МНОГООСНЫЕ АВТОМОБИЛИ

По материалам иностранной печати.

За рубежом для транспортировки тяжелых гусеничных машин и ракетных комплексов, перевозки крупногабаритных неделимых грузов, а также под монтаж кранового и погрузочно-разгрузочного оборудования применяют многоосные автомобили. Наряду со специальными армейскими (см. таблицу) для этих целей широко используют и коммерческие, доработанные в соответствии с военными требованиями.

На вооружении армии США состоит многоцелевой четырехосный полноприводный автомобиль М977 фирмы Oshkosh. Он предназначен для буксировки прицепов массой 10-15 т. На нем установлен 8-цилиндровый V-образный двухтактный дизель DDA 8V92TA жидкостного охлаждения. В трансмиссии применены гидромеханическая автоматическая 4- ступенчатая коробка передач Allison НТ 740D и 2-ступенчатая раздаточная коробка Oshkosh 55000 с блокируемым межтележечным дифференциалом. Ведущие мосты оснащены механизмом принудительной блокировки дифференциалов.

Балансирная подвеска включает листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Колеса двух передних осей управляемые. В приводе рулевого управления имеется гидроусилитель. Рабочая тормозная система состоит из дисковых тормозных механизмов и двухконтурного пневматического привода. Пружинные энергоаккумуляторы стояночной тормозной системы воздействуют на колеса третьей и четвертой осей. По требованию заказчика на машине устанавливается лебедка с тяговым усилием 89 кН (9,1 тс).

Автомобиль М977 выпускается в нескольких модификациях: М988 – автоцистерна, М983 – седельный тягач, М984 – эвакотягач, М985 – грузовой автомобиль с краном для самопогрузки. На базе М977 создан также автомобиль с колесной формулой 10x10. Он разработан в соответствии с требованиями на перевозку пакетированных армейских грузов. Его дизель серии DDA 8V92TA имеет мощность 368 кВт. На машине установлены автоматическая 5-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная коробка Oshkosh. Для уменьшения радиуса поворота колеса первой, второй и пятой осей нового шасси управляемые.

Западногерманский автомобиль N4540 имеет 8-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель Deutz BFL 413 воздушного охлаждения мощностью 235 кВт. В трансмиссии применена диапазонная гидропередача, состоящая из блока гидротрансформатор – сцепление WSK 400 и 6-ступенчатой коробки передач ZF6G- 90. В раздаточной коробке ZFA600/30 установлен планетарный межтележечный дифференциал с принудительной блокировкой. Ведущие мосты оснащены планетарными колесными редукторами, а пружинно-рычажная подвеска – гидравлическими амортизаторами. Передние две оси поворотные. В приводе рулевого управления имеется гидроусилитель.

Колодочные тормозные механизмы рабочей тормозной системы оснащены двухконтурным комбинированным приводом: передние оси – пневмогидравлическим, задние – пневматическим. Тормозные цилиндры колес задних осей имеют пружинные энергоаккумуляторы, которые используются в качестве стояночной тормозной системы. На автомобиле установлена лебедка с тяговым усилием 49 кН (5 тс) и гидравлическим приводом или кран модели N4640 грузоподъемностью 1 т.

В настоящее время фирмой MAN выпускается семейство автомобилей N4540 грузоподъемностью до 15 т в модернизированном варианте. На машинах устанавливаются 6- цилиндровыв рядные или 10- цилиндровые V-образные дизели жидкостного охлаждения, оснащенные системой турбонаддува с охлаждением наддувочного воздуха. Мощность силовой установки составляет 184-404 кВт. В трансмиссии применяются 9-16-ступенчатые коробки передач фирмы ZF. По мнению специалистов, использование в конструкции трансмиссии N4540 усовершенствованных агрегатов позволяет увеличить тяговое усилие на низших передачах на 40%.

В армиях большинства зарубежных стран перевозка танков и другой тяжелой гусеничной техники осуществляется многоосными седельными тягачами. Выпускаемый фирмой Mersedes Benz тягач модели 4850А создан на базе трехосного автомобиля 3850А. На нем установлены двойные задние колеса с шинами 14.00R20, а при эксплуатации на песчаных грунтах применяются одинарные колеса с шинами 24.00R21. Емкость топливных баков от 400 до 10ОО л. По требованию заказчика на тягаче может устанавливаться автоматическая коробка передач Allison со встроенным тормозом-замедлителем. Повышение проходимости обеспечивается за счет централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах.


Рис.1. Седельный тягач 4850А.


Рис. 2. Автомобиль М977.


Рис. 3. Седельный тягач «Кинос Апжаба».


Рис. 4. Автомобиль N4540.


Рис. 5. Автомобильный кран NK-1200.


Риг. 6 Автомобильный кран NK-1600.


Риг. 7 Сочлененный автомобиль Мк 48/17.


Рис. 8. Сочлененный автомобиль «Магнум-4».


Тормозная система оснащена пневматическим двухконтурным приводом с регулятором тормозных сил. Пружинные энергоаккумуляторы выполняют роль стояночного тормоза и действуют на все колеса. В тягаче выполнен независимый (от рабочей и стояночной систем) привод управления тормозами полуприцепа. Цельнометаллическая двухдверная трехместная кабина оборудована двумя спальными местами, кондиционером и автономным жидкостным подогревателем-отопителем. За ней могут размещаться барабанные лебедки с гидравлическим или механическим приводом.

На немецком четырехосном тягаче 48.525VPA фирмы MAN применена диапазонная гидропередача ZF 4S 150 GP. Установлена двухступенчатая раздаточная коробка. Ведущие оси выполнены совместно с планетарными колесными редукторами. Передние ведущие мосты постоянно включены. Межколесные и межосевой дифференциалы задних осей блокируемые. Подвеска передней тележки – на полуэллиптических листовых рессорах с дополнительными полыми резиновыми элементами и гидравлическими амортизаторами. Балансирная подвеска задних колес имеет стабилизатор поперечной устойчивости. Привод рабочей тормозной системы пневматический, двухконтурный. Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами воздействует на задние колеса. За кабиной могут устанавливаться одна или две лебедки с тяговым усилием 200 кН (20,4 тс), оснащенные механическим или гидравлическим приводом.

Бельгийский балластный тягач с семиместной кабиной, расположенной над двигателем, имеет автоматическую трансмиссию фирмы Clark. На ведущих мостах смонтированы 2-ступенчатые главные передачи и планетарные колесные редукторы. Подвеска передней тележки – на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами, задней – балансирная. Тормозная система – с двухконтурным пневматическим приводом. Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами воздействует на задние колеса. Установлена лебедка с механическим приводом и тяговым усилием 300 кН (30,6 тс).

Трансмиссия испанского автомобиля «Кинос Алжаба» оборудована диапазонной гидропередачей с 14-ступенчатой коробкой. Гидротрансформатор оснащен тормозом-замедлителем. Раздаточная коробка выполнена в одном корпусе с коробкой передач и имеет блокируемый межтележечный дифференциал. Рабочая тормозная система – с пневматическим двухконтурным приводом, а стояночная имеет пружинные энергоаккумуляторы. Тягач оснащен двумя лебедками с гидравлическим приводом. Тяговое усилие каждой из них 200 кН (20,4 тс).

В последние годы за рубежом используются многоосные сочлененные автомобили высокой проходи мосїи. От обычных машин они отличаются наличием шарнирной (ломающейся) рамы, а от автопоездов – конструкцией соединения отдельных звеньев. Сочлененные автомобили выпускаются двух типов – седельные и прицепные. В первом случае звенья (секции) связаны между собой общей грузовой платформой, которая с ними соединяется с помощью шарниров (седельных устройств), а во втором секции соединены между собой шарнирным прицепным устройством, имеющим до трех степеней свободы.




В американском прицепном сочлененном автомобиле «Драгой Вагон» на передней секции размещены силовая установка и трехместная кабина. Задняя секция предназначена для размещения грузовой платформы. Шарнир имеет две степени свободы, обеспечивая перемещение секций в вертикальной плоскости, а также их поворот относительно продольной оси машины. Управляемыми являются колеса двух передних осей.

Американский сочлененный автомобиль «Роллигон» PD-85 с колесной формулой 8x8 имеет дизель с турбонаддувом, 4-ступенчатую коробку передач, двухдисковое сцепление и гидротрансформатор. Ходовая часть состоит из двух взаимозаменяемых тележек и пнев- мокатков. Секции соединены между собой шарнирным узлом с тремя степенями свободы. Для блокировки секций в определенном положении предусмотрен специальный механизм.

На базе многоцелевой машины М977 американская фирма Oshkosh выпускает сочлененный автомобиль прицепного типа Мк48/17 с колесной формулой 8x8. На его передней секции размещены кабина и двигатель, а на задней – грузовая платформа. Применены автоматическая 4-ступенчатая коробка передач фирмы Allison и 2-ступенчатая раздаточная. Подвеска колес передней секции – на полуэллиптических рессорах, задней – балансирная. Машина оснаищена лебедкой с тяговым усилием 136 кН (13,9 тс). К сочлененным автомобилям седельного типа относится тягач «Магнум- 4» канадской фирмы Formost. Он предназначен для перевозки длинномерных неделимых грузов массой до 63,5 т и длиной до 24 м.

Во многих зарубежных странах многоосные шасси используются под монтаж кранового оборудования. Ведущими производителями этих машин являются германские фирмы Faun, Krupp, Liebherr; американская Grove, английская Coles и японская Kato. Неполноприводные пятиосные шасси 80GMT (Германия) и Hydra Truck 80/88Т (Англия) выполнены по тележечной схеме с осевой формулой 2-3. Их трансмиссия включает основную и дополнительную коробки передач, размещенные в одном картере, раздаточную коробку с межтележечным дифференциалом, главные передачи, межколесные и межосевые дифференциалы. Привод рулевого управления имеет гидравлический усилитель. Он приводится в действие от двигателя или трансмиссии. Для обеспечения минимального радиуса поворота (16,5 м) на шасси 80GMT управляемыми выполнены колеса 1-, 2- и 5-й, а на машине Hydra Truck 80/88Т – 1 -, 2- и 3-й осей.

Германские (AMК 146-63, 120 GMT) и японские (NK- 1200) шестиосные неполноприводные шасси выполнены по тележечной схеме с осевой формулой 2-4 или 3-3. Германские машины оснащены гидромеханической трансмиссией, в которую встроен гидравлический или электрический, тормоз-замедлитель. Раздаточная коробка с межтележечным дифференциалом находится в одном блоке с коробкой передач. Для обеспечения . хорошей маневренности управляемыми выполнены колеса трех передних и задней осей. Шасси имеет рабочую и вспомогательную тормозные системы с пневматическим приводом. Повышение эффективности торможения обеспечивает двухконтурный пневмопривод рабочей тормозной системы: один контур действует на колеса 1-, 3- и 5-й осей, а другой – на колеса 2-, 4- и 6-й осей.

Колеса АМК 146-63 имеют гидропневматическую подвеску с межосевыми (продольными) и межбортовыми (поперечными) гидробалансирами. Передние две оси шасси 120 GMT оборудованы листовыми рессорами с гидроамортизаторами. Колеса задней тележки с помощью гидробалансиров попарно (3-й и 6-й, 4-й и 5-й осей) соединяются с гидропневматической подвеской.

Особенностью конструкции трансмиссии японских шасси NK-1200 является применение механической десятиступенчатой коробки передач. Подвеска двух передних осей машины – на листовых рессорах с реактивными штангами, третьей – гидропневматическая, а трех задних – балансирная с реактивными штангами.. Пневмогидравлический привод рабочей тормозной системы имеет два пневматических контура. На управляемых одинарных колесах передних трех осей применяются дисковые тормоза, а на сдвоенных задних – барабанные..Стояночная тормозная система совмещена с запасной и представляет собой пружинные энергоаккумуляторы, воздействующие на колеса трех задних мостов.

На неполноприводных семи- осных германских шасси LT- 1160 и KF-300. 73/915 установлены гидротрансформатор, планетарная коробка передач. Между ними вмонтирован тормоз-замедлитель. Рулевое управление имеет гидравлический усилитель и аварийный (дублирующий) привод передних и задних колес. Привод тормозной системы пневматический, многоконтурный.

Подвеска автомобиля LT-1160 комбинированная: передней тележки – балансирная с цилиндрическими блокируемыми пружинами; трех задних осей – рессорная, оснащенная гидроамортизаторами, которые могут принудительно блокироваться в движении.

Неполноприводное семиосное японское шасси NK-1600 имеет механическую 10-ступенчатую коробку передач. Ведущими являются колеса 5-, 6- и 7-й осей, а управляемыми – 1-, 2-, 3-, 4- и 7-й. Рулевое управление оснащено гидроусилителем. Подвеска передних (1-, 2-, 3-й) осей – на листовых рессорах с реактивными штангами, 4-й и 7-й – гидропневматическая, а 5-й и 6-й – балансирная. Привод рабочей тормозной системы двухконтурный, пневматический. Стояночная и запасная системы оборудованы пружинными энергоаккумуляторами. Имеется вспомогательный моторный тормоз.

Ходовая часть восьмиосных шасси 1400Е (США) и АМК 200-83 (Германия) выполнена по тележечной схеме с осевыми формулами 2-6 и 3-5, соответственно.- Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора, сблокированной с раздаточной планетарной коробки передач, разнесенных главных передач, межтележечных, межосевых и межколесных дифференциалов. Рулевое управление имеет гидравлический усилитель. В рабочей тормозной системе применен многоконтурный пневматический привод. Имеются вспомогательная и стояночная системы торможения. На шасси АМК 200-83 используется гидропневматическая подвеска, позволяющая перераспределять нагрузки, возникающие между осями и тележками при движении шасси по неровностям дороги.


Полковник Б. БЕЛОУСОВ, кандидат технических наук; майор А. ПОСКАЧЕЙ; инженер В. ПРОЖИКИН







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх