|
||||
|
Б ольшой триплекс История создания В 1931 году АУ выдало задание КБ-2 на проектирование 305-мм гаубицы на обычном лафете, а заводу «Большевик» – задание на триплекс: 400-мм мортиры, 305-мм гаубицы и 203-мм пушки разборного типа, перевозимых на повозках на гусеничном ходу. Кроме того, инженер завода «Большевик» Чернявский в инициативном порядке разработал проект триплекса: 400-мм мортира, 305-мм гаубица и 203-мм пушка на обычном лафете. В 1932 году АУ рассмотрело все проекты, и на пленуме АУ было принято постановление «утвердить проект комбинированной системы 400/305/ 203-мм завода «Большевик» для дальнейшей разработки и изготовления опытного образца, а два других проекта КБ-2 и инженера Чернявского отклонить». Однако это постановление не было утверждено руководством ввиду последовавшего принципиального изменения основного задания на проектирование комбинированной системы. Ввиду того, что мнение некоторых инженеров, в числе которых был, на пример, Толочков, склонялось на сторону проекта Чернявского, было решено передать все три проекта комиссии экспертов. Эта комиссия предложила «объединить проекты» завода «Большевик» и Чернявского, то есть сделать новый проект из элементов прежних. Кроме того, комиссия предложила разработать гусеничный самоход под качающуюся часть этого триплекса. Таким образом, было принято нереальное условие, которое в конце концов погубило проект. ![]() 203-мсамоходная гаубица С-51 (вид сзади) ![]() 203-мм самоходная гаубица С-51 (схема А.Лютова) Таблица 84 ![]() Примечание: * В скобках дан вес снаряда по ТТТ Данные системы Б-23 на самоходе СУ-7 на июль 1937 г. Таблица 85 ![]() Решено было проектировать тяжелый самоходный триплекс 254/305/ 400-мм. Разработку качающейся части поручили заводу «Большевик», а шасси – опытному заводу Спецмашстроя. АУ в целях уменьшения веса и увеличения живучести стволов предложило заменить самоходный триплекс 254/305/400-мм дуплексом 203/305-мм, рассчитанным на применение беспоясковых снарядов. В декабре 1934 г. на конференции АУ были рассмотрены проекты 203- мм пушки и 305-мм гаубицы на самоходе. Заводы «Большевик» и опытный завод им. Кирова разработали два самостоятельных проекта самохода. Артиллерийская часть (общая для всех проектов) была разработана заводом «Большевик». Комиссия экспертов отвергла оба проекта: проект «Большевика» – из- за неудовлетворительной поворотливости, а проект завода им. Кирова – из- за «нереальности конструкции ходовых частей». Комиссия предложила разработать САУ с новой ходовой частью, чтобы иметь малый вес и хорошую мобильность, и выдала новые тактико-технические требования на разработку САУ 203/305. По этим ТТТ был разработан совместный проект 203/305-мм САУ заводов «Большевик» и Кировского. В основу разработки проекта были приняты веса нарезных снарядов, присланные АНИИ и отличавшиеся от указанных тактико-технические требований. Конструкция стволов принята со свободной трубой. Затвор общий для пушки и гаубицы по типу затвора Б- 30. Качающаяся часть по типу Шней- дера с откатом салазок со стволом по люльке. Откат переменный. Тормоз типа Б-4, накатник гидропневматический типа Б-27. Противооткатные устройства состояли из двух тормозов отката сверху и двух накатников снизу. Станок типа Б-4 покоился на опорных поверхностях САУ на трех конических катках. Подъемный механизм имел ручной и электрический привод, скорость ручного привода – 0,5 град./с, а электрического – 5 град./с. Прицел типа РМ с независимой линией прицеливания. Для подачи снарядов на лоток и подъема сошников был предусмотрен кран с лебедкой, имеющий электрический и ручной приводы. Вес артиллерийской части САУ составил 39-43 т, вместо заданного техническими условиями (ТУ) 30-35 т. Скорострельность – 1 выстрел в 1,3 минуты при электрическом действии прибойника. Расчет 15 человек. Самоходная часть была спроектирована несъемной, но конструкция гусеничного хода обеспечивала легкую его разборку на случай транспортировки по железной дороге. Общий вес САУ – 102- 106 т вместо 75-80 т по ТУ. Длина САУ была 12,34 м, что на 1,3 м превышало технические условия. Моторно-трансмиссионное отделение САУ находилось впереди, там же располагалась кабина на 2 человека. В кормовой части САУ имелось два сошника. В средней части размещался станок. Проектом предусматривался бензиновый мотор М-34. Рассматривался и вариант установки разрабатываемого дизеля ХПЗ мощностью 800 л. е., если его габариты не превзойдут габариты М-34. Удельное давление на грунт, кг/см 2 : для гаубицы – 0,845; для пушки – 0,888. Поворотливость на любом грунте не ниже, чем у Т-35. Преодолеваемые препятствия: брод – до 2 м; вертикальная стенка – до 1,4 м; ров – до 5,5 м. Проходимость – по двупутным мостам, на дорогах специального назначения с усилением деревянных опор и пролетного строения мостов. 2 октября 1937 х начальник АУ полковник Кириллов-Губецкой направил письмо на заводы «Большевик» и № 185 (им. Кирова): «Прошу прекратить разработку и изготовление самоходной 203-мм пушки и 305-мм гаубицы». К этому времени рабочие чертежи СУ-7 были почти закончены. Были изготовлены крупные заготовки. Завод им. Кирова изготовил макет САУ в натуральную величину. Ходовая часть должна быть готова в апреле-мае 1938 г. Главный конструктор завода «Большевик» Е.Г. Рудяк 19 ноября 1937 г. направил письмо маршалу Кулику, где говорилось: «Отношение АУ к проектированию СУ-7 было безобразным. Данные по снарядам были задержаны на год, а по зарядам ряд вопросов не решен и по сей день. Все в совокупности взятое дает основание думать об умышленном задерживании изготовлении опытного образца». Проектировщики СУ-7 выдвигали свои аргументы – у самохода плохая проходимость по местности, и особенно по мостам. Возникает необходимость создания специального тягача, способного вытащить застрявший самоход СУ-7. Требуется создание специальной платформы для его возки по железной дороге. При транспортировке самохода на железной дороге требовалось закрытие встречного движения. Баллистические данные гаубицы Таблица 87 ![]() Рассматривался вариант разборной САУ, перевозимой на трех самоходах: лафет, орудие и основание. Однако представители АУ заявили, что необходимость в разборном самоходе отпадает в связи с планами закупки 210-мм пушки и 305-мм гаубицы на заводе «Шкода». АУ официально прекратило заказ на СУ-7 письмом от 13 ноября 1937 г., в ответ «Большевик» предъявил отчетную калькуляцию на сумму 1 816 443 рубля 90 копеек за изготовление опытного образца. Последнюю точку в деле о СУ-7 поставил 21 апреля 1938 г. Ворошилов в письме к Молотову, где предложил отменить Постановление КО от 13.05.1937 г. по СУ-7. Описание и данные системы Б-23 Технический проект Б-23 был разработан КБ завода «Большевик» под руководством Магдасиева к ноябрю 1932 года. Стволы 203-мм пушки, 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры имели почти одинаковое устройство. Ствол каждой системы (203-мм, 305-мм и 400-мм) был спроектирован в двух вариантах: а) скрепленный ствол; б) ствол со свободным лейнером. Затворы у всех систем поршневые. 305-мм полевая гаубица КБ-2 История проектирования гаубицы В 1930 году в СССР было создано КБ-2, где работали германские специалисты (в основном из фирмы Рейнметалл). Разработка 305-мм гаубицы была включена в план работ КБ-2 уже в начале 1930 года, наряду с другими темами. 29 ноября 1930 г. на заседании КБ Оружобъединения под председательством комкора Уборевича немецкие конструкторы представили эскизный проект 305-мм гаубицы. Проект был одобрен, и 27 февраля 1932 г. немцы сдали рабочие чертежи гаубицы. В целом это был довольно удачный проект, но по непонятным причинам он не был воплощен в металле. Надо полагать, он оказался нежелательным конкурентом для «Большого триплекса» и, кроме того, АУ взбрело в голову иметь гигантские неразборные системы на «самоходах». Устройство гаубицы Ствол скрепленный. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Станины раздвижные типа орудий системы Депора. В боевом положении система в центре (немного ближе к дулу) опирается на круглую плиту, а сзади – на два мощных сошника. Платформы нет. В походном положении система перевозилась на шести основных и четырех вспомогательных повозках. Данные гаубицы Таблица 86 Калибр, мм………………. 304,8 Длина ствола полная, мм/клб 8200/27 Угол ВН, град………….. -12°; +50° Угол ГН, град………………. ±30° Длина отката, мм……… 1500 Сила сопротивления откату, m 12,6 Высота линии отя, м…. 2400 Вес системы в боевом положении, m 45 Максимальный вес повозки, кг 11 500 Клиренс повозки, мм….. 400 Диаметр колес повозки, мм 1200 ![]() А. КАРЕВА. В. ШПАКОВСКИЙ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|