в размерах бумажного патрона. Внутри этой болванки-вкладыша, помещавшейся в казенную часть ствола, по ее центральной оси сверлился продольный канал с нарезами. С тыльной стороны вкладыш имел небольшое расширение для помещения капсюля и дробинки. Выстрел из винтовки имитировался разбитием капсюля, после чего воспламенившийся капсюльный состав выбрасывал через нарезной канал дробинку. Прямой выстрел мог быть произведен на дистанции 10-12 шагов, что позволяло вести безопасную стрельбу даже в помещении.

Несколько позднее прибор был усовершенствован. Изменена конструкция крышки, прикрывавшей его сзади. Для удобства размещения капсюля его гнездо было предложено смазывать перед снаряжением ружейной смазкой, чем улучшалась обтюрация и исключался прорыв газов назад. Спустя некоторое время вместо дробинок было предложено применять продолговатые пульки, отлитые в особенные формы и прокалиброванные посредством так называемого штампа. Однако в войсках в большинстве случаев стрельба при использовании прибора велась дробинками.

Прибор Мосолова был подвергнут всесторонним испытаниям в Учебном пехотном батальоне. По их результатам, которые были рассмотрены Оружейным отделом Артиллерийского комитета, его применение рекомендовано войскам. По отзыву одного из офицеров, испытывавших прибор, главное его достоинство заключалось в том, что он дает «возможность войскам упражняться зимой стрельбой в цель, через что солдат привыкает к тому ружью, с которым он выйдет летом на практическую стрельбу».

Принятие в 1869 г. на вооружение армии переделочной 6- линейной винтовки системы Крнка и введение в 1870 г. первой части нового «Наставления для обучения стрельбе в цель пехоты и драгун» внесли значительные изменения в существовавшие ранее правила обучения. В «Оружейном сборнике» была опубликована «Объяснительная записка» к этому документу, включавшая следующий текст: «Для подготовки ко всем означенным в Наставлении родам стрельбы установлены упражнения во время приготовительных к стрельбе занятий, стрельбою дробинками с помощью прибора генерал-майора Мосолова. Стрельба эта, заменяя существовавшее тушение свечей, дает учащему большую возможность следить за соблюдением стрелками всех переданных им правил; в то же время, не утомляя самого стрелка, упражнения эти дают ему возможность навыком приобрести важнейшие из тех сноровок, которые необходимы будут при стрельбе практической. Опыт годичных занятий этой стрельбою в полках гвардии достаточно указал на ее пользу, особенно для молодых солдат».

Надобность в использовании прибора не исчезла и с принятием на вооружение Русской армии в 1870 г. малокалиберной 4,2-линейной винтовки системы Бердан 2. Приказом по Военному ведомству № 157 от 1870 г. предписывалось, что «войскам, которые уже вооружены и будут вооружаться скорострельными винтовками… должны отпускаться средства для приобретения этих приборов в каждую роту».

Прибор, разработанный для применения в винтовках системы Карле, был переделан для применения как в винтовках Крнка, так и Бердана. Мосолову предоставлялось право вносить в него необходимые изменения, в том числе и по требованию войск. Однако при всех переделках цена прибора не должна была изменяться. Войскам ежегодно отпускались средства на приобретение приборов, патронных капсюлей (в стрелковые роты по 150, в линейные по 100 капсюлей на каждое ружье), а также на дробь из расчета 0,5 фунта на каждую тысячу капсюлей.

В конце 60 – начале 70-х годов появляется приспособление для начального обучения стрельбе, так называемое «комнатное ружье». Управление инспектора стрелковых батальонов обратилось в Главный комитет по устройству и образованию войск с вопросом, «останутся ли в войсках введенные для них для стрельбы дробинками приборы генерала Мосолова или же они будут заменены особыми комнатными ружьями». Главный комитет принял и опубликовал в «Оружейном сборнике» по этому поводу решение, в котором говорилось, что комнатное ружье, удовлетворяя требованиям по меткости, не подходит по своим весу, размерам и положению центра тяжести к существующему образцу боевого оружия и Комитет их одобрить не может. Заканчивалось это решение тем, что Главный штаб по распоряжению военного министра оставил в силе существовавший способ – начальное обучение с помощью прибора генерала Мосолова, для чего и разрешил продолжать отпуск средств на приобретение приборов, капсюлей и дроби.

В этой же книжке «Оружейного сборника» было опубликовано объявление Главного штаба о том, что приборы генерала Мосолова войска могут заказывать «механику Гюблеву, проживающему в С.-Петербурге, на углу Владимирского проспекта и Графского переулка № 13/11». Здесь продавались приборы для стрельбы дробинками из винтовок Карле, Крнка и Бердана, а также необходимые для них принадлежности и специальные мишени.

В последующие годы применение приборов для стрельбы дробинками в Русской армии продолжалось и приносило несомненную пользу. Это подтверждает хотя бы тот факт, что и после введения на вооружение винтовки обр. 1891 г. этот метод обучения в приготовительных к стрельбе упражнениях продолжал еще действовать.

М. ПОРТНОВ, старший научный сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., заслуженный работник культуры РСФСР







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх