Примечания и комментарии

Соответствие едеииц измерения длины и веса, принятых в Великобритании с принятыми в системе СИ.


Единицы длины

Ярд – 914,4 мм

Фут (12 дюймов) – 304,8 мм

Дюйм – 25,4 мм

Линия – 2,117 мм

Единицы массы

Фунт -409,512 г

Пуд (40 фунтов) – 16,3805 кг


1* В Цусимском сражении шедшие головными русские броненосцы «Князь Суворов» и «Ослябя» первыми попали под сосредоточенный артиллерийский огонь противника. Фугасные японские снаряды больших калибров хотя и не пробивали брони русских кораблей, но зато наносили тяжелые повреждения незащищенным ею конструкциям корпуса, надстроек и дымовых труб, вызывая сильнейшие пожары. Уже через 45 минут после начала боя, объятый пламенем «Ослябя», с креном на левый борт, выкатился из строя, и вскоре, после того как опрокинулся, затонул. Практически одновременно покинул строй и «Князь Суворов». К этому моменту на нем были сбиты мачты и трубы, а охваченный огнем корпус имел множество пробоин. Тем не менее, броненосец оставался на ровном киле и продолжал отражать беспрерывные атаки японских миноносцев и крейсеров. Лишь после того, как на русском корабле вышла из строя практически вся артиллерия (кроме одного 75-мм орудия), миноносцы противника смогли подойти к нему на близкое расстояние и выпустить торпеды. Атака оказалась эффективной, по заявлению японцев, они добились четырех попаданий, после которых «Князь Суворов» затонул.

2* «Yane's Fijhting Ships 1905-06 гг.»/

3* Данный доклад был представлен британским атташе в Японии У.Пэкинхэмом. Остров Раунд представляет собой скалу длиной около 30 м и высотой 12 м. Японский флот, в рамках подготовки к бою со Второй Тихоокеанской эскадрой, 25 апреля 1905 г. провел большие артиллерийские учения, в которых участвовали все находившиеся в строю броненосцы и броненосные крейсера. В качестве мишени использовался остров Раунд. Броненосцы, в частности, на ходу с дистанции 2 500-3 400 ярдов (12,5-15 кбит) произвели по восемь выстрелов из 12-д орудий: «Сикисима» добилась шести; «Микаса» – пяти; «Асахи» – трех и «Фудзи» – двух попаданий.

4* В соответствии с общепринятой точкой зрения, официально поддерживаемой Адмиралтейством, «Дредноут» был построен в феноменально короткий срок – за один год и один день (с 02 октября 1905 г. по 03 октября 1906 г.). Однако, британский историк кораблестроения Д. Браун, опираясь на документы Портсмутской верфи, выяснил, что корпус корабля фактически начали собирать в первых числах мая 1905 г.ик моменту официальной закладки его техническая готовность достигала примерно 20-25%. Достаточно сказать, что в октябре 1905 г., непосредственно на корабле, работало свыше 1 100 инженеров и рабочих. Таким образом, «Дредноут» фактически был построен за 20 месяцев, а не за «год и один день». Как бы то ни было, но и этот результат следует признать для своего времени весьма выдающимся.

5* «Дредноут» вооружили орудиями «нельсонов» по предложению главного артиллериста флота Джона Джеллико. Причем были использованы стволы как основного так и запасного комплектов. Интересно то, что от башенных установок «Лорда Нельсона» и «Агамемнона» пришлось отказаться из-за их массогабаритных характеристик. 12-д орудия «Дредноута», имевшие индекс Mk X, являлись для своего времени наиболее совершенной тяжелой морской артиллерийской системой большой дальнобойности. Оно весило вместе с затвором 58 т и стреляло снарядами весом 386 кг. При стрельбе использовался заряд нитроцеллюлозного бездымного пороха (кордита) весом 117 кг. Начальная скорость снаряда составляла 840-860 м/с, а дальность стрельбы, на угле возвышения 13,5° – около 14 000 ярдов (15 000 м). Ствол орудия изготавливались по традиционной для Британии технологии – путем навивки поверх сталеникелевой внутренней трубы с нарезкой нескольких слоев высокопрочной стальной проволоки. Поверх нее надевалась еще одна труба, а затем кожух из углеродистой стали.

Башенные установки «Дредноута» были разработаны ф. «Виккерс». В отличие от установок «нельсонов» они имели лучшую компоновку боевого отделения башни, что собственно и позволило уменьшить диаметр поворотного стола установки и наружного барбета. Ф. «Виккерс» изготовила две кормовые башни, а «Армстронг», по тем же чертежам – три носовых. Подача боеприпасов из погребов осуществлялась по центральному неподвижному стволу до поворотной перегрузочной (рабочей) платформы, где элементы выстрела (снаряд и два полузаряда) перегружались в тросовый зарядник. По специальным направляющим из уголковой стали, элементы выстрела подавались в боевое отделение башни. Элементы выстрела выкатывались на откидные лотки, и после совмещения с осью качающейся части орудия, досылались в камору цепным прибойником, совмещенным с качающейся частью. После того, как орудие заряжалось и закрывался его затвор, зарядник вместе с заваленными откидными лотками разобщался с качающейся частью и уходил вниз в перегрузочное отделение за новым выстрелом.

Противоминная артиллерия была представлена 3-д (76,2-мм) пушками под литерным обозначением PIV, которые также изначально создавались для «нельсонов». Это орудие весило 915 кг и выстреливало снаряд массой 5,5 кг с начальной скоростью 800 м/с. К моменту вступления в строй «Дредноута» оно считалось морально устаревшим из-за малой разрушительной силы снаряда, не способного противостоять современным эсминцам того времени (таким, например, как упоминавшийся О. Парксом «Трайбл»), Вероятно, использование 3-д орудий на «Дредноуте» было в большей степени продиктовано жесткой экономией весов и объемов, нежели военной целесообразностью.

6* Крейсера типа «Инвинсибл» были вооружены такими же орудиями как и «Дредноут». «Инфлексибл» и «Индомитэбл» имели башенные установки с традиционным гидравлическим приводом, а «Инвинсибл» – с экспериментальным гидравлическим. В соответствии с контрактом ф. «Армстронг» и «Виккерс» обязались, в случае неудачи применения электрического привода, за свой счет переделать его на гидравлический. Подобным нововведением Адмиралтейство стремилось обеспечить скорость горизонтального наведения башен не менее 4° в секунду, которая обеспечивалась передачей У. Леонарда. Башни «Инвинсибла» имели сложную систему управления, в которой использовались электродвигатели с рабочим напряжением 200 В. Для их питания были установлены четыре парогенератора мощностью по 200 кВт и два дизель-генератора мощностью по 100 кВт, которые, в случае необходимости могли обслуживать общекорабельные системы. Помимо системы наведения башни электрические приводы в них имели механизмы зарядников, передаточные толкатели в перегрузочном отделении, двигатель прибойника, двигатель затворного механизма и двигатель вертикального наведения орудий. В башнях ф. «Виккерс» образца «В» (позиции «А» и «X») использовались пружинные накатники орудий, а в башнях ф. «Армстронг» образца «ВХ» (позиции «Р» и «Q») – пневматические.

Первые испытания орудийных башен «Инвинсибла», проведенные в октябре 1908 г. на подходах к о. Уайт, привели к многочисленным отказам электрических приводов и контактов. Восстановительный ремонт и частичная модернизация не принесли желаемых результатов – в марте 1909 г., во время очередного испытания в Кромарти-Ферт, отказы в механизмах наведения не позволили производить залпы из всех орудий с заданной скорострельностью. В августе-декабре 1909 г. на Портсмутской казенной верфи вновь попытались устранить недостатки конструкции башен «Инвинсибла», но стрельбы, проводившиеся в феврале 1910 г., оказались сорванными из-за массового выхода из строя электрооборудования. Последняя безуспешная попытка исправить положение была предпринята весной 1911 г. В конце-концов 20 марта 1912 г. Адмиралтейство приняло решение о замене электрических приводов в башнях «Инвинсибла» гидравлическими.

Противоминная артиллерия крейсеров типа «Инвинсибл» состояла из 16 4-д (102-мм) орудий под литерным обозначением МкШ. Вместе с затвором оно весило 1,3 т и выстреливало снаряд массой 11,3 кг с начальной скоростью 701 м/сек. Оно обеспечивало поражение цели на дистанции до 45 кб со скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Боезапас насчитывал 100 выстрелов (в унитарных патронах).

7* В Ютландском сражении «Инвинсибл» являлся флагманским кораблем контрадмирала Г. Худа, командовавшего 3-й эскадрой линейных крейсеров. Когда он вступил в бой, немцам уже удалось потопить два линейных крейсера Д. Битти – «Куин Мэри» («Queen Магу») и «Индефатигэбл» («Indefatigable»), о чем, судя по всему, Г. Худ не знал. «Инвинсибл» открыл огонь по немецкому линейному крейсеру «Лютцов» («LUtzow») и за 8 мин. успел добиться восьми попаданий (из примерно 50 выпущенных 305-мм снарядов). После этого он вступил в артиллерийскую дуэль с другим немецким крейсером – «Дерфлингер» («Derfflinger»). Противник первым же залпом накрыл «Инвинсибл». В течение 3-4 минут немцы выпустили около 24 305-мм снаряда, из которых восемь (по британским данным пять) поразили «Инвинсибл». Очередной залп с «Дерфлингер» накрыл среднюю часть британского корабля. Вероятно, один из снарядов проник в средний погреб (бортовых башен «Р» и «Q») боезапаса главного калибра и вызвал его детонацию. По одной из версий (основанной на показаниях спасшегося наводчика башни «Q») 305-мм снаряд пробил броню башни «Q» и взорвался. Пламя от взрыва проникло в погреб и вызвало детонацию боезапаса. По другой версии 305-мм снаряд прошел над главным броневым поясом, пробил броневую палубу и, попав в погреб, взорвался. В любом случае взрыв в центральной части «Инвинсибла» уничтожил обе бортовых башни и все корпусные конструкции от фок- до грот-мачты. Столб огня и угольной пыли поднялся более чем на 120 м. Корабль переломился и через 30 сек. затонул почти со всем экипажем (удалось спастись лишь шести членам экипажа, которых подобрал из воды эсминец «Баджер»), Носовая и кормовая оконечности крейсера местами разлома уперлись в грунт. И оставались видимыми более суток.

8* Артиллерия главного калибра кораблей типа «Беллерофон» полностью повторяла главное вооружение «Дредноута». Главные изменения коснулись лишь месторасположения приборов управления огнем. В частности, фок-мачту с основным корректировочным постом разместили перед носовой дымовой трубой, кормовой пост (резервный) смонтировали на грот-мачте, которая по размерам и конструкции повторяла фок-мачту. Ее разместили перед второй дымовой трубой в кормовой оконечности надстройки.

9* Первые самодвижущиеся мины (торпеды) Р. Уайтхеда были одновинтовыми. Упор лопастей винта на водную среду отклонял их корпус в сторону от направления движения. Аналогичная ситуация была и с горизонтальными рулями, которые ухудшали управление ходом торпеды по глубине (колебания могли достигать 8 м). В 1875 г. Уайтхед оснастил торпеду 3-х цилиндровым радиальным звездообразным двигателем Бразехуда и двумя соосными винтами противоположного вращения, что позволило улучшить управление по направлению и глубине. С 1897 г. Р. Уайтхед стал устанавливать на свои торпеды гироскопический прибор Л.Обри. Практически одновременно на торпедах появились активные вертикальные рули. Если первый обеспечивал устойчивое движение на заданном курсе (отклонение сократилось примерно до 1% от дистанции), то вторые позволяли управлять торпедой по направлению. Именно с этого момента во всех странах, занимавшихся развитием этого оружия, началось борьба за увеличение дальности и скорости его хода. Данный процесс привел к отказу от 381-мм торпед как исчерпавших перспективу дальнейшего улучшения ходовых качеств (ХК) – они имели небольшие объем воздушного резервуара (BP) и давление воздуха. В самом начале XX столетия британцы перешли на калибр 450 мм. Благодаря этому ХК их торпед резко возросли. Для сравнения, если при объеме BP ~ 270 л. и давление воздуха в нем 70 атм. стандартная 381-мм торпеда могла пройти около 600 м со скоростью 25-26 уз, то 450-мм торпеда при соответствующих параметрах ~ 350 л. и 150 атм. – свыше 2 200 м.

Перейдя на более высокое давление воздуха в BP, конструкторы столкнулись с другой проблемой – после расширения объема и снижения давления, температура воздуха резко падала, что приводило к обледенению механизмов торпед и как следствие – снижению их ХК. Для компенсации этого явления примерно в 1904-06 гг. ввели подогревательный аппарат (ПА) и таким образом получили торпеды с так называемым «сухим» подогревом. При сохранении всех прочих параметров новая конструкция позволила 450-мм торпеде проходить со скоростью 25-26 уз свыше 3 500 м, а со скоростью 29 уз – 3 000 м. Вскоре (ориентировочно в 1907-08 гг.) были приняты на вооружение торпеды с «влажным» подогревом. Не вдаваясь в детали их конструкции, отметим лишь, что со скоростью 25-26 уз они проходили свыше 7 000 м, а со скоростью 42-44 уз – свыше 2 000 м. Появление оружия с такими характеристиками совпало со вступлением в строй первых дредноутов. Понятно, что его боевые возможности не могли не сказаться на конструкции строившихся для британского флота линейных кораблей и линейных крейсеров. Речь, прежде всего, идет о конструктивной противоминной защите, которая от проекта к проекту занимала все большие веса и объемы, столь необходимые для более «важных» главных механизмов, бронирования и артиллерии.


О. Паркс

ЛИНКОРЫ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ Часть VI.

Перевод и подготовка текста – Е.В.Арбузовой

Художественное оформление, графика – Ю.В.Апальков



Линейный корабль «Дредноут» после спуска на воду и в первый год службы

Линейный корабль «Дредноут»


Вид на центральную часть и носовую надстройку линейного корабля «Дредноут»

Линейный крейсер «Индомитэбл»

Линейный крейсер «Инвисибл», апрель 1915 г.

Линейный корабль «Беллерофон»

Линейный корабль «Сьюперб»


Линейный корабль «Тэмерер»

Линейный корабль «Сент Винсент»

Линейный корабль «Вэнгард»

Линейный корабль «Вэнгард»

Линейный корабль «Колингууд»

Линейный корабль «Мичиган» (США)

Линейный корабль «Вестфален» (Германия)

Линейный крейсер «Фон дер Танн»

Броненосный крейсер «Бинхер»

Линейный корабль «Нептун»

Линейный крейсер «Индефатигэбл»

Главный калибр «Австралии»

Линейный крейсер «Австралия»


Линейный крейсер «Нью Зеланд» во время спуска на воду и в первые годы службы


Линейный крейсер «Нью Зеланд»

Линейный крейсер «Австралия»


Линейный корабль «Колоосус»









 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх