АВИАНОСЦЫ СТРАН АЗИАТСКО- ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Авианосец «Викрант» (до модернизации 1983 года)


Долгое время всего два государства региона имели в составе своих ВМС авианосцы. В 1948 г. недостроенный авианосец «Террибл» типа «Колоссус» был передан англичанами Австралии. Корабль вошел в состав ВМС страны в 1949 г. под названием «Сидней» (продан на слом в 1975 г.) В 1949 г. у Великобритании приобрели еще один недостроенный авианосец – «Мажестик», тоже типа «Колоссус». Корабль вступил в строй ВМС Австралии под названием «Мельбурн» в 1955 г. и классифицировался как противолодочный авианосец. В 80-е годы он был продан Китаю на металлолом. Для его замены предполагалось купить у Великобритании авианесущий крейсер «Инвинсибл» или построить свой легкий авианосец, разработанный на базе десантного корабля «Тобрук», однако, обе программы были признаны чрезмерно дорогостоящими.

В настоящее время Австралия не планирует иметь в составе ВМС авианесущие корабли, ограничившись ракетными фрегатами с вертолетами на борту.

Программа строительства ВМС Индии – «жемчужины» Британской империи, получившей после окончания второй мировой войны независимость, была принята в 1949 г. Согласно этой программе, в составе флота предусматривалось в 1955 г. иметь один, а в 1956 г. два авианосца. Однако, первый авианесущий корабль появился в составе ВМС Индии гораздо позже. Переговоры о покупке достроенного на 75% английского авианосца «Геркулес» типа «Маджестик» (заложен в 1943 г., спущен на воду в 1945 г.) успешно завершились в 1957 г. В мае 1961 года на корабле, получившем название «Викрант», был поднят индийский флаг. В том же году авианосец получил боевое крещение: патрулировал в 100 милях от побережья во время освобождения португальской колонии Гоа.

Во время первой индо-пакистанской войны «Викрант» находился на ремонте в Бомбее и в боевых действиях не участвовал, хотя приписанные к нему самолеты выполняли боевые вылеты, действуя с аэродромов. Во время второго индо-пакистанского конфликта 1971 г. авианосец был направлен в Бенгальский залив. Действия палубной авиации в ходе боевых действий получили высокую оценку командования индийских вооруженных сил. Основной целью налетов самолетов с «Викранта» был район Читтагонг: порт, корабли и суда в нем, нефтехранилища, аэродром.


Авианосец -«Вираат»


За время своей службы в ВМС Индии «Викрант» несколько раз ставился на ремонт и модернизацию. Двухлетний ремонт и модернизацию корабль прошел в 1979-1982 гг. В 1983 г. в носовой части полетной палубы оборудовали трамплин. В январе 1998 г. намечалось исключить авианосец «Викрант» из боевого состава ВМС Индии.

Индия последовательно проводит политику, направленную на развитие авиации корабельного базирования. В 1986 г. было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана фолклендской войны – авианосца «Гермес». После ремонта на английской верфи в 1987 г. он вошел в состав индийского флота под названием «Вираат». В 1993 г. в результате аварии было затоплено машинное отделение корабля. Ремонт продолжался до 1995 г.

В ближайшее время Индия планирует ввести в строй еще один авианосец. В 1988 г. французы изучали возможность заключения контракта с Индией на постройку авианосца водоизмещением 28 000 т для замены «Викранта». В прессе сообщалось, что велись переговоры с Украиной о приобретении недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», однако, сделка не состоялась. Отказались индийцы и от покупки французского «Клемансо». Выбор был сделан в пользу российского корабля.

В феврале 1998 г. в прессе сообщалось о подписании контракта на приобретение в России авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Прежде чем принять окончательное решение, индийская военная делегация посетила Северный флот и проинспектировала состояние корабля, который в 1995 г. был передан в резерв. Прежде чем «Адмирал Горшков» войдет в состав индийских ВМС, он пройдет модернизацию. Вероятно, на нем будет перестроена полетная палуба с целью обеспечения базирования самолетов МиГ-29К или Су-33.


Легкий авианесущий корабль «Чакри Наруибат» (на первом плане) в сопровождении «Принца Астурийского»



Десантный корабль-вертолетоносец «Осами»


Индия планирует не только покупать авианесущие корабли в третьих странах, но и строить их на своих верфях. Еще в 1989 г. один из руководителей судостроительной фирмы «Ко- чин Шипярд энд Мазагон Драйдок» заявил, что верфь в состоянии построить авианосец национальной конструкции водоизмещением 30 ООО- 35 ООО т в течение девяти лет. Предполагалось начать постройку в 1991 г., с готовностью корабля в 1997 г. Впоследствии эта программа была прекращена, но нельзя исключить строительства индийского авианосца в первой половине XXI века. По взглядам руководства ВМС, флоту требуется три авианесущих корабля, два из которых должны быть в строю, а третий – в ремонте.

В начале 90-х годов Таиланд заказал в Испании легкий авианесущий корабль, сходный по конструкции и силуэту с испанским авианосцем «Принц Астурийский», но имеющий меньшее водоизмещение. В 1996 г. легкий авианесущий корабль, получивший имя «Чакри Наруибат», был спущен на воду. В 1997 г. он совершил переход из Испании в Таиланд, где вошел в состав королевских ВМС. Таким образом. Таиланд стал первым государством Юго-Восточной Азии, имеющим в составе военного флота авианесущий корабль. Главное назначение «Чакри Наруибата» – охрана экономической зоны страны. Дальнейшие закупки авианесущих кораблей текущей программой строительства таиландских ВМС не предусматриваются.

Япония перед второй мировой войной лидировала в постройке авианосцев; нападение на Пёрл-Харбор, выдвинувшее авианосцы на первое место в военно-морских флотах, тоже организовали японцы. Страна восходящего солнца проиграла войну, и казалось, что о постройке таких кораблей надолго забыли. Однако в обстановке глубокой секретности, начиная с 50-х годов, в Японии велось постоянное проектирование авианесущих кораблей. Пусть ни один из проектов и близко не подошел к реальному воплощению в металл, зато удалось подготовить кадры кораблестроителей, реально представляющих, что такое авианосец и как его сделать. Технических проблем для строительства авианосцев любых размеров с обычной силовой установкой в Японии нет давно, но также как и в Германии есть проблемы политического и морального характера. Но есть и острая необходимость в кораблях класса авианосец.

Экономика страны сильно зависит о г импорта сырья, которое доставляется на острова морем, а морские коммуникации – наиболее уязвимое место в любом военном конфликте. Для охраны торгового судоходства в Японии построено значительное число эсминцев и фрегатов, имеется развитая базовая патрульная авиация, однако, эти задачи с большей эффективностью способен решать авианосец. Вряд ли постройка авианесущего корабля возможна раньше начала XXI века; в японском обществе еще слишком сильны пацифисткие настроения, еще не забыты Хиросима и Нагасаки.

В тоже время пробный шар уже брошен – в конце 1997 г. начались ходовые испытания десантного корабля-вертолетонсца «Осами» водоизмещением 8900 г. со сквозной полетной палубой. Запланирована постройка еще двух кораблей этого типа. Размеры полетной палубы корабля позволяют принимать СВВП типа «Харриер». Формально корабль имеет ограниченные боевые возможности ввиду малой автономности и отсутствия ангара. Однако на палубе имеется самолетоподъемник. Утверждается, что «Осами» можно быстро модифицировать в авианесущий корабль ПЛО и ПВО, поскольку корпус имеет большие неиспользованные объемы, в которых можно оборудовать склады запасных частей и расходуемых материалов к авиатехнике, возможно и оборудование подпалубного ангара, предусмотрена возможность установки современных боевых информационных систем, в частности, «Иджис».

Китай является еще одной азиатской державой, имеющей долговременные планы оснащения своего военного флота авианосцами. Прежде чем разрезать на металл австралийский авианосец «Мельбурн», китайцы внимательным образом его изучили. В отечественной прессе и по телевидению неоднократно сообщалось, как освершившимся факте, о покупке на Украине ТАВКР «Варяг». Тем не менее, «Варяг» по-прежнему ржавеет в Николаеве. Китай приценивался и к Адмиралу Горшкову», но этот корабль намечено продать Индии.

Несмотря на неудачи (или на недостаточную настойчивость?) с попытками купить авианосцы, Китай твердо намерен иметь корабли такого класса в составе своего флота. В настоящее время командование флотом находится на распутье – российским или западным кораблям отдать предпочтение? В пользу России говорит резко увеличившийся объем закупок военной техники у северного соседа; это и истребители Су-27, подводные лодки проекта 877. Заключен контракт на строительство для Китая БПК проекта 1155. Однако и у России больше не осталось на продажу авианосцев «сэконд-хэнд», а проектирование и постройка новых кораблей может занять много времени при неочевидном конечном результате, поскольку не ясна судьба кораблей такого класса в российском ВМФ. Испанская фирма Базан, построившая авианесущие корабли «Принц Астурийский» и «Чакри Наруибат», предлагает модернизировать судостроительный завод в Даляне и строить на нем авианесущие корабли по испанским проектам.

Еще одним государством Азии, «неровно дышащим» к авианесущим кораблям, является Южная Корея. Командование ВМС этой страны не исключает покупки в Великобритании одного из крейсеров типа «Инвинсибл».

Можно совершенно определенно говорить о том, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона стоят на пороге гонки авианосцев. География этого региона с огромными морскими и океанскими пространствами, островными государствами диктует необходимость иметь в составе ВМС авианесущие корабли.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх