ПРИЧИНА КАТАСТРОФЫ - КОНТРАФАКТ!


Сергей Поспелов


К итогам расследованиям катастрофы российского Ми-8 в Либерии

2 ноября 2007 г. жители небольшого африканского селения Ганта, находящегося в джунглях в приграничной зоне Республики Либерия, услышали звук летящего вертолета. Этими окрашенными в белый цвет вертолетами миссия ООН доставляла им гуманитарную помощь. Однако в этот раз ровный гул двигателей российского Ми-8 был нарушен резким щелчком, после которого, по словам очевидцев, от вертолета отделилась какая то деталь, и он начал падать. В результате грубого приземления Ми-8МТВ-1 (RA-27114), принадлежащий российской авиакомпании «ЮТэйр», разрушился и полностью сгорел, все три находившиеся на борту члена экипажа погибли. Причиной катастрофы вертолета стал отказ путевого управления из-за отрыва лопасти и последующего разрушения рулевого винта, все лопасти которого оказались контрафактными…

Экипаж вертолета Ми-8МТВ-1 (RA-27114) ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выполнял полет по заявке миссии ООН в Республике Либерия с целью доставки продуктов по маршруту Кари-Кемп - Ганта - Лагуато. Вылет из Кари-Кемп на Ганту состоялся в 9.15, загрузка на борту отсутствовала. Прогноз погоды по маршруту (по северному району Либерии) и фактические метеоусловия позволяли лететь по правилам визуального полета. В 9.35 экипаж вертолета произвел посадку в Ганте. После загрузки 1400 кг продуктов в 10.20 экипаж произвел взлет для следования на площадку Лагуато.

После взлета экипаж по КВ-радио-станции доложил диспетчеру о занятой высоте 1500 футов (около 500 м) и курсе следования на Лагуато 100°, расчетное время прибытия в Лагуато - в 10.40. Эти сведения были переданы диспетчером на площадку Лагуато. После истечения расчетного времени прилета вертолета, с площадки Лагуато доложили диспетчеру, что вертолет не прибыл, и запросили его местонахождение. Однако на неоднократные вызовы по радио экипаж на связь не вышел. Организованными поисками с помощью местных жителей и патрулей ООН в данном районе вертолет был обнаружен в джунглях разрушенным. Три члена экипажа (все - граждане России) погибли.

Падение вертолета произошло на удалении 7,6 км от площадки Ганта в густой тропический лес, с высотой деревьев 30-40 м. При столкновении с деревьями с большой вертикальной скоростью вертолет получил сильные разрушения. Далее на разрушенном вертолете возник пожар, в результате которого вертолет практически полностью сгорел. На месте происшествия сохранилась хвостовая и концевая балки, которые также имели повреждения и разрушения. Хвостовой редуктор и втулка рулевого винта с двумя поврежденными лопастями была обнаружена впереди места катастрофы на удалении 95 м, а третья лопасть - на удалении 540 м, практически на маршруте полета вертолета.

По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия, «катастрофа вертолета Ми-8МТВ-1

RA-27114 произошла в результате его падения в лесной массив с большой вертикальной скоростью, последующего разрушения и пожара. Причиной падения вертолета явился полный отказ путевого управления в полете из-за разрушения (обрыва) лопасти рулевого винта, приведшего к разрушению концевой балки и отрыву рулевого винта с хвостовым редуктором».

Проведенные исследования элементов рулевого винта, его лопастей, хвостового редуктора, фрагментов концевого вала, троса управления и части хвостовой и концевой балок в 13 ГНИИ МО РФ показали, что «разрушение лопасти №Б1064 рулевого винта №МХ-3010321 обусловлено усталостными разрушениями лонжерона и наконечника в результате исчерпания запаса их усталостной долговечности. Разрушение наконечника является вторичным по отношению к разрушению лонжерона лопасти. Дефектов металлургического происхождения в очагах усталостного разрушения не имеется. Признаков нарушения технологии склеивания лонжерона и наконечника, а также хвостового отсека и лонжерона лопасти не имеется».

По данным паспорта рулевого винта лопасти (№1057, 1064, 1052) были выпущены ОАО «ММЗ «Вперед» 18 июня 2001 г. и установлены при ремонте втулки рулевого винта на 810 АРЗ МО РФ (г. Чита) 5 февраля 2002 г. Однако проведение данного ремонта руководством завода не подтверждается.


Как установить контрафактность лопасти рулевого винта вертолетов типа Ми-8 (по цвету покрытия на торце кронштейна лопасти):

1. Цвет золотистый: анодированное покрытие не было нарушено, лопасть не является контрафактной

2. Цвет серебристый: покрытие было нарушено, лопасть является контрафактной

3. Цвет черный: покрытие было нарушено, но лопасть может быть как контрафактной, так и «настоящей». Требуется дополнительное исследование

Проведенным исследованием было установлено, что аварийная лопасть №1064 была фактически изготовлена в 1988 г., отработав вместо 1000 ч назначенного ресурса (после отработки которого она должна быть утилизирована) как минимум 2500 ч.

При анализе интернет-сайтов по продаже запчастей в 2001-2002 гг. бросается в глаза большое количество предложений по продаже рулевых винтов для вертолетов типа Ми-8. Велика вероятность того, что лопасти указанных винтов являются контрафактными.

Под контрафактной понимается лопасть рулевого винта, выработавшая назначенный ресурс, у которой удален ранее имевшийся номер и нанесен другой, что дает возможность реализовать ее как новую, с новым же 1000-часовым ресурсом. Как правило, паспорт на такую лопасть тоже подделывается. Однако известны случаи, когда с контрафактной лопастью шел оригинальный паспорт.

В рамках расследования катастрофы 2 ноября 2007 г. в Либерии в начале 2008 г. на базе ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (г. Тюмень) было проведено исследование комплектов лопастей рулевых винтов вертолетов, эксплуатировавшихся в Африке и имеющих признаки контрафакта. В частности, было установлено, что эксплуатировавшийся в Сьерра-Леоне вертолет Ми-8МТВ-1 отлетал межремонтный ресурс (1000 часов) на контрафактном комплекте лопастей, после чего на него был установлен новый комплект, тоже являющийся ко нтрафактным.

По указанию Ространснадзора были проведены проверки аутентичности лопастей рулевых винтов на всем парке вертолетов, которые были выполнены по специальной процедуре, рекомендованной разработчиком вертолета и утвержденной авиационными властями России. Проверка вертолетов в авиакомпаниях России и стран - участниц Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства выявила наличие комплектов лопастей рулевых винтов, имеющих одинаковые номера.

В настоящее время у автора этой статьи имеется информация об обнаружении четырех контрафактных комплектов лопастей рулевого винта вертолетов типа Ми-8, эксплуатирующихся в Перу.

Постараемся наглядно, на конкретных примерах, показать, как можно выявить контрафактные комплекты лопастей рулевых винтов на вертолетах типа Ми-8. Первый шаг, который стоит сделать инженерно-техническому персоналу и специалистам по материально-техническому обеспечению авиакомпаний, - это проанализировать паспорт лопастей рулевого винта и записи в нем. Далее необходимо проверить соответствие номеров лопастей в паспорте номерам, фактически нанесенным на лопасть. По данным ОАО «ММЗ «Вперед», в соответствии с технологией изготовления, номера на лопастях наносятся на комлевой наконечник, на торец кронштейна и на концевую часть лонжерона под съемным обтекателем.

В паспортах лопастей рулевого винта указывается только номер лопасти (он же номер лонжерона), который выбит и может быть прочитан на торце кронштейна лопасти. Остальные данные эксплуатанту неизвестны, поскольку они в паспортах не указываются. В практике автора был случай, когда старый номер на торце кронштейна лопасти был спилен, а новый не нанесен и все было аккуратно закрашено.

В процессе изготовления лопасти рулевого винта на ее металлические части электрохимическим способом (при окунании в специальную ванну) наносится анодированное покрытие, имеющее золотистый цвет. При нарушении покрытия цвет меняется на серебристый - цвет основного металла. Восстановление покрытия на готовой лопасти очень проблематично. Смыв лакокрасочное покрытие на торце кронштейна лопасти рулевого винта в районе выбитого номера, можно оценить состояние его поверхности. Возможны три варианта: поверхность торца кронштейна лопасти рулевого винта может быть золотистого, серебристого или черного цвета.

Золотистый цвет указывает на то, что анодированное покрытие не было нарушено и лопасть не является контрафактной. Серебристый цвет указывает на то, что анодированное покрытие было нарушено и лопасть является контрафактной. Так, после смыва лакокрасочного покрытия на торцах кронштейнов всех лопастей аварийного комплекта рулевого винта разбившегося в Либерии вертолета Ми-8МТВ-1 (RA-27114) было выявлено отсутствие анодированного покрытия (серебристый цвет торца кронштейна) и имелись следы механической обработки, что свидетельствует об удалении ранее имевшихся номеров и нанесении новых номеров. Весь комплект лопастей рулевого винта оказался контрафактным.

Черный цвет поверхности торца кронштейна лопасти рулевого винта указывает на то, что анодированное покрытие было нарушено, но лопасть не обязательно является контрафактной. Дело в том, что в случае неправильно или некачественно нанесенного на заводе-изготовителе номера, после его удаления и нанесения нового номера, восстановление анодированного покрытия производят окраской поврежденного участка клеем ВК-200 черного цвета. Данная операция согласованна с разработчиком.

При любом подозрении на контра-факт необходимо сделать запрос на завод-изготовитель (ОАО «ММЗ «Вперед») о соответствии номера лопасти номеру на комлевом наконечнике. Несоответствие номеров является признаком контрафакта. В случае, когда цвет поверхности торца кронштейна черный, нужно сделать запрос на подтверждение удаления ранее имевшихся номеров и нанесении новых с окрашиванием лопасти клеем ВК-200.

Кроме того, специалистами 13 ГНИИ МО РФ предложено проведение проверки наличия анодно-окисного покрытия на торце кронштейна рулевого винта методом неразрушающего контроля для исключения возможной его имитации.

Хотелось бы надеяться, что предлагаемые в этой статье советы помогут эксплуатирующим организациям избегать возможности установки в процессе ремонта имеющихся у них вертолетов типа Ми-8 контрафактных лопастей рулевого винта, применение которых ведет к летным происшествиям, а описанный случай обрыва лопасти рулевого винта Ми-8МТВ-1 (RA-27114) компании «ЮТэйр» в Либерии останется единственным.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх