БРОНЕТЕХНИКА В БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ВОЙНАХ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Продолжение. Начало. «ТиВ» Ne№ 1. 2/99

Шестидневная война только усилила напряженность на Ближнем Востоке. Арабы такие обиды не прощают, вот и получается, что Израиль не столько выиграл войну, сколько потерпел сокрушительную победу. Закончив одну войну, следовало готовиться к следующей, чем победители и побежденные и занялись с удвоенной энергией.

Израильтяне возводили вдоль берега Суэцкого канала мощные укрепления, получившие название «линия Барлева». Линия Барлева представляла собой две полосы обороны общей глубиной 30-50 км. Передняя полоса имела две позиции, причем первая проходила непосредственно вдоль канала и представляла собой намытый из песка противотанковый вал высотой до 20 м (протяженность вала – около 160 км). На гребне вала были оборудованы взводные опорные пункты. Взвод пехоты поддерживал взвод танков. В толще вала находились емкости с нефтью и трубопроводы, обеспечивающие подачу нефти в канал. При угрозе форсирования водной преграды египтянами предполагалось выпустить нефть и поджечь ее.

Между первой и второй линиями обороны находилась рокадная дорога, по которой патрулировали группы мотопехоты и танков (не менее четырех танковых рот). По рокаде также могли перебрасываться на угрожаемый участок батареи САУ. Вторая линия обороны находилась на расстоянии 7- 10 км от первой, ее становой хребет составляли ротные опорные пункты, каждый из которых, по расчетам израильтян, мог автономно вести боевые действия в течении недели. Наконец в 25-30 км от канала находились в резерве три бронетанковых бригады. Сооружение линии Барлева обошлось Израилю в 300 млн. долл.

Оборонительный рубеж глубиной 12-20 км и протяженностью 75 км был возведен на Сирийском фронте на Голанских высотах. Основу обороны составляли опорные пункты на господствующих высотах. Огневая мощь опорных пунктов держалась на вкопанных в грунт танках (в среднем 10-12 танков на 1 км фронта). Был на Голанских высотах и свой «Суэцкий канал» – противотанковый ров шириной 6 м и глубиной 4 м.

И на Суэцком, и на Сирийском направлениях Израиль готовился к войне оборонительной, однако выводы по дальнейшему развитию своих вооруженных сил израильтяне делали на основе уроков войны сугубо наступательной. Ошеломляющий успех мотомеханизированных групп на Синайском полуострове привел генералов к переоценке роли танков и недооценке артиллерии и пехоты, в том числе и моторизованной. За ошибки в планировании пришлось расплачиваться кровью.

Как и прежде, развитие бронетанковых сил базировалось на двух китах – закупках новой техники и модернизации имеющейся. Израильтяне внимательно отслеживали положение дел в мировом танкостроении. Их внимание привлек английский «Читфен». Эта машина не пользовалась популярностью у европейских экспертов, ставивших во главу угла подвижность танка и не уделявших должного внимание бронезащите. На Ближем Востоке уже в полной мере прочувствовали, что тяжелые «Центурионы» на поле боя куда подвижней маневренных АМХ-13. Израильтяне получили два «Чифтсна» из Великобритании и всесторонне их испытали. По результатам испытаний был сделан вывод, что «Чифтен» наилучшим образом соответствует требованиям. Однако попытка купить «Чифтены» провалилась из- за вето, наложенного в 1969 г. на уже почти подписанный контракт английским правительством.

После шестидневной войны Израиль оказался в международной изоляции, и военным в какой-то мере пришлось вспоминать «самодеятельность» в деле оснащения армии военной техникой во времена войны за независимость. Особенно больно ударило по боеготовности армии свертывание военных контактов с Францией. Де Голль, возмущенный угоном агентами МОССАДа ракетных катеров из Шербура, полностью свернул все контакты с Израилем. Единственным западным государством, продолжившим открытое военной сотрудничество с Израилем после войны 1967 года, оказались США, которые активно начали поставлять Израилю самую современную военную технику, в числе которой были и 150 танков М60А1.


Египетские ПТУР на позициях. Синайский п-ов. 1973 год .


Понтонные парки, захваченные израильтянами на западном берегу Канала


брошенная арабской бронетехника


Подбитый израильский «Супер Шерман» на улице Суэца


Уроки, преподанные французами в деле усовершенствования «Шерманов», не пропали даром, и израильские инженеры вполне успешно занялись самостоятельной модернизацией боевых машин. Особое отношение у танкистов было к «Центурионам». С одной стороны, они считали эту машину наиболее хорошо вооруженным и защищенным израильским танком, с другой – терпеть не могли из-за ненадежности двигательной установки. Еще до начала шестидневной войны было принято решение модернизировать «Центурионы» путем замены двигателей; в мае 1967 г. с американской фирмой Теледайн Континснтал заключили соглашение на поставку 400 танковых дизелей AVDS-1790-2AC. Механическую трансмиссию «Меррит- Браун» предполагалось заменить гидромеханической «Аллисон» CD-8506. Новый моторно-трансмиссионный блок превосходил по размерам старый, поэтому кормовой лист корпуса пришлось отклонить на 3,5° от вертикали и увеличить высоту МТО. На танке также удалось увеличить емкость топливных баков, что наряду с установкой менее «прожорливого», чем бензиновый мотор дизеля привело к возрастанию запаса хода почти вдвое. Кроме модернизации силового блока были усовершенствованы тормоза, установлены новые системы пожаротушения и электроснабжения; некоторые танки получили 12,7-мм пулемет, монтировавшийся над стволом орудия; стрельба из пулемета велась с помощью элсктроспуска. Внешне модернизированный «Центурион» отличался увеличенной высотой МТО и наличием воздухоочистителя, размещенного на надгусеничной полке.

Работы затянулись, и первый модернизированный «Центурион» передали войскам только в мае 1970 г. Усовершенствованный «Центурион» получил собственное имя «Шот» («Кнут»); неофициально танк называли «Бен-Гурион». К началу войны 1973 года в вариант «Шот» была переоборудована большая часть из 700 израильских «Центурионов».

Израильтяне хотели по-возможности хоть в какой-то мере стандартизировать свой достаточно пестрый танковый парк, если не по типам танков, то хотя бы но снабжению боеприпасами и запасными частями. В промежуток с 1967 г. по 1973 г. на все «Паттоны» установили дизели AVDS- 1790, такие же, как и на «Шоты», и перевооружили их американскими 105- мм пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли и на израильских «Центурионах»), Стандартную на американских «Паттонах» командирскую башенку с пулеметом демонтировали, взамен установили башенку «Урдан» израильской конструкции. Американские танковые пулеметы М85 и М73 сменили более надежные MAG. Несколько модернизированных М48 принимали участие в шестидневной войне в составе угдата, которым командовал Израиль Тал.

Модернизированный М48 получил новое имя «Магач». Происхождение названия трактуется следующим образом: «Magach» – «Ma-Ga-Ch» – первый и последний слоги представляют начальные слоги написания на иврите цифр четыре и восемь, Ga – производное от Gimel – Германия, напоминание о том, что первые М48 были получены из ФРГ.

Нескольким сотням захваченным у арабов Т-54/55 также нашлось место в армии обороны. На них ставились пушки L7, американские пулеметы; на части танков заменили дизели, также на американские. В вооруженных силах Израиля модернизированные Т-54 получили индекс ТИ-67. Были приняты на вооружение и трофейные ПТ- 76, на которых заменили пулеметы и радиосвязное оборудование.

Весьма специфические бои «войны на истощение» на первый взгляд подтвердили преимущества САУ перед буксируемыми пушками. В межвоенный период Израиль продолжал наращивать количество самоходок в войсках. На заводе фирмы Солтам в Хайфе производилось переоборудование «Шерманов» в 155-мм самоходные гаубицы. Работа началась вскоре после окончания шестидневной войны. Вместо 155-мм гаубиц на части машин были установлены 160-мм минометы. Внешний вид самоходки достаточно необычен, и с ветераном- «Шерманом» самоходка «Солтам» имеет только общую ходовую часть. Вместо 155-мм гаубиц на части машин были установлены 160-мм минометы.

В 1969 году из США были доставлены 24 155-мм самоходные гаубицы M109, значительно превосходившие эрзац САУ на базе «Шерманов». В 1971 -1972 гг. американцы поставили Израилю 48 175-мм самоходных пушек M107 – ставших самыми мощными орудиями армии обороны.

Всего в армии Израиля к началу 1973 г. насчитывалось примерно 1700 танков и САУ. В сухопутных войсках имелось 10 танковых и 21 механизированная бригады. Большая часть армии занимала позиции на Синайском полуострове.

Хотя приоритет отдавался танкам, моральное и техническое старение полугусеничных БТР было столь очевидным, что их замену откладывать было никак нельзя. Еще во время войны 1967 г. из США в пожарном порядке было получено 200 гусеничных БТР МПЗ. В 1972-1973 гг. оттуда же пришло еще 448 бронетранспортеров и командно-штабных машин М577 на базе МПЗ. Другим источником пополнения парка пехотных транспортеров стала трофейная техника: захваченные БТР-50П и его чешский вариант ОТ- 62 «ТОПАЗ».

Перевооружение, а точнее, воссоздание броневой мощи арабских армий в 1967-1973 гг. велось беспрецендентными темпами. Египет за это время получил 1260 танков Т-54/55, 400 Т- 62, 750 бронетранспортеров БТР-50 и ОТ-62, 150 новейших в то время БМП-1, бронированные разведывательные машины БРДМ. Поставки вооружения Сирии были не менее масштабными.

Дело было не только в поставках новых танков и БТР, – боевую подготовку арабских армий взяли в свои умелые руки советские офицеры. В будущей войне египетской армии предстояло штурмовать линию Барлева, а потом вести сражения с израильскими бронечастями и отбиваться от налетов авиации. Для борьбы с танками арабская пехота в больших количествах получила на вооружение ПТУР 9MI4M «Малютка». Вообще-то противотанковые ракеты не были новинкой в ближневосточных армиях: французские SS.11 в войне 1967 года применял Израиль, египтяне использовали установки «Шмель» на автомобилях ГАЗ-69. Однако такое количество ракет при резком качественном росте подготовки их расчетов было новостью не только для Ближнего Востока. Бронетанковые части получили мобильные ЗРК «Квадрат» и ЗСУ «Шилка». В результате противовоздушная оборона подвижных частей арабской армии резко возросла, особенно наглядно это видно, если сравнивать с ПВО израильских угдатов, основу которых составляли трофейные ЗУ-23 или спаренные 20-мм автоматические пушки «Испано-Сюиза», установленные в кузовах многострадальных полугусеничных М 3.

К началу боевых действий армия Египта насчитывала 2200 танков и САУ, Сирии – 1350.


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Готовиться к броску на Синай Египет начал в 1971 году. В окрестностях Каира и Александрии были построены «кусочки линии Барлева», на которых войска учились форсировать канал и захватывать позиции на гребне вала. В составе Сооруженных сил резко возросло количество саперных подразделений. Особое место уделялось доставке бронетехники на плацдарм. Затаскивать тяжелые машины на вал, а потом спускать их оттуда – занятие не самое приятное, а главное медленное. Другое дело, если в вале проделать проходы. Песок – субстанция рыхлая и его можно размыть из водометов. Необычное оружие – водометы – было закуплено в Англии и ФРГ (всего – примерно 160 водяных пушек).

План войны окончательно подготовили к августу 1973 г., он получил название «Высокие минареты». Особенностью плана была тесная координация военных усилий Египта и Сирии. Первоначально намечалось начть форсирование канала в 18.00, чтобы заходящее солнце мешало вести прицельный огонь израильтянам. Однако в это же самое время солнышко помогло бы другим евреям расстреливать сирийские танки на Голанских высотах.Поэтому начало артиллерийской подготовки наметили на 14.00 как на Египетском фронте, так и на Сирийском.

Война началась в израильский праздник Иом-Киппура -день искупления (по другому – судный день, отсюда и название – «Война Судного дня») 6 октября 1973 г. Сокрушительная артподготовка силами 2 тысяч орудий и минометов (вряд ли удалось бы найти такое же количество САУ: артподготовка 6 октября – лучший ответ критикам советской концепции строительства этого рода вооруженных сил) началась в 14.05, пятью минутами раньше на позиции израильских войск обрушилась египетская авиация.


Колонна израильских танков ПТ-76 на марше


Суэцкий канал и песчаный вал линии Барлева


155-мм САУ на базе танка «Шерман»


Израильский модернизированый М48 Магам


Нельзя сказать, чтобы удар был внезапным; в в 4.00 утра 6 октября в Израиле знали о том, что возможно военные действия начнутся в 18.00. В 5.50 в Израиле была объявлена мобилизация. Внезапным был не столько египетский удар на Синае, сколько его мощь.

Артподготовку провели в лучших традициях советских пушкарей – недолго, но качественно. Уже через двадцать минут после начала канонады, огонь был перенесен вглубь обороны. Этих минут вполне хватило, чтобы вывести из строя почти все огневые точки на гребне канала. В 14.30 первые египетские солдаты уже были на вершине вала. Войска форсировали канал на всем его протяжении, а водометы начали размывать насыпь и готовить проходы для танков одновременно в 70 местах.

Израильтяне были ошеломлены, тем не менее , как только египетская пехота появилась на азиатском берегу канала ее атаковали танки 252-го угадата. Танки наступали в лучших традициях 1967 года – без предварительной разведки и без пехоты, одним словом «на ура». За что и поплатились. На каждые 3-4 солдата передовых штурмовых групп приходился противотанковый гранатомет РПГ-7. До конца дня египетская пехота совместно с расчетами ПТУР «Малютка» на БРДМ уничтожила по различным оценкам от 100 до 200 танков. Бессильна оказалась и хваленая израильская авиация. Все налеты отбивались «Шилками» и ЗРК «Куб». В первом же налете на переправы было сбито четыре самолета, а всего за первые три дня ПВО передовых арабских частей на Египетском и Сирийском фронтах сбили 80 израильских самолетов, не менее 30 машин уничтожили ЗСУ-23-4.

К вечеру 7 октября на Синайском полуострове находилось уже пять египетских пехотных дивизий, две танковые и одна механизированная – 850 танков, 100 тысяч солдат. Потери при форсировании канала составили 280 человек убитыми и 20 уничтоженных танков. Египетская 2-я армия вела наступление в направлении средиземноморского побережья, 3 -я армия – в районе Суэца.

Бои продолжались и ночью. В ожесточенном встречном бою египтяне разбили два батальона 401-й танковой бригады, входившей в 252 уг- дат. Вблизи местечка Романи рота египетских спецназовцев организовала засаду, в которую попала израильская механизированная группа; шесть танков было уничтожено гранатами РПГ. Аналогичную засаду арабы устроили в тылу самого северного опорного пункта линии Барлева. Один танк шедшего на помощь обороняющимся танкового батальона подорвался на мине, два – подбиты из РПГ.


Сгоревший израильский БТР М11З, Синай, 1973 год


Трофейный ОТ-62. На крыше установлено безоткатное орудие


САУ ИСУ-152 в качестве неподвижной огневой точки на западном берегу Канала


Египетский танк Т-55 с контейнером ИК-системы ночного видения от танка Леопард-1


Утром 7 октября израильтяне ввели в бой еще два угдата – 162-й резервный танковый под командованием генерала Авраама Адана и 143-й резервный танковый, где командиром был знаменитый Аризль Шарон. 252-й угдат занял позиции на южном фланге с задачей остановить продвижение 3- й армии. Жестокое танковое сражение на северном фланге, в районе Кантары, длилось весь день 8 октября; к вечеру в 162-м угдате уцелело только 120 танков. 600-я танковая бригада, входившая в этот угдат, потеряла 60% от имевшихся в ней утром танков. В одной из атак на египетскую оборону, бригада потеряла за 18 минут 24 танка. Для борьбы с танками египтяне использовали две эскадрильи вертолетов Ми-4, вооруженных ПТУР. До 50% потерь в бронетехники 162 угдат понес от вертолетов.

На следующий день была практически полностью уничтожена 190-я танковая бригада армии обороны Израиля, а ее командир полковник Асаф Ягури попал в плен. Показательно, что все первые дни «непобедимая» израильская авиация так и не смогла оказать сколько-нибудь значительного воздействия на ход сражения: арабская ПВО работала безукоризненно.

После жестоких боев первых четырех дней наступило относительное затишье; египтяне закреплялись на достигнутых рубежах, а евреи проводили ограниченные контратаки с целью выиграть время для подхода резервов.

Наступление возобновилось 14 октября в 6.30 утра силами двух танковых и четырех пехотных дивизий. Арабы с ходу продвинулись на 6-10 км, но потом встретились с упорным сопротивлением и вынуждены были перейти к обороне. Египетский удар остановили 200 израильских танков, вкопанных в землю, и вертолеты, вооруженные ПТУР «ТОУ»; 18 вертолетов уничтожили около половины танков египетской танковой бригады, наступавшей в районе перевала Митла. Израильские танкисты развили первоначальный успех в ходе завязавшегося ночного боя, уничтожив до 260 арабских танков и 200 БТР; собственные потери составили 40 танков. В это день погиб командующий израильскими бронетанковыми частями на Синае генерал Мендлср.

Общие потери обеих сторон в технике были катастрофическими. И арабам, и евреям пришлось обращаться к своим «спонсорам» – СССР и США – о срочной поставке оружия. Просьбы нашли понимание. В кратчайший срок военно-транспортными самолетами С-5 А в Израиль доставили 150 танков М60. 15 октября израильтяне попытались фронтальными контратаками, в которых приняли участие девять танковых бригад, смять войска 2-й египетской армии на исмаильском направлении. Сражение длилось весь день, но решающего успеха не достигла ни одна из сторон. Ход боевых действий сумел переломить Ариэль Шарон, предложивший нестандартное решение. В ночь на 16 октября весьма малочисленный израильский отряд в составе семи танков ПТ- 76 и восьми БТР-50П форсировал Большое Горькое озеро на стыке 2-й и 3-й египетских армий и захватил плацдарм на египетском берегу. Арабы сначала не придали этому плацдарму большого значения, кроме того, они просто не допускали возможности высадки противника у себя в тылу и не выделили средств для обороны западною берега канала. А зря, после захвата плацдарма саперы быстро навели понтонный мост, по которому на западный берег пошли израильские танки.


Израильская ЗСУ на базе БТР МЗ


Израильская ЗСУ на базе БТР МЗ


Т-62 египетской танковой бригады


БТР-50 египетской армии


Египтяне вскоре опомнились и попытались отрезать переправившиеся войска. В бой были введены 21-я танковая и 16-я пехотные дивизии. С воздуха танкистов поддерживали истребители-бомбардировщики Су-7, атаковашие наземные цели под прикрытием МиГ-21. По мнению обозревателя журнала «Авиэйшн Уик» налеты египетской авиации на позиции группы Шарона были самыми ожесточенными за все время боевых действий 1973 года. Исход всей войны теперь решался не на перевале Митла, а вблизи экспериментальной сельскохозяйственной станции на берегу Горького озера, известной как «Китайская ферма».

В ночном бою войска Шарона подбили около 150 египетских танков, потерян 70 своих. Танковые бои на плацдарме продолжались весь день 17 октября. Сражение развернулось на площади всего 20 кв. км. В этот день египтяне потеряли еще 160 танков, а израильтяне – 80. Последней попыткой арабов сбросить противника в канал стала атака 96 Т-62 из состава 25-й танковой бригады. Увы, в ходе боя модернизированные «Паттоны» 217-й танковой бригады, входившей в угдат «Брен», подбили 86 машин, потеряв только четыре свои. Больше никто не мешал Шарону перебрасывать войска на западный берег канала. Утром 19 октября израильские механизированные группы при поддержке авиации перешли в наступление с плацдарма. Летчики «Скайхоков» эффективно использовали 30-мм пушки «Эйден» (Израильтяне заменили ими 20-мм орудия, установленные на этих самолетах) против египетских танков и БТР. Оказалось, что 30-мм снаряды пробивают верхнюю броню башни и корпуса Т-54.

К вечеру сопротивление египетских частей было сломлено, а ПВО на западном берегу канала практически перестала существовать. Путь иа Каир был свободен. Однако тут уже традиционно для ближневосточных конфликтов в дело вступила ООН. Генеральная Ассамблея потребовала прекратить боевые действия в ночь с 22 на 23 октября, однако танкисты Шарона не спешили выполнять эти требования, напоследок они атаковали Суэц. Только после захвата города 25 октября бои прекратились. Суэц захватила механизированная группа из 24 танков, 8 БТР, джипов и автобуса (вот уж боевое средство!) с пехотой. В ходе боя в узких городских улочках 20 танков и БТР арабам удалось подбить. Это был последний аккорд битвы на Синае.


Египетский легкий плавающий танк ПТ-76, 1973 г


Средний танк М4 «Шерман» с башей от легкого танка АМХ-13, Египет, 1967 г


Египетский танк Т-54, Синайский полуостров, 1973 г


Израильский легкий танк АМХ-13.


Израильский бронетранспортер М113А 1 с установкой ПТУР.


Израильский танк Ti-67 (башня развернута в походное положение).







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх