АВИАНОСЦЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Гордая Британия закончила вторую мировую войну в ранге державы-победительницы, но победа была пирровой. Распад британской империи был неминуем, экономика страны подорвана, а роль лидера «свободного» мира уверенно занял заокеанский дядюшка Сэм. Отныне англичане уже не могли проводить полностью независимую политику, а строительство национальных вооруженных сил, как известно, непосредственно связано с политическим курсом государства. Теперь в вопросах военного строительства британцы ориентировались на США. Основой своих вооруженных сил в послевоенные годы в Великобритании посчитали стратегическую авиацию, но если в США все же поддерживали и развивали и другие рода вооруженных сил, то в Англии денег на все не хватало.


Ударный авианосец "Гермес»


Ударный авианосец «Викториес» в период боевых действий против Ирака в 1961 году


Ударный авианосец "Викториес», 1960 год


Морская нация была далека от недооценки роли авианосцев. К примеру, первый лорд Адмиралтейства Томас заявил, что «тяжелые авианосцы составят кулак флота и придадут ему необычную силу»; он имел ввиду именно Royal Navy, а вовсе не ВМС США. Тем не менее, после войны англичане не построили с нуля ни одного авианосца, было достроено лишь два тяжелых («Арк Ройал» и «Игл») и семь легких (три типа «Колоссус» – «Тезеус», «Триумф», «Уорриор»; четыре типа «Гермес» – «Гермес», Альбион», «Булварк» и «Центавр»). В тоже время ослабленная экономика не позволяла содержать и такого количества авианосцев. В составе флота были оставлены только семь кораблей: четыре ударных авианосца («Арк Ройал», «Викториес», «Гермес» и «Игл») и три легких («Альбион», «Булварк», «Центавр»).

В годы второй мировой войны в Англии по усовершенствованному проекту авианосца «Илластриес» были заложены четыре корабля «Одейшиос», «Африка», «Игл II» и «Иррезистебл». От прототипа они отличались большим водоизмещением, большим числом принимаемых на борт самолетов и лучшим бронированием. В строй вошли только два корабля. «Одейшиос» заложен в 1942 г., спущен на воду в 1946 г. и вошел в строй в 1951 г. под названием «Игл». «Иррезистебл» был заложен в 1943 г., спущен на воду в 1950г., в состав ВМС вошел в 1955г. под названием «Арк Ройал». Это были самые крупные надводные боевые корабли, построенные в Великобритании (водоизмещение 46 450 т). Достраивались они уже по модернизированному проекту: также как и на американских кораблях военных проектов, вступивших в строй после окончания войны, на них устанавливались угловые полетные палубы, автоматические системы посадки, паровые катапульты и современная радиоэлектроника. В годы войны были заложены и более крупные авианосцы водоизмещением 57 700 т, эквивалентные американским кораблям типа «Мидуэй», «Гибралтар», «Мальта» и «Новая Зеландия», одна ко работы по ним прекратились.

Американцы по-новому взглянули на роль авианосцев в современной войне после корейского опыта; у англичан тоже была своя «Корея» – военный конфликт с Египтом из-за Суэцкого канала.


Ударный авианосец «Арк Ройал», 1960 год


Ударный авианосец «Арк Ройал» после модернизации (1967-1970 гг.)


Пришедший к власти президент Египта Насер в 1956 г. принял решение национализировать стратегический объект, который приносил своим владельцам немалые деньги. Великобритания и Франция резко воспротивились подобному решению – большая часть акций канала принадлежала английским и французским компаниям. Разразилась война. В восточный угол Средиземного моря направились английские авианосцы «Игл», «Альбион» и «Булварк», на борту которых находились самолеты «Вайверн», «Си Веном» и «Си Хоук». Вместе с палубной авиацией позиции египтян бомбили и сухопутные самолеты с авиабаз на о. Кипр. Неизвестно, чем бы закончился этот вооруженный конфликт, если бы не вмешательство «третьей» силы – Советского Союза.

События 1957 г. сыграли заметную роль в пересмотре английской военной доктрины. Ответить на ядерный шантаж Хроущева англичанам было нечем: своего атомного оружия они еще не имели, а американцы в те годы не очень-то интересовались Суэцем и поэтому не спешили помогать своим союзникам по НАТО. Британцы на основе египетского опыта пришли к выводу, что надо развивать амфибийные силы, даже в ущерб ударным авианосцам; задачи же нанесения ядерного удара по территории противника возложить на стратегическую авиацию. В 1960 г. в десантный вертолетоносец был переоборудован «Булварк», а в 1962 г. – «Альбион». После модернизации эти корабли смогли принимать по 16 вертолетов и по 1200 морских пехотинцев. В противолодочный авианосец был трансформирован «Центавр». В результате к 1959 г. в составе ВМС Великобритании осталось лишь четыре ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл», «Гермес» и вошедший в строй еще в 1941 году «Викториес» (модернизирован в 1957г.).

В начале 60-х годов англичане были озабочены не столько событиями в Европе, сколько стремлением сохранить расползающуюся колониальную империю. Как следствие – появилась доктрина, согласно которой предполагалось, что военно-политические усилия Британии должны быть направлены прежде всего на районы, расположенные к востоку от Суэца. Важнейшее место в этой доктрине отводилось «дипломатии» авианосцев. Правительство страны приняло десятилетнюю программу развития ВМС, предусматривающую постройку к 1970 г. одного нового и переоборудование имеющихся кораблей. В 1963 г. началось проектирование авианосца «Фьюриес» водоизмещением 53 000 т. Поначалу доктрина вроде бы себя оправдывала. Так, англичанам удалось провести успешную операцию по изгнанию вооруженных сил Ирака из Кувейта (да-да, читатель, в 1961г., а не в 1990 г.

Тогдашний Саддам Хуссейн – генерал Кассем вторгся в Кувейт и англичанам пришлось восстанавливать статус-кво). В боевых действиях принимали участие авианосец «Викториес» и десантный авианосец «Булварк». Однако никакие авианосцы уже не могли остановить распад империи; доктрина «к востоку от Суэца» быстро сошла на нет, поэтому в 1965 г. программу строительства ударного авианесущего корабля аннулировали. Великобритания из мировой державы окончательно перешла в разряд европейских, что кардинальным образом отразилось на судьбе английских авианосцев. Другая причина отказа от строительства большого авианосца, способного, кстати, нести и самолеты с ядерным оружием, заключалась в намерении закупить в США 50 ударных самолетов F- 111К.

В 1967 г. был разоружен «Сентаур», в 1969 г. пошел на слом «Викториес». К 1970 г. в составе ВМС числилось гри ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл» и «Гермес». Деятели из правящей тогда партии лейбористов планировали исключить из списков флота к 1971 г. и их. Еще совсем недавно моряки предполагали, что в строю останутся хотя бы эти авианосцы. «Арк Ройал» в 1967-1970 гг. прошел модернизацию с целью обеспечения базирования на его борту «Фантомов» и ударных самолетов «Буканир», способных нести ядерное оружие; планировалось «посадить» «Фантомы» и на «Игл». Меньший но размерам «Гермес» приспособить к базированию тяжелых всепогодных истребителей-бомбардировщиков не представлялось возможным; ирония заключается в том, что именно этот корабль был выведен из состава ВМС последним. После закулисной борьбы ВМС удалось оставить в строю «Арк Ройал» и «Гермес», причем последний в 1971 -1973 гг. переоборудовали в противолодочный вертолетоносец (с него сняли аэрофинишеры и катапульты). «Арк Ройал» вывели из боевого состава флота в 1979г., для его замены в начале 70-х начали строить совсем другие корабли.


Легкий авианосец «Илластриес»


Легкий авианосец "Инвинсибл»


В США на смену старым авианосцам приходили новые, всегда превосходившие предшественников по размерам и, само-собой, по стоимости. Великобритания не могла позволить себе роскошь строить «супер Арк Ройал». На рубеже 60-70-х годов в военно-политических кругах страны развернулась дискуссия о будущем корабельной авиации ВМС. Чаша весов склонялась к полному отказу от палубных самолетов и замены их вертолетами Уэстленд/Сикорский «Си Кинг» с базированием их на кораблях класса эсминец. Программа разработки самолета вертикального взлета и посадки «Кестрел»/«Харриер» многим представлялась чересчур рискованной. Заложенный 20 июля 1973 г. на верфи фирмы Виккерс в Бэрроу легкий авианесущий корабль «Инвинсибл» стандартным водоизмещением 19 500 т, первоначально (на стадии проекта) предполагалось вооружить вертолетами, но еще до его закладки, в 1972 г., в состав палубной авиагруппы было решено ввести палубный вариант СВВП [1*] Хоукер Сиддли «Харриер».

Испытательные полеты СВВП с различных кораблей проводились с 1963 г., когда опытный «Кестрел» совершал полеты с палубы авианосца «Арк Ройал». В мае 1971 г. на нем в рамках программы летных испытаний базировались уже четыре «Харриера».

«Инвинсибл» сошел на воду в мае 1977 г., в июле 1980 г. вступил в строй. В процессе постройки проект неоднократно подвергался корректировкам. При вертикальном взлете самолет несет очень небольшую полезную нагрузку; чтобы ее увеличить, англичане изучали возможность взлета с коротким разбегом, а капитан- лейтенант Тейлор в 1972 г. предложил идею взлета с использованием трамплина. Проверка и отработка взлета СВВП с использованием трамплина проводились в 1977-1979 гг. Реализация идей Тейлора позволила увеличить боевую нагрузку «Харриера» на 800 кг. По результатам испытаний «Инвинсибл» был оборудован трамплином с углом установки 7°. Пока авианесущий крейсер достраивался, морской этап испытаний проводили на авианосце «Гермес», для чего его оснастили 12-градусным трамплином с обтекателем на лобовой стенке.

Всего построили три легких авианосца: R04 «Инвинсибл», R06 «Илла- стриес» (заложен на верфи фирмы Сван Хантер в Уэллсенде в октябре 1976 г., спущен на воду в декабре 1978 г., вошел в строй в июне 1982 г.) и R07 «Арк Ройал» (заложен в Уэллсенде в декабре 1978 г., спущен на воду в июне 1981 г., вошел в строй в ноябре 1985 г.). Основным назначением этих кораблей должна была стать охота за подводными лодками.

«Инвинсибл» положил начало новому классу авианесущих кораблей – носителей СВВП. По вступлении в строй он не произвел особого впечатления на военно-морские круги мира: и сам авианосец, что называется, и близко не смотрелся рядом с плавучими аэродромами США, и самолеты, базировавшиеся на нем, вызывали, мягко говоря, неоднозначные оценки. Проект «Инвинсибла» был результатом компромисса очень различных точек зрения. Точку над «і» поставили военные действия в Южной Атлантике во время англо-аргентинского конфликта 1982 г. «Инвинсибл» и ветеран «Гермес» составили ядро английской эскадры, посланной отвоевывать Фолклендские острова. Хотя типовой состав авиакрыла «Инвинсибла» включал пять самолетов и девять вертолетов, во время боевых действий на его борту базировалось десять «Харриеров» и девять вертолетов. Еще восемнадцать СВВП находилось на авианосце «Гермес». Палубные самолеты смогли завоевать и удержать господство в воздухе в районе боевых действий. По английским данным, в воздушных боях «Си Харриеры» сбили 23 аргентинских самолета и собственных боевых потерь не имели. Впрочем, по различным небоевым причинам было потеряно 8 самолетов. Привлекались самолеты и для нанесения ударов по позициям аргентинских войск на островах. Всего за время боевых действий палубные СВВП совершили более 1600 боевых вылетов, в основном, в неблагоприятных погодных условиях; боеготовность самолетов превысила 90%.

1* СВВП самолет вертикального взлета и посадки


Легкий авианосец -Арк Ройал»


Авианосец "Гермес»


Третий корабль типа «Инвинсибл» – «Арк Ройал» достраивался с некоторыми изменениеями, в частности, трамплин в носовой части полетной палубы был установлен под углом 12° вместо 7° у первых двух кораблей. В боевом составе ВМС Великобритании одновременно находятся два легких авианесущих корабля, третий отстаивается в порту базирования или выводится в резерв, или проходит модернизацию. В 1987 г. модернизацию проходил «Инвинсибл», в 1991 г. – «Илластриес», который прошел вторую модернизацию в 1997 г. В 1998 г. выведен в резерв «Арк Ройал», его модернизация запланирована на начало следующего века. Все три корабля останутся в строю до 2010-2015 гг. На легких авианосцах после доработок смогут базироваться усовершенствованные СВВП «Си Харриер» FA.2 и новейшие противолодочные вертолеты ЕН.101.

Наиболее полно опыт фолклендского конфликта воплотился в проекте десантного вертолетоносца «Оушн». Корабль полным водоизмещением 20 500 т был заложен в 1994г., спущен на воду в 1996 г., ввод в строй намечен в 1998 г. Формально его назначение – переброска в любую точку Мирового океана батальона морской пехоты. Корабль рассчитан на базирование 12 вертолетов «Си Кинг» НС Мк.4. Однако радиоэлектронное оборудование вертолетоносца позволяет использовать его в качестве флагмана соединения, а конструкция позволяет принимать на борт СВВП, то есть корабль, по сути, является многоцелевым авианосцем.

Ввод в боевой состав ВМС десантного корабля «Оушн» не закрывает проблему предстоящей в первой четверти XXI века замены легких авианосцев типа «Инвинсибл». В настоящее время командование Royal Nevy рассматривает авианесущие корабли (наряду с подводными лодками и амфибийными силами) как основу морской мощи страны. В последнее время значительно активизировались работы по формированию концепции нового авианесущего корабля CV(F) (Carrier Vessel Future – авианосец будущего) – преемника «Инвинсиблов». Три легких авианосца британского флота предназначались, в первую очередь, для поиска и уничтожения советских субмарин в Северной Атлантике. После окончания холодной войны и распада СССР угроза морским коммуникациям Англии в Атлантики резко уменьшилась, и новые авианесущие корабли предполагается оптимизировать для решения задач ПВО и нанесения ударов по береговым целям.


Легкий авианосец «Арк Ройал»


Легкий авианосец «Инвинсибл»


ВМС рассмотрели большое число различных предварительных проектов, включая модернизацию существующих авианосцев путем удлинения их корпусов, переоборудование коммерческих судов-контейнеровозов и строительство нового корабля- носителя самолетов вертикального взлета и посадки. Изучалась также возможность применения на перспективном авианосце «российской» концепции сочетания укороченного трамплинного взлета с обычной посадкой с использованием аэрофинишеров. Различные проекты предусматривали размещение на авианосце 20, 26, 30 и 40 летательных аппаратов корабельного базирования (самолетов и вертолетов). Водоизмещение самого большого корабля оценивается в 46 000 т. Исходя из финансовых соображений, наиболее перспективными являются авианосец-носитель СВВП и авианосец, использующий «российскую» концепцию. По утверждению руководителей британской судостроительной промышленности, постройка корабля водоизмещением более 27 000 т может стать серьезной проблемой для верфей страны.

Видимо, перспективный авианосец будет иметь «гибкое» авиакрыло, состав которого может изменяться в зависимости от стоящих перед ним задач. Один из проектов авианосца, представленных на конференции, посвященной будущему британской морской авиации и проводившейся Центром обороны и международной безопасности университета в Ланкастере, рассчитан на размещение 21 перспективного самолета JSF и 12 вертолетов ЕН-101. Еще один вариант авианесущего корабля рассчитан на 12 самолетов JSF и два вертолета EH -101. Американский проект самолета JSF отвечает английским требованиям к авианосному самолету будущего FCBA (Future Carrier Borne Aircraft), но не исключается и возможность создания корабля под палубный вариант «европейского» истребителя Еврофайтер EF2000.

Великобритания является единственной в мире страной, в составе ВМС которой находится специализированный учебный авианосец. В 1987г. английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус», переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» итальянской постройки 1981 г. С началом фолклендского конфликта контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре СВВП «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу- компании «Сикс Ятгейнерз», но в 1984г. ВМС приняли решение выкупить «Котендер Безант» и переоборудовать его в учебный авианосец. Реконструкция проходила с 1984 по 1987 гг. в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Носовая надстройка была дополнена большим блоком, в котором расположены оперативный пост, посты связи и управления полетами, помещения для предполетной подготовки, жилые помещения. Контейнеровоз имел две дымовые трубы, установленные по- бортно на небольших надстройках в кормовой части; в ходе модернизации надстройка левого борта вместе с трубой была демонтирована, а надстройка правою борта передвинута ближе к середине корпуса. Обычно на корабле базируется шесть вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».


Примечания:



АВИАНОСЦЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Гордая Британия закончила вторую мировую войну в ранге державы-победительницы, но победа была пирровой. Распад британской империи был неминуем, экономика страны подорвана, а роль лидера «свободного» мира уверенно занял заокеанский дядюшка Сэм. Отныне англичане уже не могли проводить полностью независимую политику, а строительство национальных вооруженных сил, как известно, непосредственно связано с политическим курсом государства. Теперь в вопросах военного строительства британцы ориентировались на США. Основой своих вооруженных сил в послевоенные годы в Великобритании посчитали стратегическую авиацию, но если в США все же поддерживали и развивали и другие рода вооруженных сил, то в Англии денег на все не хватало.


Ударный авианосец "Гермес»


Ударный авианосец «Викториес» в период боевых действий против Ирака в 1961 году


Ударный авианосец "Викториес», 1960 год


Морская нация была далека от недооценки роли авианосцев. К примеру, первый лорд Адмиралтейства Томас заявил, что «тяжелые авианосцы составят кулак флота и придадут ему необычную силу»; он имел ввиду именно Royal Navy, а вовсе не ВМС США. Тем не менее, после войны англичане не построили с нуля ни одного авианосца, было достроено лишь два тяжелых («Арк Ройал» и «Игл») и семь легких (три типа «Колоссус» – «Тезеус», «Триумф», «Уорриор»; четыре типа «Гермес» – «Гермес», Альбион», «Булварк» и «Центавр»). В тоже время ослабленная экономика не позволяла содержать и такого количества авианосцев. В составе флота были оставлены только семь кораблей: четыре ударных авианосца («Арк Ройал», «Викториес», «Гермес» и «Игл») и три легких («Альбион», «Булварк», «Центавр»).

В годы второй мировой войны в Англии по усовершенствованному проекту авианосца «Илластриес» были заложены четыре корабля «Одейшиос», «Африка», «Игл II» и «Иррезистебл». От прототипа они отличались большим водоизмещением, большим числом принимаемых на борт самолетов и лучшим бронированием. В строй вошли только два корабля. «Одейшиос» заложен в 1942 г., спущен на воду в 1946 г. и вошел в строй в 1951 г. под названием «Игл». «Иррезистебл» был заложен в 1943 г., спущен на воду в 1950г., в состав ВМС вошел в 1955г. под названием «Арк Ройал». Это были самые крупные надводные боевые корабли, построенные в Великобритании (водоизмещение 46 450 т). Достраивались они уже по модернизированному проекту: также как и на американских кораблях военных проектов, вступивших в строй после окончания войны, на них устанавливались угловые полетные палубы, автоматические системы посадки, паровые катапульты и современная радиоэлектроника. В годы войны были заложены и более крупные авианосцы водоизмещением 57 700 т, эквивалентные американским кораблям типа «Мидуэй», «Гибралтар», «Мальта» и «Новая Зеландия», одна ко работы по ним прекратились.

Американцы по-новому взглянули на роль авианосцев в современной войне после корейского опыта; у англичан тоже была своя «Корея» – военный конфликт с Египтом из-за Суэцкого канала.


Ударный авианосец «Арк Ройал», 1960 год


Ударный авианосец «Арк Ройал» после модернизации (1967-1970 гг.)


Пришедший к власти президент Египта Насер в 1956 г. принял решение национализировать стратегический объект, который приносил своим владельцам немалые деньги. Великобритания и Франция резко воспротивились подобному решению – большая часть акций канала принадлежала английским и французским компаниям. Разразилась война. В восточный угол Средиземного моря направились английские авианосцы «Игл», «Альбион» и «Булварк», на борту которых находились самолеты «Вайверн», «Си Веном» и «Си Хоук». Вместе с палубной авиацией позиции египтян бомбили и сухопутные самолеты с авиабаз на о. Кипр. Неизвестно, чем бы закончился этот вооруженный конфликт, если бы не вмешательство «третьей» силы – Советского Союза.

События 1957 г. сыграли заметную роль в пересмотре английской военной доктрины. Ответить на ядерный шантаж Хроущева англичанам было нечем: своего атомного оружия они еще не имели, а американцы в те годы не очень-то интересовались Суэцем и поэтому не спешили помогать своим союзникам по НАТО. Британцы на основе египетского опыта пришли к выводу, что надо развивать амфибийные силы, даже в ущерб ударным авианосцам; задачи же нанесения ядерного удара по территории противника возложить на стратегическую авиацию. В 1960 г. в десантный вертолетоносец был переоборудован «Булварк», а в 1962 г. – «Альбион». После модернизации эти корабли смогли принимать по 16 вертолетов и по 1200 морских пехотинцев. В противолодочный авианосец был трансформирован «Центавр». В результате к 1959 г. в составе ВМС Великобритании осталось лишь четыре ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл», «Гермес» и вошедший в строй еще в 1941 году «Викториес» (модернизирован в 1957г.).

В начале 60-х годов англичане были озабочены не столько событиями в Европе, сколько стремлением сохранить расползающуюся колониальную империю. Как следствие – появилась доктрина, согласно которой предполагалось, что военно-политические усилия Британии должны быть направлены прежде всего на районы, расположенные к востоку от Суэца. Важнейшее место в этой доктрине отводилось «дипломатии» авианосцев. Правительство страны приняло десятилетнюю программу развития ВМС, предусматривающую постройку к 1970 г. одного нового и переоборудование имеющихся кораблей. В 1963 г. началось проектирование авианосца «Фьюриес» водоизмещением 53 000 т. Поначалу доктрина вроде бы себя оправдывала. Так, англичанам удалось провести успешную операцию по изгнанию вооруженных сил Ирака из Кувейта (да-да, читатель, в 1961г., а не в 1990 г.

Тогдашний Саддам Хуссейн – генерал Кассем вторгся в Кувейт и англичанам пришлось восстанавливать статус-кво). В боевых действиях принимали участие авианосец «Викториес» и десантный авианосец «Булварк». Однако никакие авианосцы уже не могли остановить распад империи; доктрина «к востоку от Суэца» быстро сошла на нет, поэтому в 1965 г. программу строительства ударного авианесущего корабля аннулировали. Великобритания из мировой державы окончательно перешла в разряд европейских, что кардинальным образом отразилось на судьбе английских авианосцев. Другая причина отказа от строительства большого авианосца, способного, кстати, нести и самолеты с ядерным оружием, заключалась в намерении закупить в США 50 ударных самолетов F- 111К.

В 1967 г. был разоружен «Сентаур», в 1969 г. пошел на слом «Викториес». К 1970 г. в составе ВМС числилось гри ударных авианосца: «Арк Ройал», «Игл» и «Гермес». Деятели из правящей тогда партии лейбористов планировали исключить из списков флота к 1971 г. и их. Еще совсем недавно моряки предполагали, что в строю останутся хотя бы эти авианосцы. «Арк Ройал» в 1967-1970 гг. прошел модернизацию с целью обеспечения базирования на его борту «Фантомов» и ударных самолетов «Буканир», способных нести ядерное оружие; планировалось «посадить» «Фантомы» и на «Игл». Меньший но размерам «Гермес» приспособить к базированию тяжелых всепогодных истребителей-бомбардировщиков не представлялось возможным; ирония заключается в том, что именно этот корабль был выведен из состава ВМС последним. После закулисной борьбы ВМС удалось оставить в строю «Арк Ройал» и «Гермес», причем последний в 1971 -1973 гг. переоборудовали в противолодочный вертолетоносец (с него сняли аэрофинишеры и катапульты). «Арк Ройал» вывели из боевого состава флота в 1979г., для его замены в начале 70-х начали строить совсем другие корабли.


Легкий авианосец «Илластриес»


Легкий авианосец "Инвинсибл»


В США на смену старым авианосцам приходили новые, всегда превосходившие предшественников по размерам и, само-собой, по стоимости. Великобритания не могла позволить себе роскошь строить «супер Арк Ройал». На рубеже 60-70-х годов в военно-политических кругах страны развернулась дискуссия о будущем корабельной авиации ВМС. Чаша весов склонялась к полному отказу от палубных самолетов и замены их вертолетами Уэстленд/Сикорский «Си Кинг» с базированием их на кораблях класса эсминец. Программа разработки самолета вертикального взлета и посадки «Кестрел»/«Харриер» многим представлялась чересчур рискованной. Заложенный 20 июля 1973 г. на верфи фирмы Виккерс в Бэрроу легкий авианесущий корабль «Инвинсибл» стандартным водоизмещением 19 500 т, первоначально (на стадии проекта) предполагалось вооружить вертолетами, но еще до его закладки, в 1972 г., в состав палубной авиагруппы было решено ввести палубный вариант СВВП [1*] Хоукер Сиддли «Харриер».

Испытательные полеты СВВП с различных кораблей проводились с 1963 г., когда опытный «Кестрел» совершал полеты с палубы авианосца «Арк Ройал». В мае 1971 г. на нем в рамках программы летных испытаний базировались уже четыре «Харриера».

«Инвинсибл» сошел на воду в мае 1977 г., в июле 1980 г. вступил в строй. В процессе постройки проект неоднократно подвергался корректировкам. При вертикальном взлете самолет несет очень небольшую полезную нагрузку; чтобы ее увеличить, англичане изучали возможность взлета с коротким разбегом, а капитан- лейтенант Тейлор в 1972 г. предложил идею взлета с использованием трамплина. Проверка и отработка взлета СВВП с использованием трамплина проводились в 1977-1979 гг. Реализация идей Тейлора позволила увеличить боевую нагрузку «Харриера» на 800 кг. По результатам испытаний «Инвинсибл» был оборудован трамплином с углом установки 7°. Пока авианесущий крейсер достраивался, морской этап испытаний проводили на авианосце «Гермес», для чего его оснастили 12-градусным трамплином с обтекателем на лобовой стенке.

Всего построили три легких авианосца: R04 «Инвинсибл», R06 «Илла- стриес» (заложен на верфи фирмы Сван Хантер в Уэллсенде в октябре 1976 г., спущен на воду в декабре 1978 г., вошел в строй в июне 1982 г.) и R07 «Арк Ройал» (заложен в Уэллсенде в декабре 1978 г., спущен на воду в июне 1981 г., вошел в строй в ноябре 1985 г.). Основным назначением этих кораблей должна была стать охота за подводными лодками.

«Инвинсибл» положил начало новому классу авианесущих кораблей – носителей СВВП. По вступлении в строй он не произвел особого впечатления на военно-морские круги мира: и сам авианосец, что называется, и близко не смотрелся рядом с плавучими аэродромами США, и самолеты, базировавшиеся на нем, вызывали, мягко говоря, неоднозначные оценки. Проект «Инвинсибла» был результатом компромисса очень различных точек зрения. Точку над «і» поставили военные действия в Южной Атлантике во время англо-аргентинского конфликта 1982 г. «Инвинсибл» и ветеран «Гермес» составили ядро английской эскадры, посланной отвоевывать Фолклендские острова. Хотя типовой состав авиакрыла «Инвинсибла» включал пять самолетов и девять вертолетов, во время боевых действий на его борту базировалось десять «Харриеров» и девять вертолетов. Еще восемнадцать СВВП находилось на авианосце «Гермес». Палубные самолеты смогли завоевать и удержать господство в воздухе в районе боевых действий. По английским данным, в воздушных боях «Си Харриеры» сбили 23 аргентинских самолета и собственных боевых потерь не имели. Впрочем, по различным небоевым причинам было потеряно 8 самолетов. Привлекались самолеты и для нанесения ударов по позициям аргентинских войск на островах. Всего за время боевых действий палубные СВВП совершили более 1600 боевых вылетов, в основном, в неблагоприятных погодных условиях; боеготовность самолетов превысила 90%.

1* СВВП самолет вертикального взлета и посадки


Легкий авианосец -Арк Ройал»


Авианосец "Гермес»


Третий корабль типа «Инвинсибл» – «Арк Ройал» достраивался с некоторыми изменениеями, в частности, трамплин в носовой части полетной палубы был установлен под углом 12° вместо 7° у первых двух кораблей. В боевом составе ВМС Великобритании одновременно находятся два легких авианесущих корабля, третий отстаивается в порту базирования или выводится в резерв, или проходит модернизацию. В 1987 г. модернизацию проходил «Инвинсибл», в 1991 г. – «Илластриес», который прошел вторую модернизацию в 1997 г. В 1998 г. выведен в резерв «Арк Ройал», его модернизация запланирована на начало следующего века. Все три корабля останутся в строю до 2010-2015 гг. На легких авианосцах после доработок смогут базироваться усовершенствованные СВВП «Си Харриер» FA.2 и новейшие противолодочные вертолеты ЕН.101.

Наиболее полно опыт фолклендского конфликта воплотился в проекте десантного вертолетоносца «Оушн». Корабль полным водоизмещением 20 500 т был заложен в 1994г., спущен на воду в 1996 г., ввод в строй намечен в 1998 г. Формально его назначение – переброска в любую точку Мирового океана батальона морской пехоты. Корабль рассчитан на базирование 12 вертолетов «Си Кинг» НС Мк.4. Однако радиоэлектронное оборудование вертолетоносца позволяет использовать его в качестве флагмана соединения, а конструкция позволяет принимать на борт СВВП, то есть корабль, по сути, является многоцелевым авианосцем.

Ввод в боевой состав ВМС десантного корабля «Оушн» не закрывает проблему предстоящей в первой четверти XXI века замены легких авианосцев типа «Инвинсибл». В настоящее время командование Royal Nevy рассматривает авианесущие корабли (наряду с подводными лодками и амфибийными силами) как основу морской мощи страны. В последнее время значительно активизировались работы по формированию концепции нового авианесущего корабля CV(F) (Carrier Vessel Future – авианосец будущего) – преемника «Инвинсиблов». Три легких авианосца британского флота предназначались, в первую очередь, для поиска и уничтожения советских субмарин в Северной Атлантике. После окончания холодной войны и распада СССР угроза морским коммуникациям Англии в Атлантики резко уменьшилась, и новые авианесущие корабли предполагается оптимизировать для решения задач ПВО и нанесения ударов по береговым целям.


Легкий авианосец «Арк Ройал»


Легкий авианосец «Инвинсибл»


ВМС рассмотрели большое число различных предварительных проектов, включая модернизацию существующих авианосцев путем удлинения их корпусов, переоборудование коммерческих судов-контейнеровозов и строительство нового корабля- носителя самолетов вертикального взлета и посадки. Изучалась также возможность применения на перспективном авианосце «российской» концепции сочетания укороченного трамплинного взлета с обычной посадкой с использованием аэрофинишеров. Различные проекты предусматривали размещение на авианосце 20, 26, 30 и 40 летательных аппаратов корабельного базирования (самолетов и вертолетов). Водоизмещение самого большого корабля оценивается в 46 000 т. Исходя из финансовых соображений, наиболее перспективными являются авианосец-носитель СВВП и авианосец, использующий «российскую» концепцию. По утверждению руководителей британской судостроительной промышленности, постройка корабля водоизмещением более 27 000 т может стать серьезной проблемой для верфей страны.

Видимо, перспективный авианосец будет иметь «гибкое» авиакрыло, состав которого может изменяться в зависимости от стоящих перед ним задач. Один из проектов авианосца, представленных на конференции, посвященной будущему британской морской авиации и проводившейся Центром обороны и международной безопасности университета в Ланкастере, рассчитан на размещение 21 перспективного самолета JSF и 12 вертолетов ЕН-101. Еще один вариант авианесущего корабля рассчитан на 12 самолетов JSF и два вертолета EH -101. Американский проект самолета JSF отвечает английским требованиям к авианосному самолету будущего FCBA (Future Carrier Borne Aircraft), но не исключается и возможность создания корабля под палубный вариант «европейского» истребителя Еврофайтер EF2000.

Великобритания является единственной в мире страной, в составе ВМС которой находится специализированный учебный авианосец. В 1987г. английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус», переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» итальянской постройки 1981 г. С началом фолклендского конфликта контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре СВВП «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу- компании «Сикс Ятгейнерз», но в 1984г. ВМС приняли решение выкупить «Котендер Безант» и переоборудовать его в учебный авианосец. Реконструкция проходила с 1984 по 1987 гг. в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Носовая надстройка была дополнена большим блоком, в котором расположены оперативный пост, посты связи и управления полетами, помещения для предполетной подготовки, жилые помещения. Контейнеровоз имел две дымовые трубы, установленные по- бортно на небольших надстройках в кормовой части; в ходе модернизации надстройка левого борта вместе с трубой была демонтирована, а надстройка правою борта передвинута ближе к середине корпуса. Обычно на корабле базируется шесть вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх