ЛЕГКИЙ ТАНК БТ-5

Эта машина предназначалась для укомплектования механизированных и танковых корпусов Красной Армии. Ее серийный выпуск был организован на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна в 1933 г. Она представляла собой усовершенствованный вариант танка БТ-2, на котором усилили пушечное вооружение, установили отечественный двигатель и незначительно увеличили высоту и массу. Особенностью танка являлось наличие двух движителей – колесного, обеспечивавшего движение по дорогам с твердым покрытием, и гусеничного, предназначенного для следования по пересеченной местности. Благодаря высокой удельной мощности 25,6 кВт/т (34,8 л. с./т) БТ-5 имел хорошие тягово-скоростные качества.-Танки такого типа назывались быстроходными колесно-гусеничными.

Прототипом серии легких БТ послужила машина американского конструктора Кристи, на производство которой Советское правительство приобрело лицензию в конце 1929 г. БТ-5 сохранил компоновочную схему этого танка. Он имел переднее расположение отделения управления, среднее – боевого и кормовое – моторно-трансмиссионного. При такой компоновке обеспечивались хороший обзор местности и небольшое непростреливаемое пространство перед танком, снижалась вероятность поражения ведущих колес при обстреле его лобовой части, однако увеличилась длина машины.

Корпус и башня танка каркасные, бронирование противопульное. Башня цилиндрической формы с нишей а кормовой части устанавливалась на шариковой опоре крыши корпуса. Посадка экипажа производилась через люки, расположенные в лобовой части корпуса и крыше башни. Броневые катаные листы, имевшие толщину б-13 мм, соединялись заклепками. Лобовые листы корпуса наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, а передние листы бортов к продольной оси машины, что дополнительно повышало их защитные свойства. В передней части надгусеничных полок имелись козырьки, защищавшие смотровые приборы от попадания грязи и снега. Для буксировки танка имелись буксирные крюки, расположенные в лобовой и кормовой частях корпуса.

Вооружение состояло из 45- мм полуавтоматической танковой пушки, установленной в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пупе- мета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника. Она могла вести огонь бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими по тому времени тактико-техническими показателями. Длина ее ствола 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой 3600, а наибольшая – 4800 м. Бронебойный снаряд имел массу 1,425 кг, начальную скорость 760 м/с и пробивал танковую броню толщиной 32 мм на дистанции стрельбы 1000 м при угле встречи 90°. Скорострельность пушки была высокой – 12 выстр./мин с исправлением наводки.

Наведение при стрепьбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета, наблюдение за результатами огня и его корректировка осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Конструкция башни обеспечивала возможность ведения из пушки и пулемета кругового обстрела в горизонтальной плоскости, углы наведения по вертикали от -6 до +25°. Боекомплект состоял из 115 артиллерийских выстрелов и 2709 патронов (43 магазинов). В командирской машине размещалось 72 артиллерийских выстрела.

В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, расположенные в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни. Средствами внешней связи служили сигнальные флажки, а командирские машины были оборудованы танковыми приемопередающими телефонно-телеграфными симплексными радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещаемыми на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в режиме телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке, а в режиме телеграфа на стоянке – до 50 км. Она устанавливалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на три абонента.

Танк имел 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-5 мощностью 294 кВт (400 л. е.), позволявший

развивать скорость до 50 км/ч на гусеницах и до 72 км/ч на колесах. Он располагался продольно в кормовой части корпуса, носком коленчатого вала в сторону кормы. Работал на авиационном бензине. Двигатель отличался сравнительно небольшими массогабаритны- ми показателями (410 кг и 1754x691 х 1073 мм).

Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который устанавливался на носке коленчатого вала двигателя, четырехступенчатой коробки передач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота), стольких же одноступенчатых бортовых передач и редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам, становившимся ведущими при движении машины на колесном ходу. В гитаре имелись пять шестерен, передающих крутящий момент от вала ведущего колеса гусеничного движителя к заднему опорному катку. Картер гитары выполнял роль балансира заднего опорного катка.

Наименование показателей Характеристика, величина

Назначение Танк группы дальнего действия

Тип Легкий колесно-гусеничный с

пушечным вооружением Год выпуска 1933

Боевая масса,т 11,5

Экипаж, чел. 3

Максимальная скорость, км/ч:

на гусеницах/на колесах 52/72

Вооружение 45-мм танковая пушка и

7,62-мм танковый пулемет, установленные в башне Боекомплект 115 артиллерийских выстрелов

(в командирском – 72) и 2709 патронов Бронирование Противопульнов: лоб, борт,

корма, башня – 13 мм, крыша – 10 мм, днище – 6 мм Тип гусеницы Крупнозвенчатая гребневого

зацепления Число траков 46

Ширина трака, мм 260

Шаг трака, мм 255

Число опорных катков 4x2

Число поддерживающих катков Отсутствуют Тип механизма натяжения Кривошипный

гусеницы

Длина опорной поверхности, мм 3000

Колея, мм 1970

Клиренс, мм 350

Среднее удельное давление,

МПа (кгс/см2 ) 0,066 (0,66)

Запас хода по топливу

по шоссе, км:

на колесах/на гусеницах 330/500

Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град 42

угол крена, град 35

ширина рва. м 1,8

высота эскарпа, м 0,76

глубина брода, м 1,0

толщина сваливаемого дереве, м 0,35 Габаритные размеры, мм: длина 5350

ширина 2230

высота 2200



Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из крупнозвенчатой гусеничной цепи гребневого зацепления с открытым шарниром, четырех опорных катков диаметром 815 мм, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего колеса заднего расположения с четырьмя ведущими роликами. Опорные катки имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Подвеска была индивидуальной (независимой). В качестве упругих элементов использовались спиральные цилиндрические пружины (свечи), соединявшие балансиры опорных катков с корпусом.

Пружины располагались внутри корпуса вертикально (у первого опорного катка горизонтально).

При переходе с гусеничного хода на колесный гусеничные цепи снимали, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями. В ступицы задних опорных катков устанавливали блокирующие кольца, соединявшие их с ведущим валом гитары. Время, необходимое для перевода машины силами экипажа с гусеничного хода на колесный (и наоборот), не превышало 30 мин. Для управления поворотом танка на гусеничном ходу в отделении управления имелись два рычага, связанные посредством продольных тяг с бортовыми фрикционами, а на колесном ходу – рулевое колесо с реечным рулевым механизмом, соединенным тягами с передними управляемыми опорными катками. При движении на гусеницах рулевое колесо снималось.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 12 В. Система зажигания батарейная. Свечи зажигания каждого ряда цилиндров двигателя получали электроэнергию от своего трансформатора-распределителя, представлявшего собой комбинацию катушки высокого напряжения с прерывателем- распределителем. Пуск двигателя производился двумя электрическими стартерами или с помощью пусковой рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении.

Танк имел систему противопожарного оборудования, состоявшую из стационарного тетрахлорного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными в моторном отделении. В экипаж входило три человека: командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении по обеим сторонам от пушки, а механик-водитель – в отделении управления. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего и радиста.

По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк. Кроме того, его гусеничный движитель и подвеска были проще, чем у Т-26. Машина была не сложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов.

БТ-5 являлся одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. В 1934 г. появилась его модификация БТ-7, обладающая более высокими тактико-техническими показателями. Всего было изготовлено более 8 тысяч машин типа БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М). Они успешно принимали участие в боевых действиях в районе р. Халхин-Гол, а также использовались в боях первого периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


Подполковник запаса А. ПРОТАСОВ, кандидат технических наук;

майор М. ПАВЛОВ, кандидат технических наук







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх