СЕКРЕТНЫЕ МОНСТЫ

Александр ШИРОКОРАА

С первого до последнего дня войны советские тяжелые танки наводили ужас на врага. На 22 июня 1941 г. лучшим тяжелым танком в мире был КВ-1, а на 9 мая 1945 г. – ИС-3[2*]. Эти танки мы видим на пьедесталах, в музеях и в кино. Послевоенные же тяжелые танки почти не известны широкому читателю. Они создавались в обстановке чрезвычайной секретности, не экспортировались за рубеж, не участвовали в локальных войнах и к началу 1996 года о них совсем забыли.

Что же такое тяжелый танк? В странах НА ТО тяжелым считался танк, имеющий тяжелую пушку калибра 120 мм и более. В СССР танки классифицировались по их боевому весу и тяжелыми считались боевые машины весом свыше 40 тонн. Таким образом, по нашей классификации к тяжелым танкам должны были быть отнесены такие западные средние танки, как, например, М26, М46, М47, М60 (США) или «Центурион» и «Чифтен» (Англия). Современные же основные танки НАТО перевалили за 55-тонный рубеж (М1А1 – 57,1 т; «Леопард-2А4» – 55,2 nt; «Челленджер» – 62 т).

2* КВ Климент Ворошилов; ИС – Иосиф Сталин.


ИС-3М


ИС-4, брошенный на Дальнем Востоке


Без преувеличения можно сказать, что первые советские послевоенные тяжелые танки представляли собой дальнейшее развитие конструкции танка ИС-З, а эволюция тяжелых танков отражала соревнование двух танковых заводов и их КБ – Челябинского и Ленинградского Кировского.


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-4

Развитием тяжелых танков ИС стал танк ИС-4, проектирование которого было начато еще в 1944 году. Опытные образцы танков в СССР называли изделиями или объектами и присваивали трехзначный индекс, где первая цифра означала КБ, где проектировался танк. Так, Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) имел 700-е номера, Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) – 200-е. Таким образом, опытные образцы танка ИС-4 имели индексы 701-2, 701-5 и 701-6.

Специально для танков ИС-4 в ЦАКБ под руководством Грабина было разработано три пушки: 85-мм С-34- I, 122-мм C-34-II и 100-мм C-34-III, основным отличием которых была внутренняя труба. Опытный образец 701-2 испытывался со 122-мм пушкой С-34-II, баллистика которой практически совпадала с Д-25Т. Угол ВН -3°; +20°, прицел ТШ -17, боекомплект составлял 30 выстрелов. На остальных опытных образцах ИС-^4 была установлена серийная 122-мм пушка Д-25Т.

Максимальная толщина брони лобовой части и бортовых стенок башни была одинакова и не превышала 160 мм. Вес изделия 701-2 составлял 55,9 т.

В 1947 году танк ИС-4 был принят на вооружение, причем за основу было взято доработанное изделие 701-6.

С серийной 122-мм пушкой Д-25Т обр. 1943 г. был спарен 12,7-мм ДШК (на танках выпуска 1947-1948 гг. устанавливался модернизированный пулемет ДШК обр. 1938/46 г.) Для наведения пушки и пулемета применялся телескопический шарнирный прицел ТШ-45, а для стрельбы с закрытых позиций – боковой уровень. Пулемет ДШК, установленный на башне на специальной зенитной установке, предназначался для стрельбы по зенитным и, в исключительном случае, по наземным целям. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, из которых 12 было с бронебойными снарядами и 18 – с осколочно-фугасными. Снаряды помещались в нише башни, а заряды в гильзах – в боевом отделении (27) и в отделении управления (3). Вертикальный привод наведения ручной, а горизонтальный – электрический.

Несколько забегая вперед, скажем, что в 1947 году завод № 9 спроектировал для ИС-4 строенную установку Д- 35, в состав которой вошла 122-мм пушка Д-25-Т и два пулемета 14,5 мм и 7.62 мм. Опытный образец Д-35 был изготовлен заводом № 9 и 18 октября 1948 г. сдан для монтажа в танк.


Тяжелый танк ИС-4, Дальний Восток


Вид на кормовую часть башни тяжелого танка ИС-4



Башня танка ИС-4

1 – башня; 2 – боковые листы крыши; 3 – средний лист крыши; 4, 11, 16 – смотровые приборы; 5 – крышка люка заряжающего; 6 – рукоятка; 7 – торсионы; 8 – цапфа; 9 – крышка люка командира; 10 – турель зенитной установки; 12 – люк наблюдения командира танка; 13 – колесо вентиляционного устройства; 14 – оградительное кольцо антенны; 15 – поручни; 17 -рым




Общий вид 122-мм пушки танка ИС-4 (вид сбоку)

1 – дульный тормоз; 2 – бронировка пушки; 3 – тормоз отката; 4 – шарнирная подвеска прицела ТШ-45; 5 – стопор пушки; 6 – закрывающий механизм и рукоятка затвора; 7 – проушины для стопора пушки; 8 – откидная часть ограждения; 9 – спусковой механизм с соленоидом электроспуска; 10 – боковой уровень; 12 – подъемный механизм; 13 – телескопический прицел ТШ-45; 14 – бронезаслонка прицела ТШ-45; 15 – люлька; 16 – резиновый амортизатор; 17 – ствол



На танке ИС- 4 был устанавливался серийный четырехтактный дизель В -12. Требуемая мощность 750 л.с. при 2100 об/мин. достигалась за счет форсирования установки на валу двигателя центробежного воздухонагнетателя. Неизбежным следствием этого было существенное снижение ресурса двигателя. Кроме того, В-12 снабжался двумя мощными горизонтальными вентиляторами, издававшими при работе тонкий пронзительный звук, так что идущий танк был слышен за несколько километров.

Попытка создать простую механическую трансмиссию для танка, имеющего удельную мощность всего лишь 12,5 л.с./т, оказалась неудачной. Поэтому было принято решение установить планетарную трансмиссию с механизмом поворота типа ЗК, улучшавшим поворотливость тяжелого танка. Это был один из примеров, когда прогрессивное конструкторское решение опередило существующую в то время технологию. Одно лишь применение работающих в масле дисков трения фрикционных устройств, которые не были освоены нашей промышленностью, могло повысить надежность новой трансмиссии и уменьшить ее массу и размеры.

Система питания топливом включала в себя три внутренних бака общей емкостью 410 л и четыре дополнительных наружных бака, расположенных на корме. Емкость каждого наружного бака составляла 90 л.

Движитель гусеничный с цевочным зацеплением и задним расположением ведущих колес. Ширина трака 720 мм. Опорных катков 14, их диаметр 550 мм. поддерживающих катков 6, их диаметр 330 мм. Подвеска независимая торсионная.

Танк ИС-4 серийно производился с 1947 года по 1949 год. Всего было изготовлено около 250 машин.

Большинство этих танков несло службу на Дальнем Востоке, в том числе в Маньчжурии, где они были готовы нанести удар по американским войскам, вторгшимся в Корею. Об эксплуатации танков ИС-4 хорошо сказано у подполковника И. А.Бескина, служившего в полку, вооруженном ИС-4: «При перевозке по железной дороге танки ИС-4 можно было грузить лишь с торцовой аппарели, а саму установку танка весом 60 т следовало осуществлять с точностью до 1 см по ширине!… Автомобильные мосты на автодорогах столь тяжелого танка не выдерживали, и приходилось каждый раз устраивать танковые переправы через любую речку.»


Общий вид 122-мм пушки танка ИС-4 (вид сверху)

1 -дульный тормоз; 2 – бронировка пушки; 6 – закрывающий механизм и рукоятка затвора; 8 – откидная часть ограждения; 10 – боковой уровень; 13-прицел ТШ-45; – - 15 – люлька; 16 – резиновый амортизатор; 18 – гнездо цапфы; 19 – передний кронштейн крепления пулемета ДШК; 20 – пулемет ДШК; 21 – задний кронштейн крепления пулемета; 22 – накатник; 23 – прилив муфты ствола; 24 – казенник; 25 – неподвижная часть ограждения;


Двигатель В-12 (вид со стороны передачи, левая сторона)


Боевое отделение танка ИС-4

1 – контроллер; 2 – механизм поворота башни с мотором; 3 – прицел ТШ; 4, 7.12 – смотровые приборы; 5,13, 26 – аппараты ТПУ; 6 – копиры; 8 – концевой переключатель; 9 – крышка люка командира танка; 10 – пулемет ДШК; 11 – крышка люка заряжающего; 14 – плафон; 15 – казенная часть пушки; 16 – вращающийся пол; 17 – сиденье заряжающего; 18 – поводок; 19 – снаряд; 20 – кассета; 21 – вентилятор; 22 – преобразователь напряжения: 23 – радиостанция; 24 – реле РПБ-1; 25 – пусковое сопротивление; 27 – сиденье командира танка; 28 – щиток башни; 29 – магазин-коробка пулеметной ленты; 30 – сиденье командира орудия



Корпус танка ИС-4 (вид сверху)

1 – скуловой лист; 2 – верхний лобовой лист; 3 – корпус люка механика- водителя; 4 – подбашенная крыша; 5, 7, 8, 18, 25 – горизонтальные листы днища; 6 – крышка люка запасного выхода; 9 – крышка подмоторного люка; 10, 12. 26, 27 – крышки сливных лючков масляного и топливных баков; 11 пробка отверстия для доступа к обогревателю; 13 – кронштейн оси балансира; 14 – наклонный бортовой лист; 15 – верхний кормовой лист; 16 – пробка отверстия для спуска масла из картера первичной передачи: 17 – вертикальный бортовой лист; 19 – средний бортовой лист; 20 – кронштейн для установки МДШ; 21 – пробка отверстия для слива масла из картера механизма передач и поворотов; 22,23 – кронштейны для установки механизмов трансмиссии; 24 – кронштейн для закрепления привода вентилятора; 28 – подмоторная рама; 29 – горизонтальный бортовой лист; 30 – наклонный лист днища




Корпус танка ИС-4 (вид спереди)

1 – корпус люка механика-водителя; 2 – верхний лобовой лист; 3 – скуловой лист; 4 – верхний бортовой лист; 5 – вертикальный бортовой лист; 6 – цапфа; 7 – кронштейн оси балансира: 8 – кронштейн кривошипа ленивца; 9 – нижний лобовой лист; 10 – рымы



Тяжелый танк ИС-4



Отделение управления танком ИС-4

1 – гильзы с зарядом; 2 – аккумуляторные батареи; 3 – топливный распределительный кран; 4 – ручной подкачивающий насос; 5 – педаль управления; 6 – сиденье механика-водителя; 7 – педаль подачи топлива; 8 – сектор ручной подачи топлива; 9 – кулиса: 10 – выключатель «массы»; 11 – стопор башни; 12 – автоматический клапан ППО; 13 – щитковый фонарь; 14 – щиток ПГ10 и МДШ; 15 – реле-регулятор; 16 – спидометр; 17 – щиток приборов воздухо- пуска; 18 – бачок для слива топлива при выпуске воздуха; 19 – углекислотный баллон: 20 – приборы наблюдения механика-водителя; 21 – щиток приборов механика-водителя: 22 – баллоны со сжатым воздухом; 23 – рычаг управления; 24 – тахометр; 25 – щиток электроприборов; 26 – плафон аварийного освещения; 27 – электросигнал




Крышка моторного отделения танка ИС-4

1,3 – пробки отверстий для заправки топлива; 2 – пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 4, 8, 12,15 – броневые решетки: 5.14 – лючки для выхлопных патрубков; 6 – пробка отверстия для заправки масла в картер привода вентилятора; 7,13 – надвентиляторные плиты; 9 – средний продольный лист; 10 – крышка надмоторного люка; 11- пробка отверстия для заливки масла



ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-5

Танка ИС-5 в природе не существовало. Этим индексом называли эскизный проект тяжелого танка, созданный в 1944 году в КБ завода № 100 в Челябинске под руководством Ж.Я.Котина. Дело не дошло даже до технического проекта.


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-6

Проект тяжелого танка ИС-6 (изд.253) разработали в начале 1944 года на заводе № 100. Танк был вооружен 122-мм пушкой Д-30, идентичной по баллистике и боекомплекту с Д-25Т. Пушка была спарена с 7,62-мм пулеметом СГМТ, а на крыше башни на турели устанавливался 12,7-мм пулемет ДШК.

Двигатель В-12У танка размещался в кормовой части корпуса. Машина снабжалась электрической силовой передачей. В ее состав входил главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и весом 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1 А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле В-12У были смонтированы два малых генератора Г-73 постоянного тока, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305 А и СГ-1 А. Тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилось изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигает 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, а на целине – 740 А. Напряжение в цепи 500 В.

Подвеска танка индивидуальная торсионная.

Параллельно был изготовлен и испытан еще один опытный образец танка ИС-6 (об.2521. на котором применялась механическая трансмиссия. Кроме того, в ходовой части были использованы опорные катки увеличенного диаметра, поддерживающих катков не было. Максимальная скорость об.252 составляла 43 км/час, так как восьмая передача в коробке скоростей была заблокирована. Вес танка 51,5 т.


Тяжелый танк ИС-6 (об.252)


Полноразмерная деревянная модель танка ИС-4


Один из опытных образно» танка ИС-7 с пушкой С-70, 1948 год


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-7

Работы над первоначальным проектом тяжелого танка ИС-7 (об.259) Ж.Я.Котин начал еще в 1945 году, находясь в эвакуации в г.Челябинске. Эскизные чертежи общего вида машины Котин подписал 9.09.1945 г. Дальнейшие работы по танку ИС-7 велись в Ленинграде. В 1946-1948 гг. был разработан новый вариант проекта танка об.260.

Корпус танка был сварной с большими углами наклона броневых листов. Лобовая часть трехгранная, по типу ИС-З, но не выступавшая столь резко вперед. Башня цельнолитая сферической формы с переменной толщиной брони и углами наклона. Жесткость и бронестойкость корпуса удалось повысить за счет впервые применяемого прогнутого внутрь борта, создающего условия для рикошетировали попадающих в борт снарядов. Скошенные борта создавали пустые полости в под- моторном постаменте, и у конструкторов возникла мысль заполнить их топливом, получив таким образом дополнительные баки для горючего. Вскоре выяснилось, что постоянные вибрации от работающего двигателя нарушают герметичность сварных швов и через образующиеся трещины вытекает топливо. Поэтому от баков в подмоторном постаменте пришлось отказаться. В процессе проектирования и испытания опытных образцов вооружение и силовая установка претерпели значительные изменения.

Первоначально было проработано два варианта вооружения: 122-мм пушка большой мощности БЛ-13-1 и 130- мм пушка С-26; пулеметное вооружение обоих вариантов одинаково: два 14,5-мм и три 7,62-мм пулемета. 122 мм пушка БЛ-13-1 была спроектирована в 1944 году в ОКБ-172 (там работали ЗЭКи, не путать с вольнонаемным КБ завода № 172). Выяснилось, что БЛ- 13-1 имела лучшую баллистику, чем Д- 25Т. При весе снаряда 25,2 кг начальная скорость составляла 1000 м/с. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект 30 выстрелов.


Тяжелый танк ИС-7


Вид на правую сторону башни танка ИС-7, хранящегося в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке


130-мм пушка С-26 была спроектирована в ЦАКБ, а опытные образцы изготовлялись на заводе № 172. Вес снаряда 33 кг, начальная скорость 900 м/с. Ствол пушки моноблок со щелевым дульным тормозом и съемным казенником. Затвор горизонтальный клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Заряжание раздельно-гильзовое, причем гильза взята от 152 -мм пушки Кане и несколько укорочена. Длина отката нормальная 500-550 мм, предельная 560 мм. Боекомплект 31 выстрел.

Впервые в отечественных танках был применен (в обоих вариантах) электрический привод ВН. Угол ВН обеих пушек -3°; +15°. Прицел ТШ- 45. В обоих вариантах система заряжания механизирована. Скорострельность у БЛ-13-1 и С-26 примерно одинакова: 6-8 выстр/мин.

На первом опытном танке обр.260 была испытана 130-мм пушка С-26, данных же об испытаниях БЛ-13-1 нет. Однако последующие испытания танков об.260 производились с новой 130- мм пушкой С-70, которая начала проектироваться в ЦАКБ и доделана в ПИИ-58 (наследнике ЦАКБ). Пушка С-70 имела ствол моноблок, соединенный муфтой с казенником. Затвор клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Характерное внешнее отличие С- 70 от С-26 – дульный тормоз имел маленькое круглое отверстие, а не щелевой, как у С-26, а внутреннее отли чие – клин затвора имел вертикальный, а не горизонтальный клин. Калиберный бронебойный снаряд С-70 пробивал под углом 30° на расстоянии 1000 м 163-мм броню, а на расстоянии 2000 м – 143-мм броню.

В 1946 году на заводе № 172 было изготовлено три опытных образца пушек С-70, а в декабре 1948 года завод сдал малую серию из 15 пушек.



На полигонных испытаниях, проведенных с 22.06 по 21.07.1948 года, пушка С-70 сделала из танка ИС-7 (№ 3) 671 выстрел, из них 308 усиленным зарядом. По мнению комиссии пушка испытания выдержала, а пулеметное вооружение – нет. 11а испытаниях пулеметное вооружение состояло из одного 14,5-мм КПВ-44 и двух 7,62-мм РП-46, соединенных с пушкой, двух РГ1-46 курсовых, двух РП-46 боковых и зенитного пулемета КПВ-44. Конструкция пулеметных установок оказалась неудовлетворительной и подлежала переделке.

Испытания пушек С-70 продолжалось, по крайней мере, до 1951 года. Испытывали различные системы механической подачи и прицелов. Так, на испытаниях летом 1948 года танк № 3 имел прицел ТШ-46Р, а танк № 4 – ТП- 47П. Всего ЛКЗ изготовил 20 опытных типов ИС-7.

Не менее интересные метаморфозы претерпела и силовая установка танка. Первоначально было разработано четыре варианта силовой установки. В одном варианте был использован дизель КЧ-30 мощностью 1200 л.с. при 2000 об/мин., во втором – два дизеля В-12 мощностью по 600 л. с. при 2000 об/мин. В обоих случаях было разработано по два варианта трансмиссии – механической и электрической. В варианте с дизелем КЧ-30 предполагалось установить два параллельно соединенных генератора по 323 кВт, а с В-12 – два генератора по 336 кВт. В обоих случаях два тяговых электродвигателя развивали мощность по 315 л.с. В конце концов, завод № 77 завалил работы по созданию спарки двигателей В-16. Двигатель КЧ-30 (ТД-30) был установлен на первых двух танках об.260. В процессе эксплуатации КЧ-30 было выявлено ряд недостатков, и в последнем образце ИС-7 был применен морской 12-цилиндровый дизель М-50 мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Конечно, такой сравнительно тихоходный двигатель имел довольно большие габариты, что потребовало новых технических решений, обеспечивающих его установку без увеличения высоты машины. Рассматривая существовавшие компоновки моторных отделений, конструкторы обратили внимание на необходимость большого зазора между нижней точкой картера двигателя и днищем, в котором располагались торсионы подвески. Задались целью сделать торсионы такими короткими, чтобы между ними оказалось достаточное расстояние для размещения картера двигателя. И в то же время нужно было сохранить достаточные углы закрутки торсионов, чтобы не ухудшить характеристики плавности хода машины.

И выход был найден в создании так называемого пучкового торсиона, который состоял из семи тонких стержней. Таким образом, удалось сохранить мягкость подвески при резко уменьшенной длине торсиона. И сам корпус стал ниже, высотой всего 2426 мм, т.е. на 300 мм ниже танка ИС-2 и на 24 мм ниже танка ИС-3.

Для охлаждения двигателя на танке ИС-7 впервые применили эжекционную систему. Первые эжекторы изготовили из фрезерованных броневых листов и поместили их на крыше моторного отделения.

Впервые на кировских танках опробовали резиновые с протектором топливные баки. Часть их поместили в забронированном объеме, а часть – снаружи в подкрылках корпуса. В результате танк мог брать на борт 1300 л горючего (ИС-2 – 520 л и ИС-З – 750 л). И скорость он имел значительно выше – до 60 км/ч. Ни один из тяжелых танков не был способен развивать такую скорость. Резиновые баки позволяли максимально использовать внутренний объем моторного отделения и довести запас хода до 300 км.

Трансмиссия была принята механическая планетарная. На первом образце был механизм поворота планетарный двухступенчатый, на втором – типа ЗК.

В отличие от всех ранее проектированных тяжелых котинских танков гусеничный обвод для ИС-7 сконструировали без поддерживающих катков. Верхняя ветвь мелкозвенчатой шириной 710 мм гусеницы лежала непосредственно на опорных катках и отличалась от ранее применявшихся тем, что имела литые траки коробчатого сечения с резино-металлическим шарниром. Это нововведение позволило увеличить износоустойчивость гусеницы и уменьшить шум при движении. Литой трак оказался дешевле штампованного, хотя проушины нужно было механически обрабатывать. Но, поскольку сборка сложной гусеницы представляла собой определенные трудности для производственников, от дальнейшего применения такой гусеницы пришлось отказаться.

Опорные катки большого диаметра, на которые опиралась верхняя ветвь гусеницы, были двухскатные с внутренней амортизацией, причем ободы крепились к ступице болтами.

Экипаж танка состоял из пяти человек, четверо из которых размещались в башне.

ИС-7 имел самую толстую броню среди отечественных танков. Бронирование корпуса: нижний лобовой лист – 150/50° (толщина в мм/ угол наклона к вертикали), лобовые скосы – 150/58°, верхний лобовой лист – 45/82°. Бортовые листы: верхние- 150/52°, средние- 100/63°, нижние – 16/63°+ 16/ 0°. Корма: нижний лист – 70/8°, верхний лист – 70/55°. Крыша – 30-20/ 0°. Толщина брони литой башни: лобовая стенка – 240-350/45°-0°, боковая стенка 185-240/30°-45°, зад – 100/40°, крыша бака – 30 мм, крыша люка – 30 мм.

Броня танка выдерживала попадание калиберных бронебойных снарядов, немецких 88-мм и 128-мм противотанковых пушек, а также собственной 130-мм пушки С-70. Однако обстрел танка с собаками, размещенными на местах экипажа, когда было доложено, что «на состоянии животных результаты обстрела не сказались», был, мягко говоря, некорректным. Вспомним, как 140 лет назад генерал- адъютант Баранцев сделал глупейший вывод о неэффективности действия химических снарядов после испытания их на кошках. Маловероятно, чтобы экипаж ИС-7 полностью сохранил боеспособность после попадания в броню башни 130-мм снаряда, выпущенного с дистанции 1000 м.

В 1949 году ЛКЗ был выдан заказ на 50 танков ИС-7. Однако в том же году принимается постановление о прекращении работ над всеми танками весом свыше 50 тонн и создании нового танка, вес которого не укладывался в эти ограничения. Следствием этого решения было снятие с серийного производства ИС-4 и прекращение всех работ над ИС-7.

Продолжение следует


Михаил НПКОЛЬСКИЙ


Примечания:



СЕКРЕТНЫЕ МОНСТЫ

Александр ШИРОКОРАА

С первого до последнего дня войны советские тяжелые танки наводили ужас на врага. На 22 июня 1941 г. лучшим тяжелым танком в мире был КВ-1, а на 9 мая 1945 г. – ИС-3[2*]. Эти танки мы видим на пьедесталах, в музеях и в кино. Послевоенные же тяжелые танки почти не известны широкому читателю. Они создавались в обстановке чрезвычайной секретности, не экспортировались за рубеж, не участвовали в локальных войнах и к началу 1996 года о них совсем забыли.

Что же такое тяжелый танк? В странах НА ТО тяжелым считался танк, имеющий тяжелую пушку калибра 120 мм и более. В СССР танки классифицировались по их боевому весу и тяжелыми считались боевые машины весом свыше 40 тонн. Таким образом, по нашей классификации к тяжелым танкам должны были быть отнесены такие западные средние танки, как, например, М26, М46, М47, М60 (США) или «Центурион» и «Чифтен» (Англия). Современные же основные танки НАТО перевалили за 55-тонный рубеж (М1А1 – 57,1 т; «Леопард-2А4» – 55,2 nt; «Челленджер» – 62 т).

2* КВ Климент Ворошилов; ИС – Иосиф Сталин.


ИС-3М


ИС-4, брошенный на Дальнем Востоке


Без преувеличения можно сказать, что первые советские послевоенные тяжелые танки представляли собой дальнейшее развитие конструкции танка ИС-З, а эволюция тяжелых танков отражала соревнование двух танковых заводов и их КБ – Челябинского и Ленинградского Кировского.


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-4

Развитием тяжелых танков ИС стал танк ИС-4, проектирование которого было начато еще в 1944 году. Опытные образцы танков в СССР называли изделиями или объектами и присваивали трехзначный индекс, где первая цифра означала КБ, где проектировался танк. Так, Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) имел 700-е номера, Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ) – 200-е. Таким образом, опытные образцы танка ИС-4 имели индексы 701-2, 701-5 и 701-6.

Специально для танков ИС-4 в ЦАКБ под руководством Грабина было разработано три пушки: 85-мм С-34- I, 122-мм C-34-II и 100-мм C-34-III, основным отличием которых была внутренняя труба. Опытный образец 701-2 испытывался со 122-мм пушкой С-34-II, баллистика которой практически совпадала с Д-25Т. Угол ВН -3°; +20°, прицел ТШ -17, боекомплект составлял 30 выстрелов. На остальных опытных образцах ИС-^4 была установлена серийная 122-мм пушка Д-25Т.

Максимальная толщина брони лобовой части и бортовых стенок башни была одинакова и не превышала 160 мм. Вес изделия 701-2 составлял 55,9 т.

В 1947 году танк ИС-4 был принят на вооружение, причем за основу было взято доработанное изделие 701-6.

С серийной 122-мм пушкой Д-25Т обр. 1943 г. был спарен 12,7-мм ДШК (на танках выпуска 1947-1948 гг. устанавливался модернизированный пулемет ДШК обр. 1938/46 г.) Для наведения пушки и пулемета применялся телескопический шарнирный прицел ТШ-45, а для стрельбы с закрытых позиций – боковой уровень. Пулемет ДШК, установленный на башне на специальной зенитной установке, предназначался для стрельбы по зенитным и, в исключительном случае, по наземным целям. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, из которых 12 было с бронебойными снарядами и 18 – с осколочно-фугасными. Снаряды помещались в нише башни, а заряды в гильзах – в боевом отделении (27) и в отделении управления (3). Вертикальный привод наведения ручной, а горизонтальный – электрический.

Несколько забегая вперед, скажем, что в 1947 году завод № 9 спроектировал для ИС-4 строенную установку Д- 35, в состав которой вошла 122-мм пушка Д-25-Т и два пулемета 14,5 мм и 7.62 мм. Опытный образец Д-35 был изготовлен заводом № 9 и 18 октября 1948 г. сдан для монтажа в танк.


Тяжелый танк ИС-4, Дальний Восток


Вид на кормовую часть башни тяжелого танка ИС-4



Башня танка ИС-4

1 – башня; 2 – боковые листы крыши; 3 – средний лист крыши; 4, 11, 16 – смотровые приборы; 5 – крышка люка заряжающего; 6 – рукоятка; 7 – торсионы; 8 – цапфа; 9 – крышка люка командира; 10 – турель зенитной установки; 12 – люк наблюдения командира танка; 13 – колесо вентиляционного устройства; 14 – оградительное кольцо антенны; 15 – поручни; 17 -рым




Общий вид 122-мм пушки танка ИС-4 (вид сбоку)

1 – дульный тормоз; 2 – бронировка пушки; 3 – тормоз отката; 4 – шарнирная подвеска прицела ТШ-45; 5 – стопор пушки; 6 – закрывающий механизм и рукоятка затвора; 7 – проушины для стопора пушки; 8 – откидная часть ограждения; 9 – спусковой механизм с соленоидом электроспуска; 10 – боковой уровень; 12 – подъемный механизм; 13 – телескопический прицел ТШ-45; 14 – бронезаслонка прицела ТШ-45; 15 – люлька; 16 – резиновый амортизатор; 17 – ствол



На танке ИС- 4 был устанавливался серийный четырехтактный дизель В -12. Требуемая мощность 750 л.с. при 2100 об/мин. достигалась за счет форсирования установки на валу двигателя центробежного воздухонагнетателя. Неизбежным следствием этого было существенное снижение ресурса двигателя. Кроме того, В-12 снабжался двумя мощными горизонтальными вентиляторами, издававшими при работе тонкий пронзительный звук, так что идущий танк был слышен за несколько километров.

Попытка создать простую механическую трансмиссию для танка, имеющего удельную мощность всего лишь 12,5 л.с./т, оказалась неудачной. Поэтому было принято решение установить планетарную трансмиссию с механизмом поворота типа ЗК, улучшавшим поворотливость тяжелого танка. Это был один из примеров, когда прогрессивное конструкторское решение опередило существующую в то время технологию. Одно лишь применение работающих в масле дисков трения фрикционных устройств, которые не были освоены нашей промышленностью, могло повысить надежность новой трансмиссии и уменьшить ее массу и размеры.

Система питания топливом включала в себя три внутренних бака общей емкостью 410 л и четыре дополнительных наружных бака, расположенных на корме. Емкость каждого наружного бака составляла 90 л.

Движитель гусеничный с цевочным зацеплением и задним расположением ведущих колес. Ширина трака 720 мм. Опорных катков 14, их диаметр 550 мм. поддерживающих катков 6, их диаметр 330 мм. Подвеска независимая торсионная.

Танк ИС-4 серийно производился с 1947 года по 1949 год. Всего было изготовлено около 250 машин.

Большинство этих танков несло службу на Дальнем Востоке, в том числе в Маньчжурии, где они были готовы нанести удар по американским войскам, вторгшимся в Корею. Об эксплуатации танков ИС-4 хорошо сказано у подполковника И. А.Бескина, служившего в полку, вооруженном ИС-4: «При перевозке по железной дороге танки ИС-4 можно было грузить лишь с торцовой аппарели, а саму установку танка весом 60 т следовало осуществлять с точностью до 1 см по ширине!… Автомобильные мосты на автодорогах столь тяжелого танка не выдерживали, и приходилось каждый раз устраивать танковые переправы через любую речку.»


Общий вид 122-мм пушки танка ИС-4 (вид сверху)

1 -дульный тормоз; 2 – бронировка пушки; 6 – закрывающий механизм и рукоятка затвора; 8 – откидная часть ограждения; 10 – боковой уровень; 13-прицел ТШ-45; – - 15 – люлька; 16 – резиновый амортизатор; 18 – гнездо цапфы; 19 – передний кронштейн крепления пулемета ДШК; 20 – пулемет ДШК; 21 – задний кронштейн крепления пулемета; 22 – накатник; 23 – прилив муфты ствола; 24 – казенник; 25 – неподвижная часть ограждения;


Двигатель В-12 (вид со стороны передачи, левая сторона)


Боевое отделение танка ИС-4

1 – контроллер; 2 – механизм поворота башни с мотором; 3 – прицел ТШ; 4, 7.12 – смотровые приборы; 5,13, 26 – аппараты ТПУ; 6 – копиры; 8 – концевой переключатель; 9 – крышка люка командира танка; 10 – пулемет ДШК; 11 – крышка люка заряжающего; 14 – плафон; 15 – казенная часть пушки; 16 – вращающийся пол; 17 – сиденье заряжающего; 18 – поводок; 19 – снаряд; 20 – кассета; 21 – вентилятор; 22 – преобразователь напряжения: 23 – радиостанция; 24 – реле РПБ-1; 25 – пусковое сопротивление; 27 – сиденье командира танка; 28 – щиток башни; 29 – магазин-коробка пулеметной ленты; 30 – сиденье командира орудия



Корпус танка ИС-4 (вид сверху)

1 – скуловой лист; 2 – верхний лобовой лист; 3 – корпус люка механика- водителя; 4 – подбашенная крыша; 5, 7, 8, 18, 25 – горизонтальные листы днища; 6 – крышка люка запасного выхода; 9 – крышка подмоторного люка; 10, 12. 26, 27 – крышки сливных лючков масляного и топливных баков; 11 пробка отверстия для доступа к обогревателю; 13 – кронштейн оси балансира; 14 – наклонный бортовой лист; 15 – верхний кормовой лист; 16 – пробка отверстия для спуска масла из картера первичной передачи: 17 – вертикальный бортовой лист; 19 – средний бортовой лист; 20 – кронштейн для установки МДШ; 21 – пробка отверстия для слива масла из картера механизма передач и поворотов; 22,23 – кронштейны для установки механизмов трансмиссии; 24 – кронштейн для закрепления привода вентилятора; 28 – подмоторная рама; 29 – горизонтальный бортовой лист; 30 – наклонный лист днища




Корпус танка ИС-4 (вид спереди)

1 – корпус люка механика-водителя; 2 – верхний лобовой лист; 3 – скуловой лист; 4 – верхний бортовой лист; 5 – вертикальный бортовой лист; 6 – цапфа; 7 – кронштейн оси балансира: 8 – кронштейн кривошипа ленивца; 9 – нижний лобовой лист; 10 – рымы



Тяжелый танк ИС-4



Отделение управления танком ИС-4

1 – гильзы с зарядом; 2 – аккумуляторные батареи; 3 – топливный распределительный кран; 4 – ручной подкачивающий насос; 5 – педаль управления; 6 – сиденье механика-водителя; 7 – педаль подачи топлива; 8 – сектор ручной подачи топлива; 9 – кулиса: 10 – выключатель «массы»; 11 – стопор башни; 12 – автоматический клапан ППО; 13 – щитковый фонарь; 14 – щиток ПГ10 и МДШ; 15 – реле-регулятор; 16 – спидометр; 17 – щиток приборов воздухо- пуска; 18 – бачок для слива топлива при выпуске воздуха; 19 – углекислотный баллон: 20 – приборы наблюдения механика-водителя; 21 – щиток приборов механика-водителя: 22 – баллоны со сжатым воздухом; 23 – рычаг управления; 24 – тахометр; 25 – щиток электроприборов; 26 – плафон аварийного освещения; 27 – электросигнал




Крышка моторного отделения танка ИС-4

1,3 – пробки отверстий для заправки топлива; 2 – пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 4, 8, 12,15 – броневые решетки: 5.14 – лючки для выхлопных патрубков; 6 – пробка отверстия для заправки масла в картер привода вентилятора; 7,13 – надвентиляторные плиты; 9 – средний продольный лист; 10 – крышка надмоторного люка; 11- пробка отверстия для заливки масла



ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-5

Танка ИС-5 в природе не существовало. Этим индексом называли эскизный проект тяжелого танка, созданный в 1944 году в КБ завода № 100 в Челябинске под руководством Ж.Я.Котина. Дело не дошло даже до технического проекта.


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-6

Проект тяжелого танка ИС-6 (изд.253) разработали в начале 1944 года на заводе № 100. Танк был вооружен 122-мм пушкой Д-30, идентичной по баллистике и боекомплекту с Д-25Т. Пушка была спарена с 7,62-мм пулеметом СГМТ, а на крыше башни на турели устанавливался 12,7-мм пулемет ДШК.

Двигатель В-12У танка размещался в кормовой части корпуса. Машина снабжалась электрической силовой передачей. В ее состав входил главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и весом 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1 А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле В-12У были смонтированы два малых генератора Г-73 постоянного тока, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305 А и СГ-1 А. Тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилось изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигает 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, а на целине – 740 А. Напряжение в цепи 500 В.

Подвеска танка индивидуальная торсионная.

Параллельно был изготовлен и испытан еще один опытный образец танка ИС-6 (об.2521. на котором применялась механическая трансмиссия. Кроме того, в ходовой части были использованы опорные катки увеличенного диаметра, поддерживающих катков не было. Максимальная скорость об.252 составляла 43 км/час, так как восьмая передача в коробке скоростей была заблокирована. Вес танка 51,5 т.


Тяжелый танк ИС-6 (об.252)


Полноразмерная деревянная модель танка ИС-4


Один из опытных образно» танка ИС-7 с пушкой С-70, 1948 год


ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-7

Работы над первоначальным проектом тяжелого танка ИС-7 (об.259) Ж.Я.Котин начал еще в 1945 году, находясь в эвакуации в г.Челябинске. Эскизные чертежи общего вида машины Котин подписал 9.09.1945 г. Дальнейшие работы по танку ИС-7 велись в Ленинграде. В 1946-1948 гг. был разработан новый вариант проекта танка об.260.

Корпус танка был сварной с большими углами наклона броневых листов. Лобовая часть трехгранная, по типу ИС-З, но не выступавшая столь резко вперед. Башня цельнолитая сферической формы с переменной толщиной брони и углами наклона. Жесткость и бронестойкость корпуса удалось повысить за счет впервые применяемого прогнутого внутрь борта, создающего условия для рикошетировали попадающих в борт снарядов. Скошенные борта создавали пустые полости в под- моторном постаменте, и у конструкторов возникла мысль заполнить их топливом, получив таким образом дополнительные баки для горючего. Вскоре выяснилось, что постоянные вибрации от работающего двигателя нарушают герметичность сварных швов и через образующиеся трещины вытекает топливо. Поэтому от баков в подмоторном постаменте пришлось отказаться. В процессе проектирования и испытания опытных образцов вооружение и силовая установка претерпели значительные изменения.

Первоначально было проработано два варианта вооружения: 122-мм пушка большой мощности БЛ-13-1 и 130- мм пушка С-26; пулеметное вооружение обоих вариантов одинаково: два 14,5-мм и три 7,62-мм пулемета. 122 мм пушка БЛ-13-1 была спроектирована в 1944 году в ОКБ-172 (там работали ЗЭКи, не путать с вольнонаемным КБ завода № 172). Выяснилось, что БЛ- 13-1 имела лучшую баллистику, чем Д- 25Т. При весе снаряда 25,2 кг начальная скорость составляла 1000 м/с. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект 30 выстрелов.


Тяжелый танк ИС-7


Вид на правую сторону башни танка ИС-7, хранящегося в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке


130-мм пушка С-26 была спроектирована в ЦАКБ, а опытные образцы изготовлялись на заводе № 172. Вес снаряда 33 кг, начальная скорость 900 м/с. Ствол пушки моноблок со щелевым дульным тормозом и съемным казенником. Затвор горизонтальный клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Заряжание раздельно-гильзовое, причем гильза взята от 152 -мм пушки Кане и несколько укорочена. Длина отката нормальная 500-550 мм, предельная 560 мм. Боекомплект 31 выстрел.

Впервые в отечественных танках был применен (в обоих вариантах) электрический привод ВН. Угол ВН обеих пушек -3°; +15°. Прицел ТШ- 45. В обоих вариантах система заряжания механизирована. Скорострельность у БЛ-13-1 и С-26 примерно одинакова: 6-8 выстр/мин.

На первом опытном танке обр.260 была испытана 130-мм пушка С-26, данных же об испытаниях БЛ-13-1 нет. Однако последующие испытания танков об.260 производились с новой 130- мм пушкой С-70, которая начала проектироваться в ЦАКБ и доделана в ПИИ-58 (наследнике ЦАКБ). Пушка С-70 имела ствол моноблок, соединенный муфтой с казенником. Затвор клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Характерное внешнее отличие С- 70 от С-26 – дульный тормоз имел маленькое круглое отверстие, а не щелевой, как у С-26, а внутреннее отли чие – клин затвора имел вертикальный, а не горизонтальный клин. Калиберный бронебойный снаряд С-70 пробивал под углом 30° на расстоянии 1000 м 163-мм броню, а на расстоянии 2000 м – 143-мм броню.

В 1946 году на заводе № 172 было изготовлено три опытных образца пушек С-70, а в декабре 1948 года завод сдал малую серию из 15 пушек.



На полигонных испытаниях, проведенных с 22.06 по 21.07.1948 года, пушка С-70 сделала из танка ИС-7 (№ 3) 671 выстрел, из них 308 усиленным зарядом. По мнению комиссии пушка испытания выдержала, а пулеметное вооружение – нет. 11а испытаниях пулеметное вооружение состояло из одного 14,5-мм КПВ-44 и двух 7,62-мм РП-46, соединенных с пушкой, двух РГ1-46 курсовых, двух РП-46 боковых и зенитного пулемета КПВ-44. Конструкция пулеметных установок оказалась неудовлетворительной и подлежала переделке.

Испытания пушек С-70 продолжалось, по крайней мере, до 1951 года. Испытывали различные системы механической подачи и прицелов. Так, на испытаниях летом 1948 года танк № 3 имел прицел ТШ-46Р, а танк № 4 – ТП- 47П. Всего ЛКЗ изготовил 20 опытных типов ИС-7.

Не менее интересные метаморфозы претерпела и силовая установка танка. Первоначально было разработано четыре варианта силовой установки. В одном варианте был использован дизель КЧ-30 мощностью 1200 л.с. при 2000 об/мин., во втором – два дизеля В-12 мощностью по 600 л. с. при 2000 об/мин. В обоих случаях было разработано по два варианта трансмиссии – механической и электрической. В варианте с дизелем КЧ-30 предполагалось установить два параллельно соединенных генератора по 323 кВт, а с В-12 – два генератора по 336 кВт. В обоих случаях два тяговых электродвигателя развивали мощность по 315 л.с. В конце концов, завод № 77 завалил работы по созданию спарки двигателей В-16. Двигатель КЧ-30 (ТД-30) был установлен на первых двух танках об.260. В процессе эксплуатации КЧ-30 было выявлено ряд недостатков, и в последнем образце ИС-7 был применен морской 12-цилиндровый дизель М-50 мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Конечно, такой сравнительно тихоходный двигатель имел довольно большие габариты, что потребовало новых технических решений, обеспечивающих его установку без увеличения высоты машины. Рассматривая существовавшие компоновки моторных отделений, конструкторы обратили внимание на необходимость большого зазора между нижней точкой картера двигателя и днищем, в котором располагались торсионы подвески. Задались целью сделать торсионы такими короткими, чтобы между ними оказалось достаточное расстояние для размещения картера двигателя. И в то же время нужно было сохранить достаточные углы закрутки торсионов, чтобы не ухудшить характеристики плавности хода машины.

И выход был найден в создании так называемого пучкового торсиона, который состоял из семи тонких стержней. Таким образом, удалось сохранить мягкость подвески при резко уменьшенной длине торсиона. И сам корпус стал ниже, высотой всего 2426 мм, т.е. на 300 мм ниже танка ИС-2 и на 24 мм ниже танка ИС-3.

Для охлаждения двигателя на танке ИС-7 впервые применили эжекционную систему. Первые эжекторы изготовили из фрезерованных броневых листов и поместили их на крыше моторного отделения.

Впервые на кировских танках опробовали резиновые с протектором топливные баки. Часть их поместили в забронированном объеме, а часть – снаружи в подкрылках корпуса. В результате танк мог брать на борт 1300 л горючего (ИС-2 – 520 л и ИС-З – 750 л). И скорость он имел значительно выше – до 60 км/ч. Ни один из тяжелых танков не был способен развивать такую скорость. Резиновые баки позволяли максимально использовать внутренний объем моторного отделения и довести запас хода до 300 км.

Трансмиссия была принята механическая планетарная. На первом образце был механизм поворота планетарный двухступенчатый, на втором – типа ЗК.

В отличие от всех ранее проектированных тяжелых котинских танков гусеничный обвод для ИС-7 сконструировали без поддерживающих катков. Верхняя ветвь мелкозвенчатой шириной 710 мм гусеницы лежала непосредственно на опорных катках и отличалась от ранее применявшихся тем, что имела литые траки коробчатого сечения с резино-металлическим шарниром. Это нововведение позволило увеличить износоустойчивость гусеницы и уменьшить шум при движении. Литой трак оказался дешевле штампованного, хотя проушины нужно было механически обрабатывать. Но, поскольку сборка сложной гусеницы представляла собой определенные трудности для производственников, от дальнейшего применения такой гусеницы пришлось отказаться.

Опорные катки большого диаметра, на которые опиралась верхняя ветвь гусеницы, были двухскатные с внутренней амортизацией, причем ободы крепились к ступице болтами.

Экипаж танка состоял из пяти человек, четверо из которых размещались в башне.

ИС-7 имел самую толстую броню среди отечественных танков. Бронирование корпуса: нижний лобовой лист – 150/50° (толщина в мм/ угол наклона к вертикали), лобовые скосы – 150/58°, верхний лобовой лист – 45/82°. Бортовые листы: верхние- 150/52°, средние- 100/63°, нижние – 16/63°+ 16/ 0°. Корма: нижний лист – 70/8°, верхний лист – 70/55°. Крыша – 30-20/ 0°. Толщина брони литой башни: лобовая стенка – 240-350/45°-0°, боковая стенка 185-240/30°-45°, зад – 100/40°, крыша бака – 30 мм, крыша люка – 30 мм.

Броня танка выдерживала попадание калиберных бронебойных снарядов, немецких 88-мм и 128-мм противотанковых пушек, а также собственной 130-мм пушки С-70. Однако обстрел танка с собаками, размещенными на местах экипажа, когда было доложено, что «на состоянии животных результаты обстрела не сказались», был, мягко говоря, некорректным. Вспомним, как 140 лет назад генерал- адъютант Баранцев сделал глупейший вывод о неэффективности действия химических снарядов после испытания их на кошках. Маловероятно, чтобы экипаж ИС-7 полностью сохранил боеспособность после попадания в броню башни 130-мм снаряда, выпущенного с дистанции 1000 м.

В 1949 году ЛКЗ был выдан заказ на 50 танков ИС-7. Однако в том же году принимается постановление о прекращении работ над всеми танками весом свыше 50 тонн и создании нового танка, вес которого не укладывался в эти ограничения. Следствием этого решения было снятие с серийного производства ИС-4 и прекращение всех работ над ИС-7.

Продолжение следует


Михаил НПКОЛЬСКИЙ







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх