ПОЛЕТ НА ПАСХУ


Недавний авиасалон FIDAE 2010, прошедший в конце марта в чилийской столице Сантьяго, позволил сбыться давней, еще детской мечте директора по маркетингу нашего издательства - побывать на сколь далеком, столь и манящем острове Пасхи. Получивший свое название в честь того, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 г., этот остров с размерами всего около 12x24 км и населением лишь в несколько тысяч человек является самым удаленным обитаемым клочком суши в мировом океане: расстояние до континентального побережья превышает 3700 км, а до ближайшего другого населенного острова -1800 км. Если не брать в расчет длительное морское путешествие, то добраться на остров Пасхи сегодня можно только регулярными рейсами чилийской авиакомпании LAN. Ее услугами и воспользовался автор этих заметок.


…Когда мне было лет примерное двенадцать, на глаза попалась чудная книжка Тура Хейердала о его приключениях в южных морях - на островах, расположенных в южной части Тихого океана, о его первых поездках на Таити, Маркизские острова и более поздние экспедиции - прежде всего, на о. Пасхи, который собственно книги Хейердала и сделали знаменитым. Наверное, это

было чем-то сродни детективному роману, густо замешанному на древних тайнах, романтике тропиков и прочей подростковой магии, потому книга была прочитана «запоем». Разумеется, ни о какой поездке на о. Пасхи я тогда даже не мечтал. Во-первых, потому что далеко. Во-вторых, потому что не понятно, как добираться (это Хейердалу хорошо - он взял и арендовал на год траулер).

В-третьих, все это вообще случилось во времена СССР, а тогда не то что о какой-то Пасхе (кстати, идеологически совсем не выдержанное название!), но и о многих значительно более прозаических поездках даже думать не стоило.

Шли годы. Менялась страна. В какую-нибудь банальную Германию или Швецию стали ездить уже вполне свободно. Магия «заграницы» сошла на нет. Но о поездке на «остров детства» речь по-прежнему не шла. Между тем, за плечами уже был исторический факультет МГУ, прочитано немало литературы и об о. Пасхи, и о Полинезии, и об индейских культурах Южной Америки - так что, казалось, с закрытыми глазами можно

совершать экскурсии по загадочному острову, от одной ритуальной платформы аху (ahu) со статуями моаи (moai) до другой. Маленький зеленый остров с вулканическими вершинами и крохотной туземной деревушкой у подножия кратера Рано-Као все также манил детской мечтой, дымкой предутреннего сна.

Нельзя сказать, что я не пытался как-то исследовать вопрос о гипотетической поездке. Особенно все упростилось после появления «электронного монстра» - компьютера, подключенного к интернету. Выяснилось, что какое-то сообщение все-таки есть, и некоторые наши турфирмы организуют вояж по «южным странам» с посещением о. Пасхи. Но расценки были таковы, что возникал вопрос - не чартер ли фрахтуется?! Поиск в интернете давал «минимальную» (!) цену на авиаперелет более 170 тыс. руб. плюс собственно стоимость недельного тура в отнюдь не самой дорогой гостинице - еще 80 с лишним тыс. руб. А ведь еще визы и т.п. - итого «на круг» порядка 10 тыс. долл. При таком раскладе детским мечтам, похоже, не оставалось шансов превратиться в явь…

Все изменилось, когда было решено, что журнал «Взлёт» участвует в авиасалоне FIDAE 2010, проходящем в столице Чили Сантьяго. А ведь о. Пасхи был аннексирован Чили еще в конце XIX века. Так что, по крайней мере, вопрос с визой и перелетом из Москвы в Южную Америку, таким образом, снимался.

Выяснилось много интересных вещей. Не зря некий капитан и американский военный атташе посещали остров во время пребывания на нем экспедиции Хейердала, якобы в поисках места для строительства аэродрома промежуточной посадки при выполнении рейсов через Тихий океан. Не для самолетов они искали точку, а для возможной аварийной посадки американских «шаттлов». Благодаря такому интересу, построенная ВПП, отделяющая вулкан Рано-Као от остальной части острова и практически упирающаяся обоими своими концами в океан, оказалась способной принимать большие дальнемагистральные лайнеры. Сейчас рейсы на остров выполняют огромные «Боинги» 767, каждый из которых способен за один раз вывезти почти 10% всего местного населения. Выяснилось, что самолеты летают почти каждый день (иногда даже дважды в день - когда есть рейс дальше, на Таити), а обслуживает маршрут чилийская авиакомпания LAN.

По правде сказать, ни о чем мне это название не говорило - кроме того, что в Россию она не летает, представительства у нас не имеет и, значит, билет (если получится) можно забронировать и купить только через интернет, с помощью сайта авиакомпании. Честно говоря, думал, что это какой-то мелкий местный перевозчик - так, «регионал», летающий по горным деревням, чтобы виноградари теплого Севера (у них же все наоборот!) не забывали про холодные заповедники Юга. А оказалось, что это - крупная авиакомпания, с очень разветвленной сетью маршрутов по обеим Америкам, плюс трансатлантические перелеты. Уже потом многие говорили мне, что лучше и дешевле всего прилетать в Чили и летать по континенту именно с помощью LAN, а гордая надпись на рекламе «80 лет совместных полетов» (80 anos juntos balandos) сообщала, что это - одна из самых старых и заслуженных авиакомпаний мира. Оставалось только проверить ее на практике.

Сайт авиакомпании оказался вполне дружелюбным. Подтверждение о бронировании пришло быстро, но следующий контакт неприятно «царапнул» - в письме сообщалось, что «в связи с каникулярным и отпускным временем» (все ровно наоборот - начиналась осень и портилась погода!) сроки бронирования уменьшаются и билет надо выкупить раньше. Ну да не беда, все равно тянуть с этим я не собирался.

Итак, билет куплен. Жду поездки и аж подпрыгиваю от нетерпения - вдруг что-нибудь пойдет не так? Последнюю палку в колесо ожидания пыталась воткнуть природа: в Чили разразилось землетрясение. По счастью, после тревожных новостей, сдобренных, как выяснилось позже, изрядной долей слухов, полеты в Чили возобновились. Кстати, будучи на авиасалоне FIDAE 2010, довелось посетить стенд авиакомпании LAN в надежде обрести информированного собеседника, но к сожалению, удалось найти там только не слишком компетентных стендистов, никак не связанных с авиакомпанией. Может все-таки Международный аэропорт острова Пасхи - «Матавери Интернэшнл» (Mataveri International) - по-своему уникален. Находясь на высоте 69 м над уровнем моря, он имеет взлетно-посадочную полосу 10/28 длиной более 3300 м, полностью пронизывающую, от одного берега до другого, юго-западную оконечность острова. «Матавери» - самый удаленный аэропорт в мире: расстояние до другого ближайшего аэропорта - в столице Чили Сантьяго - 3760 км.


«МАТАВЕРИ» первоклассный аэродром посреди океана



Регулярные пассажирские полеты на остров Пасхи с континента стартовали в 1967 г. Рейс выполнялся раз в месяц на «Дугласе» DC-6B, время в полете составляло аж 9 часов. Спустя три года рейсы стали еженедельными, а на смену «Дугласам» пришли реактивные «Боинги» 707. Еще через год с промежуточной посадкой на острове Пасхи стали выполняться полеты из Сантьяго на Таити, а частота рейсов возросла до двух в неделю. Единственная авиакомпания, летающая сегодня в аэропорт «Матавери», -чилийская LAN.

В период 1984-1987 гг. ВПП аэропорта была удлинена и усилена, что позволило начать полеты на остров Пасхи широкофюзеляжных лайнеров. Однако истинная причина того, что остров располагает сегодня таким крупным аэродромом, в другом: здешнюю ВПП рассматривали как резервную для вынужденной посадки американских многоразовых космических челноков «Спейс Шаттл», случись на них нештатная ситуация вскоре после старта. Правда, приземлиться здесь «шаил» мог только в случае взлета с авиабазы «Ванденберг» в Калифорнии, а все космические миссии американских челноков, как известно, осуществлялись с мыса Канаверал во Флориде.

Несколько слов об этой самой трансокеанской аварийной посадке (Transoceanic Abort Landing, TAL). Она предусмотрена в том случае, если аварийная ситуация на «шаттле» произойдет в диапазоне от 2,5 до 8,5 минут с момента старта, когда он не может вернуться на аэродром на территории США. В этом случае экипаж должен приземлить корабль на один из нескольких заранее определенных аэродромов за океаном. В настоящее время таковыми являются авиабаза Истр во Франции, а также Сарагоса и Морон в Испании. Ранее среди таких «запасных» аэродромов числились также несколько авиабаз и аэропортов в Марокко, Нигерии, Гамбии и Сенегале, а для планировавшихся стартов с базы «Ванденберг» - и аэропорт «Матавери» на острове Пасхи. К счастью, история не знает ни одного случая, когда экипажу «шаттла» пришлось бы аварийно приземлять челнок через полчаса после неудачного старта. Но усилия американцев не пропали даром, и теперь на острове Пасхи имеется отличная длинная взлетно-посадочная полоса, способная принимать на радость многочисленным туристам широкофюзеляжные «Боинги» 767 чилийской авиакомпании LAN.


…Утро отлета на остров Пасхи. Из-за бесконечных перелетов, совпавших с переходом на летнее/зимнее (в зависимости от полушария) время, возникла некая путаница. Поэтому, чтобы исключить любые случайности, приезжаю в аэропорт сильно заранее и оказываюсь на регистрации аж за 2,5 часа до вылета (рейс в 8.30). Пассажирский терминал аэропорта - один из наиболее сильно пострадавших от землетрясения объектов в Сантьяго. В силу его важности для страны (а большинство международных рейсов осуществляется именно отсюда) восстановление началось сразу же после первых, наиболее разрушительных толчков. К моменту моего отлета частично восстановлен был именно международный сектор, а регистрация пассажиров и посадка в самолеты на внутренние рейсы проходила во временном павильоне, построенном рядом с основным зданием аэропорта. Понятно, что комфорта никакого, но, надо отдать должное персоналу аэропорта и авиакомпаний, - регистрация шла четко, никто не терялся, всех пассажиров оперативно «раскассировали» на нужные стойки и пропускали очень быстро. На регистрации я оказался одним из первых (что не очень-то удивительно), сдал багаж, получил посадочный с литерой J и отправился коротать время до вылета. По моим подсчетам, выходило, что место J будет около окна, что не могло не радовать.

Когда спустя два часа попал в посадочную зону, был неприятно поражен: ну кто сказал, что на о. Пасхи мало пассажиров? Откуда взялась эта странная убежденность, что полечу на полупустом самолете, хотя бы в силу землетрясения и окончания отпускного сезона в Чили (через несколько дней начинался учебный год)? Передо мной клубилась огромная многоязычная и разноголосая толпа, одетая в легкие живописные и весьма легкомысленные пляжные наряды, шор-тики, маечки и тапочки - «вьетнамки», с рюкзаками, палатками и пляжными сумками, явно рвущаяся из «городского рая» Сантьяго к еще более многообещающим радостям о. Пасхи. Конечно, умом я понимал, что со времен норвежского Тура прошло уже больше полувека, все изменилось, и туземная деревенька превратилась в городок с гостиницами, ресторанчиками, магазинами и - даже!-с супермаркетом (если, конечно, интернет не врал), что население острова уже больше 3000 человек, а туризм развивается, составляя главную статью доходов местного населения (в последние годы наблюдается взрывной рост потока туристов - с 25 тыс. в 2005 г. до 70 тыс. в 2009-м); что, наконец, в авиакомпаниях весьма рационально планируют загрузку на каждом направлении и никто не стал бы «гонять» 767-й «Боинг», если бы это было не выгодно. Все это я знал, но все равно ожидал пустого салона. Такой вот парадокс сознания. Все еще слегка оглушенный многочисленностью пассажиров, гружусь в автобус, который по летному полю везет нас к самолету. Забавно, но посадка в такой большой самолет идет не из привычного «рукава», а через обычный трап, забираться на который приходится прямо с летного поля.

Уверенно иду по дальнему проходу, отсчитывая ряды. Вот и мой. Радостно бросаю сумку на кресло у окна и проверяю место, но тут - неприятный сюрприз: мое место оказывается в среднем ряду, у прохода, - буквы присвоены местам не по порядку. Оборачиваюсь. Боже! Почему мне так везет? Когда летели из Москвы в Мадрид, в кресле за мной сидел младенец, который не замолкал всю дорогу, устроив самый длинный, на моей памяти, «концерт». Из Мадрида в Сантьяго такой же пассажир «зажигал» в двух креслах от меня, а теперь мама с младенцем оказались рядом. Что толкает этих людей на безумные пятичасовые и более перелеты с грудными младенцами? Какая нужда гонит их? Желание трехдневного отдыха на пляже или, наоборот, необходимость позаниматься в университетской библиотеке Сантьяго? Нет ответа…

От таких мыслей отрывает раздача завтрака. Тележка с едой и напитками, не торопясь, плывет по проходу. Напитки радуют широким выбором. Правда, без вина, но зато с пивом. Приборы в «пищевой коробочке» металлические, что радует, поскольку пластиковые, которые не стесняются - якобы из соображений безопасности, а по-моему, из экономии - выдавать даже «глобальные» авиакомпании, мнутся и ломаются, ужасно раздражая, особенно по утрам. Незадолго перед посадкой вновь развозят напитки и бутерброды.

За исключением скудноватой еды и неторопливости кабинного экипажа, впрочем свойственной всем латинским нациям, придраться особо не к чему. Зато салон оборудован системой развлечений. Может и не такой насыщенной, как на борту самолетов многими любимых, ближневосточных авиакомпаний, но вполне достойной: фильмы на испанском и английском, музыка, игры, камеры наружного обзора. Очень скрашивает досуг в долгом полете!

Перед посадкой раздают листочки пребывания на о. Пасхи со стандартным списком вопросов - мера не иммиграционная, а скорее статистическая. Вместе с листочком дают буклетик: «Берегите наш остров и памятники культуры. Не сорите, не ломайте, не лазайте, где ни попадя» - и это правильно! И раздавать на борту самолета - гарантия, что каждый все это получит в руки - других-то способов добраться практически нет.

Посадка, разгрузка, и вот я - на острове Пасхи!

Четыре дня на острове пролетают как один миг. Масса впечатлений - как от знаменитых и таинственных моаи, так и от красот местной природы, удивительным образом сочетающей райский климат, сочную зелень и первобытную суровость скал, с бушующими у их подножия пенными бурунами. Но пора возвращаться на континент.

Самолет улетает с острова около 12 дня, в связи с чем в местных гостиницах расчетный час не 12.00, как в большинстве стран мира, а в 10.00. Это здешняя особенность, связанная с расписанием авиарейсов. Куда податься? Все продумано. Регистрация начинается более чем за 3 часа. Сдаю свой чемодан и иду гулять - не хочется упускать времени, и - до отлета еще успеваю заглянуть в местный музей.

Место опять достается у прохода, хотя на этот раз самолет заполнен далеко не полностью - сказывается конец туристического сезона. Недоумеваю - почему опять не получается «у окошка»? Ведь оба раза попадал на регистрацию в числе первых… Раскрыть секрет удалось уже долетев до Москвы и забравшись в электронную почту. Накануне отлета, авиакомпания вежливо напоминала о предстоящем путешествии и предлагала зарегистрироваться заранее, выбрав себе место. Вот и все. Просто надо вовремя проверять электронную почту.

Пару слов о «цене вопроса». Приобретенный через сайт авиакомпании билет на рейс LAN из Сантьяго на остров Пасхи и обратно обошелся примерно в 700 долл., т.е. порядка 20 тыс руб. Перелет из Москвы в Сантьяго и обратно через Мадрид стоил еще 52 тыс. руб., итого - около 72 тыс. руб. Сравните с предлагаемой московскими турагентствами ценой билетов на остров Пасхи «от» 170 тыс. руб.!

Сводя все свои впечатления от перелетов, скажу так. Наверное, у каждого есть свой личный рейтинг авиакомпаний, с которыми приходилось летать. Есть такие, пользоваться услугами которых хочется снова и снова. Есть такие, на которые согласишься только от безысходности. LAN, на мой взгляд, не первая и, конечно, не вторая. Где-то ближе к первой пятерке. Хорошая, добротная. Не буду морщиться, если еще раз выпадет оказия полететь на ее самолете. Бутерброды в сумку - и вперед на борт. Тем более что на обратном пути не успел досмотреть фильм - есть повод для полета!








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх