УДАРНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ МИРА


С началом испытаний первого опытного образца LCH Индия присоединилась к числу стран, способных самостоятельно разрабатывать специализированные ударные боевые вертолеты. До сих пор такие машины строились только в США, России, Италии, Франции/Германии, ЮАР и КНР. Первым в мире ударным вертолетом специальной постройки еще в середине 60-х гг. прошлого века стал созданный в США на базе многоцелевого UH-1 «Ирокез» армейский боевой АН-1 «Кобра», до сих пор состоящий на вооружении ряда стран и остающийся в серийном производстве. Ниже приводится краткий обзор основных актуальных на сегодня программ зарубежных ударных вертолетов. Информацию по текущему состоянию производства отечественных машин данного типа (Ми-24/Ми-35, Ми-28Н, Ка-50 и Ка-52) можно найти в предыдущих выпусках нашего журнала (см. «Взлёт» №5/2008, с. 7, №1-2/2009, с. 28, №8-9/2009, с. 5), а также в отдельном материале этого номера (с. 24).


АН-1 «Кобра»

Производитель: Bell Helicopter (США)

Первый полег 7 сентября 1965 г.

Статус: состоит на вооружении КМП США, Сухопутных сил самообороны Японии, армий Южной Кореи, Пакистана, Турции, Тайваня, Таиланда, Ирана, ВВС Бахрейна, Израиля, Иордании. К 2010 г. на вооружении этих стран находилось около 580 машин, в т.ч. 292 - модификаций АН-1Е/ F/G/P/S (в однодвигательном варианте) и почти 290 -AH-1J/W/Z (в двухдвигательном).

Объем производства: с 1967 г. собрано почти 2400 вертолетов всех модификаций, в т.ч. более 1100 однодвигательных и свыше 1270 двухдвигательных, производство последних (в варианте AH-1Z) продолжается.

Численность вертолетов АН-1 «Кобра», состоящих на вооружении к 2010 г.: США - 167 AH-1W/Z, Япония - 84 AH-1S, Корея - 50 AH-1S и 3 АН-1 J, Пакистан - 26 АН-1 S/F, Турция - 23 АН-1 Р и 7 АН-1 W, Тайвань - 59 AH-1W, Таиланд - 2 АН-1 F, Иран -до 50 AH-1J, Бахрейн - 22 АН-1 Е/Р, Израиль -54 AH-1G/E/F/S, Иордания - 31 AH-1F/S.

AH-1Z - модернизированный вариант AH-1W с четырехлопастным несущим винтом и устанновленными на композитных законцовках цовках УР «воздух-воздух» типа AIM-9, прицельной системой с возможностью ночного видения, усовершенствованной авионикой и расширенным составом вооружения. В 1996 г. КМП США заказал модернизацию по новому проекту 180 вертолетов AH-1W, но в декабре 2008 г. Пентагон одобрил запрос КМП США на увеличение этого количества до 226 машин. Процесс модернизации стартовал в октябре 2003 г., поставки начаты 15 октября 2005 г. и должны продлиться до 2018 г. Последние 44 машины будут поставлены непосредственно с завода новыми. Поставки новых AH-1Z начаты в январе 2007 г.


АН-64 «Апач»

Производитель: Boeing (США)

Первый полет 30 сентября 1975 г.

Статус: состоит на вооружении армии США, корпуса армейской авиации Великобритании, сухопутных сил самообороны Японии, ВВС Израиля, Нидерландов, ОАЭ, Кувейта, Египта, Сингапура, армейской авиации Греции, сухопутных войск Саудовской Аравии; заказаны армией Тайваня. К 2010 г. на вооружении этих стран находится почти 990 вертолетов.

Объем производства: с 1984 г. выпущено свыше 1170 вертолетов, в т.ч. 937 построено первоначально в варианте АН-64А, с 1997 г. строится в варианте AH-64D. В 2009 г. заказчикам поставлено 22 новых вертолета AH-64D и модернизировано по их образцу 47 ранее выпущенных АН-64А.

Вертолеты АН-64А находятся на вооружении США с 1985 г. С 1997 г. начата программа поставок модернизированных вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу» с надвтулочной РЛС мм-диапазона AN/APG-78, «стеклянной» кабиной, новой авионикой и расширенным набором вооружения. К 2007 г. получены контракты на модернизацию по стандарту AH-64D в общей сложности 597 ранее выпущенных АН-64А.

Согласно прошлогоднему решению Пентагона, парк вертолетов «Апач» в армии США должен насчитывать 96 вертолетов АН-64А и 634 - AH-64D (по состоянию на март 2010 г. на вооружении армии США находилось 697 вертолетов AH-64A/D). Численность вертолетов «Апач» на вооружении других стран, по состоянию на 2010 г.: Великобритания -66 «Апач» АН Мк 1, Египет - 35 AH-64D, Греция -19 АН-64А и 12 AH-64D, Израиль - 37 АН-64А и

11 AH-64D, Япония - 5 AH-64D, Кувейт -16 AH-64D, Нидерланды - 29 AH-64D, Саудовская Аравия -

12 AH-64A/D, Сингапур - 18 AH-64D, ОАЭ -30 AH-64A/D.


А129 «Мангуста»

Производитель: AgustaWestland (Италия), TAI (Турция)

Первый полет: 15 сентября 1983 г.

Статус: состоит на вооружении армии Италии (59 машин), организуется лицензионное производство для армии Турции (вариант Т-129).

Объем производства: в Италии построено 60 вертолетов, производство в Турции начато в 2009 г. (заказана 51 машина плюс 40 машин - опцион).

А129 стал первым ударным вертолетом, разработанным в Западной Европе. Создан по заказу итальянской армии. На базе А129 разработана экспортная модификация A129I (International), в сентябре 2007 г. получившая новое название AW129. Армия Италии получила 45 противотанковых А129А и 15 многоцелевых ударных А129СВТ, в январе 2002 г. выдан контракт на модернизацию 45 ранее выпущенных А129А по стандарту А129СВТ. В марте 2007 г. начаты работы по оснащению вертолетов новым прицельным комплексом, позволяющим применять ПТУР «Спайк» ER.

Созданный на базе А129СВТ армейский боевой вертолет Т-129 (AW129) объявлен 30 марта 2007 г. победителем тендера на ударный вертолет для армии Турции. Согласно условиям контракта, Турция может также поставлять строящиеся у нее вертолеты в другие страны, за исключением Италии и Великобритании. Первый полет Т-129, собранного на предприятии TAI (Turkish Aerospace Industries) в Турции, состоялся 28 сентября 2009 г. Отличительными особенностями будущих серийных Т-129 станут использование турецких ПТУР UMTAS, более мощных двигателей CTS800-4N, авионики турецкой разработки и производства.


АН-2 «Руивалк»

Производитель: Denel (ЮАР)

Первый полет 11 февраля 1990 г.

Статус: состоит на вооружении ВВС ЮАР (12 машин).

Объем производства: 12 вертолетов.

Разработка собственного ударного вертолета начата южноафриканской компанией «Атлас» (Atlas Aircraft Corporation), предшественницей «Денел», в 1984 г. на основе легкого французского вертолета «Алуэтт» III. Первый полет прототипа XN-1 «Альфа» состоялся 3 февраля 1985 г., после испытаний которого в ЮАР начато проектирование перспективного ударного вертолета АН-2 «Руивалк» с использованием агрегатов более крупного вертолета SA330 «Пума».

Для ВВС ЮАР было построено 12 вертолетов, первый из них поступил на вооружение в 1999 г. «Руивалк» принимал участие в тендере в Турции (причем турецкой стороне предлагалось бесплатно демонтировать и перевезти в Турцию сборочную линию с завода «Денел»), но успеха не достиг -в результате 17 мая 2007 г. председатель совета директоров компании «Денел» Шон Либенберг объявил о прекращении финансирования работ по программе АН-2.


ЕС665 «Тигр»

Производитель: Eurocopter (Франция/Германия)

Первый полет: 27 апреля 1991 г.

Статус: состоит на вооружении армий Германии, Франции, Испании и Австралии. К 2010 г. на вооружение передано 34 из 206 заказанных вертолетов, в т.ч. Франция - 13, Германия - 7, Испания - 4, Австралия -10.

Объем производства: с 2002 г. изготовлено более 40 серийных вертолетов. К 2010 г. имеются заказы на 206 серийных вертолетов «Тигр», в т.ч. Франция -80 (первоначально - 215), Германия - 80 (первоначально - 212), Испания - 24, Австралия - 22. В 2009 г. заказчикам поставлено 7 вертолетов, новых заказов уже второй год подряд нет.

Проектирование вертолета велось в соответствии с тактико-техническими требованиями, выданными в 1984 г. командованием армий ФРГ и Франции. Контракт на постройку пяти прототипов получен в ноябре 1989 г. Поставки серийных вертолетов французской армии в варианте непосредственной авиационной поддержки «Тигр» НАР начаты в сентябре 2003 г. (с 2012 г. будут поставляться модернизированные вертолеты «Тигр» HAD). В конце 2003 г. начаты поставки в германскую армию в противотанковом варианте «Тигр» UH. В декабре 2001 г. получен контракт от Минобороны Австралии на поставку 22 вертолетов в модификации «Тигр» ARH (Armed Reconnaissance Helicopter), из которых 18 предусматривалось собрать на предприятии австралийской компании «Остралиан Аэроспейс» в Брисбене. В сентябре 2003 г. вариант вертолета непосредственной огневой поддержки «Тигр» НАР выбрала для себя Испания - он получила обозначение Tiger HAD {Helicoptero de Apoyo у Destruccion).

Отличительной особенностью вертолета «Тигр», не характерной для других машин данного класса, является широкое использование в его конструкции неметаллических материалов: фюзеляж вертолета на 80% выполнен из композитов. Кроме того, необычна схема размещения экипажа: пилот располагается в передней кабине, а оператор вооружения - в задней.


WZ-10

Производитель: CAIC (КНР)

Первый полет: 29 апреля 2003 г.

Статус: находится в опытной эксплуатации в армейской авиации НОАК.

Объем производства: не менее 8-10 машин

Один из самых загадочных современных ударных боевых вертолетов, ни разу не показывавшийся публично. Работы по теме «национального ударного вертолета» начались в Китае в 1979 г. Для изучения возможностей борьбы с бронетехникой и отработки концепции «национального ударного вертолета» Китай приобрел во Франции восемь вертолетов «Газель», вооруженных ПТРК НОТ. На основе полученного опыта в китайской авиастроительной корпорации Чанхэ (Changhe Aircraft Industries Corporation) приступили к разработке ударного вертолета, получившего название Z-10 или WZ-10. Комплекс вооружения вертолета включает подвижную пушечную установку с 23-мм скорострельной пушкой, а также подвешиваемые на подкрыльевых пилонах до восьми ПТУР HJ-9 или HJ-10, до восьми УР «воздух-воздух» TY-90 и блоки НАР разных калибров. Согласно данным в печати, небольшое количество вертолетов WZ-10 (не более 10) сегодня находится в опытной эксплуатации в армейской авиации НОАК. Первые два прототипа были построены в 2003 г., еще шесть предсерийных машин - начиная с 2004 г.













 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх