РАЗВИТИЕ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ

(анализ тенденций)

В общей системе вооружений бронетанковая техника (танки, БМП и другие бронированные боевые машины, взаимодействующие с танками в бою или применяемые в качестве самостоятельного средства решения различных задач) занимает особое место. Например, танки, по мнению специалистов, обладая широким диапазоном возможностей, даже в условиях оборонительных доктрин остаются прежде всего наступательным оружием передней линии. В этом качестве, как показывает практика, они используются наиболее полно и не могут быть заменены.

Перспективы развития бронетанковой техники целиком и полностью зависят от направлений, пб которым пойдет совершенствование системы вооружений в целом. Поэтому вопрос о том, какой же она будет в ближайшем будущем, можно рассматривать только в непосредственной связи с этим процессом. В современных условиях, когда значимость военной техники существенно возрастает, усложнился процесс ее создания. С одной стороны стремление конструкторов постоянно повышать эффективность образцов вооружения приводит к их усложнению, удорожанию и быстрому моральному устареванию. Сроки разработки различных систем становятся длиннее, что связано с необходимостью использования новых технических решений. С другой стороны неопределенность характера возможных боевых действий требует наличия системы вооружения, способной действовать в широком диапазоне условий.

В такой ситуации особую роль приобретает вопрос научного подхода к ее созданию, развитию и применению.

Можно выделить пять направлений реализации поставленной задачи. Одно из них – традиционное конструкторско-тех- ническое. Оно характеризуется постоянным совершенствованием качества систем вооружения за счет более полного применения известных и разработки новых решений. В первом случае это – использование более плотных компоновок, повышение точности стрельбы, могущества боеприпасов и быстродействия вооружения, совершенствование броневых материалов, увеличение габаритной мощности двигателя, улучшение надежности и долговечности комплекса в целом. Во втором – реализация принципиально новых компоновочных схем машин и типов двигателя (адиабатный, ГТД с теплообменником), создание оригинальных вариантов танкового вооружения, автоматизированных систем поиска целей и целеуказания, управления войсками, применение различных систем защиты (активная, динамическая).

Оценочно-исследовательское направление позволяет на основе математического анализа процесса боевых действий прогнозировать их ход, оценивать возможный исход и затраты ресурсов. С его помощью можно помимо обоснования рациональной системы вооружения и определения целесообразных сроков сменяемости конкретных образцов выявлять наиболее перспективные пути развития техники. Данный путь является научной основой, а базой для нее служит теория боевой и военно-экономической эффективности. После того как оптимальная система вооружения обоснована, важно ее реализовать, то есть создать в запланированные сроки технику с требуемыми боевыми свойствами и уложиться при этом в выделяемые средства. Эти задачи решаются в рамках организационного направления, построенного на методах программно-целевого планирования.


Рис.1. Основной боевой танк М1 "Абрамс" (США).


Рис.2. Боевая машина пехоты М2 "Бредли" (США).


Рис.3. Основной боевой танк "Леопард 2 (ФРГ).


Рис.4. Боевая машина пехоты "Мардер" (ФРГ).


Рис.5. Боевая разведывательная машина "Лукс" (Sp2) (ФРГ).


Основная задача боевого направления – содействие рациональному использованию вооружения в соответствии его возможностями. Оно связано с совершенствованием форм и способов ведения боевых действий, организационной структуры войск. В рамках последнего направления отрабатываются вопросы обслуживания, ремонта, хранения вооружения, а также обучения личного состава (методика, порядок использования тренажерных комплексов, проведение командно-штабных, полевых и войсковых учений, взаимодействие родов войск).

Из всех видов наземной военной техники танк имеет самый высокий уровень защиты, для его поражения постоянно создаются новые средства. Это в свою очередь приводит к необходимости дальнейшего повышения живучести машины на поле боя, в районах сосредоточения и на маршах. Кроме того, для борьбы станками используются многочисленные по номенклатуре средства, поэтому они должны обладать высокой огневой мощью. Все это в комплексе вызывает существенный рост массы машины, что влияет на такую ее важную характеристику, как подвижность. А чтобы обеспечить последнюю на должном уровне, конструкторам приходится увеличивать массу двигателя, трансмиссии ходовой части. Растут также требования по обеспечению необходимых средних скоростей движения, запаса хода, надежности.

Таким образом, одним из главных условий при создании танка является сохранить массу в разумных пределах, обусловленных возможностью использования его в качестве внедорожной высокоподвижной наземной машины, приспособленной к перевозке различными видами транспорта, обслуживанию инженерными средствами (паромы, мостоукладчики). Кроме того, материальные ресурсы государства должны быть достаточными для производства такой техники в необходимых количествах.

Отличительной особенностью танка как конструкции является то, что масса броневых корпуса и башни составляет в настоящее время более 50% от полной. Снизить этот показатель можно путем создания стойкой защиты, имеющей минимальный удельный вес, для чего необходимы новые броневые материалы и их рациональные комбинации. Другой путь -сокращение внутренних защищаемых объемов за счет уменьшения габаритов составных частей танка и увеличения плотности его компоновки. Однако реализация этих мероприятий противоречит необходимости обеспечения требований эргономичности машины и доступности ее узлов для обслуживания и ремонта.

Существующие ограничения габаритов танка связаны с тем, что транспортировка его должна осуществляться по железной дороге и самолетом. В то же время требуемое удельное давление на грунт может быть обеспечено за счет увеличения ширины гусеницы, а для рационального размещения экипажа и оборудования необходима определенная ширина корпуса. Поэтому разрешенный боковой габарит танка конструкторами используется полностью. Дальнейшее уменьшение удельного давления возможно только за счет увеличения длины опорной поверхности, однако при этом ухудшаются показатели поворотливости машины.


Рис.8. Зенитная самоходная установка "Гепард" (ФРГ).


Рис.7. Основной боевой танк "Челленджер" (Великобритания).


Рис.8. Основной боевой танк AMX-30B2 (Франция).


Рис.9. Легкий танк АМХ-13 (Франция).


Рис.10. Легкий танк IKV-91 (Швеция).


Рис.11. Основной боевой танк Strv-103B (Швеция).


Возрастающие требования к скорости движения танка по пересеченной местности и преодолению им труднопроходимых участков предопределяют увеличение клиренса. Чтобы улучшить условия посадки экипажа. корпус и башню приходится делать выше. Таким же образом можно добиться увеличения углов вертикального наведения оружия. Однако с внесением данных изменений не представляется возможным уменьшить массу и обеспечить хорошие показатели незаметности и непоражаемости машины.

С насыщением танков автоматизированными и электронными системами (автомат заряжания, прицелы, стабилизаторы, средства связи и взаимодействия), с увеличением внешних и внутренних нагрузок возрастает сложность их конструкции, увеличивается стоимость комплектующих и материалов, необходимых для производства, проявляется тенденция к увеличению отказов аппаратуры, для нейтрализации которых приходится искать специальные средства. Важным фактором является и то, что эксплуатировать и обслуживать такую технику могут только высококвалифицированные специалисты.

В своем стремлении создавать танки, обладающие оптимальными со всех точек зрения характеристиками, конструкторы идут во многом одинаковыми путями. Однако специфика военных доктрин различных стран обуславливает различие в способах реализации поставленной задачи и. в частности, в выборе компоновочной схемы, которая определяет число членов экипажа, боевую массу и габариты боевого отделения. Так, если на Западе принята схема с четырьмя членами экипажа, из которых три находятся в боевом отделении (кроме танка 'Леклерк'), то в российских танках заряжающего нет, а установлен автомат заряжания, что позволило существенно сократить забронированный объем боевого отделения, габаритные размеры машины и снизить ее массу (масса российских танков не превышает 50 т. зарубежные 'Леопард' 2, М1А1, 'Челленджер' весят 55-62 т). Установка автомата заряжания потребовала применения боеприпасов раздельного заряжания (к гладкоствольной пушке калибра 125 мм) с оперенным бронебойным подкалиберным снарядом с высокой начальной скоростью (1600-1800 м/с). Следует отметить, что до настоящего времени на зарубежных машинах нет автоматов заряжания. Оснастить ими планируется только модели 90-х годов. Преимущества же их использования очевидны.

За счет снижения массы стало возможным принять для танков шестикатковую ходовую часть, ограничить мощность двигателя. тем самым уменьшить длину моторно-трансмиссионного отделения и машины в целом. При этом сохранился необходимый уровень удельной мощности (25 л.с./т) и, следовательно, подвижности. Уменьшилась площадь лобовой и бортовой проекций танков по сравнению с западными на 25-30%, что способствует снижению вероятности попадания в них средств поражения и повышению выживаемости на поле боя. Спорным остается вопрос о том, применение каких силовых установок для танков является наиболее целесообразным. И у нас, и за рубежом имеются сторонники как дизеля, так и ГТД. На технике семейства Т-72 установлен дизель, на Т-80 – дизель или ГТД. Используя ГТД, российские специалисты реализуют точку зрения своих американских коллег о необходимости иметь специальную бронированную машину-топливозаправщик переднего края, что позволит компенсировать большой расход топлива.

Важным преимуществом российских танков является наличие на них ракетного вооружения, обеспечивающего поражение бронированных машин, и, что особенно важно, вертолетов огневой поддержки на дальностях, превышающих дальность эффективной стрельбы артиллерийскими снарядами (более 3 км). Зарубежные же специалисты полагают, что ракетный противотанковый комплекс должен размещаться на специальной машине сопровождения. В США, например, разрабатывается такая машина (L0SAT) на шасси средней весовой категории.

Что касается принципов комплектования и характеристик системы управления огнем, то они в основном аналогичны. На российских и западных танках используются лазерные дальномеры, устройства автоматизированного определения установок для стрельбы по углам прицеливания, их бокового упреждения и ввода в стабилизированные приводы наведения пушки и башни. Основной прицел наводчика имеет независимую стабилизацию поля зрения (погрешность 0,15 мрад), что повышает вероятность обнаружения цапи при поиске и вероятность попадания в нее при стрельбе.

Некоторые отличия существуют в оснащении рабочего места командира приборами наблюдения и прицеливания. Если в танках "леопард" 2, "Леклерк", "Челленджер-2" командир имеет стабилизированные панорамные приборы, то на российских (как, впрочем, и на американском танке М1А1) приоритет в обнаружении целей принадлежит наводчику. В качестве ночных приборов наблюдения и прицеливания на отечественных машинах используются в основном бесподсветочные инфракрасные приборы ночного видения, а на западных – тепловизионные приборы. Однако последние, несмотря на некоторые преимущества в дальности обнаружения цели, не лишены и ряда недостатков, наиболее существенным из которых является их слишком высокая стоимость.

Способы защиты российских и западных танков также во многом одинаковые. В частности, используются многослойная комбинированная броня, динамическая броня, большие конструктивные углы наклона броневых листов. Общим является и основной принцип защиты – защищаться а наиболее вероятных углах обстрела от танковых средств поражения на реальных дистанциях боя и от наиболее совершенных и массовых ПТО.

В последние годы уровень защищенности зарубежных танков повышается в основном за счет увеличения физической толщины брони и применения многослойных преград. Отличительной особенностью новых машин 3-го поколения (М1А1, "Леопард"2, "Челленджер") является большой внутренний объем (17-18 м?), их масса достигла 60 т. Отечественные специалисты основное внимание уделяют повышению плотности компоновки и миниатюризации внутренних узлов. Им удалось обеспечить уровень защищенности. близкий к зарубежному, при этом масса машины составила 40-46 т.

Общемировая тенденция дальнейшего развития танков определяется – рядом военно-технических, технологических и экономических факторов. В условиях снижения уровня противостояния ведущих держав мира, сокращения объемов финансирования военного производства резко снижается количество выпускаемых танков, происходит переход от разработки новых конструкций к модернизации существующих. При этом главное внимание, как полагают, должно уделяться повышению защищенности машин от высокоточного оружия (прежде всего за счет применения систем противодействия управляемым и самонаводящимся средствам), созданию систем помех, ложных целей, снижению сигнатур обнаружения во всех диапазонах.

Общая точка зрения специалистов большинства стран – вооружение будет развиваться в направлении повышения точности стрельбы и быстродействия за счет автоматизации обнаружения, опознавания и селекции целей, автоматизации заряжания. Решая эти задачи, зарубежные специалисты предполагают создание новой танковой базы (экипаж 3 человека, уменьшенный объем, снижение массы до 50-52 т). что является очень сложной и дорогостоящей задачей. Российские конструкторы уже имеют достаточно отработанную малогабаритную базу, поэтому могут совершенствовать машину эволюционным путем.

Совпадают мнения экспертов ведущих танкостроительных стран и в том, что на танках необходимо установить автоматизированные системы управлениями контроля (ТИУС), которые смогут принимать и перерабатывать информацию о поле боя в реальном масштабе времени, осуществлять обман информацией и целеуказание. Предположительно первые такие системы могут появиться в конце 90-х годов. Перспективным направлением считают создание семейства бронированных машин на унифицированных шасси.


Генерал-лейтенант Н.ЖУРАВЛЕВ, Первый заместитель начальника ГБТУ МО РФ







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх