Sikorsky S-65 (CH-53) Sea Stallion


Сикорский S-65 (CH-53) «Си Стэллион»


ТЯЖЕЛЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ. ВЕРТОЛЕТ

Предназначен для переброски грузов военного назначения.

Тяжелый транспортный штурмовой вертолет S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. под обозначением СН-53 «Си Стэллион». Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двумя двигателями Дженерал Электрик T64-GE-6 мощностью на валу 2125 кВт/2850 л.с. Вертолет получил задний грузовой люк, грузом могла быть гаубица калибра 105 мм или 38 экипированных военнослужащих. В дальнейшем были разработаны следующие варианты.

YCH-53A – опытный образец СН-53А. Первый полет совершен 14 октября 1964 г.

СН-53А – первый серийный вариант. Поставки начались в сентябре 1965 г. После модификации двигателей для длительной работы на максимальной мощности, усовершенствования фильтров воздухозаборника двигателя, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок произошло ускоренное развертывание СН-53А в Юго-Восточной Азии.

Начиная с 34-го вертолета, у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин В варианте RH-53A построено 139 вертолетов. На 15 из них, предназначенных специально для противоминных операций, стояли ТВД T64-GE- 413, на задней аппарели находилась прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части.

ТН-53А – вертолеты СН-53А, которые использовались ВВС с 1989 г. для подготовки экипажей МН-53.

НН-53В – восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных Авиационно-космической службе спасения и безопасного возвращения ВВС США. На этих аппаратах заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков. Вертолеты вооружены тремя вращающимися пулеметами GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7. Последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин MH-53J в конце 80-х годов.

НН-53С – улучшенный вариант вертолета НН-53В. Из них 44 были построены для Авиационно-космиче- ской службы спасения и безопасного возвращения ВВС США. Вертолет не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с самолетами-заправщиками НС-130. В 1972 г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения



СН-53С – оснащен «жабрами» и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга

S-65C-2 (S-650) – экспортный вариант вертолета СН-53С

S-65C-3 – второй и последний экспортный вариант вертолета СН-53, поставлявшийся в Израиль с 1969 г. Соответствует варианту НН-53С

CH-53D – улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот Поднялся в воздух 27 января 1969 г., построено 124 машины.

RH-53D – впервые полетел 27 октября 1972 г 30 вертолетов, названные «Си Стэллион» были специально разработаны для противоминных операции Оснащены силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415. Вертолет RH-53D отличается от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 12,7 мм.

VH-53D – два вертолета CH-53D, поставленных в Морской корпус США для особо важных персон.

CH-53G – вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии.

YHH-53H – первый вертолет был оснащен оборудованием «Pave Low I» (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), а также телевизионной системой обзора при малой освещенности. Позже аппараты были модифицированы к стандарту «Pave Low II» с внешними «жабрами» и топливными баками.

НН-53Н – восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту «Pave Low III». Оснащались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, ИНС, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет.



МН-53Н – модификация вертолета НН-53Н. Все машины стандарта «Pave Low III» модифицированы в стандарт MH-53J

MH-53J – модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания стандарта «Pave Low III Enhanced». Этот вариант имел шину цифровых данных, улучшенную трансмиссию, двигатели T64-GE-415 и 453 кг титановой брони; максимальный взлетный вес возрос с 19050 до 22680 кг

СН-53Е (S-80) «Супер Стэллион» – трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра). Разработка его велась с 1971 г на основе вертолета СН-53А. Первый полет предсерийной машины состоялся 8 декабря 1975 г., серийное производство началось в 1980 г.

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, тремя ГТД и трехопорным шасси (убирающееся, с носовой опорой). Фюзеляж водонепроницаемый, типа полумонокок, выполнен с применением легких сплавов, стали и титана. Отдельные секции кабины экипажа изготовлены из композиционных материалов на основе стеклоэпоксидного пластика Обтекатели втулки несущего винта, редуктора и капота двигателя выполнены из кевлара. Кабина экипажа трехместная, с расположенными рядом сиденьями. В грузовой кабине могут разместиться до 55 десантников или до 13 т грузов на семи стандартных платформах, которые загружаются через заднюю грузовую рампу с гидравлическим приводом Для буксировки имеется крюк, рассчитанный на усилие 16330 кг. Горизонтальное оперение установлено с правой стороны пилона рулевого винта и подкреплено подкосом.

Несущии винт семилопастный, с шарнирным креплением лопастей к втулке Лопасти новой конструкции, с улучшенным профилем, складывающиеся. Имеется система обнаружения неисправностей лопасти, использующая избыточное давление, создаваемое внутри лонжерона. Рулевой винт четырехпопастный, диаметром 6,1 м, с шарнирным креплением лопастей. Плоскость вращения рулевого винта отклонена влево для получения вертикальной составляющей тяги винта, компенсирующей заднее положение центра тяжести в связи с установкой третьего двигателя.

Сверху фюзеляжа в отдельных гондолах вместе с боковыми воздухозаборниками размещены два двигателя: третий находится за главным редуктором и закрыт обтекателем. Съемные и откидные панели облегчают осмотр двигателей, что резко сокращает время подготовки машины к вылету. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 2385 л, расположенных в боковых обтекателях, и 2 насоса – непосредственно у двигателей. С дополнительными баками общая емкость топливных баков, находящихся внутри фюзеляжа, достигает 12110 л. Спереди имеется выдвижная телескопическая штанга топливо- приемника для заправки топливом в полете. Кроме того, заправка может производиться с корабля посредством заправочного рукава, когда вертолет находится на режиме висения.

Система управления бустерная, дублированная, включает систему автоматической стабилизации с цифровым вычислительным устройством и четырехка- нальный автопилот. Пять гидроусилителей размещены в отдельном блоке за сиденьем летчика.

Вертолет оснащен системой автоматического управления полетом с двумя БЦВМ и автопилотом, опускаемым гидролокатором AN/ASQ-14, буксируемым тралом AN/ALQ-166 на подводных крыльях для детонации магнитных мин, буксируемым минным тралом AN/AQS-17 и электронным тралом AN/ALQ-141.

МН-53Е «Си Дрэгон» – вариант, сочетающий корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D. Является модификацией поисково-спасательного вертолета НН-53С. На нем увеличен запас топлива до 12110 л и размещены 2 пулемета калибра 12,7 мм, большие «жабры» и зеркала для обзора задней полусферы. Имеется грузовой крюк для буксировки, рассчитанный на усилие 13600 кг.

В отличие от базовой машины, он оборудован системой дозаправки топливом в воздухе; РЛС, обеспечивающей полет на малых высотах (около 30 м) в режиме следования рельефу местности и облета препятствий; ИК-станцией переднего обзора; доплеровской навигационнои РЛС и индикатором с движущейся картой. Двигатели вертолета оснащены защитным устройством от попадания посторонних предметов.




Для увеличения дальности полета на МН-53Н могут подвешиваться 2 дополнительных топливных бака емкостью по 2460 л. Тем не менее для обеспечения требуемой дальности полета вертолет должен как минимум один раз дозаправляться топливом в воздухе от самолета-заправщика КС-130 (высота полета при дозаправке 150 м).

Для спецподразделений ВВС с 1989 г. поставляется вертолет MH-53J, переоборудованный из поисково- спасательных машин НН-53В и С. Он оснащен улучшенным приборным и радиоэлектронным оборудованием, включающим ИНС, объединенную в комплекс с аппаратурой спутниковой системы НАВСТАР. Нагрузка на экипаж этого вертолета, выполняющего полет на малой высоте (30 м) в сложных метеоусловиях, значительно ниже, чем на экипаж МН-53Н.

В перспективе вертолеты серии MH-53J, возможно, будут заменены самолетами с поворотными двигателями V-22 «Оспри». Они считаются приемлемыми для решения задач сил специальных операций, поскольку являются летательными аппаратами вертикального или короткого взлета и посадки, имеют достаточно большой радиус действия и могут базироваться на кораблях.

S-80M-1 – вариант миноискателя для ВМС Японии

Вертолеты серии S-65 постепенно вытеснили вертолеты S-61 из морской пехоты США, хотя и сохранили конструктивную преемственность. В частности, как и у S-61, в них используются поплавки и задний грузовой люк для загрузки на плаву. Однако S-65 характеризуется и рядом принципиальных изменений. Лонжероны лопастей несущего винта сделаны на основе титанового сплава. Лопасти изготовлены таким образом, что могут автоматически складываться вдоль фюзеляжа. Для удобства размещения на подъемнике авианосца хвостовая балка с рулевым винтом также складывается. Это существенно упрощает размещение вертолетов в ангарах несущих кораблей.

Комплект БРЭО обеспечивает полеты ночью и в сложных метеоусловиях, а также дает возможность совершать посадку на воду.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CH-H53D CH-53E

Экипаж, чел. 3 3

Скорость, км/ч:

максимальная 315 315

крейсерская 278 278

Потолок, м:

статический 4080 3520

динамический 6220 5640

Дальность, км:

перегоночная 1640 2075

действия 483 –

Масса, кг:

максимальная взлетная 19050 31630

нормальная взлетная 16510 25400

пустого вертолета 10650 16480

Максимальная полезная нагрузка, кг 9070 16330

Число перевозимых людей, чел.:

десантников 38 55

раненых 24 36

Габариты вертолета, м.

диаметр несущего винта 22,02 24,07

длина 20,5 22,35

высота 7,6 5,32

Двигатель, л.с.:

ГТД General Electric T-64-GE-412 2 по 3925

ГТД General Electric T-64-GE-416 – 2 по 4380








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх