ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Ударный самолет Уэстленд «Вайверн» S.4


После окончания второй мировой войны в Великобритании не был построен «с нуля» ни один авианосец (исключая три авианесущих крейсера, вступивших в строй в 70-е годы), что не помешало британским авиаконструкторам в 40-50-е годы разработать целую гамму палубных самолетов.

В конце 1945 г. с палубы авианосца «Оушн» взлетел «Си Вампир» – корабельный вариант одного из первых реактивных истребителей в мире. Испытательные полеты с авианосцев совершал и другой реактивный первенец – Глостер «Метеор». Летом 1946 г. состоялся первый полет реактивного истребителя Супермарин «Аттакер» – наследника легендарного «Спитфайра»; в 1947 г. самолет был приспособлен для базирования на кораблях, серийное производство началось в 1949 г. До 1953 г. было построено 185 самолетов в вариантах истребителей и истребителей-бомбардировщиков (в том числе 36 для ВВС Пакистана). В 1951 г. 800-я эскадрилья, вооруженная самолетами «Аттакер», базировалась на авианосце «Игл». С вооружения палубной авиации «Аттакер» был снят в 1954 г.

На смену «Аттакеру» пришел истребитель Хаукер «Си Хоук», первый полет которого состоялся в 1947 г. В 1949 г. в воздух поднялся двухместный истребитель-перехватчик Де Хэвиленд «Си Веном» – дальнейшее развитие «Вампира». За ним последовал двухместный всепогодный истребитель-перехватчик Де Хэвиленд DH.110 «Си Виксен», первый полет которого состоялся в 1951 г. Летные испытания истребитель проходил в 1955 г. на борту авианосца «Арк Ройал». Серийное производство началось в 1957 г., первая эскадрилья достигла состояния боеготовности в 1959 г. В конце 1960-х года 766-я эскадрилья, вооруженная «Си Виксена- ми», стала постоянно базироваться на авианосце «Арк Ройал». В последующие годы новые перехватчики получили все ударные авианосцы Великобритании.

Поскольку Британия не собиралась строить новые авианосцы, замену перехватчику «Си Виксен» подыскали на стороне – в США. На палубе «Арк Ройала» – единственного оставшегося в строю в 70-е годы ударного авианосца – место перехватчиков DH.110 занял лицензионный вариант «Фантома» – F-4К.


Истребитель «Си Хоук» совершил посадку на палубу авианосца «Альбион» с поврежденным подкрыльевым топливным баком. Суэцкий кризис, 1956 год


Истребитель-перехватчик DH.110 «Си Виксен»



Ударный самолет "Бакэнир" S.2, авианосец "Гермес". 1964 год


СВВП "Си Харриер" – FRS.1



Последним английским палубным истребителем с катапультным взлетом стал Супермарин «Симитэр», первый полет которого состоялся в 1956 г. Летные испытания «Симитэр» проходил на авианосце «Арк Ройал». С 1957 г. по 1960 г. было изготовлено 76 истребителей, самолеты состояли на вооружении эскадрилий 736-й (с 1959 г. по 1965 г.), 764-й (1959 г.), 804-й (с 1960 г. по 1961г.), 807-й (с 1958 г. по 1962 г.) и 800-й (с 1964 г. по 1966 г.). Самолеты базировались на авианосцах «Гермес», «Арк Ройал» и «Игл».

После второй мировой войны в качестве палубных истребителей некоторое время использовались и поршневые «Сифайры», «Файрфлаи» и «Си Фьюри», причем последние даже принимали участие в корейской войне.

В 1946 г. совершил первый полет палубный ударный самолет Уэстленд «Вайверн», оснащенный турбовинтовым двигателем. «Вайверн» предназначался для нанесения бомбо-штурмовых ударов, но мог использоваться и в качестве торпедоносца. Испытательные полеты с авианосца проводились в 1950 г. Серийное производство осуществлялось с 1951 г. по 1956г., построено 127 машин. Первое подразделение из четырех самолетов, базировавшихся на авианосце «Альбион», достигло состояния боеготовности в 1954 г. «Вайверны» были сняты с вооружения в 1958 г.

Так же как и в США, в Великобритании предполагалось использовать палубную авиацию для доставки ядерного оружия. В 1955 г. начались работы над реактивным палубным бомбардировщиком, предназначенным для действий с малых высот и способным нести атомную бомбу. Первый полет самолета S.Mk. 1 «Бакэнир» состоялся в 1958 г. В 60- 70-е годы этот самолет стал основным палубным бомбардировщиком королевских ВМС. После исключения из боевого состава флота последнего английского ударного авианосца базирующиеся на нем «Бакэниры» были переданы ВВС, где состоят на вооружении и по сей день. Всего в палубном варианте в 1960-1963 гг. построено 40 бомбардировщиков.

Противолодочную оборону английских авианосцев обеспечивали самолеты Фэйри «Ганнет» и Шорт «Си Мью». Трехместный «Ганнет» был оснащен ТВД, опытный образен совершил первый полет в 1949 г; серийно выпускался с 1953 г. в пяти модификациях: самолет ПЛО, ДРЛО, учебно-тренировочный, а также НЛО и учебный с более мощными двигателями. Первый полег необычного с виду легкого палубного самолета 11JIO Шорт «Си Мью» состоялся в августе 1953 г. До 1956 г. была построена небольшая серия таких машин в варианте ASMk.l для вооружения легких авианосцев. Возможности обоих противолодочных самолетов были весьма скромными – в лучшем случае они могли обнаружить дизельную субмарину. В начале 60-х годов было прекращено производство самолетов ПЛО «Ганнет», а имевшиеся на вооружении авианосцев переоборудовались в вариант ДРЛО «Ганнет» AEW Мк.З. Задача борьбы с подводными лодками была возложена на вертолеты.


СВВП «Харриер» Мк.7


В конце 60-х годов для английских авианосцев и палубной авиации настали мрачные времена. Правящая вто время в стране партия лейбористов решила изничтожить их как класс. Будущее палубной авиации Британии связывали только с вертолетами. Разработка фирмой Хаукер принципиально нового летательного аппарата – самолета с вертикальными взлетом и посадкой дало второе рождение палубным самолетам. Создание опытного СВВП Р. 1127 началось в 1957 г. Первый полет самолет совершил в 1960 г. Это было время всеобщего увлечения такими самолетами, их строили во Франции, в ФРГ… Но до ума довели только в Англии и в СССР. Усовершенствованный СВВП Р. 1127 «Кестрел» полетел в 1967 г., на его базе были разработаны ударные самолеты для ВВС «Харриер» GR. 1 и GR.3. Аппарат, сочетающий взлетно-посадочные характеристики вертолета и скорость самолета, был весьма привлекателен для моряков, и неудивительно, что первые взлеты и посадки с палубы «Арк Ройала» СВВП совершил еще в 1963 г. В последующие годы подобные испытания проводились периодически, но контракт на разработку морского варианта СВВП был заключен только в 1972 г.

Первый полет «Си Харриера» FRS. 1 состоялся в августе 1978 г.. самолет разработан на основе сухопутного «Харриера» GR.3. В отличие от штурмовика ВВС, морской самолет оснащен PJ1C. поскольку основное назначение «Си Харриера» – противовоздушная оборона авианесущих крейсеров. ВМС заказало 34 истребителя «Си Харриер», первый был поставлен в июле 1979 г. Самолеты прекрасно зарекомендовали себя в ходе фолклендской компании: 28 самолетов этого типа совершили 1600 боевых вылетов, сбив 23 аргентинских самолета. В воздушных боях СВВП потерь не имели, но в результате аварий было разбито восемь машин. В 1984 г. министерство обороны дополнительно заказало еще 24 самолета. Поставки начались в 1986г.

На базе СВВП «Си Харриер» FRS. 1 с учетом боевого опыта разработан усовершенствованный вариант FRS.2 с новым электронным оборудованием и новым вооружением, в частности, с этого СВВП возможно применение УР «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. Прототип впервые поднялся в воздух в 1988 г., а в 1990 г. начались летные испытания второю самолета. Все самолеты модификации FRS.2 (FA2) переделывались из FRS.1, первый был передан флоту в 1993 г.

В конце 60-х годов авиакрыло английского ударного авианосца включало эскадрилью истребителей «Си Виксен» FAW Мк.2 или «Фантом» FG Мк.1 («Фантомы» базировались только на «Арк Ройал»), эскадрилью ударных самолетов «Бакэнир» S Мк.2, несколько самолетов ДРЛО «Ганнет» AEW Мк.З и несколько вертолетов. Авиагруппы авианесущих крейсеров первоначально состояли из девяти вертолетов ПЛО «Си Кинг» и пяти СВВП «Си Харриер» FRS.1; во время боевых действий на Фолклендах на «Инвинсибл» базировалось десять СВВП и девять вертолетов. По опыту боевых действий в состав авиагрупп дополнительно были введены вертолеты ДРЛО «Си Кинг». На учебном авианесущем корабле «Аргус» могут базироваться до 12 СВВП «Харриер».

В Великобритании в настоящее время ведутся острые дискуссии по поводу состава авиакрыла, которое будет базироваться на перспективном авианосце (если, конечно, он будет построен). Предлагается чисто вертолетная авиагруппа или смешанная, состоящая из вертолетов и перспективных американских истребителей КВП/ВВП JSF, в создании которых Великобритания принимает активное участие.

По состоянию на начало 1998 г. в составе авиации королевских ВМС Великобритании числятся 3 истребительных эскадрильи (2 корабельного базирования – 800-я и 801-я и одна – 899-я – тренировочная) по девять самолетов «Си Харриер» FA2 в каждой.


Состав авиагрупп авианосцев «Альбион». «Булварк» и «Игл» во время боевых операций против Египта в 1956 г.
Состав авиагруппы авианосца «Арк Ройал» по состоянию на 1965 г.

Эскадрилья тип самоле та/вертолета

803 …………………….. «Скаймитэр»

890 ………………… «Си Виксен» FAW

849 « Ганнет» AEW.3 815 «Уэссекс» HAS.1

На авианосце в 1965 г. также периодически базировались самолеты «Бакэнир» 736 эскадрильи, вертолеты «Уирлуинд» и связные самолеты «Ганнет» AS.4.


Истребитель "Крусейдер" французских ВМС


Истребитель-бобардировщик «Этандар» IVM







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх